Методические рекомендации по лабораторным и практическим по биологии
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТРОГАНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по МР
__________ О.А. Гулина
____________20_____г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению лабораторных и практических работ по учебной дисциплине
ОДБ. 07 Биология
для обучающихся по профессии
35.01.14 «Мастер по техническому обслуживанию
и ремонту машинно-тракторного парка»
г. Оханск, 2014 г.
ОДОБРЕНО
Методической комиссией
Председатель
_________Л.М. Чернышева
____ ____________20___
Составитель: Щеглова Татьяна Николаевна, преподаватель Оханского филиала ГБПОУ «Строгановский колледж»
Лабораторная работа № 1.
Тема: Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом
Цель работы: Сравнить особенности клеток растений и животных.
Ход работы:
Приведите в рабочее состояние микроскоп.
Рассмотрите препараты внутреннего строения листа при малом и большом увеличении. Определите типы растительных тканей на поперечном срезе листа. Рассмотрите отдельные клетки различных тканей.
Сравните клетки столбчатой, губчатой и покровной тканей. Выявите особенности клеток этих тканей в связи с их функциями у растения.
Рассмотрите препараты с клетками животных тканей (нервной и гладкой, поперечнополосатой мышечной). Укажите особенности строения клеток в связи с их функциями в организме животного.
Рассмотрите клетки спирогиры, эвглены зеленой
Результаты наблюдений и выводы запишите в таблице по образцу:
Клетка ткани Особенности строения Выполняемые функции Рисунок клетки
Покровная Нервная Мышечная Лабораторная работа № 2.
Вариант 1.
Тема: Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания
Цель: Научиться составлять простейшие схемы моно- и дигибридного скрещивания на основе предложенных данных.
1. ЗАДАНИЕ Темного мохнатого кролика скрестили с белым гладким. В первом поколении все особи были темными мохнатыми. Во втором поколении произошло расщепление: темные мохнатые, темные гладкие, белые мохнатые, белые гладкие( 6%). Определите генотипы родителей и потомков. Определите процентное соотношение расщепления признаков во втором поколении, если белые гладкие составили 6%.
Методика выполнения работы
1.Вспомните и запишите в тетради что называется моногибридным и дигибридным скрещиванием.
2. Запишите первый и третий законы Менделя
3. Внимательно прочитайте задание варианта. Определите какой аллель доминантный, а какой – рецессивный, исходя из фенотипа ( внешних признаков) потомков первого( F1) и второго ( F2) поколения.
4. Правильно запишите с помощью условных знаков схему моногибридного и дигибридного скрещиваний.
5. Укажите закономерность расщепления признаков в первом и втором поколении гибридов по фенотипу и по генотипу , подписав под родителями , потомками гаметы, генотип и фенотип
6. Сделайте вывод о закономерности наследования признаков родителей потомками первого и второго поколений.( согласно I и III законам Мен- деля)
Лабораторная работа № 2.
Вариант 2.
Тема: Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания
Цель: Научиться составлять простейшие схемы моно- и дигибридного скрещивания на основе предложенных данных.
ЗАДАНИЕ: Скрестили синего попугайчика (ААвв) с желтым (ааВВ). Потомки в первом поколении были все зелеными. Во втором поколении произошло расщепление попугайчиков на зеленых, желтых, синих и одного белого. Определите генотипы родителей и потомков. Определите соотношение расщепления признаков во втором поколении по фенотипу.
Методика выполнения работы
1. Вспомните и запишите в тетради, что называется моногибридным и дигибридным скрещиванием.
1. Запишите первый и третий законы Менделя
2. Внимательно прочитайте задание варианта. Определите какой аллель доминантный, а какой – рецессивный, исходя из фенотипа ( внешних признаков) потомков первого( F1) и второго ( F2) поколения. Подумайте, в каком случае получается зеленая окраска.
3. ПРАВИЛЬНО запишите с помощью условных знаков схему моногибридного и дигибридного скрещиваний.
