Методические рекомендации для учителей при подготовке учащихся к итоговой аттестации по географии


Методические рекомендации при подготовке учащихся к итоговой аттестации.
Подготовка к итоговой аттестации требует от учителя знания нормативной базы, определяющей содержание образовательного процесса по географии, последовательной реализации базовой программы, владения методикой диагностики текущих и итоговых результатов обучения по предмету.
Оптимальное сочетание слова и наглядности, а также практической, исследовательской, поисковой деятельности учащихся – одно из основных условий повышения качества подготовки школьников и успешного выполнения заданий ЕГЭ и ГИА
При подготовке к экзамену целесообразно иметь представление о типичных ошибках, допускаемых при выполнении работ.
Уже на первых этапах изучения географии учителю необходимо продумать систему работы, ориентированную на применение в учебном процессе современных методов и технологий обучения. Существенной в этом плане выступает оценочная деятельность учителя. Оценка учебных достижений по сравнению с традиционной системой оценивания должна быть более содержательной, дифференцированной, объективной. На завершающем, «предвыпускном» этапе недостаточно «просто повторять» изученные темы или прорешивать многочисленные тесты.
Необходимо продумывать приемы, интенсифицирующие познавательную активность ученика, способствующие целостному осмыслению содержания крупных разделов и тем школьной географии, внутрипредметных связей между ними, применять приемы обучения, создающие благоприятные условия для применения знаний в известных (стандартных) и новых учебных ситуациях. В этой связи важно обратить внимание на обобщение и систематизацию основных знаний и умений, соответствующих требованиям образовательного стандарта.
В контролируемые на экзамене знания и умения, раскрываемые во всех разделах курса географии входят:
1)знание географических явлений и процессов в геосферах;
2)знание географических особенностей природы материков и океанов, особенностей природы России; стран мира и регионов
3)умение оценивать и объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира, России (в том числе такие явления, как «миграция», «урбанизация», «территориальная концентрация населения», «демографические факторы»);
4)умение выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
5)знание и понимание географических особенностей отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, хозяйства России
6)знание и понимание специализации стран, в том числе - России, в системе международного географического разделения труда;
7)знание и понимание природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем;
8)умение анализировать и составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели; анализировать количественную информацию, оперировать статистическими данными;
9)умение определять по карте (плану местности) местоположение географических объектов, а также расстояния, направления, географические координаты;
10)знание и понимание географических следствий движений Земли.
Если экзамен
выбрало большое число учащихся класса, то, необходимо планировать уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы;
если выбрало несколько учеников, то, для активной подготовки к экзамену целесообразно использовать внеурочное время: консультативные часы, элективыВначале обучающихся необходимо ознакомиться с нормативными документами, определяющими содержание и структуру экзамена в форме ЕГЭ:
демонстрационный вариант;
спецификация;
кодификатор.

