Методические рекомендации для выполнения практических работ по предмету Математика: алгебра и начала математического анализа геометрия для студентов по профессии 19.01.17Повар, кондитер

Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Железногорский политехнический колледж»




































































АННОТАЦИЯ

Практические занятия предназначены для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических умений в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
Выполнению практических занятий, предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов.
Практические работы проводятся по математике согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по математики. Практические проводятся как индивидуально, так и для пары или группы студентов.




















СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка...3
Практическая работа №1.«Применение формулы площади полной поверхности цилиндра для вычисления необходимого количества крема для украшения торта»5
Практическая работа №2.«Применение формулы объема цилиндра и площади круга для вычисления количества желе для торта».7
Практическая работа №3.«Применение формулы объема параллелепипеда и площади прямоугольника для вычисления количества желе для торта».9
Практическая работа №4.«Применение формул площадей треугольника и прямоугольника при вычислении количества котлет конусообразной формы».11
Практическая работа №5.«Применение формулы площади круга при вычислении количества бифштексов». ..13
Приложения ...15



























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания предназначены для студентов 1-2 курса, изучающих дисциплину «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» 19.01.17 «Повар, кондитер».
Методические указания раскрывают основные требования к знаниям и умениям, которые должны быть достигнуты обучающимися в результате изучения указанной дисциплины.
В результате изучения учебного предмета студент должен:
иметь представление:
о роли математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;
знать:
основные математические формулы и понятия;
уметь:
использовать математические методы при решении прикладных задач.
При изучении дисциплины необходимо обращать внимание студентов на ее прикладной характер, на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов. Необходимо соблюдать преемственность в обучении, единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими государственными стандартами. При проведении занятий следует:
использовать учебные пособия, технические и наглядные средства обучения;
проводить несложные дедуктивные и индуктивные рассуждения;
обосновывать шаги решения задач;
формулировать определения математических понятий;
пользоваться математической терминологией и символикой;
письменно оформлять решение задач;
формулировать на математическом языке несложные прикладные задачи;
пользоваться калькулятором;
самостоятельно изучать учебный материал.
Сегодня в условиях перехода профессионального российского образования на Федеральные Государственные образовательные стандарты третьего поколения современное образовательное учреждение должно формировать и развивать ключевые компетенции. Наш колледж выпускает широкий спектр специалистов общественного питания. Чтобы они были востребованы на рынке труда, а их блюда были вкусными, правильно приготовленными, нужно владеть мастерством своей профессии, уметь правильно подсчитать пропорции ингредиентов, процентное содержание белков, жиров, углеводов, весовое и объемное соотношение продуктов. Моя педагогическая задача не только научить обучающихся математике для того, чтобы они смогли написать зкзаменационную работу, но и развить профессиональные компетенции на уроках математики, которые помогут им стать высококвалифицированными специалистами.
Мною были созданы практические работы для поваров, кондитеров по темам: элементы конуса, объем параллелепипеда, площадь поверхности цилиндра, а также площади таких плоских фигур, как площади прямоугольника и треугольника, площадь круга. Их выполнение направлено на умение производить измерения и решать задачи с профессиональной направленностью, пользоваться справочниками и таблицами, выполнять различные расчеты, строить и заполнять таблицы, диаграммы и графики, свободно владеть чертежными и измерительными инструментами. Для выполнения практической работы прилагается карточка с яркой иллюстрацией практического задания. Каждая работа выполняются в течение двух уроков и состоит из нескольких этапов. За это время учащиеся получают задания, знакомятся с его содержанием, выполняют практические работы, используя методические рекомендации, обрабатывают результаты измерений и вычислений, заполняют таблицы, делают вывод согласно цели работы. Все практические работы направлены на развитие как профессиональных, так и общих компетенций, потому что это требования современного урока.

Практическая работа № 1.
Тема: «Применение формулы площади полной поверхности цилиндра для вычисления необходимого количества крема для украшения торта».
Цель: закрепить и отработать навыки вычисления количества крема используя формулы Sполн.пов.цил. и Sкруга . Оборудование: макеты многогранников и тел вращения, чертежные инструменты, калькулятор, карточка с заданием.
План выполнения работы:
Перенести рисунок 1 в тетрадь.
Занести необходимые измерения цилиндров по рисунку 1 в таблицу.
Выбрать формулы для вычисления площади поверхности цилиндра и площади круга.
Вычислить площади поверхностей цилиндров и площадь круга.
Рассчитать количество крема , необходимого для покрытия трехъярусного торта, если расход крема 1,4 г/ см2 ( между прослойками расход крема в два раза больше).
Сделать вывод согласно цели работы

Ход работы:
1. Перенесите рисунок 1 из карточки в тетрадь. 2. Занесите необходимые данные цилиндров по рисунку 1 в таблицу.


