РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06. ОСНОВЫ ГИДРАВЛИКИ, ТЕПЛОТЕХНИКИ И АЭРОДИНАМИКИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа Учебной ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06. ОСНОВЫ ГИДРАВЛИКИ, ТЕПЛОТЕХНИКИ И АЭРОДИНАМИКИ
2016 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор Гончаров А. М.
______________________
«_____» ___________ 2016 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
Организация-разработчик: Государственное (областное) бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий машиностроительный колледж»
Разработчик:
Стурова В.А. – преподаватель спецдисциплин
Рассмотрена и одобрена цикловой комиссией «Инженерные сети»
Протокол № ______ от «_____» ______________ 2016 г
Председатель цикловой комиссии Зам. директора по учебной работе
_________________ Л.Н. Золотухина ___________________ Н.Н. Шульгина
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочеЙ ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание учебной ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации рабочеЙ программы учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения рабочеЙ программы учебной дисциплины
13
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в программе дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовке работников в области газораспределения и газопотребления при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется. Может быть использована в программах повышения квалификации, переподготовки кадров по профессиям СПО:
08.01.03 – Трубоклад
08.02.04 – Водоснабжение и водоотведение
Может быть использована в программах повышения квалификации, переподготовки кадров по профессиям НПО:
270802.03 – Монтажник трубопроводов
270802.04 – Трубоклад
При этом необходимо внести изменение в содержание дисциплины и в раздел «Контроль и оценка результатов» исходя из результатов освоения дисциплины соответствующего ФГОС.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять параметры при гидравлическом расчете трубопроводов, воздуховодов;
- строить характеристики насосов и вентиляторов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- режимы движения жидкости;
- гидравлический расчет простых трубопроводов;
- виды и характеристики насосов и вентиляторов;
- способы теплопередачи и теплообмена.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 40 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
120
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
80
в том числе:
лабораторные занятия
2
практические занятия
18
контрольные работы
4
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
40
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Физические свойства жидкостей и газов
12
Тема 1.1. Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики, цели и задачи дисциплины
Содержание учебного материала
2
1
Введение. Общие определения дисциплины. Краткая характеристика дисциплины, ее цели и задачи.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Тема 1.2. Основные физические свойства жидкостей и газов
Содержание учебного материала
4
1
Жидкость идеальная и реальная, капельная и газообразная. Закон Ньютона о силе внутреннего трения.
Основные физические свойства жидкости: плотность, удельный вес, сжимаемость, температурное расширение.
1
2
Кинематическая и динамическая вязкость.
Изменение вязкости от температуры и давления.
Понятие об идеальной жидкости.
Влияние температуры на объемный вес и плотность.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
2
1
Определение физических свойств жидкости
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
- оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
4
Раздел 2. Основы гидростатики
16
Тема 2.1. Гидростатическое давление. Измерение давления
Содержание учебного материала
6
1
Гидростатическое давление, его определение и свойства.
Основное уравнение гидростатики. Способы измерение давления и его виды. Закон Паскаля.
1
2
Сила давления жидкости на плоские и криволинейные стенки.
Относительный покой жидкости
2
3
Подготовка к контрольной работе №1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
2
1
Решение задач на определение давления рабочей жидкости
Контрольная работа №1
2
1
Основы гидравлики и гидростатики
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
- оформление практических работ.
6
Раздел 3. Гидродинамика
Содержание учебного материала
30
Тема 3.1. Основные законы движения жидкости
1
Виды движения жидкостей. Понятие о струйчатом движении жидкости. Расход жидкости. Уравнение расхода.
Уравнение Бернулли, его геометрический и энергетический смысл.
2
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
2
1
Определение режимов движения жидкостей
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
2
Тема 3.2. Гидравлические сопротивления
Содержание учебного материала
4
1
Основы гидродинамического подобия. Критерий Рейнольдса. Режимы течения жидкости.
1
2
Гидравлические сопротивления и их виды. Потери напора при ламинарном и турбулентном течении жидкости в круглых трубах.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
2
Тема 3.3. Истечение жидкости через отверстия и насадки
Содержание учебного материала
2
1
Истечение жидкости из отверстий при постоянном напоре. Понятия "отверстие в тонкой стенке" и "малое отверстие".
Виды насадок.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
1
Тема 3.4. Гидравлический расчет трубопроводов
Содержание учебного материала
2
1
Трубопроводы и их виды. Гидравлический расчет простого и сложного трубопроводов.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
2
1
Расчет простого трубопровода
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
- оформление практических работ.
2
Тема 3.5. Виды и принцип действия насосов
Содержание учебного материала
4
1
Классификация насосов и принцип их действия. Центробежные насосы, их виды, принцип действия.
