Способы снятия умственного и физического напряжения на уроках в 5-11 классах
Разработала: учитель украинского языка и литературыХаимова Ирина АлексеевнаПедагог -наставник: Терещенко Елена Владимировна
Способы снятия умственного и физического напряжения
на уроках в 5-11 классах
Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы
В.А. Сухомлинский
Приветствие.
Здравствуйте — желаю Вам здоровья!
В слове этом — мудрость, доброта,
Что всегда соседствуют с любовью,
И души славянской красота!
Пусть этот день будет лучше,чем прежний.
Может,подарит кому-то надежду,
Может желанье исполнит любое
Счастья,удачи,добра и покоя!
Меня зовут Хаимова Ирина Алексеевна. Я учитель украинского языка и литературы ГБОУ ЛНР " Ясеновская гимназия № 2", молодой специалист.Стаж работы 1,5года. В нашей гимназии есть два замечательных педагога - Рыбальченко Светлана Евгеньевна и Козырь Марина Владимировна, которые уже более 15 лет работают над проблемой сохранения здоровья детей в начальной школе. Они являются моими наставниками и вдохновителями. А тема сохранения здоровья детей,выбранная моими наставниками, стала очень близкой и мне. Я прониклась идеей сохранения здоровья детей и решила продолжить её решение в основной и старшей школе. Мне кажется это актуальным потому, что обучение в школе – серьезная нагрузка для детей. Они мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. Все это создает предпосылки для развития отклонений в состоянии здоровья – нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечнососудистой системы и органов дыхания, нарушение обмена веществ, задержки физического развития. И если внимательно рассмотреть все методологиечские основы, труды В.А. Сухомлинского,Ш Амонашвили, Я. А.Коменского, Ж.-Ж. Руссо,Н.К.Смирнова и других, можно прийти к выводу,что много детей в каждом классе,особенно в наше время , имеют определенные проблемы: это и дисграфия,и дислалия, и заикание, и дети с нарушением зрения или слуха, и дети с неадекватным поведеним,агрессивные,ЗПР, и инвалиды в частности.
В своей работе за основу я взяла золотое правило обучения детей: "Детей нужно учить быть здоровыми душой, и телом; раскрывать им ценность здоровья как наибольшего человеческого достояния".
В своем небольшом ещё опыте работы я использую физкультминутки, релаксации, цветотерапию, музыкотерапию, смехотерапию, сказкотерапию, аутотренинги, массажи и самомоссажи, что способствует сохранению физического, психического,социального и духовного здоровья детей 5-11 классов.
Одним из способов снятия умственного и физического напряжения учащихся. как известно, является применение на уроках физкультпауз. Все об этом знают, но у многих учителей для них просто не хватет времени. Или считают ,что в старшей и основной школе это необязательно. Ошибаются! Если урок хорошо спланировать, рационально распределить время, а главное – захотеть, то все обязательно получится. Ведь главное - здоровье ребенка. Вы со мной согласитесь? Такие перерывы во время урока способствуют улучшению функционирования мозга, восстанавливают тонус мышц, которые поддерживают правильную осанку, снимают напряжение с органов зрения и слуха, с уставших от письма пальцев,да и просто,дают возможность немножко отдохнуть.
Физкультпаузы бывают разных видов: музыкальные,танцевальные,для глаз или отдельных частей тела,даже выполняющиеся сидя. И если вам жалко урока, можно проводить физминутки в аспекте темы урока. Например, в 5 классе на уроках украинского языка я провожу физминутки не теряя обучающего времени урока. Так, закрепляя тему "Состав слова", сопровождаю определение частей в слове их показом с помощью специальных движений рук под музыку. ( видео)
Замечу, что детям интересны полноценные физкультпаузы,где головной мозг отдыхает, переключается, с использованием музыки и видео.(видео 5 кл. зарядка)
Также, чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. Один из моих любимых способов – релаксация. Люблю это делать в старшей школе,где дети уже не такие активные, как в среднем звене.
Ведь дать старшеклассникам небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, значит дать возможность к улучшению усвоения материала и, вообще, стать ближе к ним.(видео 9 кл. релаксация на уроке).
Сделать своих воспитанников жизнерадостными, бодрыми,физически здоровыми мне помогают массажи( видео масажи 6 кл.)