4. Укажите закономерность расщепления признаков в первом и втором поколении гибридов по фенотипу и по генотипу , подписав под родителями , потомками гаметы, генотип и фенотип(расчертить решетку Пеннета)
5. Сделайте вывод о закономерности наследования признаков родителей потомками первого и второго поколений (согласно I и III законам Менделя).
Лабораторная работа № 3
Тема: “Изучение результатов искусственного отбора на примере сортов растений или пород домашних животных”
Цель:
изучить результат искусственного отбора на примере сортов пшеницы и пород лошадей или собак;
сделать предположение о причинности и механизме искусственного отбора.
Оборудование:
гербарные образцы различных сортов пшеницы, иллюстрации различных пород лошадей или собак.
Ход работы
Рассмотреть внимательно гербарные образцы пшеницы и иллюстрации пород животных.
Заполните таблицу:
Название сорта растений или пород животных Характерные особенности строения организма Основная сфера использования особенностей человеком Причина появления признака Движущие силы появления признака
Например: Пшеница яровая
Пшеница озимая
Лошадь скаковая
3. Сделайте вывод: каковы могут быть причины и механизмы искусственного отбора в данном случае.
! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!
Дайте определение терминам – естественный отбор, искусственный отбор.
Какой вид искусственного отбора чаще применяют А) на конезаводах; Б) на селекционных растительных станциях? Почему?
Лабораторная работа № 4
тема: «Морфологические особенности растений различных видов»
Цель:
обеспечить усвоение понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.
Оборудование:
три комнатных растения разных видов.
Ход работы
Рассмотрите предложенные вам для работы 3 комнатных растения. Пользуясь планом описания растения, дайте им характеристику, сделайте вывод о родстве между этими растениями (сколько видов растений перед вами?)
Заполните таблицу:
“Морфологические особенности растений”
Доказательства принадлежности растений к одному виду (план описания, сравнения) Доказательства принадлежности растений к разным видам
описание стебля
форма листа
сложность листа
жилкование листа
тип корневой системы
описание строения цветка
принадлежность к классу
принадлежность к виду
Вывод: каким образом морфологический критерий помог вам в определении вида растений? Назвать виды растений, с которыми вы работали.
! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!
Дайте определение терминам – эволюция, вид.
Перечислите основные критерии вида и дайте им краткую характеристику.
Практическое занятие № 1
Тема:«Решение задач, на нахождение иРНК и ДНК генетического кода»
Цель: используя теоретические знания по теме « Биосинтез белка», отработать умения решать задачи по молекулярной генетике.
1.Решение задач.
Задача №1
Участок молекулы ДНК, кодирующий часть полипептида:
А-Ц-Ц-А-Т-А-Г-Т-Ц-Ц-А-А- Г-Г-А-
Определите последовательность аминокислот в полипептиде.
Задача №2
Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК), в котором запрограммирован белок инсулин из 51 аминокислоты?
Задача №3
Одна из цепей ДНК имеет молекулярную массу 34155. Определите количество мономеров белка, запрограммированного в этой ДНК.
Задача№4.
Полипептид состоит из следующих аминокислот: Валин – аланин- глицин- лизин- триптофан- валин-серин. Определите структуру участка ДНК, кодирующего эту полипептидную цепь, его массу и длину.
Практическое занятие №2
Тема « Решение генетических задач и составление родословной»
Цель: формирование умения анализировать и решать задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание, составлять и анализировать родословные.
Задачи:
1) отработать навыки по решению генетических задач: пользоваться генетической символикой, записывать условие и схему задачи.
2) уметь объяснять закономерности наследования признаков при составлении родословных
Ход работы
Работа №1. Решить задачу на моногибридное скрещивание
Примечание: см. примеры решения задач в разделе "Лекционный материал" в теме №3 "Основы генетики и селекции"
1 вариант.
В семье здоровых супругов родился ребенок – альбинос. Какова была вероятность того, что такой ребенок появится в этой семье, если известно, что бабушка по отцовской линии и дедушка по материнской линии у этого ребенка были альбиносами. (Альбинизм – рецессивный ген).
2 вариант.
