Презентация Деятельность школьного психолога по подготовке школьников к сдаче ЕНТ
ПУТИ К ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ.Деятельность школьного психолога по подготовке школьников к сдаче ЕНТ Терпиловская М.В.педагог-психологшкола – гимназия № 14. Успех на ЕНТ Качествен-ная Профориентация Психоло-гическая готовностьшкольников, родителей Работа учителей предметни-ков Виды деятельности психолога: информирование, тренинги, диагностика; Родители Учителя Школьники Работа с родителями: Информирование о результатах психологической диагностики;Коррекция эмоционального состояния;Рекомендации:Обеспечение условий для занятий;Режим труда и отдыха:Необходимость сбалансированного питания (живые витамины);Настрой на объективность, позитив. Работа с учителями: Цель: активизация различных приемов и методов работы с детьми в формировании функциональной грамотности.Информирование;Сказкотерапия;Арттерапия; Развитие мышления школьников как основасовершенствования функциональной грамотности школьников. Основным показателем, характеризующим функциональную компетентность школьников, является уровень развития мышления. Краткий отборочный тест (КОТ), групповой интеллектуальный тест (ГИТ), тест умственного развития (ТУР) отслежено изменение уровней развития мышления с 3 по 10 классы. Главным фактором успешности обучения школьников в учебном заведении является применение педагогических технологий развивающими функциональную грамотность учащихся. Если в сензитивный период не происходит развитие соответствующего вида мышления, то упущенное практически не восстанавливается. Результаты диагностики мышления наглядно показывают, что школьники начальных 3, 4 классов вполне способны решать задачи на теоретическом уровне, тогда, как задача решается не только для данного случая, но и для всех однородных, т.е. используется обобщенный способ решения задач и то при условии, если подобные задачи решались с учителем. В то же время, ученики более старшего возраста эту способность утрачивают и используют эмпирический, необобщенный способ решения задач, рассматривают решение только для данного частного случая. Мастер-класс: «ЕНТ – ЭТО СЕРЬЕЗНО!» Цель: создать условия для осознания педагогами – предметниками того факта, что школьники имеют широкую палитру видов мышления, а значит учителям нужно добиваться понимания учащимися изучаемого материала различными способами. «ЕНТ – ЭТО СЕРЬЕЗНО!» Записать три трудности, проблем с которыми сталкивались при подготовке школьников к ЕНТОбнаружение схожих трудностей, проблем, дополнение списка 5 минутКак усилить учебное понимание?Для разных школьников с разным типом мышления эффективны разные механизмы усиления понимания Индивидуальная работаРабота в микрогруппахМозговой штурмВывод «ЕНТ – ЭТО СЕРЬЕЗНО» Работа в микрогруппах 1. С преобладанием абстрактного мышления;2. С преобладанием образного мышления;3. С преобладанием практически – действенного мышления Модель механизмов понимания — значения и смыслы в сознании человека образуют некоторую сеть, систему взаимосвязей;— предлагаемое человеку новое содержание становится «понимаемым», если новое слово или словосочетание встраивается в сознание, образуя связи с соответствующими «узлами», значениями, смыслами;— эти связи образуются прежде всего на основе приоритетного для данного человека вида мышления (абстрактного, образного, практически-действенного). Задание в парах: — написать определение какого-либо научного понятия — максимально сократить это определение, сохранив суть понятия;— записать словесный образ, ассоциацию на данное понятие;— создать графический образ понятия (рисунок, схему, графический символ);— придумать способ выражения этого понятия в движении.Презентовать результат Вывод: Следовательно, когда школьник проработает понятие используя приоритетный вид мышления, он понимает, о чем идет речь, встраивает в сознание новое понятие, образуя связи с соответствующими «узлами», значениями, смыслами; Самый лучший способ улучшить память – РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ! Развивается способность быстро припомнить необходимый материал в нужный момент.Развиваются другие виды мышления. Понимание Память Мышление Пирамида знания 5 % лекции 10 % учебники 20% ауди, визуализац. средства 30 % демонстрация 50% групповое обсуждение 70 % практическое действие 90% обучает других Работа со школьниками: Профориентация;Коррекция эмоционального состояния, выявление страховКогнитивно-личностный тренингИндивидуальные и коллективные консультацииПозитивная беседа с выпускниками прошлых лет;Поиск собственных ресурсов;Мотивация к преодолению трудностей Просмотр фильмов«Цирк бабочек», «Подтверждение». Выбор профессии – сложный и длительный процесс Опасность Затягивание и откладывание проф.