Проект Откуда пришли комнатные растения?
Проект « Откуда пришли комнатные растения?»
Руководитель проекта: Шудирова Лилия ТулебаевнаКласс: 1
Название образовательного учреждения: МОУ «Семибугровская ООШ».
Год проведения проекта: 2011.
Предмет: окружающий мир, изобразительное искусство, внеурочная деятельность.
Краткая аннотация проекта:
Проект нацелен на формирование знаний учащихся о происхождении, роли комнатных растений как экологического фактора, влияющего на здоровье людей. В результате работы над проектом дети приобретут навыки самостоятельной и групповой работы, приобретут опыт рефлексии.
Тип проекта: исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: 2 недели.
Основополагающий вопрос:
Откуда пришли комнатные растения?
Проблемные вопросы:
Могут ли комнатные растения нас удивить?
Все ли мы знаем о жизни комнатных растений?
Какое значение имеют комнатные растения в жизни человека?
Учебные вопросы:
Для чего нужны растения в классе?
�Как ухаживать за комнатными растениями?
�Как ты думаешь, как размножаются комнатные растения?
�Как ты думаешь, что необходимо комнатным растениям для хорошего роста и развития?
�Все ли цветы можно разводить в классе?
Цель проекта:
знакомство учащихся с историей комнатных растений в классе.
Задачи проекта:
– уточнить и расширить знания о комнатных растениях;
-учиться проводить мини-опросы, узнать мнение окружающих людей(детей, родителей, учителей) о истории комнатных растений, их значении в жизни человека:"Что мы знаем о комнатных растениях";
– организовать исследование детьми основных видов комнатных растений в классе;
-учиться ориентироваться по карте мира, пользоваться литературой по теме (в книгах, справочной литературе, на сайтах Интернета)
– собрать информацию о комнатных растениях, растущих в домашних условиях, их пользе, правилах ухода за ними и борьбе с вредителями,
- развить интерес к изучению окружающего мира;
– развивать творческие способности учащихся;
– развивать чувство ответственности за жизнь растения;
– воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.
осваивают методы исследования , учатся классифицировать, прогнозировать.
В ходе проекта ученики используют знания из смежных дисциплин, межпредметные связи, ищут более эффективные пути решения задач проекта, знакомятся с особенностями проектной методики обучения.
Подготовительный этап:
постановка учебных задач, определение вопросов для их решения, деление учащихся на три группы по интересам, распределение обязанностей в малых группах , определение места поиска ответов на вопросы (домашняя библиотека, справочная литература . Проведение опроса среди детей, родителей, учителей в школе" Что мы знаем о комнатных растениях, их происхождении?". Подбор учащимися вопросов к викторине. Проведение дидактической игры.
Основной этап:
наблюдение учащихся за комнатными растениями в классе и дома, изучение истории комнатных растений, работа в командах, мониторинг собранного материала для книжек-малышек. Анализ полученных материалов, их корректировка, оформление полученных результатов, репетиции инсценированных сообщений, привлечение родителей.
Заключительный этап:
анализ информации, создание книжек-малышек.
Продукт проектной деятельности :оформление печатного материала, проведение дидактической игры с элементами театрализаци ,создание книжек-малышек о комнатных растений.
Задания групп:
1 группа: собрать материал и оформить книжку-малышку на тему «Как ухаживать за комнатными растениями».
2 группа: собрать материал и оформить буклет на тему «Откуда родом комнатные растения?»
3 группа: собрать материал и оформить буклет на тему «Откуда родом комнатные растения?»
Дидактическая игра «Цветочный аукцион».
Цель игры: обобщить знания о комнатных растениях, закрепить знание их названий, проверить сформированность умения различать комнатные растения по названию и описанию. Воспитывать любовь к природе, интерес к нашим "зеленым друзьям".
Оборудование игры: комнатные растения, подставка для растений, жетоны, призы.
