Урок русского языка на тему Корень слова. Однокоренные слова



Класс: 6
Предмет: Русский язык
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.
Цели урока:
1. познакомить учащихся со значимой частью слова – корнем и однокоренными словами.
2.развивать умения распознавать однокоренные слова, отличать однокоренные слова от разных форм одного и того же слова
3.воспитание любознательности и заботливому отношению к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: раздаточно - дидактический материал, опорная схема, буклеты
Ход урока:
I.Организационный момент
 Давайте настроимся на работу. Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок сегодня принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
II. Проверка домашнего задания.
Упр 140. стр 62.
III. Актуализация прежних знаний.
IV. Объяснение нового материала
1.Чтение сказки «Чудесное дерево»                                                                           
- Словарно – лексическая работа                                
- выразительное чтение учителем сказки.
- назовите в тексте слова, которые имеют один и тот же корень.
- (лететь, прилететь, улететь, вылететь, полететь, долететь, перелететь,    перелётная).
Корень этих слов – лет-, от глагола летать.
- подумайте,  как  в русском языке называются слова, образованные от   одного корня?
Вывод:    Слова, образованные от одного корня называются    однокоренными.
                                                    
-А что такое корень слова?
Вывод:    Корень слова – общая часть родственных слов.                        
        Однокоренные  слова надо отличать от разных форм одного и того же слова.

Входить, вход, входной –   это однокоренные слова.
Вход, у входа –   это разные формы одного и того  же слова.
2. Понятие о варианте корня.   
   Ребята, посмотрите на эти пары слов  и скажите; однокоренные ли  они  и  какой процесс вы  в  них  прослеживаете:
Книга-книжка
Писать-пишуОтветить-отвечу(Ответ: процесс чередования согласных звуков г/ж, с/ш, т/ч в корне слова)
Ребята, поэтому в результате чередования  звуков в  корне слова   образуются варианты корня

V. Закрепление изученного материала
1.Игра  «Хлопаем в ладоши»
   Сейчас я буду называть пары слов. В одних парах  однокоренные, в других- не однокоренные. Если я назову однокоренные слова,  вы хлопаете в ладоши, если я назову не однокоренные, то вы поднимаете руки.
Лес –  лесник
Вода –  водопад
Сад-  садовник
Дом – дым
Поле – море
Родина- родной
Природа- край
Обед-  стол
Зима-  Зимний
Друг-  дружба
2. Выполнения упражнения
Упр 143. Выпишите из текста однокоренные слова с корнем - лет-. Составьте с ними словосочетания и устно переводите на родной язык
Упр 145.В каждой строчке найдите однокоренные слова.
Лист, листик, листва, цветок
Золото, золотой, золотистый.
Дождь, дождливый, дождевой
Жёлтый, зелёный, желтеть, пожелтеть.
Вода, водный, водяной, водитель.
Упр 146. Прочитайте текст «Лесной доктор». Найдите разные формы существительного дерево. Потом ответьте на вопросы.
- Как уничтожает вредных насекомых дятел?
- Почему дятла можно назвать «лесным доктором»?
- Какую помощь птицам могут оказать школьники?
VI. Подведение итогов урока. Оценивание.  
Тест /да-нет/:
 Вопрос  ответ               
Что такое корень слова? Корень слова – общая часть родственных слов    
Какие слова называются однокоренными? Слова, образованные от одного корня называются           
однокоренными    
Однокоренные слова имеют общую часть?   да
   
Однокоренные  слова не  близки по  смыслу  
нет    
Как выделить корень  слова? Нужно  подобрать  однокоренные слова VII. Домашнее задание.
Упр 148 стр 65.
Выучить правило