Характеристики центробежных насосов и напорных трубопроводов.
1
2
Поршневые насосы, их виды, принцип действия, графики подачи.
Струйные насосы.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
2
1
Испытание центробежного насоса
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
- оформление практических работ.
3
Раздел 4. Основы теплотехники
32
Тема 4.1. Ра
·бочее тело и основные законы идеального газа
Содержание учебного материала
2
1
Рабочее тело и параметры его состояния. Основные законы идеального газа: закон Бойля-Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля, закон Авогадро. Уравнение состояния идеального газа.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
2
1
Определение параметров пара
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
- оформление практических работ.
1
Тема 4.2. Первый закон термодинамики
Содержание учебного материала
2
1
Понятие о термодинамическом процессе, теплоте, внутренней энергии, работе газа. Первый закон термодинамики.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
1
Тема 4.3. Термодинамические процессы
Содержание учебного материала
2
1
Термодинамические процессы. Энтальпия газа. Изменение состояния газа.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
1
Тема 4.4. Второй закон термодинамики. Водяной пар. Процесс парообразования
Содержание учебного материала
4
1
Сущность второго закона термодинамики. Процесс получения пара и его параметры.
2
2
Испарение, кипение, насыщенный и перегретый пар. Теплота парообразования и перегрева. Критическое состояние вещества. Диаграмма водяного пара.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
2
1
Применение первого и второго закона термодинамики
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
- оформление практических работ.
3
Тема 4.5. Основные положения теории теплообмена
Содержание учебного материала
2
1
Виды теплообмена. Основной закон теплопроводности.
Конвективный теплообмен.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
1
Тема 4.6. Теплопроводность и теплоизоляция
Содержание учебного материала
2
1
Теплообмен излучением.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
2
Основные положения теории теплообмена.
Контрольная работа №2
2
1
Гидродинамика и основы теплотехники
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
- оформление практических и контрольных работ.
3
Раздел 5. Основы аэродинамики
30
Тема 5.1. Основные сведения о газах
Содержание учебного материала
2
1
Идеальный и реальный газы. Законы изменения состояния газов. Физические свойства воздуха. Влажный воздух, параметры влажного воздуха.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
1
Тема 5.2. Основные законы движения воздуха
Содержание учебного материала
2
1
Уравнение сохранения расхода. Уравнение Бернулли для газов.
2
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
1
Тема 5.3. Аэродинамический расчет воздуховодов и газопроводов
Содержание учебного материала
4
1
Каналы и воздуховоды естественной вентиляции.
2
2
Гидравлический расчет вентиляционных воздуховодов. Гидравлический расчет газопроводов при больших и малых перепадах давления.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
2
1
Определение потерь давления в воздуховодах, построение характеристик воздуховодов.
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
- оформление практических работ.
3
Тема 5.4. Истечение воздуха через отверстия и насадки
Содержание учебного материала
4
1
Движение воздуха через отверстия и насадки.
2
2
Струйные течения газа. Основные сведения о воздушных струях. Ламинарный и турбулентный режимы движения воздушной струи.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
2
Тема 5.5. Виды и устройство вентиляторов
Содержание учебного материала
4
1
Центробежные и осевые вентиляторы, их виды и принцип действия. Производительность, давление, потребляемая мощность и КПД вентиляторов.
2
2
Аэродинамические характеристики вентиляторов.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
2
1
Изучение работы и построение характеристик центробежного вентилятора.
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
3
Промежуточная аттестация в форме ЭКЗАМЕНА.
Всего
120
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- комплект учебно-методических пособий «Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики».
Технические средства обучения:
- интерактивная доска,
- видео-проектор,
- мультимедийная доска,
- видеоматериалы,
- наглядные демонстрационные пособия,
- Интернет-ресурсы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
А.В. Лепешкин, А.А. Михайлин Гидравлические и пневматичексие системы. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
О.Н.Брюханов, В.А.Жила Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики. - М.: Инфра-М, 2010.
Дополнительные источники:
Калицун В. И. Гидравлика, водоснабжение и канализация – М.: Стройиздат, 2000.
В.И.Калицун, Е.В.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], К.И.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики. – М.: Стройиздат, 2005
В.Н.Луканин Теплотехника. – М.: Высшая школа, 1999.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Уметь:
- определять параметры при гидравлическом расчете трубопроводов, воздуховодов
- строить характеристики насосов и вентиляторов
Знать:
- режимы движения жидкости;
- гидравлический расчет простых трубопроводов
- виды и характеристики насосов и вентиляторов
- способы теплопередачи и теплообмена
Тестирование
Защита практических занятий и лабораторных работ
Контрольные работы
Экзамен
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315