Развитие внимания в процессе обучения у младших школьников. 
Развитие внимания в процессе обучения у младших школьников.
Радченко Т. А.    
   Сложность современной жизни такова, что цена человеческой ошибки возрастает постоянно. К сожалению, увеличивается не только цена ошибки, но и её вероятность. На человека действует одновременно большое количество информации в виде разнообразных сигналов, противоречивых фактов и условий. Для того чтобы выжить, человек должен реагировать на эти сигналы, причём реагировать быстро и точно. Но количество информации, поступающей к человеку, как правило, превышает его возможности, поэтому необходим механизм выделения актуальных, наиболее личностно значимых сигналов. Эту информацию и выполняет внимание, которое ограничивает лишь ту часть информации, которая будет реально обрабатываться.
   Внимание – это способность человека сосредоточивать сознание, на каких – либо предметах или явлениях. Другими словами, внимание – это процесс регуляции интеллектуальной активности, процесс, помогающий функционировать другим познавательным способностям.
   Выделяют несколько свойств внимания: устойчивость, концентрацию, объём, переключаемость, распределяемость и избирательность.  
   Устойчивость – это длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к  одной и той же задаче. 
   Объём внимания – количество одновременно отчётливо осознаваемых объектов.
   Под распределением внимания, как правило, понимают способность человека удерживать в центре внимания несколько разнообразных  разнородных объектов одновременно. 
   Переключаемость внимания определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. Это свойство теснейшим образом связано с концентрацией внимания, которое можно рассматривать как степень погружения человека в проблему. При концентрации внимания происходит сужение объёма внимания, но то, что попадает при этом в поле зрения человека, представляется ему подробно, отчётливо, ярко. 
Обратной стороной высокой степени концентрации внимания и плохой его переключаемости является такое широко известное явление, как рассеянность. Причиной рассеянности является наличие мощной доминанты – очага возбуждения в коре больших полушарий головного мозга, вызванной определёнными идеями или переживаниями и подавляющей все прочие сигналы, поступающие извне. 
1.
   Ещё одно свойство внимания – избирательность. Человек обращает внимание на то, что отвечает его потребностям, желаниям, интересам. 
   Высокий уровень развития основных свойств внимания приводит к проявлению произвольного внимания. В этом случае субъект самостоятельно регулирует свою психическую активность. В противном случае говорят о непроизвольном внимании. Последнее хорошо известно всем педагогам и родителям по тем ситуациям, когда ребёнок знает правило, но пишет с ошибками, когда часто отвлекается при выполнении задания, когда смотрит на вас и как бы слушает, но ничего не слышит. 
   Естественно, что каждый учитель в своем педагогическом арсенале имеет запас методов привлечения внимания детей к учебному материалу. Программы развивающего обучения содержат в своих учебниках упражнения, развивающие этот психологический процесс. Но новизна идеи состоит в том, что педагоги, передавая ученикам знания, могут и должны,  делать это активно применяя в своей работе психологические знания, следуя которым развивающая коррекционная работа не может проходить время от времени, она должна быть систематической и планомерной. Учащиеся с хорошо развитыми психическими процессами более успешны в освоении школьной программы по сравнению со своими сверстниками, чей уровень развития памяти, внимания, восприятия, мышления и речи имеют средний и ниже среднего уровни развития.
   С поступление в школу для ребёнка начинается новая эпоха, новая жизнь, основное условие которой – соблюдение большого количества разнообразных правил – будет преследовать человека отныне и навсегда. Психологи утверждают, что ребёнок, вступив на эту многотрудную стезю, неуклонно развивается в направлении произвольности, организованности, самостоятельности и ответственности. 
  Как обычно рассуждаем мы, педагоги. Собираясь на занятия? Что бы такое придумать, чтобы было интересно детям, чтобы привлечь их внимание. И педагогика с первых же попыток научно объяснить процесс обучения придумывает разные способы управления вниманием ребёнка: наглядные пособия, картинки, технические средства, прочие специальные эффекты.  
   Развитие внимания ребёнка 7 – 10 лет должно совершаться в нескольких направлениях.
   Первое и главное – это формирование умственных действий.
   Второе – научить ребёнка приёмам контроля и оценки своих действий.
   Третье – создание соответствующей атмосферы развития произвольного внимания, главное условие которой – формирование положительной мотивации учёбы.
   По мнению известного психолога П. Я. Гальперина внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде, т. к. оно не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой
2.
деятельности, к которой оно присоединяется. Именно поэтому в первую очередь работу по развитию необходимо вести в этом направлении. 
Да и сами развивающие упражнения зачастую обеспечивают развитие и других психических процессов. 
   Следовательно, развивая различные свойства внимания в процессе учебной деятельности, удачно сочетая развивающие упражнения с учебным материалом, мы можем добиться достижения следующих целей:
- повышение качества и прочности знаний учащихся;
- создание определённых стимулов для положительной мотивации к обучению;
- преодоление трудностей адаптационного периода при поступлении детей в школу и при их переходе из начального звена в среднее.
