Инструкции к лабораторным работам по дисциплине ОП.06. «Материаловедение»
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»
ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-Барановского»
ИНСТРУКЦИИ К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.06. «Материаловедение»
Лабораторная работа № 1
Тема: Составление сравнительной таблицы видов парфюмерно-косметических средств и определение их составов.
Цель: Научится работать с различными видами парфюмерно-косметических средств и определять их составы. Изучить историю развития парфюмерии и косметики.
Ход работы
Составление сравнительной таблицы видов парфюмерно-косметических средств и определение их составов. (Выполнение таблицы на формате А 4, отразить в работе не менее 5-ти видов парфюмерно-косметических средств).
Пример:
Классификационный признак Классификационная группировка Виды косметических средств
Функциональное действие Гигиенические (очищающие)
Косметические (увлажняющие, питающие, тонизирующие и др.)
Декоративные
Защитные
Лечебно-профилактические
Специальные Мыло, шампуни
Кремы, лосьоны, бальзамы, перспирантыПудра, помада
Кремы для рук и тела
Зубные пасты
Депиляторы
Консистенция Жидкие
Эмульсионные
Желеобразные
Мазеобразные
Воскообразные
Порошкообразные Лосьоны, шампуни, лаки
Кремы, шампуни
Кремы, бальзамы
Кремы, блеск
Губные помады
Пудры, тени
Тип кожи, волос Для сухой кожи (волос)
Для нормальной кожи (волос)
Для жирной кожи (волос) Кремы, шампуни
Лосьоны
Молочко и др.
Вывод.
Контрольные вопросы
Дайте определение понятию «Парфюмерия»?
История развития парфюмерии?
Дайте определение понятию «Косметика»?
История появления и развития косметики?
Назовите основной ассортимент парфюмерно-косметических товаров и их функциональное назначение.
Лабораторная работа № 2
Тема: Получение эмульсий масло-вода и вода-масло и суспензий.
Цель: Изучить виды эмульсий, получение эмульсий масло-вода и вода-масло и суспензий.
Теоретический материал необходимый для выполнения работы.
Средой в суспензиях выступает жидкость, а фазой – твердые вещества. В эмульсиях среда – жидкость и фаза тоже жидкость.
Что такое суспензия и эмульсия.
Эмульсии и суспензии – неоднородные непрозрачные системы. Между капельками вещества или частицами и молекулами растворителя не возникает ни физических, ни химических взаимодействий. Эмульсии и суспензии не устойчивые системы, они с течением времени отстаиваются и расслаиваются на дисперсионную среду и дисперсионную фазу (на два несмешивающихся вещества: воду и глину, масло и воду). Например, частицы глины в воде оседают на дно.
Суспензия представляет собой взвесь микроскопических твердых частиц в жидкости, в качестве которой, как правило, выступает вода или масло. Другими словами, суспензия – это нерастворимый порошок в воде (масле). Суспензии нашли применение в фармакологии, строительной технологии, выпуске бумаги, лакокрасочных изделий и прочих строительных материалов.
Эмульсия – взвесь микроскопических частиц какой-либо жидкости, неспособной растворяться в другой жидкости. Классическая эмульсия – масло в воде. Их используют в приготовлении лекарств, строительных материалов, косметических средств, пищевой промышленности, мыловарении, живописи, автомобильной промышленности и сельском хозяйстве.
Эмульсии бывают прямыми (масло в воде), когда в полярной среде распределяются капли неполярной жидкости (к примеру, водоэмульсионные краски). Кроме того, существуют обратные (вода в масле) эмульсии. К ним относятся нефтяные эмульсии.
Отличие суспензии от эмульсии.
Суспензия – это система твердое вещество-жидкость, а эмульсия – жидкость-жидкость.
Для эмульсии требуются малорастворимые или вовсе нерастворимые друг в друге жидкости.
Для суспензии необходимы твердые вещества нерастворимые или практически нерастворимые в представленной жидкой среде.
Ход работы
1. Дать описание, характеристику прямой эмульсии т.е масло в воде, дисперсионной фазой (то, в чем растворяется) которых выступает вода.
