РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06. ОСНОВЫ ГИДРАВЛИКИ, ТЕПЛОТЕХНИКИ И АЭРОДИНАМИКИ
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа Учебной ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06. ОСНОВЫ ГИДРАВЛИКИ, ТЕПЛОТЕХНИКИ И АЭРОДИНАМИКИ



















2016 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор Гончаров А. М.
______________________
«_____» ___________ 2016 г


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.



Организация-разработчик: Государственное (областное) бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий машиностроительный колледж»





Разработчик:

Стурова В.А. – преподаватель спецдисциплин




Рассмотрена и одобрена цикловой комиссией «Инженерные сети»
Протокол № ______ от «_____» ______________ 2016 г
Председатель цикловой комиссии Зам. директора по учебной работе
_________________ Л.Н. Золотухина ___________________ Н.Н. Шульгина

СОДЕРЖАНИЕ




стр.

ПАСПОРТ рабочеЙ ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ


4

СТРУКТУРА и содержание учебной ДИСЦИПЛИНЫ


5

условия реализации рабочеЙ программы учебной дисциплины


12

Контроль и оценка результатов Освоения рабочеЙ программы учебной дисциплины



13






























паспорт рабочей ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в программе дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовке работников в области газораспределения и газопотребления при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется. Может быть использована в программах повышения квалификации, переподготовки кадров по профессиям СПО:
08.01.03 – Трубоклад
08.02.04 – Водоснабжение и водоотведение
Может быть использована в программах повышения квалификации, переподготовки кадров по профессиям НПО:
270802.03 – Монтажник трубопроводов
270802.04 – Трубоклад
При этом необходимо внести изменение в содержание дисциплины и в раздел «Контроль и оценка результатов» исходя из результатов освоения дисциплины соответствующего ФГОС.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять параметры при гидравлическом расчете трубопроводов, воздуховодов;
- строить характеристики насосов и вентиляторов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- режимы движения жидкости;
- гидравлический расчет простых трубопроводов;
- виды и характеристики насосов и вентиляторов;
- способы теплопередачи и теплообмена.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 40 часов.





СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
80

в том числе:


лабораторные занятия
2

практические занятия
18

контрольные работы
4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
40

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Физические свойства жидкостей и газов
12


Тема 1.1. Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики, цели и задачи дисциплины

Содержание учебного материала
2



1
Введение. Общие определения дисциплины. Краткая характеристика дисциплины, ее цели и задачи.

1


Лабораторные работы
-



Практические занятия
-


Тема 1.2. Основные физические свойства жидкостей и газов
Содержание учебного материала
4



1
Жидкость идеальная и реальная, капельная и газообразная. Закон Ньютона о силе внутреннего трения.
Основные физические свойства жидкости: плотность, удельный вес, сжимаемость, температурное расширение.

1


2
Кинематическая и динамическая вязкость.
Изменение вязкости от температуры и давления.
Понятие об идеальной жидкости.
Влияние температуры на объемный вес и плотность.

2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
2



1
Определение физических свойств жидкости




Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
- оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
4


Раздел 2. Основы гидростатики

16


Тема 2.1. Гидростатическое давление. Измерение давления
Содержание учебного материала
6



1
Гидростатическое давление, его определение и свойства.
Основное уравнение гидростатики. Способы измерение давления и его виды. Закон Паскаля.

1



2
Сила давления жидкости на плоские и криволинейные стенки.
Относительный покой жидкости

2


3
Подготовка к контрольной работе №1




Лабораторные работы
-



Практические занятия
2



1
Решение задач на определение давления рабочей жидкости




Контрольная работа №1
2



1
Основы гидравлики и гидростатики




Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
- оформление практических работ.
6


Раздел 3. Гидродинамика
Содержание учебного материала
30


Тема 3.1. Основные законы движения жидкости
1
Виды движения жидкостей. Понятие о струйчатом движении жидкости. Расход жидкости. Уравнение расхода.
Уравнение Бернулли, его геометрический и энергетический смысл.
2
1


Лабораторные работы
-



Практические занятия
2



1
Определение режимов движения жидкостей




Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
2


Тема 3.2. Гидравлические сопротивления
Содержание учебного материала
4



1
Основы гидродинамического подобия. Критерий Рейнольдса. Режимы течения жидкости.

1


2
Гидравлические сопротивления и их виды. Потери напора при ламинарном и турбулентном течении жидкости в круглых трубах.

2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
2


Тема 3.3. Истечение жидкости через отверстия и насадки
Содержание учебного материала
2



1
Истечение жидкости из отверстий при постоянном напоре. Понятия "отверстие в тонкой стенке" и "малое отверстие".
Виды насадок.

2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
1


Тема 3.4. Гидравлический расчет трубопроводов
Содержание учебного материала
2



1
Трубопроводы и их виды. Гидравлический расчет простого и сложного трубопроводов.