Правила игры: участвуют три команды. Участнику, давшему правильный ответ, вручается жетон. Побеждает та команда, которая наберет больше жетонов, и тот участник, у которого окажется наибольшее количество жетонов.
Выбирается жюри, которое следит за ходом игры, вручает жетоны и подводит итоги.
Ход игры.
1. "Аукцион —разминка".
Команды по очереди называют по 1 комнатному растению. Побеждает та команда, которая назовет последнее растение. (1 жетон дается участнику, назвавшему последнее растение).
2 "Найдите, что опишу".
На подставку ставят комнатные растения одного рода, но разных видов: Пеларгония душистая и зональная.
Бегония королевская и всегда цветущая
Традесканция зебровидная и белоцветковая.
Задание командам: найти растение по описанию (подойти, показать):
Пеларгония, или Герань, — распространенное комнатное растение. Его родина — Южная Африка. Листья пеларгоний покрыты волосками, испаряющими эфирное масло. Растение можно отличить по своеобразному запаху.
Пеларгония зональная — с махровыми красными цветками. Пеларгония душистая — с мелкими розовыми цветками.
Родина Бегонии — тропики Азии и Африки. Это растение с одревесневающим стеблем, красивыми листьями.
Бегония королевская — с крупными пестроокрашенными. покрытыми редкими волосками листьями.
Бегония всегда цветущая — небольшой кустик с сочными стеблями, густо покрытыми некрупными листьями и мелкими розовыми цветками.
Родина Традесканции — Америка. Это красивое растение со свешивающимся стеблем.
Традесканция зебровидная — с полосатыми листьями.
Традесканция белоцветковая — с зелеными листьями.
3. Домашнее задание.
Дети рассказывают и показывают, как надо ухаживать за комнатными цветами (за каждое выступление 1 жетон).
4. Отгадай, что за растение.
На подставку выставляются растения: фикус, хлорофитум, аспарагус, бальзамин, колеус, алоэ, камнеломка, зигокактус, плющ.Задание командам: составить рассказы о 3-х растениях. Оставшиеся команды определяют, о каком растении идет речь, называют его и показывают.
Примечание: в рассказе не должно упоминаться название растения. По 1 жетону дается участнику, который загадал "загадку" и который ее отгадал.
5. Игра на внимание.
На подставке стоят цветы в один ряд: алоэ, фикус, бегония, бальзамин, колеус, пеларгония.
Дети рассматривают и запоминают растения, а затем закрывают глаза. В это время педагог меняет местами растения или убирает одно из них, заменяет другим растением. После этого дети открывают глаза и рассказывают о том, что изменилось.
6. "Узнай растение".
На подставке расположены растения: хлорофитум, фикус, опунция, аспарагус, пеларгония, бальзамин, бегония, колеус, плющ, апидистра, камнеломка, зигокактус, традесканция и другие.Задание командам: найти растение по названию или характерному признаку. Игpa по типу соревнования: кто быстрее?
Найдите:
— бальзамин
— растение — очиститель воздуха (хлорофитум)
— колеус
— традесканцию
— растение, которое называют "дружная семейка" (аспидистра)
— камнеломку
—самое известное лекарственное растение (алоэ)
-бегонию
— растение с "фальшивыми листочками" (аспарагус)
— плющ
— "резиновое дерево" (фикус)
— растение, выделяющее эфирное масло (пеларгония)
— каланхоэ.
7. Домашнее задание.
Сообщение о любимом растении, которое живет в доме.
8. Подведение итогов.
Участнику игры-аукциона, набравшему наибольшее число жетонов, присваивается звание «Знаток природы».
Команда, набравшая наибольшее количество жетонов получает звание «Победитель в игре-аукционе «Комнатные растения».
Откуда родом комнатные растения?
Задача: расширять представления детей о комнатных растениях, об особенностях ухода за ними.