2. Дать описание, характеристику обратной эмульсии т.е. вода в масле, где дисперсионная фаза, соответственно - масло.
Вывод.
Контрольные вопросы
Что такое эмульгатор?
Что такое эмульсия?
На какие два основных типа делятся все эмульсии?
Что такое суспензия?
В чем отличие суспензии от эмульсии?
Лабораторная работа № 3
Тема: Получение заданной композиции эфирных масел.
Цель: Изучить характеристику эфирных масел, свойства и применение эфирных масел. Технологию получения эфирных масел.
Теоретический материал необходимый для выполнения работы
Душистые растения еще в древнем мире привлекали к себе внимание как источник благовоний. К началу XVI в. были известны такие душистые растения, как розмарин, лаванда, шалфей, аир, кассия и др. А в средние века интенсивно развивается техника производства душистых веществ.
Эфирные масла - пахучая смесь жидких летучих веществ, выделенных из растительных материалов (дистилляцией, экстракцией, прессованием).
Эфирные масла применяют в фармацевтической, пищевой и особенно широко в парфюмерной промышленности. Несмотря на развитие производства синтетических веществ, до сих пор лучшие композиции духов составляются с использованием натуральных эфирных масел, передающих запахи розы, ландыша, фиалки, гвоздики, лимона и др.
В настоящее время известно несколько тысяч эфирных масел.
Эфирные масла получают в основном путем прессования, паровой дистилляции или мацерации. Качество эфирных масел зависит от метода выделения, качества сырья, растворителей и соблюдения правил технологии.
Прессование обычно используют для получения цитрусовых эфирных масел. При паровой дистилляции в качестве сырья используют древесину, листья, траву. При обработке сырья паром испаряется вода, обогащенная ароматическими маслами. При этом происходит разделение летучих и нерастворимых в воде компонентов. Процесс дистилляции может быть повторен несколько раз, однако это влияет на качество получаемых эфирных масел. Другой способ получения эфирных масел - мацерация, сначала сырье погружают в растворитель (самые качественные масла получают при использовании чистого пшеничного спирта), а затем отделяют от растворителя ароматические масла.
Определить качество масла очень трудно, поэтому изучение вопросов технологии эфирных масел очень актуально.
Определение эфирных масел. Эфирные масла - это смеси душистых веществ, относящихся к различным классам органических соединений, преимущественно к терпеноидам, реже ароматическим или алифатическим соединениям. В их состав входят как душистые, так и недушистые вещества, вырабатываемые эфиромасличными растениями и обладающие характерным запахом, присущим душистой части данного растения. До конца роль эфирных масел в обмене веществ растений не ясна. Ряд авторов предполагают, что эфирные масла необходимы для защиты растений от вредителей и животных; для закрытия ран в древесине, коре и предохранения их от попадания влаги, заражения грибковыми заболеваниями, а также для привлечения насекомых-опылителей и др.
За летучесть и способность перегоняться с водяным паром эфирные масла названы эфирными, а за внешнее сходство с жирными маслами - маслами.
Большинство эфирных масел хорошо растворимы в бензине, эфире, липидах и жирных маслах, восках и других липофильных веществах, и очень плохо растворимы в воде. Растворимость эфирных масел в спирте сильно зависит от его крепости (она заметно уменьшается в присутствии воды).
Характеристика эфирных масел. Название эфирного масла происходит чаще всего от названия растения, исключение составляют лишь цитрусовые. Эфирное масло, полученное из листьев цитрусовых, называется петигреневым, из цветов - неролиевым, из плодов - по названию растений.
Большинство эфирных масел получают в странах с тропическим или субтропическим климатом (пачулиевое, бергамотовое). Меньшую часть эфиромасличных растений (кориандр, анис) выращивают в средней полосе.