Для психологической разгрузки на уроках литературы можно использовать интересные методы: написание фанфиков и сенканов.
Сенкан состоит из: 1 имя сущ.; 2 имя прилагат.; 3 глаголов; фраза из 4 –х слов, которая говорит об им. сущ.; 1 слово – синоним.
Фанфик — жанр массовой литературы, созданной по мотивам художественного произведения.
Здоровье с красотою неразлучныМастер- класс
А сейчас предлагаю Вам укрепить своё здоровье и на несколько минут стать моими учениками.
Цветотерапия.
С давних времен человек интересовался цветом и уделял ему большое значение. Целителы определяли, какой цвет нужен больному, его купали в комнате такого цвета, и здоровье улучшалось.
Современные наблюдения ученых над влиянием цвета на состояние человека дают возможность выявить психологическое состояние человека, его характер, дать оценку здоровью, выявить возможности и способности. Предлагаю Вам выбрать цвет, который Вам больше всего нравится, он охарактеризует вас.
Зеленый ( понедельник ) - Это цвет тепла, воли и силы. Позитивно влияет на нервую систему, снимает напряжение. Люди, которые его выбирают – это люди с твердым характером.
Красний ( вторник) символизирует активного, сильного духом человека, который ничего не отлаживает на потом.Лечит почки,желудок, легкие.
Розовый ( среда). Символизирует нежность. Люди, которые го выбирают романтичны и емоциональны.лечит астму,ревматизм,легкие.
Фиолетовый ( четверг). Этот цвет выбирают люди склонны к меланхоличности и серьезности. Лечит болезни кости,судорги,нервные заболевания,опухоли.
Синий (пятница) . Цвет холода и спокойствия. Этот цвет выбирают уровновешенные, уверенные люди с чутким серцем. Лечит сердце,головную боль,нормализует давление.
Коричневый ( суббота) – Люди, которые его выбирают озадачены своим здоровьем. Лечит судороги,почки,эпилепсию,ревматизм.
Желтый ( воскресенье ) – цвет солнца. Люди, выбравшие этот цвет оптимисты, живут с надеждой на лучшее. Дарят её окружающим. Лечит диабет,экзему,почки,депрессию.
Белый. Люди, которые его выбирают стремятся к чистоте и покою.
Черный – это стойкая позиция протеста, агресивная позиция характера, импульсивность.
Мой любимый цвет – синий. Я Вам предлагаю цветотерапию синим цветом,нормализовать давление(у кого есть проблемы),ликвидировать головную боль,бессоницу(если ощущаете), да и, вообще, просто успокоиться.
СИНИЙ ЦВЕТ (ЦВЕТОТЕРАПИЯ)
-Ваши ручки –самые прекрасные на свете,столько натрудились, написались, намаялись,что отдых им обязательно пригодиться.Давайте их побалуем. Повторяйте за мной.
Зарядка для ручек Зарядка ( песенка)
- Я думаю,каждый из вас любит и ждет тепло.давайте порелаксируем.
Релаксация. Подснежник.
Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы подснежник. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох, пусть все напряжение уйдет. Вокруг зеленая трава, вдали большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая теплая земля. Светит яркое солнышко. Один теплый лучик упал на ваше личико,погладил щечки. Лицо стало теплым и расслабилось. А лучик света дальше пустился гулять по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зеленая трава, вдали большой лес, поют птицы.Вы дышите спокойно,ровно. Вы чувствуете, какая теплая земля. Земля дает силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох, пусть все напряжение уйдет. Еще раз вдох и выдох... На счет 5 вы вернетесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к нашей работе , полные сил и уверенности.
Забота о здоровье учащихся – это важнейший труд учителя. От жизнедеятельности, бодрости учеников зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому нам необходимо сделать все возможное для сохранения и укрепления здоровья школьников.Берегите свое здоровье и здоровье своих детей. И пусть эта веселая песенка поднимет вам настроение.
Если нравится тебе – то делай так ( 10 cек )
Вы работали отлично счастье в жизни вашей личной.
Пусть Вам солнце мирно светит и пусть радуют Вас дети.
Никогда не унывайте, своё здоровье укрепляйте!