Подготовительная работа. В процессе изучения темы «Мир растений» у учащихся формируется представление о комнатныхрастениях. При выполнении задания «Цветоводы» ухаживают за комнатными растениями, учатся разбираться в особенностях строения их различных видов (у одних растений — крупные нежные листья; у других — прочные жесткие и т. д.). Учитель обращает внимание детей на то, что внешний вид растения, уход за ним во многом зависят от его родины, предлагает рассказать, откуда к нам «пришли» комнатные растения, предлагает попутешествовать по всему миру вместе с комнатными растениями. Готовится физическая карта мира, специальные фишки.
Этапы путешествия
Первый этап. «Тропические растения». В классе выставляются такие растения, как фикус, бегония, традесканция и др.
Учитель показывает детям, где родина фикуса, прикрепляя на карте фишку (Индия), после чего указывает месторасположение нашей страны. Рассказывает о тропических лесах Индии. В них очень трудно пробираться, это сплошные заросли. Тропинку приходится прорубать топором. Воздух в тропиках влажный и теплый, как в бане. Такие условия могут перенести лишь самые выносливые люди. А вот растения к этим условиям привыкли. В тропических лесах часто идут сильные ливневые дожди, поэтому многие растения имеют кожистые, жесткие, блестящие листья, как у фикуса. Растения под пологом леса имеют крупные, нежные листья. Эти особенности сохранились и у комнатных растений.
Далее детям дается задание определить по внешнему виду, какие растения родом из тропических лесов. Выясняют: бегония, традесканция, колеус, глоксиния, папоротники родом из влажных тропиков, только из разных уголков Земли; колеус — из тропических лесов Явы (Азия), бегония, традесканция, глоксиния, венерин волос — из тропиков Америки, бальзамин — из тропиков Африки (на карте размещаются фишки ярко-голубого цвета с буквой «Т» (тепло)).Дети делают вывод, что такие растения, как фикус, бегония, бальзамин, традесканция, колеус любят тепло, не переносят сквозняков; весной и летом требуют обильного полива, осенью и зимой —умеренного. Растения с нежными листьями не выносят прямых солнечных лучей.
Учитель продолжает рассказ о том, что на своей родине фикус — это огромное, могучее дерево, достигающее высоты 30 м, с листьями до 1 м длиной. Ветки растут горизонтально, а с них вниз спускаются корни, которые — настоящее чудо — постепенно превращаются в дополнительные стволы и прирастают к главному. Таким образом, фикус становится необъятным — шириной 40—60 шагов (дети рассматривают иллюстрации).
Из густого белого сока фикуса делают резину, в связи с чем это дерево называют каучуковое или резиновое.
Второй этап. «Растения субтропиков».
В субтропиках так же много тепла летом, как и в тропиках, но прохладнее зима и меньше влаги. Растения приспособлены к меньшему испарению влаги, так как ее нужно экономить. У растений субтропиков листья жесткие, матово-зеленые (не блестящие, как у фикуса), покрыты восковым налетом или опушенные. Дети ищут растения с такими листьями. Это аспидистра, фиалка изумбарская, пеларгония, амариллис (гортензия, плющ, кринум, олеандр, хлорофитуми др.). Но где же их родина? Аспидистра и примула — из субтропиков Азии; пеларгония (амариллис, аспарагус, калла, кливия, кринум, фиалка узумбарская, хлорофитум) — из Южной Африки; фуксия, абутилон —из Южной Америки. Родина плюща обыкновенного (лавра благородного) — Южная Европа (Средиземноморье, Кавказ). Учитель прикрепляет на карте фишки (наполовину голубые, что означает недостаток влаги).
Выяснив условия обитания (недостаток влаги, прохладная зима), дети вместе с учителем определяют особенности ухода за этими растениями: им нужна более низкая температура, поэтому их ставят ближе к окнам и подальше от радиаторов, поливают редко, по мере надобности, ежедневно опрыскивают, рыхлят почву.
Третий этап. «Растения пустыни».
Учитель просит детей представить: желтый песок, ярко-синее небо без единого облачка, температура — свыше 50 ° С. Песок так раскален, что обжигает. Конечно, в таких условиях растениям выжить трудно, но они сумели приспособиться.
