Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины ОП.04 «Основы физиологии кожи и волос»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХМАО-ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫ
НЯГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины
ОП.04 «Основы физиологии кожи и волос»
Составитель:
Михайловская Татьяна Васильевна
Преподаватель спецдисциплин
г.Нягань 2014
Учебная дисциплина ОП.04 «Основы физиологии кожи и волос» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии «Парикмахер». Дисциплина является общепрофессиональной и входит в профессиональный цикл.Одним из важнейших условий прочности и действенности формируемых у студентов знаний, умений и навыков является осуществление межпредметных связей в процессе изучения дисциплины «Основы физиологии кожи и волос».
Межпредметные связи проявляются в единстве трактовки аналогичных понятий, раскрываемых в программах и учебниках взаимосвязанных предметов, в рациональном отборе учебного материала, в базировании его на одних и тех же основополагающих законах и теориях.Так, изучаемая дисциплина ОП.04 «Основы физиологии кожи и волос» связана с общеобразовательной программой ОП.03 «Санитария и гигиена» – умение соблюдать санитарные требования, предупреждать профессиональные заболевания и знаний профилактику профессиональных заболеваний, основы гигиены кожи и волос, и с профессиональными модулями: МДК.01.01 «Стрижки и укладки волос», МДК.02.01 «Химическая завивка волос», МДК.03.01 «Окрашивание волос», МДК.04.01 «Искусство прически» – выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов по осмотру кожи головы и волос клиента.
В ходе обучения необходимо решить следующие задачи:
- познакомить обучающихся с особенностями роста и развития волос разного типа, фактуры и в зависимости от этого научить выбирать способы стрижки, укладки, химической обработки и т.д.;
- дать информацию о видах микроорганизмов, оказывающих влияние на здоровье человека (это важно для создания соответствующих условий труда, обеспечения санитарии и гигиены парикмахерских услуг);
- показать клинические признаки различных заболеваний кожи, волос и ногтей с тем, чтобы в будущей профессиональной деятельности студенты могли выявлять эти заболевания и осуществлять их профилактику. Изучение основных направлений дисциплины способствует формированию осознанного подхода к освоению выбранной профессии, развитию умений анализировать текущие ситуации, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы.
Максимальная учебная нагрузка дисциплины ОП.04 «Основы физиологии кожи и волос» 60 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки 40 часов и самостоятельной работы студентов 20 часов.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами практических заданий и самостоятельных работ. Учебная дисциплина « Основы физиологии кожи и волос» является специальной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных знаний и умений.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов научного представления о строении, функциях и свойствах кожи и волос.
При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на её характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление её разделов и тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Уметь:
-применять нормативную документацию по санитарно-эпидемической обработке;
-выполнять дезинфекцию и стерилизацию инструментов и контактной зоны;
-выполнять правила личной гигиены;
-определять наличие дерматологических проблем кожи, головы и волос
- определять типы, фактуру и структуру волос;
Знать:
-введение в микробиологию и эпидемиологию;
-болезни, передаваемые контактно-бытовым путём;
-основы гигиены парикмахерских услуг;
-санитарные нормы и требования в сфере парикмахерских услуг.
-типы, фактуру и структуру волос;
-болезни кожи и волос, их причины;
-профилактику заболеваний кожи и волос
Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Изучение программы позволит студенту сформировать представления о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии в будущей профессиональной деятельности.
Курс «Основы физиологии кожи и волос» содержит следующие темы:
Основы организации труда в парикмахерском деле
Право на организацию трудовой деятельности. Организация условий труда. Гигиена, санитария и производственный контроль при организации труда. Санитарно-эпидемические требования к парикмахерским. Основные правила по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Основы строения и физиологии кожи, волос и ногтей.
Общее представление об организме человека. Кожа и ее значение в жизнедеятельности организма. Общая характеристика, строение функции кожи. Значение волос в жизнедеятельности организма
Характеристика, типы и виды волос. Строение, рост и развитие волос. Повреждение волос. Общее представление о ногтях.
Основы микробиологии.