При скрещивании серых кур с белыми все потомство оказалось серыми. При скрещивании F1 с белыми получено 185 особей, из которых было 91 белых и 94 серых. Каковы генотипы исходных форм и их потомков в обоих скрещиваниях.
Работа №2. Решить задачу на дигибридное скрещивание.
Примечание: см. примеры решения задач в разделе "Лекционный материал" в теме №3 "Основы генетики и селекции"
1 вариант.
У матери ребенка круглое лицо и тонкие кости, у отца продолговатый овал лица, нормальная толщина костей. Какие дети могут родится в этой семье, если мать гетерозиготна по 1 паре признаков. Примечание: круглое лицо и тонкие кости - доминантные признаки.
2 вариант.
У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а цвет карих глаз – над голубыми. Какое потомство и в каком отношении следует ожидать от брака от гетерозиготного мужчины с женщиной, имеющей голубые глаза и нормальное зрение.
Работа №3. Анализ представленной родословной
задание: Определить, какой цвет волос является рецессивным, а какой доминантным признаком; восстановить генотипы всех лиц в родословной.
1 вариант 2 вариант
Работа №4. Составление родословной своей семьи
Задание: Пользуясь приведенной символикой, составьте родословную собственной семьи по одному из альтернативных признаков (см.таблицу).
Признак доминантный рецессивный
1. Цвет волос темные светлые
2. Структура волос вьющиеся прямые
3. Цвет глаз карие голубые, серые
4. Рост низкий высокий
5. Пигментация кожи Наличие веснушек отсутствие
6. Уши оттопыренные прижатые
7. Зрение близорукость (дальноз.) нормальное зрение
8. Зрение нормальное дальтонизм
9. Резус-фактор положительный отрицательный
10. Слух Нормальный глухота
Сделайте вывод по проделанной работе.
Практическое занятие № 3.
Вариант 1.
Тема: «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»
Цель: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.
Ход работы:
Расположите листья (семена или другие объекты) одного растения в порядке увеличения их длины.
Измерьте длину листьев, полученные данные запишите в тетрадь. Подсчитайте число листьев, имеющих одинаковую длину, внесите данные в таблицу (по образцу).
Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака.
Определите среднюю величину выраженности признака по формуле:
где М — средняя величина, и — варианта, р — частота встречаемости вариант, Е — знак суммирования, п — общее количество вариант вариационного ряда.
Частота встречаемости признака
Отдельные варианты в нарастающем порядке
Вариационная кривая
Вариационный ряд
Длина семени Число семян Практическое занятие № 4
Тема: «Критерии вида. Сравнение близкородственных видов»
Цель: закрепить знания морфологического критерия вида, отработка умений составлять описательную характеристику растений.
Оборудование: натуральные объекты растений Бегония Мэсона и Бегония королевская, открытки данных видов бегоний.
Задание 1. Рассмотреть растения двух видов, записать их названия.
Задание 2. Составить морфологическую характеристику каждого вида по плану: - стебель прямостоячий или свисающий;
- листья крупные или мелкие, овальные или круглые, однотонные или пёстрые (указать цвет), гладкие или пупырчатые, опушенные или неопушенные, жилкование листьев;
- цветок одиночный или соцветие, окраска венчика.
Задание 3. Сравнить растения двух видов, выявить черты сходства и различия. Сделать вывод, отвечая на вопрос чем объясняются сходства и различия растений разных видов?
Далее предлагаю учащимся работу с карточками по определению критериев вида. Класс делю на группы, применяю дифференцированный метод обучения.
1 группа.
1) многие виды легко отличаются по окраске (медведь бурый и медведь белый), по размерам (горностай и ласка) и другим внешним признакам. Как бы вы назвали такой критерий для определения вида? Для этого вспомните как называется наука о внешнем строении организмов.
2) установлено что под названием «чёрная крыса» скрываются два вида-двойника: крысы с 38 и 42 хромосомами, они не скрещиваются между собой. Как можно назвать такой критерий?
2 группа.
1) Зубр и бизон – два вида, относящихся к одному роду. Они очень схожи между собой внешне и в неволе дают плодовитое потомство – зубробизона. В природе же они не скрещиваются, т.к. обитают на разных материках – зубр в Европе, а бизон – в Северной Америке. Как можно назвать этот критерий вида?