У растений пустынь листья сочные, мясистые, такие же стебли, иногда листья видоизменены в колючки. В таких листьях и стеблях накапливается вода. У некоторых растений листья жесткие или опушенные.
Дети ищут в классе комнатные растения родом из пус-тыни. Это —алоэ, сансевьера, или щучий хвост, каланхое, агава, зигокактус.
Алоэ, каланхое, сансевьера — родом из пустынь Африки, а кактусы, агавы — Америки. (На карте размещаются фишки оранжевого цвета с изображением буквы «Ж».)
Учащиеся делают вывод о том, что эти растения любят свет. Зимой нужно поливать только песок вокруг горшка (горшки ставятся в ящикис песком), летом — поливать умеренно.
Четвертый этап. «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем».
Учитель организует викторину-конкурс с тем, чтобы закрепить полученные в ходе путешествия знания посредством их применения в новой ситуации и проверить, насколько были внимательны дети. За каждый правильный ответ отдельный участник викторины получает жетон; в конце игры подсчитывается количество заработанных жетонов. ' Вопросы:
1. Какой полив, обильный или умеренный, нужен весной бегонии, папоротнику, глоксинии? (Обильный.)
2. Можно ли выставлять на яркое солнце традесканцию, бегонию, папоротник, фиалку? (Нет, они привыкли к рассеянному свету под пологом леса.)
3. Можно ли опрыскивать фиалку, глоксинию, бегонию? (Нет, листья будут гнить, так как капли воды могут долго оставатьсяна опушенных листьях.)
4. Что любит хлорофитум? (Обильный полив, много света.)
5. Какие растения особенно нуждаются в опрыскивании?(Папоротники, арум, зигокактус, эпифиллюм, традесканция, фикус, т. е.влаголюбивые.)
6. Почему важно знать экологические потребности растений? (Чтобы создать хорошие условия для них, быть внимательными к ними заботливыми.)
Пятый этап. «Полюбуемся домашним садиком».
Учитель спрашивает у детей: Нарядно ли выглядят наши питомцы? Почему человек разговаривает с растениями? Почему человек должен быть благодарен растениям? Как вы думаете, понимает ли растение человека? и др.
Дети ухаживают за комнатными растениями, разговаривают с ними, благодарят за возможность любоваться ими и т. п.
Советы организаторам
1. Тщательно подготовьтесь к проведению путешествия.
2. В процессе путешествия ведите с детьми разговор лишь о техкомнатных растениях, которые имеются в классе, в школе, хорошо знакомы ребятам.
3. Обратите внимание учащихся на то, почему так важно знать,откуда родом комнатные растения.
4. Посоветуйте детям проанализировать, какие комнатные растения имеются у них дома и как за ними ухаживать.
5. Порекомендуйте ребятам рассказать родителям о том, что они узнали о комнатных растениях (откуда родом, как ухаживать и др.).
6. Путешествие можете провести как в учебное, так иво внеучебное время (за 1–2 дня соответственно этапам).
7. Объясните детям значение термина экологические потребности растений — это нужда растений в воде, свете, тепле, почве.
Смотрите так же:
Птичьи столовыеЗеленая книга
< Пред. След. >Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Путешествие в мир растений"
Андреева Эльвира Юрьевна, учитель биологии
Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии, Внеклассная работа
Цели:
продолжить развивать у учащихся интерес к предмету биология,
познакомить ребят из начальной классов с школьным, зимним садом,
углубить знания и повысить интерес школьников к изучению природы, через предметы ее изучающие.
Место проведения: зимний сад школы.
Предварительная подготовка: ученики экскурсоводы заранее составляют и рисуют кроссворд, подбирают материал о комнатных растения, имеющихся в саду, подготавливают загадки для ребят, распределяют роли.Оформление сада: передвижная доска с кроссвордом, муляжи овощей, грибов и фруктов, чучела птиц и животных, микроскопы и готовые микропрепараты, скелет человека.