В настоящее время эфиромасличное сырье выращивается в специализированных хозяйствах - заводах Северного Кавказа (кориандр, лаванда, мята, роза, анис, базилик, шалфей), Украины (кориандр, лаванда, мята, роза, тмин, фенхель, шалфей), Молдовы (лаванда, мята, роза, шалфей), Грузии (базилик, герань, жасмин крупноцветковый, роза, эвкалипт), Армении и Таджикистана (герань), Киргизии (мята, шалфей), Белоруссии и Литвы (мята), Азербайджана (роза). По производству некоторых из них страны СНГ занимают ведущее место в мире: здесь сосредоточено более 90% мировой выработки кориандрового масла, 75-80% масла шалфея мускатного, а также 60% розового масла.
В основном эфирные масла обладают жгучим вкусом, слабо растворяются в воде (данное свойство используется для их выделения путем перегонки с водяным паром), но хорошо растворимы в органических средах (эфир, спирт, смолы) и жирах растительного и животного происхождения (мед, молоко, норковый жир). Это прозрачные, бесцветные или окрашенные до темно-коричневого цвета жидкости. При охлаждении эфирных масел часть их затвердевает в кристаллическую массу - стеароптен, а оставшуюся жидкую часть называют элеоптен. Температура кипения - 160-240 °С. Эфирные масла, как правило, легче воды и при растворении образуют тонкую жирную пленку. Однако встречаются масла тяжелее воды (масло эвгенольного базилика, ветиверовое, гвоздичное и др.). Эфирные масла различных видов смешиваются во всех соотношениях.
Ход работы
Дать описание методам получения композиций эфирных масел.
Вывод.
Контрольные вопросы
Назовите свойства и применение эфирных масел?
Дайте классификацию эфирномасличного сырья.
Применение эфирных масел в косметических средствах.
Дайте характеристику эфирным маслам.
История использования эфирных масел.
Лабораторная работа № 4
Тема: Создание парфюмерной композиции.
Цель: Изучить методы создания парфюмерных композиций.
Теоретический материал необходимый для выполнения работы
В свое время роман «Парфюмер» Патрика Зюскинда поверг в шок читающую публику. Те, кто не читал романа, испытали шок, увидев его одноименную экранизацию. А шокированы читатели и зрители были не только детективным сюжетом и историческими подробностями, но и осознанием того, что запах имеет власть над человеком. Впрочем, роман есть роман, а в жизни все гораздо проще.
Извлекать и хранить запахи, а также использовать их в своих утилитарных целях люди научились давно. Сначала это были жидкости на основе жиров и масел, потом запахи стали консервировать с помощью спирта, затем придумали твердые духи, научились делать духи с феромонами, а что будет дальше – можно только гадать. Зато гадать, как сделать духи самостоятельно, уже не приходится. Потому что к радости доморощенных парфюмеров и косметологов есть не только все доступные для этого волшебного процесса материалы, но и подробные инструкции. Вот их мы вам и предлагаем.
Необходимые материалы. Самый трудоемкий этап изготовления духов (к радости современных мастериц) взяли на себя косметические и фармацевтические компании. Производимые им эфирные масла – главные компоненты ароматных композиций домашнего парфюма. Поэтому именно их, в первую очередь, вам и нужно будет приобрести. А продаются они в любой аптеке или в магазинах для рукоделия. Заметим, что духи делают на основе масла или спирта. Поэтому, в зависимости, от выбранного типа духов, вам понадобится базовое масло (лучше всего использовать масло жожоба) или медицинский спирт.
Духи на основе масла имеют очень насыщенный аромат, а сама композиция созревает две-четыре недели. Духи на спиртовой основе у вас будут готовы уже через четыре дня, но ароматических оттенков в них будет куда меньше. Важное преимущество спиртовых духов – возможность их нанесения на одежду и волосы. А вот масляные духи можно будет наносить только на тело, добавлять в ванну в качестве отдушки или использовать для ароматизированного медальона или кулона.
Помимо эфирных масел и основы духов вам понадобятся плотно закрывающиеся флаконы. Объем таких сосудов должен быть достаточным для удобного смешивания компонентов. Но и слишком просторная посуда тоже не подойдет, так как после закупоривания внутри сосуда остается воздушная прослойка. А чем она меньше, тем качественнее получатся духи. Так что выбирайте флаконы такого объема, чтобы количество воздуха, оставшегося в них после приготовления духов, было минимальным.