цилиндр
(ярус)
высота(H,см)
диаметр(d,см)

1.
верхний



2.
средний



3.
нижний




3. Выберите из предложенных формул те, которые необходимы для вычисления площади поверхности цилиндра и площади круга. Результаты выбора занесите в таблицу.

наименование формулы
расчетная формула

1.
Формула для вычисления площади поверхности цилиндра.


2.
Формула для вычисления площади круга.



3.
Формула для вычисления радиуса.




4. Вычислите площади поверхностей цилиндров и площади кругов. Результаты вычислений занесите в таблицу.


цилиндр
(ярус)
результаты вычисления площади поверхности (см2)
результаты вычисления площади круга (см2)

1.
верхний



2.
средний



3.
нижний




5. Рассчитайте количество крема, необходимого для покрытия поверхности трехъярусного торта, если известно, что расход крема 1,4 г/ см2 ( между прослойками крем расходуется в два раза больше).
Результаты вычислений занесите в таблицу.


цилиндр
(ярус)
количество крема, для покрытия поверхности (г)
количество крема, для покрытия между прослойками(г)

1.
верхний



2.
средний



3.
нижний




6. Сделайте вывод согласно цели работы.















Практическая работа №2.
Тема: «Применение формулы объема цилиндра и площади круга для вычисления количества желе для торта».
Цель: закрепить и отработать навыки вычисления количества желе используя формулы Sкруга, ,Vцил . Оборудование: описание работы, чертежные инструменты, калькулятор, карточка с заданием.

План выполнения работы:
Занести необходимые измерения цилиндров по рисунку 1 в таблицу.
Выбрать формулы для вычисления объема цилиндра и площади круга.
Вычислить объем цилиндра и площадь круга.
Рассчитать объем желе на 1 см2 поверхности, если на один торт цилиндрической формы предусматривается 750г желе.
Рассчитать объем желе, необходимого для покрытия поверхности торта диаметром 15 см.
6. Сделать вывод согласно цели работы.
Ход работы:
1. Перенесите рисунок 1 из карточки в тетрадь и занесите необходимые данные цилиндра по рисунку 1 в таблицу.


цилиндр
(желе)
высота(H,см)
диаметр(d,см)

1.
верхний слой




2. Выберите из предложенных формул те, которые необходимы для вычисления объема цилиндра и площади круга. Результаты выбора занесите в таблицу.

наименование формулы
расчетная формула

1.
Формула для вычисления
объема цилиндра.


2.
Формула для вычисления
площади круга.



3.
Формула для вычисления радиуса.




3. Вычислите объем цилиндра и площадь круга. Результаты вычислений занесите в таблицу.


цилиндр
(желе)
результаты вычисления объема цилиндра (см2)
результаты вычисления площади круга (см2)

1.
верхний





4. Рассчитайте объем желе на 1 см2 поверхности, если на один торт цилиндрической формы предусматривается 750г желе.

5. Рассчитайте объем желе, необходимого для покрытия поверхности торта диаметром 15 см.

Результаты вычислений занесите в таблицу.


цилиндр
(ярус)
объем желе
на 1 торт
объем желе
на 1 см2 поверхности
объем желе, для торта диаметром 15 см.


1.
верхний





6. Сделайте вывод согласно цели работы.






















Практическая работа 3.
Тема: «Применение формулы объема параллелепипеда и площади прямоугольника для вычисления количества желе для торта».
Цель: закрепить и отработать навыки вычисления количества желе для торта используя формулы Sпрямоуг ,Vпар. Оборудование: описание работы, чертежные инструменты, калькулятор, карточка с заданием.
План выполнения работы:
Занести необходимые измерения параллелепипеда по рисунку 1 в таблицу.
Выбрать формулы для вычисления объема параллелепипеда и площади прямоугольника.
Вычислить объем параллелепипеда и площадь прямоугольника.

Рассчитать объем желе на 1 см2 поверхности, если на один торт прямоугольной формы предусматривается 760г желе.

Рассчитать объем желе, необходимого для покрытия поверхности торта размером 15х20 см.

Сделать вывод согласно цели работы.

Ход работы:
1. Перенесите рисунок 1 из карточки в тетрадь и занесите необходимые данные параллелепипеда по рисунку 1 в таблицу.


параллелепипед
(желе)
высота(H,см)
длина, ширина (см)

1.
верхний слой




2. Выберите из предложенных формул те, которые необходимы для вычисления объема параллелепипеда и площади прямоугольника (основания). Результаты выбора занесите в таблицу.

наименование формулы
расчетная формула

1.
Формула для вычисления
объема параллелепипеда


2.
Формула для вычисления
площади прямоугольника.