1


Лабораторные работы
-



Практические занятия
2



1
Расчет простого трубопровода




Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
- оформление практических работ.
2


Тема 3.5. Виды и принцип действия насосов
Содержание учебного материала
4



1
Классификация насосов и принцип их действия. Центробежные насосы, их виды, принцип действия.
Характеристики центробежных насосов и напорных трубопроводов.

1


2
Поршневые насосы, их виды, принцип действия, графики подачи.
Струйные насосы.

2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
2



1
Испытание центробежного насоса




Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
- оформление практических работ.
3


Раздел 4. Основы теплотехники

32


Тема 4.1. Ра
·бочее тело и основные законы идеального газа
Содержание учебного материала
2



1
Рабочее тело и параметры его состояния. Основные законы идеального газа: закон Бойля-Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля, закон Авогадро. Уравнение состояния идеального газа.

2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
2



1
Определение параметров пара




Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
- оформление практических работ.
1


Тема 4.2. Первый закон термодинамики

Содержание учебного материала
2



1
Понятие о термодинамическом процессе, теплоте, внутренней энергии, работе газа. Первый закон термодинамики.

2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
1


Тема 4.3. Термодинамические процессы
Содержание учебного материала
2



1
Термодинамические процессы. Энтальпия газа. Изменение состояния газа.

2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
1


Тема 4.4. Второй закон термодинамики. Водяной пар. Процесс парообразования
Содержание учебного материала
4



1
Сущность второго закона термодинамики. Процесс получения пара и его параметры.

2


2
Испарение, кипение, насыщенный и перегретый пар. Теплота парообразования и перегрева. Критическое состояние вещества. Диаграмма водяного пара.

2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
2



1
Применение первого и второго закона термодинамики




Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
- оформление практических работ.
3


Тема 4.5. Основные положения теории теплообмена
Содержание учебного материала
2




1
Виды теплообмена. Основной закон теплопроводности.
Конвективный теплообмен.

2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
1


Тема 4.6. Теплопроводность и теплоизоляция
Содержание учебного материала
2



1
Теплообмен излучением.

2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
2



Основные положения теории теплообмена.




Контрольная работа №2
2



1
Гидродинамика и основы теплотехники




Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
- оформление практических и контрольных работ.

3


Раздел 5. Основы аэродинамики
30


Тема 5.1. Основные сведения о газах
Содержание учебного материала
2



1
Идеальный и реальный газы. Законы изменения состояния газов. Физические свойства воздуха. Влажный воздух, параметры влажного воздуха.

2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
1


Тема 5.2. Основные законы движения воздуха
Содержание учебного материала
2



1
Уравнение сохранения расхода. Уравнение Бернулли для газов.

2


Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
1


Тема 5.3. Аэродинамический расчет воздуховодов и газопроводов
Содержание учебного материала
4



1
Каналы и воздуховоды естественной вентиляции.

2


2
Гидравлический расчет вентиляционных воздуховодов. Гидравлический расчет газопроводов при больших и малых перепадах давления.

2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
2



1
Определение потерь давления в воздуховодах, построение характеристик воздуховодов.




Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
- оформление практических работ.

3


Тема 5.4. Истечение воздуха через отверстия и насадки
Содержание учебного материала
4



1
Движение воздуха через отверстия и насадки.

2


2
Струйные течения газа. Основные сведения о воздушных струях. Ламинарный и турбулентный режимы движения воздушной струи.

2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

2


Тема 5.5. Виды и устройство вентиляторов
Содержание учебного материала
4



1
Центробежные и осевые вентиляторы, их виды и принцип действия. Производительность, давление, потребляемая мощность и КПД вентиляторов.

2


2
Аэродинамические характеристики вентиляторов.

2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
2



1
Изучение работы и построение характеристик центробежного вентилятора.




Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
3



Промежуточная аттестация в форме ЭКЗАМЕНА.




Всего
120



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3.условия реализации учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- комплект учебно-методических пособий «Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики».
Технические средства обучения:
- интерактивная доска,
- видео-проектор,
- мультимедийная доска,
- видеоматериалы,
- наглядные демонстрационные пособия,
- Интернет-ресурсы.


3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
А.В. Лепешкин, А.А. Михайлин Гидравлические и пневматичексие системы. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
О.Н.Брюханов, В.А.Жила Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики. - М.: Инфра-М, 2010.
Дополнительные источники:
Калицун В. И. Гидравлика, водоснабжение и канализация – М.: Стройиздат, 2000.
В.И.Калицун, Е.В.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], К.И.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики. – М.: Стройиздат, 2005
В.Н.Луканин Теплотехника. – М.: Высшая школа, 1999.

Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1
2

Уметь:
- определять параметры при гидравлическом расчете трубопроводов, воздуховодов
- строить характеристики насосов и вентиляторов
Знать:
- режимы движения жидкости;
- гидравлический расчет простых трубопроводов
- виды и характеристики насосов и вентиляторов
- способы теплопередачи и теплообмена
Тестирование
Защита практических занятий и лабораторных работ
Контрольные работы
Экзамен














13PAGE 15







Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315