определения в связи с отсутствием интересов Общая незрелость, несформированность самонаблюдений,самооценки, умений рефлексии Сократить аварийность на 40-70% Снизить отсев обучающихся из- за профессиональной неспособности на 30-50% Уменьшить стоимость подготовкиспециалистов на 30-40% Увеличить надежность работы систем управления10-25 % ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА Профессиональное самоопределение1этап – детская игра;2 этап - подростковая фантазия;3 этап - предварительный выбор профессии;4 этап - практическое принятие решения:А) определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему, условий профильного обучения;Б) выбор специальности. Программа психологического тренинга для педагогов-психологов «Психологическая подготовка старшеклассников к сдаче ЕНТ» ПРОГРАММАзанятий по подготовкеучащихся одиннадцатого классак выпускным экзаменамс элементами психологического тренинга. Режим дня и работоспособность Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся 15-17 лет Дубровиной И.В. Диагностика профессиональной направленности: 1. твои профессиональные намерения;2. осведомленность о профессиях,3. изучение настойчивости,4. определение типа личности Д.Голланда,5. дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту»6. карта интересов Голомштока7. профессиональная мотивация8. предпочтительные виды профессиональной деятельности 9. образ профессии Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся 15-17 лет Дубровиной И.В.Цель: - развивать способность самостоятельно ставить собственные цели,помочь школьникам осознать то, к чему он сам стремится, придать этим целям реальную, побудительную силу.1. нарисовать свою будущую жизнь. 2. определить, в какой временной сетке вы работаете. 3. выбрать 4 самых важных на этот год цели. написать, почему вы точно уверены, что это для вас так важно. уточнить:сформулирована ли каждая цель в позитивных терминах, конкретна ли эта формулировка,есть ли ясное представление о результатеподконтрольно ли достижение этой цели вам личнонасколько ваша цель этически экологически чиста, 5. составить список ресурсов, которыми вы уже обладаете. 6. припомнить те случаи, из своей жизни, когда вы чувствовали, что вы достигли успеха. 7. описать, каким человеком вы должны были бы быть, чтобы достигнуть своих целей. 8. в нескольких тезисах сформулировать, что препятствует вам иметь все то, о чем вы мечтаете, к чету стремитесь, прямо сейчас. 9. записать пошаговый план достижения целей. 10. разработать стратегию достижения успеха.11. нарисовать мысленно свой идеальный день 12. описать ваше идеальное окружение. Надо помнить о том, что если вы не задаете собственные программы достижения результатов, к которым вы стремитесь, то кто-то другой это сделает за вас, включит вас в свой план. Диагностика личностных особенностей: Решение в трудных ситуациях.1.мотивация к успеху,2.мотивация к избеганию неудач,3.готовность к риску,4.агрессивности Ассингера,5.самоконтроль в общении,6.коммуникативные умения,7.сделать карьеру? 8.шкала поиска ощущений,9.вы руководитель?10. нервный срыв11. опросник Шмишека,12. опросник Айзенка. Выявление страхов Коррекция эмоционального состояния Полный цветовой тест М.Люшера Когнитивно личностный тренингпо А.Давлетовой Память, Внимание,Воображение,Мышление Мышление - конвергентное,дивергентное,пространственное,логическое. Поиск собственных ресурсов; Генограммы, герб семьи, автопортрет, рамка, Научная организация труда (НОТ) - Развитие умений рационально работать с информацией. Мотивация к преодолению трудностей Просмотр фильмов«Цирк бабочек», «Подтверждение». Развитие познавательных процессов; Развитие умений мобилизоваться в стрессе (дыхательные, двигательные упр.); Развитие волевой сферы, пространственного мышления, внимания, логики. Индивидуальные и групповые консультации «Учимся для жизни, а не для школы» Меня не ПУГАЮТ особыеУСЛОВИЯ: ПОСЛЕ РАБОТЫ мне хотелось бы: Мне хотелось бы ОТВЕЧАТЬ: Мне бы хотелось иметь работу по ХАРАКТЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ГДЕмне бы хотелось работать: В процессе работы МНЕ хотелось бы БЫТЬ: Мне бы хотелось выполнять работу с ПОМОЩЬЮ: Мне бы хотелось на работеиметь КОНТАКТЫ: Мне бы хотелось на работе ДЕЛАТЬ: ОБРАЗ ПРОФЕССИИ «ДУМАЕШЬ ТЫ ЧТО СМОЖЕШЬ ИЛИ ЧТО НЕ СМОЖЕШЬ, В ОБОИХ СЛУЧАЯХ ТЫ ПРАВ». Кедри Хром (1863 – 1947) Мобилизующие упражнения Дыхание по треугольникуМышечный вальс