   Внимание – многомерное психическое явление, и его уровень во многом зависит от слаженности работы всех его составляющих: концентрированности, объёма, устойчивости, распределяемости и переключаемости. И если хотя бы одно из перечисленных свойств внимания ослаблено, это неминуемо скажется на работоспособности учащегося. Из всего выше сказанного следует, что педагоги в своей работе должны решать следующие задачи:
- развивать интеллектуальные способности на основе развития внимания;- научиться использовать и перенаправлять непроизвольное внимание;- содействовать развитию произвольного внимания;- углублять и расширять концентрированность внимания, его объём и устойчивость;- учить ребёнка управлять своим вниманием, полноценно распределять его во время учебного процесса. 
   Решение поставленных задач будет особенно эффективным только при постоянной систематической работе педагогов, направленной на внедрение в учебный материал упражнений развивающих отдельные свойства внимания.     Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объём внимания, он индивидуален, в то же время остальные свойства можно и нужно тренировать. Такая работа должна вестись по двум направлениям:       - использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания;                                                                                                                                    - использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают общий смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". Надо научить детей преодолеть глобальное восприятие и попытаться научить воспринимать содержание с учётом элементов на фоне смысла целого. 
   При развитии внимания у детей младшего школьного возраста можно использовать следующие упражнения:
3.
   Задание I. «Медведи разбрелись»
   Материал: картинки, ручки, листочки бумаги.
   Задание 1. Посмотри на картинку. Здесь нарисованы медведи. Видимо, это целая медвежья семья: Михайло Потапыч, Василиса Михайловна, Мишутка, Кузя, Машенька, Мишенька и Малыш.
   Задание 2. Ты должен как можно быстрее расставить медведей по росту, сначала – самого большого, потом – поменьше и т. д., а в конце этой воображаемой шеренги ты должен поставить самого маленького медвежонка. 
Ты должен называть медведя по имени, показывать его и определять, на какое место ты его ставишь.
   Примечание. Наличие любых повторов, уточнений, пропусков действий и других ошибок говорит о неразвитой способности распределять и переключать внимание. Если ребёнок не смог запомнить медведей по именам и в процессе выполнения задания нуждался в напоминании данной информации, то это говорит о небольшом объёме внимания и слабой непосредственной памяти ребёнка.    
Задание на развитие объёма внимания, способностей к переключению внимания и распределению.   
   Задание II. «Упражнение на тренировку объёма внимания». 
   Материал: картинки, ручки, листочки бумаги.
   Задание. Постарайся как можно быстрее, мгновенно, определить, сколько в каждом сооружении не хватает кубиков до полного куба. 
   Примечание. Желательно показывать картинку короткое время, например,  1 секунду.   
   Задание III. «Тренируем способности распределять внимание».
   Материал: карточки, ручки, листочки бумаги.
   Задание 1. Постарайся без ошибок сосчитать сначала большие буквы, а затем маленькие. Результат необходимо запомнить.
   Задание 2. Сколько нарисовано больших букв, сколько – маленьких? 
   Проверь полученный результат.
   Задание 3. Были ли на рисунке необычные буквы? Какие? 
   Задание 4. Какая буква была нарисована неправильно? 
   Оценим способности распределять внимание:
   5 баллов – если на все вопросы даны правильные ответы;
   4 балла – если буквы сосчитаны правильно, но при ответах на вопросы 3 и 4 были затруднения;
   3 балла – если задание выполнялось с трудом, медленно, ребёнок отвлекался, переспрашивал задание и делал ошибки.    
   Задание IV. «Упражнение на развитие способностей распределять и переключать внимание».
4.
   Материал: карточки, ручки, карандаши, листочки бумаги.
   Задание 1. Необходимо прочитать то, что написано мелкими буквами, затем то, что написано крупными буквами, а потом ты должен найти среди цифр числа, которые могли бы относиться к прочитанным словам. При выполнении этого задания необходимо фиксировать время выполнения.
   Оценка результатов:
   5 баллов – если задание выполнено в течение 1,5 минут без ошибок.
   4 балла – задание выполнялось 1,5 – 2 минут. Имели место уточнения, просьбы повторить инструкцию, вопросы.
   3 балла – задание выполнялось 2 – 3 минуты, с подсказками взрослого. 
   2 балла – задание выполнялось более 3 минут. Была необходима посторонняя помощь и контроль взрослого.
   1 балл – задание не выполнено.    
   В заключение хочется отметить, что в задачу формирования внимания входит не только его развитие как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а также создание благоприятных условий для активной самостоятельной работы. 
   Несмотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, так как человеку необходимо знать приёмы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности. 
5.
Литература: 
1. А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей». 
Москва, 1997 год.
2. Б. С. Волков,  Н. В. Волкова «Детская психология в вопросах и ответах».
Москва, 2002 год.
3. Р. С. Немов « Общие основы психологии».
Москва «Просвещение», «Владос» 1994 год.
Книга 1.
4. Е. И. Рогов « Настольная книга практического психолога в образовании».
Москва «Владос» 1994 год.
5. Е. И. Рогов «Общая психология».
6.
Заголовок 115