РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 Основы анатомии и физиологии кожи и волос
Министерство образования и науки Самарской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ ТКСТП
_______________Дятлов С.В.
_________________20_____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 Основы анатомии и физиологии кожи и волос
«Профессиональный цикл»
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 43.02.02 парикмахерское искусство
Тольятти
2016г.
ОДОБРЕНО
методической комиссией
специальностей и профессий социально- экономического профиля
Председатель ________Швардыгулина Л.В.
протокол №____от ______20___
Составитель:
Ловягина Т.Н., преподаватель ГАПОУ ТКСТП
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Фадеева Н.В. методист ГАПОУ ТКСТП
Косарева Е.М. методист ГАПОУ ТКСТП
Содержательная экспертиза: Кошелева Т.Т. преподаватель ГАПОУ ТКСТП
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство №_466_ от 07.05.2014г на основе Разъяснений по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденных Директором Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации И.М. Реморенко «27» августа 2009 г.;
на основе примерной программы учебной дисциплины Основы анатомии и физиологии кожи и волос (Министерство образования и науки Самарской области, ЦПО Самарской области, 2011г.)
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
СОДЕРЖАНИЕ
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Приложение 1- КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Приложение 2- ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
Приложение 3- ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
ЛИСТ АКТУАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы анатомии и физиологии кожи и волос
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы анатомии и физиологии кожи и волос» - является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство базовой подготовки, разработанной в ГАПОУ ТКСТП, в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:16437 Парикмахер
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
анализировать состояние и проводить обследование кожи, структуры волос, плотности, направления роста волос, пигментации его по длине.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
виды типы волос;
особенности роста волос на голове;
основы анатомического строения кожи и волос, их структуру;
основные функции кожи, физиологию роста волос;
основы пигментации волос;
виды пигмента волос, их свойства, взаимодействие с препаратами;
особенности воздействия парикмахерских услуг на кожу головы и волос.
Вариативная часть
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
структуру, состав и физические свойства волос;
типы, виды и формы волос;
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство и овладению профессиональными компетенциями (ПК) (Приложение 1):
ПК 1.1 Проводить санитарно-эпидемиологическую обработку контактной зоны при выполнении парикмахерских услуг;
ПК 1.2 Анализировать состояние кожи головы и волос потребителя, определять способы и средства выполнения парикмахерских услуг;
ПК 1.4 Выполнять и контролировать все этапы технологических процессов парикмахерских услуг;
ПК 1.5 Консультировать потребителя по домашнему профилактическому уходу;
ПК 2.3. Выполнять прически различного назначения (повседневные, вечерние, для торжественных случаев) с учетом моды;
ПК 3.1. Внедрять новые технологии и тенденции моды
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК) (Приложение 2):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 66 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 44 часа;
самостоятельной работы студента 22 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
66
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
44
в том числе:
лабораторные занятия
Не предусмотрены
практические занятия
12
контрольные работы
Не предусмотрены
курсовая работа (проект)
Не предусмотрены
самостоятельная работа студента (всего)
22
в том числе:
Заполнение таблиц
Заполнение диагностической карты
Подготовка доклада
8
4
10
Самостоятельная работа на курсовой работой (проектом)
Не предусмотрены
Промежуточная аттестация (если предусмотрена), указать по семестрам
Не предусмотрена
Итоговая аттестация в форме (указать)
экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы анатомии и физиологии кожи и волос
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
2
1
Раздел 1. Строение кожи и волос
12
Тема 1.1. Топография кожи и виды волос
Содержание учебного материала
2
1
Топография кожи и виды волос
·
·
·
Лабораторные работы- не предусмотрено
Практические занятия - не предусмотрено
Контрольные работы- не предусмотрено
Самостоятельная работа - не предусмотрено
Тема 1.2
Морфологическое и анатомическое строение кожи и волос
Содержание учебного материала
2
1
Морфологическое и анатомическое строение кожи
1
2
Строение кожи
2
1
3
Морфологическое и анатомическое строение корня и стержня волоса
2
1
4
Пигменты волос
2
1
5
Сущность процесса формирования цвета волос
2
1
Лабораторные работы- не предусмотрено
Практические занятия
1
Анализ структуры волос
2
2
Анализ плотности волос
2
3
Анализ направления роста волос
2
4
Анализ пигментации волоса по длине
2
Контрольные работы- не предусмотрено
Самостоятельная работа: №1. Заполнение таблицы: Диагностика волос
4
Раздел 2.Основы физиологии кожи и волос
10
Тема 2.1.