Введение.
Вед: Здравствуйте ребята! Вы, наверное, знаете, что в нашей школе сейчас проходит декада наук естественного цикла. К таким наукам относятся: химия, физика, география и биология. Наша с вами встреча сегодня будет посвящена одной из этих наук – биологии.
Вед: Биология - это наука о живой природе. Все живые организмы на планете делятся на 4 группы. Это: растения, животные, бактерии и грибы (показать цветы, чучела животного и муляжи грибов.)
Вед: В ходе нашей сегодняшней встречи мы с вами поговорим о комнатных растениях, проведём небольшую экскурсию по саду, узнаем кое-что из истории растений, познакомимся с одним из самых главных приборов в биологии, который используют для изучения частей организма или очень маленьких организмов, которых невозможно увидеть невооруженным глазом – с микроскопом, а в конце встречи немного поиграем.1.Экскурсия по саду.
Вед: Мы сейчас находимся в школьном саду. Он ровесник нашей школы. Правда, после пожара очень много растений спасти не удалось. То, что вы сейчас видите, это оставшиеся и большая часть новых растений, которые появились в саду за последние 4 года. Очень много труда, заботы требует наш сад и в школе у нас кроме учителя биологии и учащихся, которым интересно заниматься в саду, есть человек, который каждый день следит за садом, ухаживает за растениями. Это Зинаида Сергеевна.
В саду у нас растут различные комнатные растения.
Ребята, кто из вас знает, какие растения называют комнатными? (Подождать ответа.) Комнатные растения – это растения, которые выращивает человек в домашних условиях.
В нашем саду вы можете увидеть различные группы растений. У нас есть: кактусы, пальмы, папоротники, различные вьющиеся растения, ампельные растения, растения образующие деток. Обо всех, конечно, мы с вами поговорить сегодня не сможем, но о некоторых из них - мы вам расскажем.
Вед:
1.Папоротник.
Про него существует одна очень красивая легенда, которая гласит, что если в ночь Ивана Купала выйти в лес и найти цветущий папоротник, то под ним будет клад. Почему до сих пор никто так клада и не нашёл? Дело в том ребята что папоротник никогда не цветёт, потому что он не относится к цветковым растениям. Самым большим папоротником из живущих на земле считается папоротник, у которого высота 25 метров, а листья длинной 5 метров. Мы с вами привыкли, что листья у папоротника всегда резанные, но существуют папоротники, у которых листья целые.(демонстрируются различные виды папоротников)
2. Хлорофитум.
Одно из самых распространённых комнатных растений. Он быстро растёт у него красивые изогнутые листья, а ещё одна причина его популярности то что он вынослив. Хлорофитум называют “зелёным пылесосом”.
3. Монстера.
Декоративное комнатное растение, достигающее в длину 6 и более метров. У молодых растений листья целые, у взрослых – разрезанные, часто с отверстиями. Перед дождем на листьях этого растения появляются капельки воды. Поэтому его называют погодным барометром.
В зависимости от наличия тех или иных растений, данный материал можно заменить и добавить
2. Уход за комнатными растениями.
Вед: Ребята, у вас есть дома комнатные растения?А как вы за ними ухаживаете?А теперь давайте поговорим о том, как надо ухаживать за комнатными растениями.
Чтобы растения были здоровыми и красивыми, за ними надо ухаживать. Их надо поливать, подкармливать, рыхлить почву. Так же нужно правильно выбрать освещение и тепловой режим. Для многих растений, воздух в отапливаемых помещениях слишком сухой, и для того, чтобы листья не темнели и не вяли надо повышать вокруг растений влажность воздуха. Постоянный приток свежего воздуха – не самое важное условие для хорошего самочувствия растений, но некоторые виды требуют хорошей вентиляции. Время от времени растение нужно пересаживать, так как они растут и горшок для них становится мал. Хотя бы раз в месяц растения надо подкармливать.