Еще один необходимый материал для изготовления домашнего парфюма – полоски бумаги. Это даже не материал, а инструмент, с помощью которого вы будете проводить пробы при смешивании компонентов и тестировать созревающий аромат. Вот, собственно говоря, и все, что вам потребуется, чтобы сделать рукотворные духи дома.
Прежде чем приступить к созданию индивидуального парфюма, предлагаем ознакомиться с теорией и узнать новую информацию о ароматических маслах.
Классическая парфюмерная композиция состоит из трех фаз:
1 фаза – голова парфюма;
2 фаза – сердце парфюма;
3 фаза – база, основа парфюма.
Именно в этой последовательности и проявляются эти фазы. Запах меняется постепенно на протяжении 30 минут, затем в течение несколько часов чувствуется только средняя «нота сердца», а после 12-24 часов можно почувствовать базовую ноту, которая не изменяется до тех пор, пока запах полностью не исчезнет. Поэтому выбор аромата следует тщательно продумать: какой запах будет сперва, а какой раскроется через время.
Для первой фазы следует выбирать быстро испаряющиеся парфюмерные материалы: масло апельсина, бергамота, лимона, базилик, тимьян, кардамон, лаванда, мускатный орех, эвкалипт, шалфей, грейпфрут, чайное дерево, лайм, лемонграсс и т.д.Вторая фаза наиболее важна, так как имена она формирует первое впечатление об аромате, как бы подготавливая нас к основному аромату. Для второй фазы «сердца парфюма» следует выбирать медленно испаряющиеся составляющие, которые при смешивании будут дополнять и оттенять друг друга: жасмин, роза, дикая лилия, иланг-иланг, герань, мята, ромашка, лаванда, можжевельник, сосна, розмарин, мелисса, анис, камфора и т.д.
Для третьей фазы – основы парфюма – рекомендуется использовать вещества с самым низким уровнем испарения, чтобы они дольше оставались на коже. Также базовая нота используется для закрепления аромата быстро испаряющихся веществ. Для третьей фазы следует выбирать ваниль, пачули, сандал, кедр, гвоздика, имбирь, корица и т.д.Полезные советы:
Для создания духов используйте только стеклянную посуду, нельзя смешивать ароматы в пластмассовой или металлической емкости.
При создании аромата не забывайте промывать пипетку после каждого масла в спиртовом растворе.
Для точного определения объема основы духов удобно использовать одноразовый шприц.
Используйте кофе, чтобы «перебить» ароматы, когда вам кажется, что все масла пахнут одинаково. Понюхав кофейные зерна, вы «сбросите» со своего обоняния последний аромат.
Ход работы
Подробно описать принципы создания парфюмерной композиции.
Вывод.
Контрольные вопросы
Что такое парфюм?
Назовите необходимые материалы для создания парфюмерной композиции?
Из каких фаз состоит классическая парфюмерная композиция?
Лабораторная работа № 5
Тема: Выбор мыла в зависимости от типа кожи. Анализ свойств мыла.
Цель: Научится проводить выбор мыла в зависимости от типа кожи. Анализ свойств мыла.
Теоретический материал необходимый для выполнения работы
Из истории. Легенда гласит, что латинское слово «sapo» (англ. «soap», мыло) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам. Животный жир, выделяющийся при сжигании жертвы, скапливался и смешивался с древесной золой костра. Полученная масса смывалась дождём в глинистый грунт берега реки Тибр, где жители стирали белье, и, естественно, наблюдательность человека не упустила того факта, что благодаря этой смеси одежда отстирывалась гораздо легче.
В VI веке до н.э. финикийцы и галлы научились варить из козьего жира и древесной золы мыло – один из важнейших искусственных химических продуктов. До этого для стирки применяли песок, глину, яичные желтки, золу, бычью желчь, разложившуюся мочу и другие средства. Во многих странах для стирки использовали корни, кору и плоды растений.
В XV и XVI веках рыцари и купцы разных стран привозили из Венеции пахнущие мыльные шарики, на которых были вытеснены лилии, еловые шишки, полумесяцы – первые торговые знаки.