3. Вычислите объем параллелепипеда и площадь прямоугольника (основания) . Результаты вычислений занесите в таблицу.


параллелепипед
(желе)
результаты вычисления объема параллелепипеда(см2)
результаты вычисления площади прямоугольника(см2)

1.
верхний




4. Рассчитайте объем желе на 1 см2 поверхности, если на один торт прямоугольной формы предусматривается 760г желе.

5. Рассчитайте объем желе, необходимого для покрытия поверхности торта размером 15х20 см.

Результаты вычислений занесите в таблицу.


параллелепипед
(ярус)
объем желе
на 1 торт
объем желе
на 1 см2 поверхности
объем желе, для торта размером 15х20 см.


1.
верхний





6. Сделайте вывод согласно цели работы.
























Практическая работа №4.
Тема: «Применение формул площадей треугольника и прямоугольника при вычислении количества котлет конусообразной формы». Цель: закрепить и отработать навыки вычисления количества котлет используя формулы Sпрямоуг , Sтреуг. Оборудование: описание работы, чертежные инструменты, калькулятор, карточка с заданием.
План выполнения работы:
Занести необходимые измерения по рисункам 1 и 2 в таблицу.
Выбрать формулы для вычисления площадей треугольника и прямоугольника.
Вычислить площади треугольника и прямоугольника.
Рассчитать количество котлет в виде конуса высотой 10 см и диаметром основания 5 см, которые можно пожарить на сковороде прямоугольной формы размером 38х28 см.
Сделать вывод согласно цели работы.
Ход работы:
1. Перенесите рисунки 1и 2 из карточки в тетрадь и занесите необходимые данные прямоугольника и конуса в таблицу.


Наименование тела/фигуры
высота(H,см)
длина(см)
ширина(см)
диаметр(см)

1.
Прямоугольник
-


-

2.
Конус

-
-



2. Выберите из предложенных формул те, которые необходимы для вычисления площадей прямоугольника и треугольника.
Результаты выбора занесите в таблицу.

наименование формулы
расчетная формула

1.
Формула для вычисления
площади треугольника.


2.
Формула для вычисления
площади прямоугольника.


3.
Формула для вычисления
количества котлет.


3. Вычислите площади прямоугольника и треугольника.
4. Рассчитайте количество котлет в виде конуса высотой 10 см и диаметром основания 5 см, которые можно пожарить на сковороде прямоугольной формы размером 38х28 см.



Результаты вычислений занесите в таблицу.


Наименование фигуры
результаты вычисления площади (см2)
результаты вычисления количества котлет

1.
Прямоугольник



2.
Треугольник




5. Сделайте вывод согласно цели работы.





























Практическая работа №5.
Тема: «Применение формулы площади круга при вычислении количества бифштексов». Цель: закрепить и отработать навыки вычисления количества бифштексов используя формулу Sкруга. Оборудование: описание работы, чертежные инструменты, калькулятор, карточка с заданием.
План выполнения работы:
Занести необходимые измерения по рисункам 1 и 2 в таблицу.
Выбрать формулу для вычисления площади круга.
Вычислить площади кругов.
Рассчитать количество бифштексов диаметром 6 см, которые можно пожарить на сковороде круглой формы диаметром: а) 29 см; б) 32 см.
Сделать вывод согласно цели работы.
Ход работы:

Перенесите рисунки 1и 2 из карточки в тетрадь. Занесите необходимые данные таблицу.


Наименование фигуры
диаметр(см)

1.
круг 1 (дно первой сковороды)


2
круг 2 (дно второй сковороды)


3.
круг 3(бифштекс)



2. Выберите из предложенных формул те, которые необходимы для вычисления площади круга.
Результаты выбора занесите в таблицу.

наименование формулы
расчетная формула

1.
Формула для вычисления
площади круга.


2.
Формула для вычисления
радиуса круга.


3.
Формула для вычисления
количества бифштексов на1сковороде.


4.
Формула для вычисления количества бифштексов на 2сковороде.


3. Вычислите площади кругов.
4. Рассчитайте количество бифштексов диаметром 6 см, которые можно пожарить на сковороде круглой формы диаметром: а) 29 см; б) 32 см.
Результаты вычислений занесите в таблицу.


Наименование фигуры
результаты вычисления площади (см2)
результаты вычисления количества бифштексов


1.
круг1
(1сковорода)



2.
круг2
(2сковорода)



3.
круг 3 (бифштекс)





5. Сделайте вывод согласно цели работы.





























Карточка к лабораторной работе №5.












Рис.1.























d=6см

Рис.2
































13PAGE 15


13PAGE 14115




















Составитель:
Копцева Е.А., преподаватель
математики: алгебры и начала математического анализа; геометрии

d = 29см


d=32 см








Заголовок 2 Заголовок 315