2) Между близкородственными видами наблюдается чёткое разделение экологических ниш. Например, некоторые виды малиновки в хвойных лесах на первый взгляд занимают одну нишу, но одни из них кормятся на внешних, а другие на внутренних ветвях деревьев. Какой критерий в данном случае является основополагающим?
3 группа.
1) Некогда считалось, что в Европе малярию разносит один вид комаров – малярийный комар Anopheles maeneipennis. В действительности этот вид оказался состоящим из шести самостоятельных видов, отличающихся по биологическим признакам их яиц. Какой критерий имеет место в данном случае?
2) Белый медведь обитает в арктическом и субарктическом поясах, у него белая шерсть, питается он рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь распространен в лесах умеренного пояса, у него бурая шерсть он всеяден, на зиму впадает в спячку. Какие критерии использованы при описании медведя? На описании какого критерия можно сделать вывод, что особи этих видов не могут скрещиваться?
Группы отчитываются по заданиям
Практическое занятие №5
Тема :«Составление пищевых цепей, расчет энергии в экосистемах»
.
Цели: 1) продолжить формирование знаний о цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды;
2) учить составлению схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Оборудование: статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах.
Ход работы.
Задание 1.
1.Рассмотреть рисунок, представленный ниже. Номерами обозначены организмы, образующие пищевую цепь.
2. Распределите номера, которыми обозначены организмы:
1) в соответствии с принадлежностью организма к соответствующему трофическому уровню:
продуценты -
консументы –
редуценты –
2) в соответствии с биологической ролью организмов в сообществе:
жертва –
хищник –
3) составьте пищевые цепи, записав последовательно номера, которыми обозначены организмы:
1 –я пищевая цепь –
2-я пищевая цепь –
3-я пищевая цепь.
Задание 2. Постройте пирамиды биомассы озера в зимний и весенний период по следующим данным
Экологические группы организмов Биомасса, г/м3
Зима Весна
Продуценты 2 100
Первичные консументы 10 12
Вторичные консументы 3 6
Объясните, почему в течение года пирамида «переворачивается».
Задание 3. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10%) и предполагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня, постройте пирамиду годовой биологической продуктивности следующей пищевой цепи:
водоросли – дафния – личинка стрекозы – окунь – цапля.
Постройте пирамиду чисел этой пищевой цепи, зная, что масса 1 водоросли– 2 г; 1 дафнии – 5 г; 1 личинки стрекозы – 10 г; 1 окуня – около 200 г; 1 цапли – около 5 кг.
Количество особей подсчитайте суммарно за год с учетом общей годовой продуктивности 50 тонн.
Практическое занятие №6
Тема: «Составление и описание экологических проблем Оханского района»
Цели: 1) сформировать представление о взаимодействие факторов среды, умение оценивать влияние деятельности человека на виды, экосистемы и принимать решения по их охране.
2) сформировать представления о природно-ресурсных возможностях окружающей сферы, умение оценивать их состояние и принимать решения по их охране.
Оборудование: карта экологические проблемы России, учебник география России, природа 8 класс, рефераты, выполненные учащимися по данной теме, информация из периодической печати о влиянии деятельности человека на биосферу и окружающую среду.
Ход работы:
Задание 1: Влияние антропогенного фактора на окружающую среду, растительный и животный мир (самостоятельная работа в группах с текстом учебника, рисунками, таблицами, текстами печати, рефератами).
1. Определите формы влияния человека на живую природу.
2. Приведите примеры этих влияний.
3. Данные занесите в таблицу.
Влияние человека на живую при Оборудованиероду.
Формы влияния Примеры Последствие влияния
Задание 2. По своим последствиям воздействия человеческого общества на среду обитания могут быть положительными и отрицательными.
Выписать в одну колонку положительные в другую отрицательные последствия воздействия человеческого общества на среду обитания – Сделать вывод, что отрицательных воздействий больше, что еще не все возможности использует человек для исправления вызванных нарушений.
Предложите пути решения этих проблем.