Нельзя обращаться с растениями одинаково. Например, растениям с толстой листовой пластиной требуется воды меньше чем, например хлорофитуму и монстере. Некоторые комнатные растения (например, кактусы и пальмы) любят тепло и их надо ставить в более тёплые места. А, например Декабрист или Лилия наоборот предпочитают прохладу, поэтому их любимым местом является подоконник.
У комнатных растений есть так называемый период покоя. Чаще всего он бывает зимой. В этот период растениям требуется меньше воды, минеральных веществ и тепла. Вот такими являются основные и не очень сложные требования к уходу за комнатными растениями.
3. Работа с микроскопом.
Вед: Ребята, а сейчас мы с вами поговорим вот об этом приборе (показать микроскоп), кто из вас знает, как он называется?
Микроскоп – это увеличительный прибор, который увеличивает изображение предметов в несколько сот и даже в тысячу раз. Микроскоп изобрёл Антон Левенгук в XVII веке. Когда он в первый раз смотрел в микроскоп на кору пробкового дерева, то он увидел вот такие клеточки, похожие на соты (показать рисунок). За живую клетку он принял вот эту решётку, а то, что было внутри, он считал не живым. Он был не прав. Просто увеличение его микроскопом было очень маленьким, и он не смог увидеть все части клетки. А они выглядят так (показать рисунок).
Вед: Мы вам тоже приготовили специальный препарат, который вы сможете рассмотреть под микроскопом. Увеличение нашего микроскопа – в 300 раз.
Ребята просьба микроскоп руками не трогать, чтоб не сбить настройку. Вы подходите по очереди к столу и смотрите в микроскоп, прикрывая один глаз (показать как).
4. Скелет.
Вед: Ребята, перед вами скелет человека. Он состоит более чем из 200 костей. Каждая косточка выполняет свою функцию, ей отводится своя роль. И только благодаря тому, что они все дополняют друг друга, скелет наш представляет собой хорошо отлаженный механизм, которому приходится много чего выполнять. Подробно с названиями костей вы познакомитесь в старших классах, но наверняка, у нас есть, среди ребят кто-нибудь кто знает, как называются некоторые кости. (ребята называют кости, ведущий задает наводящие вопросы)
5. Игры.
Вед: Вы ребята, много сегодня узнали.Запомнили что-нибудь? Что было вам интересно? Что больше всего понравилось?
А теперь ребята мы с вами немного поиграем.
1. Кроссворд. Кроссворд наш будет не обычный, он в стихах и посвящён растениям.(если ребята затрудняются ответить на вопрос, ведущий подсказывает, показывая муляжи)
Я капелька лета на тоненькой ножкеплетут для менякузовки и лукошкикто любит менятот и рад поклониться,а имя дала мнеродная землица.(земляника)
Круглое, румяное Я расту на веткеЛюбят меня взрослыеИ маленькие детки.
Плод - сладкий и гладкий, и круглый и смуглый,и душистый и пушистый,а середка плода, словно камень тверда. (персик)
Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькойна солнце почернела я,а вот теперь я спелая.
Красная мышка, с белым хвостом в норке сидит, под зеленым листом.
Ягоды зеленые, всеми хваленые растут с костями, висят кистями.
Без окон, без людей полна горница людей.
Выросла травка к пище приправкаее пожитки,душистые нитки.
2. Загадки. (Загадки о растениях, животных, птицах загадывают по книге)
3.Ребята, а кто-нибудь сам может задать своим одноклассникам загадку про растения, животных, птиц?
(Загадки задают сами ученики).
А теперь в конце – фотография на память. До свидания, приходите к нам еще.
Горышкина Г. К. Экология растений.: М., Просвещение, 1978 г.
Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.: Ярославль, Издательство " Академия развития", 1997 г.
Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями.: М., Издательство "детская литература", 1954 г.
Бинас А. В. Биологический эксперимент в школе.: М., Просвищение, 1990 г.