Для приготовления мыла в конце средних веков применяли животные жиры, а также растительные масла (конопляное, льняное) и древесный щелок. При стирке белья щелок древесной золы широко использовался многими народами вплоть до XX века. В издаваемых в России в 80-90-х годах XIX века пособиях по ведению домашнего хозяйства для стирки любого вида белья рекомендовалось мыло и древесный щелок.
Развитию мыловарения способствовало наличие сырьевых источников. Например, марсельская мыловаренная промышленность, известная с эпохи раннего средневековья, располагала оливковым маслом и содой. Оливковое масло получают простым холодным прессованием плодов масличных деревьев. Масло, получаемое после первых двух прессовок, употребляли для пищевых целей, а после третьей - использовали для переработки на мыло. Марсельское мыто было важным товаром торговли уже в IX в. Оно уступило свое место международной торговле венецианскому мылу лишь с конца средних веков (XIV в.) Кроме Франции, мыловарение в Европе развивалось в Италии, Греции, Испании, на Кипре, т.е. в районах, культивирующих оливковые деревья.
Первые германские мыловарни были основаны в XIV столетии. Россия не отставала от Европы в чистоплотности. «Ни в одной стране не найдешь, - писал в XVIII веке историк Джон Флетчер, - чтобы так ценили мытье, как в этой Московии». Чем только не отмывались в средневековой России в горячих банях, чем ни стирали: крахмалом, тестом, песком, травами, хлебным квасом, ячменем, ржаным хлебом, бобовой мукой. Особенно распространены были мытье и стирка золой. На основе золы и появилось в России мыльное производство. Было это еще в допетровскую эпоху.
Вообще русское мыловарение развивалось самобытным путем. Для этого были весьма благоприятные условия: большие запасы сала, огромные лесные массивы. "Поташным делом" занимались целые деревни. Рубили деревья, жгли их в котлах тут же в лесу, а золу заваривали, делали щелок, выпаривали его, получая поташ. Такое истребление лесов привело к подорожанию дров, пропал и мёд. Однако в 1659 г. "поташное дело", как прибыльное, передали в царскую казну.
А вот население фабричное мыло почти не покупало. И не потому, что разлюбило русскую баню с мыльцем да веничком. Просто большинство хозяек сами варили мыло. В домах мыло лежало штабелями, что дрова! Действительно, зачем было покупать продукт, если печи топились дровами, бесплатного поташа хоть отбавляй, да и жир нетрудно раздобыть - везде держали скотину.
В XVIII веке стали появляться первые мыловаренные фабрики и в России. В Москве их было две: в Новинской Пресненской частях, а к 1853 году по Московской губернии насчитывалось уже восемь мыловаренных заводов. При этом многие из них были в руках иностранных промышленников. Продукцию мыловаренного производства потребляли многочисленные суконные, ситценабивные, красильные предприятия.
В издаваемых в России в 80-90-х годах XIX века пособиях по ведению домашнего хозяйства для стирки любого вида белья рекомендовалось мыло или древесный щелок. В конце XIX века в России большую популярность у населения имели такие мыла, как «Старое ядровое», «Мраморное», «Пальмовое», «Свежее ядровое». При рекламе мыла в те времена часто использовали известное изречение Либиха, что культуру народа можно определить по количеству расходуемого мыла.
Однако, в 1808 году французскому химику Мишелю Эжен Шеврёлю (1786 - 1889) по просьбе владельцев текстильной фабрики удалось установить состав мыла. В результате анализа оказалось, что мыло - это натриевая соль высшей жирной (карбоновой) кислоты.
Мыло. Технология изготовления. Сырьё. Мыло – растворяющаяся в воде моющая масса (кусок или густая жидкость), получаемая при взаимодействии жиров и щелочей, используемое либо как косметическое средство – для очищения и ухода за кожей (туалетное мыло), либо как средство бытовой химии – моющее средство (хозяйственное мыло).
В химическом отношении основным компонентом твёрдого мыла являются смесь растворимых солей высших жирных кислот. Дополнительно в составе мыла могут быть и другие вещества, обладающие моющим действием, а так же различные наполнители (ароматизаторы, отдушки, красители, добавки).