Функции кожи
Содержание учебного материала
2
1
Функции кожи
1
Лабораторные работы- не предусмотрено
Практические занятия
2
5
Анализ состояния кожи
2
6
Проводить обследование кожи
Контрольные работы- не предусмотрено
Самостоятельная работа: № 2 Заполнение диагностической карты состояние кожи
4
Тема 2.2 Физиология роста волос
Содержание учебного материала
2
1
Физиология роста волос
2
1
Контрольные работы- не предусмотрено
Практические занятия - не предусмотрено
Контрольные работы- не предусмотрено
Самостоятельная работа - не предусмотрено
Тема 2.3 Жидкие среды организма человека. Кроваток и лимфаток кожи
Содержание учебного материала
1
Жидкие среды организма человека. Кроваток и лимфаток кожи
2
Лабораторные работы- не предусмотрено
Практические занятия - не предусмотрено
Контрольные работы- не предусмотрено
Самостоятельная работа:
№3 Подготовка доклада: Строение кровеносной и лимфатической систем
№4 Подготовка доклада: Кроваток и лимфаток кожи
№5 Подготовка доклада: Функции и состав крови
№6 Подготовка доклада: Значение крови, лимфы в сопротивляемости организма болезнетворным внешним факторам
2
2
2
2
Раздел 3 Элементарные основы биохимических процессов кожи и волос
12
Тема 3.1Основные биохимические процессы кожи и волос. Старение волос
Содержание учебного материала
1
Основные биохимические процессы кожи и волос
2
1
2
Старение волос
2
1
3
Значение белков и белковых веществ для организма человека
2
1
4
Диагностика типа кожи и волос
2
1
Лабораторные работы- не предусмотрено
Практические занятия - не предусмотрено
Контрольные работы- не предусмотрено
Самостоятельная работа№7 Составление таблицы по теме: «Диагностика типов кожи и волос»
4
Тема 3.2 Особенности воздействия технологий парикмахерских работ на кожу и волосы
Содержание учебного материала
1
Особенности воздействия технологий парикмахерских работ на кожу и волосы
2
1
2
Диагностика состояния окрашенных волос
2
1
Самостоятельная работа№8 Подготовка доклада «Воздействие парикмахерских технологий на кожу и волосы»
2
Всего:
66
3. условия реализации учебной дисциплины
Преподаватель учебной дисциплины в целях реализации компетентностного подхода, использует в образовательном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий: компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, групповые дискуссии в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета медико-биологических дисциплин;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий, раздаточный материал, плакаты, наглядное пособие;
- объемные модели
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Для преподавателей
Соколова Е.А. Основы физиологии кожи и волос: учеб.пособие: Рекомендовано ФГУ «Фиро». -176 с.,пер.№7 бц., 2011г.
Для студентов
Щербакова Л.П. Основы физиологии кожи и волос: Рабочая тетрадь: учеб.пособие.-80с.,обл. 2012г.
Дополнительные источники
Для преподавателей
Чалова Л.Д. Санитария и гигиена парикмахерских услуг: учебник для студ. Сред. Проф. Образования- М.: Издательский центр «Академия», 2010.-160с.
Для студентов
Чалова Л.Д. Санитария и гигиена парикмахерских услуг: учебник для студ. Сред. Проф. Образования- М.: Издательский центр «Академия», 2010.-160с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Должен уметь:
анализировать состояние и проводить обследование кожи, структуры волос, плотности, направления роста волос, пигментации его по длине.
Практические занятия
Должен знать:
структуру, состав и физические свойства волос;
типы, виды и формы волос;
Индивидуальные задания
Исследование
виды и типы волос;
особенности роста волос на голове;
основы анатомического строения кожи и волос, их структуру.
основные функции кожи, физиологию роста волос;
основы пигментации волос;
виды пигмента волос, их свойства, взаимодействие с препаратами;
Индивидуальные задания
особенности воздействия парикмахерских услуг на кожу головы и волос.
тестирование
Приложение 1
КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ПК 1.1 Проводить санитарно-эпидемиологическую обработку контактной зоны при выполнении парикмахерских услуг;