Наука микробиология и роль микроорганизмов в природе. Виды микроорганизмов. Бактерии. Грибы. Вирусы. Действие факторов внешней среды на микроорганизмы. Микробы в окружающей среде.
Основы эпидемиологии
Понятие о науке эпидемиологии
Факторы воздействия патогенных микроорганизмов на организм человека. Характеристика эпидемического процесса. Общая характеристика инфекционных заболеваний.
Характеристика противоэпидемических мероприятий
Противоэпидемические мероприятия . по борьбе с распространением инфекций, по созданию иммунитета к заболеваниям.
Основы дерматологии
Понятие о науке дерматологии. Болезни кожи. .Болезни, передаваемые парентеральным путем.
Болезни, передаваемые контактно-бытовым путем.
Болезни, передаваемые воздушно-капельным путем
Профессиональные заболевания парикмахеров.
Гигиенический уход за волосами, кожей и ногтями.
Перечень практических занятий:
Практическое занятие №1. Санитарно-эпидемические требования к парикмахерским.
Самостоятельная работа №2. Подготовить эссе на тему: «Влияние здорового образа жизни на трудовую деятельность человека».
Практическое занятие № 3. «Определение типов кожи». .Практическое занятие №4.«Волосы в жизнедеятельности организма».
Практическое занятие № 5 «.Гигиенический уход за кожей и волосами».
Практическое занятие № 6. «Алгоритм диагностики волос».
Практическое занятие № 7. «Анализ химического состава волоса».
Практическое занятие № 8. Составление схемы строения стержня волоса».
Практическое занятие № 9. «Действие факторов внешней среды на микроорганизмы»..Практическое занятие №10. «Составление рисунка микробной клетки».
Практическое занятие № 11. « Болезни кожи и волос».
Практическое занятие № 12. Отработка навыков дезинфекции инструментов парикмахера.
Практическое занятие №13 «Понятие о дерматологии».
Практическое занятие № 14. «Разработка индивидуальной программы ухода за кожей».
Практическое занятие № 15. «Разработка индивидуальной программы ухода за волосами.
Перечень внеаудиторных самостоятельных работ:
Самостоятельная работа №1. Подготовить сообщение на тему: «Организация профилактических мероприятий при обслуживании посетителей».
Самостоятельная работа №2. Подготовить эссе на тему: «Влияние здорового образа жизни на трудовую деятельность человека».
Самостоятельная работа №3..Подготовка сообщений по темам
«Интересные факты о коже», «Специфические обменные процессы кожи», « Уход за кожей».
Самостоятельная работа №4. Подготовить сообщение по теме «Жизненные функции волос и их химический состав».
Самостоятельная работа №5. Подготовка сообщений по темам «Строение бактериальной клетки»., «Физиология микробов».
Составление мультимедийной презентации «Действие факторов внешней среды на микроорганизмы».
Самостоятельная работа №6. Подготовка сообщений по теме: «Микрофлора здорового человека».
Самостоятельная работа №7. Подготовка сообщений по темам:
1 Дермалогия как наука, её задачи.
2 Пути проникновения в организм возбудителей кожных заболеваний.
3 Признаки болезней кожи.
4 Врождённые особенности и недостатки кожи и волос.
5Себорея, виды.
Самостоятельная работа № 8 Подготовитьэссе по темам:
Болезни, передаваемые парентеральным путём.
Болезни, передаваемые контактно – бытовым путём.
Болезни, передаваемые воздушно – капельным путём
Самостоятельная работа №:9.
Написание рефератов на темы: «Себорея», «СПИД».
Самостоятельная работа №10. Подготовка сообщений по темам: «Врождённые особенности кожи», «Профилактика болезней кожи и волос».
Вопросы для подготовки к зачёту:
Перечислите три слоя кожи.
Из каких слоёв состоит эпидермис?
Из каких слоёв состоит дерма?
Какие функции выполняет гиподерма?
Дать определение понятию « иннервация кожи».
Выполнить рисунок строения кожи в конспекте с указанием слоёв, рецепторов и кровеносных сосудов.
Что происходит с кровеносными сосудами во время жары и холода?