Различают несколько видов мыла:
Хозяйственное (обыкновенное) мыло.
Туалетное мыло.
Медицинское мыло.
Мыло ручной работы.
В качестве сырья для получения основного компонента мыла могут использоваться животные и растительные жиры, жирозаменители (синтетические жирные кислоты, канифоль, талловое масло). Сырьем, в принципе, может быть любой жир или масло, но в зависимости от свойств исходных веществ, можно получить мыло различной консистенции и различного качества.
Получение мыла основано на реакции жира с щелочью, которая проходит при температуре кипения смеси. После этого в раствор добавляется поваренная соль, что приводит к разделению смеси на два слоя: верхний, содержащий раствор мыла, и нижний, в состав которого входят раствор соли и выделенный из жира глицерин. Верхний слой разливают по формам, где он остается до полного остывания. Приготовленное таким образом мыло размельчается, иногда высушивается и затем прессуется под давлением в готовые куски. Такой способ получения мыла принято называть «прямым методом».
Поскольку мыло извлекает из поверхностного слоя кожи не только загрязнения, но и жиры, порой чрезмерно её высушивая, в туалетные мыла добавляют вещества, которые помогают сохранить нормальное содержание жиров и влаги в коже. Это такие добавки, как высшие спирты, эфиры янтарной и молочной кислоты, глицерин. Хорошее мыло имеет приятный, ненавязчивый запах за счет введенных в него парфюмерных добавок – отдушек. Специальные сорта мыла включают также антисептики (триклозан, хлогексидин, салициловую кислоту и т.п.) и биологически активные вещества, в том числе полученные из природного сырья лекарственных растений. Сортов и марок мыла существует великое множество, и прежде чем выбрать самое подходящее, надо определить тип своей кожи.
Жирная кожа часто блестит из-за сильного пото- и жироотделения, на ней обычно крупные поры. Уже через два часа после умывания на приложенной к лицу салфетке жирная кожа оставляет пятна. Для такой кожи требуется мыло с легким осушающим действием. Утром нужно умываться прохладной водой, вечером - попеременно теплой и прохладной.
Сухая кожа тонкая и очень чувствительна к ветру и непогоде, а поры на ней мелкие и тонкие; она легко трескается, так как недостаточно эластична. Такой коже надо создавать максимальный комфорт и щадящий режим (мыло 1 - 2 раза в неделю).
Комбинированная кожа сочетает участки разного типа. На лбу, подбородке, крыльях носа она бывает жирная, а на щеках и веках - сухая. Уход за такой кожей должен быть соответствующим типу кожи на отдельно взятом ее участке.
Нормальная кожа мягкая, гладкая, поры среднего размера. Такая кожа как бы «светится», но не блестит. Тем не менее, нормальная кожа, как и любая другая, нуждается в уважительном отношении и бережном уходе. Лучше использовать нейтральные мыла.
Ход работы
1. Провести анализ свойств мыла. Выбор мыла в зависимости от типа кожи.
Вывод.
Контрольные вопросы
Что такое мыло? История появления.
Назовите основные виды мыла.
Технология изготовления.
Назовите сырьё которое используют для изготовления мыла?
Лабораторная работа № 6
Тема: Выбор шампуня в зависимости от типа волос. Анализ свойств шампуня.
Цель: Научится проводить выбор шампуня в зависимости от типа волос. Анализ свойств шампуня.
Теоретический материал необходимый для выполнения работы
Шампунь - это пеномоющее средство для волос и кожи головы. В отличие от щелочного мыла имеет нейтральный или слабокислый рН. Шампунь предназначен для того, чтобы удалять жир, отмершие клетки с волос и кожи головы. Все остальное - функции кондиционеров, бальзамов, средств против перхоти и др.
Среди моющих средств косметико-гигиенического назначения шампуни представляют обширную и разнообразную по ассортименту категорию товаров народного потребления. Основная цель очищающих средств для волос - удаление жира, загрязнений и пыли с волос и кожи головы, а также отмирающих клеток с ее поверхности. В настоящее время шампуни выпускают, главным образом, на основе синтетических поверхностно-активных веществ.