Общие методические рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ.
При подготовке к экзаменам прежде всего необходимо добиваться освоения учащимися основного содержания курса географии непосредственно на уроках, т.к. содержание экзаменационной работы соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта. Основная часть заданий базового уровня основывается на знании важнейших географических теорий, законов, закономерностей, понятий и фактов, необходимых для их конкретизации. Это хорошо прослеживается уже в первом задании части А. В старшей школе особое внимание должно быть уделено повторению и закреплению наиболее значимых и плохо усваиваемых школьниками знаний из основной школы:
Рекомендации учителю по подготовке к аттестации
На уроках при проведении различных форм контроля необходимо чаще использовать задания, аналогичные заданиям ЕГЭ (например при проведении тематических зачетов, тестов, контрольных работ куда будут включены задания разного уровня сложности и в разной форме представления).
Кроме того необходимо постоянно предлагать задания:
на установление причинно-следственных связей в природе;
на формулирование мировоззренческих выводов на основе
знаний географических теорий, законов, закономерностей;
на установление соответствия процессов и явлений природы,
их последовательности.
широко применять карты, но не только как иллюстративного, вспомогательного материала, а как действенного инструмента синтеза и анализа разнородных сведений на определенной территории;
систематизировать и логически последовательно излагать страноведческую информацию.
Из опыта моей работы
На первом консультационном занятии я провожу входную диагностику на экзаменационных материалах прошлого года с целью выявления пробелов в знаниях. Как правило учащиеся показывают слабое владение материалом по курсам 6-7 классов в 9 классах, и в 6-8классов в 11 классе - в связи с давностью изучения.
Материал распределяю по четвертям соответственно последовательности прохождения этих разделов в школьном курсе. В конце каждой темы провожу промежуточную диагностику.(контрольные и тестовые работы с использованием вопросов из ДЕМО-версий ГИА и ЕГЭ)
Считаю обязательным выполнять тесты - домашние задания.
В конце года обязательно провожу контрольное тестирование, с включение заданий с КИМов
Зачеты для 10-11 классов -важны!
Немаловажным является и контроль за посещением дополнительных занятий со стороны классного руководителя и администрации школы.
В среднем с обучающимися прорешиваем до 15 КИМов прошлых лет на консультациях, а также большее количество прорешивается дома самостоятельно
В последнее время появилось большое количество электронных пособий с тестами в форме ЕГЭ. Часто их приносят сами дети, что дает дополнительные возможности как учителю, так и ученику.
Достаточно материала в Интернете - онлайн тестов, лекций преподавателей, видеоуроков и консультаций. Детям нужно говорить, где НЕОБХОДИМО ИМ брать нужную информацию
Планирование тем консультаций – важная составляющая в подготовке к экзаменам. Пример:
1. Географическая карта. Решение задач по плану местности (1 час)
2. Рельеф Земли. Литосферные плиты. Полезные ископаемые и закономерности их распределения. Рельеф России и полезные ископаемые(2 часа)
3.Атмосфера.Климаты Земли. Климат России. Работа по синоптической карте. (3 часа)
Не следует забывать об информационной поддержке учащихся.
На стенде «Как готовиться к ЕГЭ» в кабинете географии можно разместить сменяемые образцы ученических решений, задания с развернутыми ответами и их оценку с комментариями, тексты тестов ЕГЭ по географии с ответами, список пособий, которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке к ЕГЭ, кодификатор заданий ЕГЭ по географии и перечень проверяемых заданиями ЕГЭ умений, а также элементов спецификации КИМ. На стенде размещаются образцы бланков ЕГЭ, проводятся консультации по их заполнению.
Работа по подготовке
Любая подготовка к экзамену начинается с чтения и осмысления вопроса в тестовом задании.
При подготовке учащихся к экзаменам необходимо учить читать формулировки вопросов, обращать внимание на глубину постановки проблемы, на диагностические функции задания.
Важным направлением в процессе подготовки учащихся к экзамену - это систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями.
В первую очередь необходимо отрабатывать и закреплять знания и умения базового уровня.
Формирование навыков работы с рисунками, графиками необходимо осуществлять как на уроке, так и в системе домашней подготовки.
При выполнении заданий с графиками, картами и т.п. внимательно разбирать изображения, уточнять отдельные детали, помогающие находить нужный объект или фрагмент и внимательно выписывать (или вписывать) нужную цифру (или букву).
При организации текущего и тематического контроля знаний учащихся использовать задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ и ГИА: с выбором одного или нескольких верных ответов, на установление соответствия и последовательности процессов и явлений природы.
Для интенсивной и эффективной подготовки к ЕГЭ по географии учителю будут полезны следующие методические рекомендации и приемы:
- выделить базовые знания и умения;
- учебную информацию, которая требует прочного запоминания, следует заключать и представлять учащимся в виде логически законченных и коротких содержательных линий;
- согласовывать частоту повторений с закономерностями забывания учебной информации;
- следить за логикой изложения учебного материала, обращая внимание учащихся на те вопросы, которые вынесены в экзаменационную работу ЕГЭ;
- помнить, что главным средством упрочения знаний является их многократное самостоятельное повторение учащимися;
- добиваться глубокого и прочного усвоения каждым учеником не всего, что изучается на уроке, а главного, что соответствует требованиям государственного образовательного стандарта;
- осуществлять повторение и закрепление изученного так, чтобы активизировать не только память, но и другие психические процессы, прежде всего мышление, а также чувственный опыт учащихся;
- находить новые схемы повторения изученного, предоставляя ученикам возможность рассматривать изучаемые вопросы с разных позиций;
- постоянно повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;
- отказываться от однообразных и утомительных видов работы, поскольку их развивающий эффект незначителен;
- систематически организовывать работу с географической картой.
Кроме того, необходимо добиваться того, чтобы ученик четко понимал структуру контрольного задания и критерии оценивания ответа.
итог
К ГИА,ЕГЭ- как и любому другому экзамену, учащихся надо готовить. Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа учителя в течение всех лет обучения. Подготовка к экзамену не может быть сведена к «натаскиванию» на выполнение различных заданий «в формате ЕГЭ и ГИА», хотя и не исключает использования подобного типа вопросов. Включение в практику работы учителя используемых в ЕГЭ и ГИА заданий должно быть средством, помогающим лучше организовать познавательную деятельность учащихся, повысить эффективность образовательного процесса.
Разработанные задания для 9 класса
Решение задач по топографическому плану. Задания к ГИА 9 кл.
Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке.
1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки В. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
Ответ: ___________________________ м.
2. Определите по карте азимут от родника на точкуА, В. Ответ запишите цифрами.
Ответ: ___________________________ градусов.
3. Участники школьной футбольной секции выбирают место для обустройства нового футбольного поля. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

4. Определите в каком направлении от родника находится точка А, точка В?
5. Какой склон круче: на поле 1,2 или 3? Почему?
6.*Выпишите 3 объекта расположенные на севере.

Методические рекомендации составила учитель географии 1 квалификационной категории Кольской СОШ №2 Мурманской области- Свирко Т.В.
2014 год