Конспект интегрированного занятия по ОЗО в старшей группе, с использованием ИКТ. «Мозаичные работы М.В.Ломоносова и маленькая песчинка»

Конспект интегрированного занятия по ОЗО в старшей группе, с использованием ИКТ.
«Мозаичные работы М.В.Ломоносова и маленькая песчинка»



Цель: Знакомить детей с мозаичным искусством М.В Ломоносова.

Задачи:
Дать представление о материалах, из которых изготовляют смальту.
Способствовать развитию познавательного интереса в процессе опытно-исследовательских действий.
Способствовать расширению активного словаря детей, знакомство с новыми понятиями (смальта, минералы).
Развивать мелкую моторику пальцев ведущей руки через выполнение коллективной работы в технике мозаики; совершенствовать зрительное восприятие в процесс работы с цветовой гаммой при подборе материала.
Пробуждать у детей чувства гордости, восхищения, уважения к великому ученому М. В. Ломоносову.
Предварительная работа:
Рассматривание альбома с мозаичными работами.
Чтение энциклопедической литературы о М. В. Ломоносове. (Знакомство с
библиографическими данными М.В.Ломоносова.)
Экскурсии по Ломоносовским местам.
Средства:
Ноутбук, проектор, предметы из стекла, предметы опытно - исследовательской деятельности ( песок, воронки, вода, лупа формочки), эскиз для выполнения мозаичной работы детьми.



Ход: Воспитатель привлекает внимание детей к портрету М.В.Ломоносова.
Слайд 1.

Воспитатель: Вы узнали, кто это? Что можете рассказ об ученом?
Дети: Родился Михаил Васильевич Ломоносов на далеком холодном севере в деревне Мишанинское Архангельской области. Семья рыбака жила очень скромно, все выполняли нелегкую работу. Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Желание учиться заставило Ломоносова оставить родной дом и отправиться в Москву. С собой в дорогу юноша взял две книги – арифметику и грамматику.
Слайд 2.

Физминутка: технологии ТРИЗа «Путешествие М.В.Ломоносова в Москву»
Дети изображают обоз с рыбой (лошади, сани, замороженная рыба, идущий мальчик ).

Воспитатель привлекает внимание детей к предметам быта из стекла (стакан, окно, ваза).
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, из чего сделаны эти вещи?
Что еще можно сделать из стекла?
Воспитатель: Стекло научились делать давным – давно. Как думаете, каким может быть стекло?
Ответы детей
Воспитатель: . Раньше не было специальных красок, их получали из минералов.
Медь придавала стеклу насыщенно – красный, зеленый и бирюзовый оттенки, золото – желтый цвет, сурьма – оранжевый.
Смешивая песок и минералы, получали стекло разных цветов и оттенков.
Слайд 3.

Такие опыты начал проводить наш земляк Михаил Васильевич Ломоносов.
Воспитатель: Изучая цветное стекло в лаборатории, он решил построить фабрику для производства смальты. До Ломоносова смальта и цветное стекло не производились. Он провёл огромное количество опытов (около четырёх тысяч) и открыл способ получения смальты любого цвета, известный только итальянским мастерам и сохраняемый ими в тайне.







Слайд 3.


Воспитатель: А вы, знаете, из чего делают стекло?
Разобраться в этом нам поможет необычная гостья.
(Мультимедийное представление песчинки.)
Слайд 1.

Песчинка: «Здравствуйте ребята! Я маленькая песчинка, попробуйте найти меня в большой куче песка».
Слайд 2.

(Дети рассматривают песок).
Песчинка: «Нашли? Чтобы меня увидеть, надо взять лупу».
(Дети с помощью лупы рассматривают песок.)

Слайд 3.

Песчинка: «Мы, с моими друзьями очень шустрые, как начнем играть в догонялки, по бегу, равных нам нет. Убедитесь сами!»
(Дети пересыпают песок, определяют свойство песка – сыпучесть.)
Слайд 4.

Песчинка: «А еще мы и ветру послушные! Попробуйте сами!»
(Дети дуют на песок через воронки).

Песчинка: «А если нас намочит дождь, мы можем быть сильными и крепкими».
Слайд 5.






Слайд 6.

Дети лепят фигуры из мокрого песка с помощью формочек.

Песчинка: «Главный наш секрет, если меня сильно, сильно нагреть, то я превращусь в жидкость».
Слайд 7.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы здесь можем разогреть песок до высокой температуры и получить жидкое вещество?
Ответы детей
Воспитатель: Вы, совершенно правы, в группе мы это сделать не можем, так как песок плавится при очень высокой температуре, и делают это на специальных заводах.
Песчинка: « Ой, ой, ой, меня остужают!»
Воспитатель: Ребята, а где же наша песчинка?
(Рассуждения детей)
Воспитатель: Правильно, песчинка превратилась в стекло.
Воспитатель: Вы запомнили, что придает прозрачному стеклу цвет?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что же можно сделать из смальты – маленьких цветных стёклышек?
(Ответы детей)
Воспитатель: Проводя опыты со стеклом, и изучая мозаичные работы итальянских художников, он был поражен невиданным искусством складывания картины из множества кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты. Ломоносов всё время думал о том, как использовать результаты своих открытий. Возродилось «мозаичное художество» в России благодаря работам, проведенным Михаилом Васильевичем Ломоносовым.

Слайд 11.










Слайд 12.

Слайд 13.







Слайд 14.

Мозаикой называют изображение, выполненное из частиц одного или нескольких разноцветных материалов (стекла, древесины, камней, металлов, бумаги, пластмассы, кости, раковин и др.). Кусочки материалов выкладываются на основе общей поверхности. Отдельные части набора плотно подгоняются друг к другу и скрепляются между собой.
А вы хотите тоже сделать мозаику? Я предлагаю выполнить работу, где М. В. Ломоносов идет с обозом рыбы в Москву. В нашей работе мы будем использовать разный материал.
Пальчиковая гимнастика
Раз – подняли руки вверх
Два – их опустили
Три – поставили на пояс.
Дружно покружились.
Раз, два, три, четыре, пять
Хватит нам уже плясать
Мы сейчас работать будем и портрет изготовлять.

Дети обсуждают алгоритм деятельности и выполняют работу.

Воспитатель: Что нового вы узнали?
Чем прославился наш земляк М.В.Ломоносов?
Мы с вами познакомимся с другими открытиями и работами известного Помора - М.В.Ломоносова.












15