Состав любого современного шампуня соответствует некоей устоявшейся принципиальной схеме: моющая субстанция (поверхностно-активные вещества, ПАВ), добавки в виде вспомогательных ПАВ (СоПАВ), способствующие получению дополнительных заданных свойств шампуня (пенообразование и пр.), кондиционирующие компоненты, функциональные добавки (регуляторы рН, консерванты и пр.), эстетические добавки, придающие шампуню товарный вид (отдушки, красители, замутнители, консерваторы, перламутровые вещества и пр.), биодобавки, вода.Ход работы
1. Провести выбор шампуня в зависимости от типа волос. Анализ свойств шампуня.
Вывод.
Контрольные вопросы
1.Перечислите виды шампуней для волос.
2.Типы волос и выбор шампуня.
3. Назовите основные компоненты входящие в состав современного шампуня.
Лабораторная работа № 7
Тема: Выбор косметики в зависимости от типа кожи.
Цель: Научится проводить выбор косметики в зависимости от типа кожи.
Теоретический материал необходимый для выполнения работы
Косметика — учение о средствах и методах улучшения внешности человека. Косметикой также называют средства и способы ухода за кожей, волосами и ногтями, также ротовой полостью, применяемые с целью улучшения внешности человека, а также вещества, применяемые для придания свежести и красоты лицу и телу.
Косметология — раздел медицины, разрабатывающий средства и мероприятия улучшения внешности человека (его кожи лица и тела) посредством маскировки или устранения дефектов кожи, применения пластических операций и др.
Слово «косметика» впервые было использовано в 1867 году, во время проведения Международной выставки в Париже, где парфюмерия и мыловаренная промышленность выставляли свою продукцию отдельно от фармацевтической. Вскоре симбиоз из парфюмерии и мыловарения превратился в отдельную отрасль, которую мы теперь называем «косметическая промышленность» (Парфюмерная-косметическая промышленность).
В каждой стране имеется свой собственный список косметики, закреплённый законодательным путём. Так, в некоторых странах мыло не относится к косметике. В России в список косметики входят эфирные масла, основные инструменты ароматерапии.
В современном мире наметилась тенденция сближения косметики с фармацевтикой. Появляется новый вид косметики, представляющий собой смесь косметики и лекарств. Это направление получило название «космецевтика».
При выборе косметики для ухода за кожей необходимо исходить из того, к какому из разновидностей кожи принадлежит ваша. Существует всего четыре главных типа кожи: нормальная, жирная, сухая и комбинированная. Жирный и нормальный типы кожи встречаются довольно редко. Самыми распространенными типами являются комбинированная и сухая. По состоянию кожа делится на чувствительную, здоровую и, следовательно, проблемную. Поэтому важно знать, какая косметика для лица лучше подойдет к вашему типу кожи.
Ход работы
1. Провести выбор косметики в зависимости от типа кожи (4 главных типа).
Вывод.
Контрольные вопросы
Дайте определение понятию «космецевтика»?
Косметология это?
Назовите основные типы кожи?
Влияние возраста на выбор ухаживающих средств.
Какой тип кожи считается самым распространенным?
Лабораторная работа № 8 (9)
Тема: Подбор декоративной косметики для выполнения повседневного макияжа. Подбор декоративной косметики для выполнения вечернего макияжа.
Цель: Научится проводить подбор декоративной косметики для выполнения повседневного и вечернего макияжа.
Теоретический материал необходимый для выполнения работ
Макияж – это изменение, улучшение формы и цвета лица при помощи декоративной косметики.
Повседневный макияж – это тот макияж, который мы носим днем, на работу. Соответственно он должен быть неярким и не вызывающим, не привлекающим к себе внимания и уместным для офисных будней. Самое главное правило повседневного макияжа гласит – макияж должен быть незаметен. То есть он должен быть и в то же время не быть.