Каким образом происходит питание эпидермиса?
Объяснить понятие «кератин».
Объяснить понятие «меланин».
Расскажите о строении волоса в продольном направлении.
Из каких слоёв состоит волос в поперечном сечении?
Какими свойствами обладает волос?
Какие волосы одновременно растут на теле человека?
Расскажите о фазах роста волос.
Дать определение понятиям: « эккринные железы», «апокринные железы».
Для чего служит секрет сальных желёз?
Что является последствием чрезмерного выделения кожного жира?
Расскажите о строении ногтя.
Выполнить кроссворд по теме: « Кожа и её придатки».
Сделать презентацию по теме: « Кожа и её придатки».
Назовите факторы, вызывающие кожные болезни.
Расскажите о заболевании «себорея».
Объясните причины возникновения перхоти.
Дайте определение понятию «гипергидроз»
Назовите причины облысения.
Перечислите аномалии пигментации кожи.
Какие бактерии вызывают гнойничковые заболевания?
Что располагает к развитию пиодермитов?
Перечислите стафилококковые и стрептококковые пиодермиты. Чем они отличаются?
Что является профилактикой гнойничковых заболеваний?
Назовите причины возникновения грибковых заболеваний.
Каким образом может произойти заражение грибковыми заболеваниями в парикмахерской?
Перечислите грибковые заболевания кожи.
Что является профилактикой грибковых заболеваний?
Перечислите заболевания вызываемые животными паразитами.
Каким образом может произойти заражение чесоткой?
Назовите виды вшей.
Какие зоны головы преимущественно поражают вши?
Каким образом может произойти заражение педикулёзом
Как классифицируются новообразования (опухоли) кожи?
Какие факторы оказывают влияние на образование опухолей кожи?
Перечислите доброкачественные опухоли кожи.
Перечислите злокачественные опухоли кожи.
Где образуются раковые клетки при базалиоме?
Что способствует развитию меланомы?
Каким образом происходит заражение герпесом?
Как проявляется герпес на теле человека, его локализация.
Перечислите виды бородавок.
Что способствует появление бородавок на теле человека?
Перечислите факторы, вызывающие профессиональные заболевания кожи.
Назовите причины, вызывающие экзему.
Чем отличается контактный дерматит от аллергического дерматита?
Что является профилактикой профессиональных заболеваний кожи?
Что изучает отрасль медицины «Венерология»?
Перечислите венерические заболевания.
Назовите источники заражения гонореей.
Какие осложнения может вызвать гонорея?
Что может являться источником заражения сифилисом?
Какие периоды различают у сифилиса?
Что необходимо знать парикмахеру о заболевании сифилисом?
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04. «Основы физиологии кожи и волос»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)Объем часов Дата Самостоятельная работа Уровень освоения
1 2 3 4
ОП.04. Основы физиологии кожи и волос Тема1.
Основы организации труда в парикмахерском деле
Подтема, содержание Основы организации труда в парикмахерском деле
Право на организацию трудовой деятельности. Организация условий труда. Гигиена, санитария и производственный контроль при организации труда. Санитарно-эпидемические требования к парикмахерским. Основные правила по оказанию первой помощи при несчастных случаях. 2-2 1
Самостоятельная работа №1. Подготовить сообщение на тему: «Организация профилактических мероприятий при обслуживании посетителей». 2 2
Лабораторная работа Практическое занятие №1. Санитарно-эпидемические требования к парикмахерским. Самостоятельная работа №2. Подготовить эссе на тему: «Влияние здорового образа жизни на трудовую деятельность человека». 2 2
Тема 2.
Основы строения и физиологии кожи, волос и ногтей.
Подтема, содержание Основы строения и физиологии кожи, волос и ногтей.
Общее представление об организме человека. Кожа и ее значение в жизнедеятельности организма. Общая характеристика, строение функции кожи. Значение волос в жизнедеятельности организма
Характеристика, типы и виды волос. Строение, рост и развитие волос. Повреждение волос. Общее представление о ногтях. 2-6- 1
Самостоятельная работа №3..Подготовка сообщений по темам 2 2
«Интересные факты о коже», «Специфические обменные процессы кожи», « Уход за кожей».