Вечерний макияж отличается от дневного макияжа прежде всего своей интенсивностью. Это характерно и для любого праздничного макияжа — он должен быть ярче обычного макияжа. Стойкость - одно из самых ключевых требований к вечернему макияжу. Вечерний макияж совершенно справедливо считают настоящим искусством. Сделать такой мейкап значительно сложнее, чем дневной. Кроме того, он отнимает довольно много времени.
Ход работы
1. Подбор декоративной косметики для выполнения повседневного макияжа.
2. Подбор декоративной косметики для выполнения вечернего макияжа.
Вывод.
Контрольные вопросы
Что такое макияж?
Назовите особенности повседневного макияжа.
Чем отличается вечерний макияж от дневного?
Назовите особенности вечернего макияжа?
Назовите этапы выполнения макияжа.
Лабораторная работа № 10
Тема: Выбор средств для демакияжа в зависимости от типа кожи и свойств косметики.
Цель: Научится проводить выбор средств для демакияжа в зависимости от типа кожи и свойств косметики.
Теоретический материал необходимый для выполнения работы
Процедуру очищения кожи от косметики и мелких частиц пыли и грязи называют демакияжем. Раньше считали, что усиленное очищение необходимо тем, кто много красится, а сегодня становится понятно, что такая мера нужна всем, кто заботится о здоровье кожи лица. Даже умывание специальными средствами можно считать процедурой демакияжа, ведь большинство современных умывалок относится к «умным»: способно снимать косметику и уменьшать негативные эффекты внешней среды.
Средства для макияжа делятся на те, что предназначены для очищения кожи лица, продукты для снятия косметики с глаз, а также универсальные варианты.По текстуре средства тоже различны. Они могут быть кремовыми, на водной основе. Эмульсия, лосьон или молочко прекрасно подходят для очищения кожи, но с особо стойкой косметикой они справляются не всегда.
Для снятия плотных тональных и bb-кремов существуют специальные водорастворимые масла. Часто они обогащены растительными экстрактами и витаминами. Такие масла хорошо очищают кожу любого типа и не провоцируют образование комедонов.
Особо сухой коже адресованы питательные бальзамы, обогащенные маслами и глицерином. Смывать макияж с глаз этими средствами не стоит, но с кожей лица они обращаются очень бережно. Слишком жирное и склонное к воспалениям лицо очищают с помощью гелей и пенок, содержащих цинк, тальк, масло чайного дерева и другие антибактериальные компоненты.Для снятия макияжа с глаз используют более нежные текстуры - желе, эмульсии, гели на водной основе. Они не содержат спирта, не раздражают кожу век и слизистую.
Самый быстрый способ удаления макияжа - использование влажных салфеток, пропитанных очищающим лосьоном. Такими салфетками можно снять косметику с кожи и глаз, они заменят и обычное вечернее умывание. Однако косметологи советуют применять салфетки лишь в крайних случаях - например, в дороге. Практически все они содержат спирт, сушащий кожу, и не подходят для ежедневного демакияжа.
Техника демакияжа.
Снятие макияжа выполняется в следующей последовательности:
Губы – помаду удаляют ватными дисков и молочком (или сливками), двигаясь от уголков к середине.
Правильный демакияж глаз выполняют в направлении от переносицы к внешним уголкам. Кожу растягивать нельзя. Вначале удаляют тушь, используя ватные палочки и двигаясь от корней ресниц к их кончикам (как при нанесении макияжа). При снятии стойкой туши уместно сначала подержать на нижнем веке, смоченный соответствующим средством, ватный диск.
При демакияже лица двигаются вдоль массажных линий, натяжение кожи на которых, считается минимальным. Это бережет лицо от ранних морщинок и потери кожной эластичности. После удаления косметики, лицо умывают водой и протирают тоником. Затем наносят увлажняющий крем.
Ход работы
Провести выбор средств для демакияжа, в зависимости от типа кожи (рассмотреть 4 типа кожи) и свойств косметики.
Вывод.
Контрольные вопросы
Что такое демакияж ?Назовите средства для выполнения демакияжа.
Что является заключительным этапом демакияжа?
Назовите виды текстуры средств для демакияжа.
Назовите этапы выполнения демакияжа.