Практическое занятие № 2. «Составление схемы строения кожи». 2-8 2
Практическое занятие № 3. «Определение типов кожи». . 2-10 2,3
Практическое занятие №4.«Волосы в жизнедеятельности организма». 2-12 2
Практическое занятие № 5 «.Гигиенический уход за кожей и волосами». 2-14 2,3
Практическое занятие № 6. «Алгоритм диагностики волос». 2-16 2,3
Практическое занятие № 7. «Анализ химического состава волоса». 2-18 2,3
Практическое занятие № 8. Составление схемы строения стержня волоса» 2-20 2
Самостоятельная работа №4. Подготовить сообщение по теме «Жизненные функции волос и их химический состав». 2 2
Тема3.Основы микробиологии
Подтема, содержание Основы микробиологии.
Наука микробиология и роль микроорганизмов в природе. Виды микроорганизмов. Бактерии. Грибы. Вирусы. Действие факторов внешней среды на микроорганизмы. Микробы в окружающей среде. 2-22 1
Самостоятельная работа №5. Подготовка сообщений по темам «Строение бактериальной клетки»., «Физиология микробов».
Составление мультимедийной презентации «Действие факторов внешней среды на микроорганизмы». 2 2
Лабораторная работа - Практическое занятие № 9. «Действие факторов внешней среды на микроорганизмы». 2-24 2,3
.Практическое занятие №10. «Составление рисунка микробной клетки». 2-26 2,3
Самостоятельная работа №6. Подготовка сообщений по теме: «Микрофлора здорового человека». 2 2
Тема4.Основы эпидемиологии
Подтема, содержание Основы эпидемиологии
Понятие о науке эпидемиологии
Факторы воздействия патогенных микроорганизмов на организм человека. Характеристика эпидемического процесса. Общая характеристика инфекционных заболеваний.
Характеристика противоэпидемических мероприятий
Противоэпидемические мероприятия . по борьбе с распространением инфекций, по созданию иммунитета к заболеваниям.
2-30
- 1
Самостоятельная работа №7. Подготовка сообщений по темам:
1 Дермалогия как наука, её задачи.
2 Пути проникновения в организм возбудителей кожных заболеваний.
3 Признаки болезней кожи.
4 Врождённые особенности и недостатки кожи и волос.
5Себорея, виды. 2 2
Лабораторная работа Практическое занятие № 11. « Болезни кожи и волос». 2-32 2
Практическое занятие № 12. Отработка навыков дезинфекции инструментов парикмахера. 2-36 2
Самостоятельная работа № 8 Подготовитьэссе по темам:
Болезни, передаваемые парентеральным путём.
Болезни, передаваемые контактно – бытовым путём.
Болезни, передаваемые воздушно – капельным путём.
2 2
Тема5.
Основы дерматологии Подтема, содержание Основы дерматологии
Понятие о науке дерматологии. Болезни кожи. .Болезни, передаваемые парентеральным путем.
Болезни, передаваемые контактно-бытовым путем.
Болезни, передаваемые воздушно-капельным путем
Профессиональные заболевания парикмахеров.
Гигиенический уход за волосами, кожей и ногтями. 2-38 1
Самостоятельная работа №:9.
Написание рефератов на темы: «Себорея», «СПИД». 2 2
Практическое занятие №13 «Понятие о дерматологии». Практическое занятие № 14. «Разработка индивидуальной программы ухода за кожей». Практическое занятие № 15. «Разработка индивидуальной программы ухода за волосами». 1-39 2
Самостоятельная работа №10. Подготовка сообщений по темам: «Врождённые особенности кожи», «Профилактика болезней кожи и волос».
Повторение учебного материала (подготовка к зачету) 2 2
Зачёт 1-40 20 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
консультации по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.04. «Основы физиологии кожи и волос
№ п/п Тема)Объем часов Дата
1 2 3 4
Основы организации труда в парикмахерском деле 2 Основы микробиологии 2 Основы эпидемиологии 2 ИТОГО: 6