Рабочая программа по биологии для специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство
Министерство образования и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ в.И. вЕРНАДСКОГО»
(фгаоу во «кфу ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО»)
Бахчисарайский колледж строительства,
архитектуры и дизайна (филиал)
ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
Утверждаю
Зам. директора по учебно-методической работе
__________________ /Зобенко С.Н./
«______»____________ 2015 г.
программа учебной дисциплины
ОДП.12 БИОЛОГИЯ
специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство
2015 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство».
Организация-разработчик: Бахчисарайский колледж строительства, архитектуры и дизайна (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
Разработчик:
Штойко Е.В., преподаватель Бахчисарайского колледжа строительства, архитектуры и дизайна. г. Бахчисарай
Рекомендована цикловой комиссией № 1 «Общеобразовательных дисциплин математического и естественно-научного цикла»
Протокол № ______ от «______» __________________ 2015 г.
Председатель цикловой комиссии _______________ /Боровская Е.А../
СОГЛАСОВАНО
Старшим методистом _____________ /Гребенникова Л.В./
Рецензенты:
Вислоухова В.А.
Мазур В.Л.
Преподаватель социально-гуманитарных дисциплин
Методист районного отдела образования г. Бахчисарай
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Биология»
1.1.Область программы.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС 3+ по специальности СПО 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общеобразовательный цикл, является базовой общеобразовательной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
Уметь:
Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; родство живых организмов, отрицательное влияние нездорового образа жизни на развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; развитие и смена экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
Решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
Выявлять приспособленности организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
Сравнивать биологические объекты: зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агросистемы своей местности; естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение;
Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
Находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически её оценивать
Знать:
Основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, закона Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
Строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структур вида и экосистем;
Сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки учащегося 222 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки учащегося 140 часов;
самостоятельной работы учащегося 82 часа;
лабораторно-практические занятия 30 часов.
В процессе освоения дисциплины у учащихся должны формироваться общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, оценивать риски.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, общаться с руководством.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения работы.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи развития, заниматься самообразованием, планировать повышение образованности.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 222
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 140
в том числе: практические занятия 30
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 82
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
1 – й семестр
Введение 4 Биология – комплекс наук о живой природе. Содержание учебного материала:
Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов 2 1
Уровни организации живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира Содержание учебного материала:
Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. 2 1
Раздел 1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ. 26 Тема 1.1. Клетка – элементарная система.
Химическая организация клетки Содержание учебного материала
Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. 2 2
Тема 1.2. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов Содержание учебного материала
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. 2 2
Тема 1.3. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни. Содержание учебного материала
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) 2 2
Тема 1.4. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Содержание учебного материала
Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся
Составить таблицу «Строение и функции органелл клетки». 2 2
Тема 1.5. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен Содержание учебного материала
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Фотосинтез. 2 2
Тема 1.6. Строение и функции хромосом Содержание учебного материала
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. 2 2
Тема 1.7. Репликация ДНК. Генетический код. Содержание учебного материала
Репликация ДНК. Ген. Генетический код. 2 2
Тема 1.8. Биосинтез белка. Содержание учебного материала
Биосинтез белка. 2 2
Тема 1. 9. Разнообразие клеток в многоклеточном организме. Жизненный цикл клетки. Митоз Содержание учебного материала
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз. 2 2
Практические занятия
1.10. Устройство микроскопа. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах. Их описание.
1.11. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение клеток растений и животных по готовым микропрепаратам
1. 12. Физико-химические свойства цитоплазмы 2
2
2 3
3
3
Раздел 2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА 36 Тема 2.1. Организм – единое целое. Многообразие организмов. Содержание учебного материала
Организм – единое целое. Многообразие организмов. 2 2
Тема 2.2. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Бесполое размножение. Содержание учебного материала
Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Бесполое размножение. 2 2
Тема 2.3. Половое размножение. Мейоз
Содержание учебного материала
Половое размножение. Мейоз. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся
Нарисовать дидактические карточки с фазами мейоза, указав сходство и различие с митозом. 2 2
Тема 2.4. Образование половых клеток. Содержание учебного материала
Образование половых клеток 2 2
Самостоятельная работа обучающихся
Составить схему дробления оплодотворённой яйцеклетки. 2 2
Тема 2.5. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организма. Основные стадии эмбрионального развития. Содержание учебного материала
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся
Составить схему дробления оплодотворённой яйцеклетки. 2 2
Тема 2.6.Органогенез. Постэмбриональное развитие. Содержание учебного материала
Органогенез. Постэмбриональное развитие. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся
Нарисовать схему образования гамет. 2 2
Тема 2.7. Индивидуальное развитие человека. Содержание учебного материала
Индивидуальное развитие организма. Причины нарушений в индивидуальном развитии организма. 2 2
Практические занятия
2.8. Строение гамет. Гаметогенез.
2.9. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства 2
2 3
3
Раздел 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ 50 Тема 3.1. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Содержание учебного материала
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Генетическая терминология и символика. 2 2
Тема 3.2. Законы Г. Менделя Содержание учебного материала
Г.Мендель – основоположник генетики. 2 2
Тема 3.3. Моногибридное скрещивание Содержание учебного материала
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание 2 2
Самостоятельная работа обучающихся
Решение генетических задач 2 2
Тема 3.4. Дигибридное скрещивание Содержание учебного материала
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Дигибридное скрещивание 2 2
Тема 3.5. Хромосомная теория наследственности Содержание учебного материала
Хромосомная теория наследственности. 2 2
Тема 3.6. Взаимодействие генов. Содержание учебного материала
Взаимодействие генов. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельное решение задач 2 2
Тема 3.7. Генетическое определение пола. Сцеплённое с полом наследование Содержание учебного материала
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование 2 2
Тема 3.8. Закономерности изменчивости. Наследственная и модификационная изменчивость. Содержание учебного материала
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся
Привести по 5 собственных примеров генных мутаций, хромосомных мутаций, геномных мутаций. 4 2
Тема 3.9. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных. Содержание учебного материала
Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся
Написание реферата или создание презентации 4 2
Тема 3.10. Основные методы селекции. Биотехнология. Клонирование животных Содержание учебного материала
Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. 2 2
Практические занятия
3.11. Составление простейших схем моногибридного скрещивания
3.12. Решение генетических задач, моделирующих закономерности моногибридного скрещивания.
3.13. Составление простейших схем дигибридного скрещивания.
3.14. Контрольная работа за 1-й семестр
3.15. Решение генетических задач, моделирующих закономерности дигибридного скрещивания.
3.16. Решение задач на наследование сцепленное с полом.
3.17. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка их возможного влияния на организм. 2
2
2
2
2
2
2 3
3
3
3
3
3
3
Самостоятельная работа обучающихся
Написание реферата или создание презентации о значении ГМО для современной медицины, сельского хозяйства 4 2
ІІ семестр
Раздел 4 ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ 30 Тема 4.1. История развития эволюционных идей. Значение работ Линнея Содержание учебного материала
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. 4 2
Самостоятельная работа обучающихся
Заполнение таблицы: «Сравнение взглядов К. Линнея и Ж.Б. Ламарка» 2 2
Тема 4.2. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Естественный отбор Содержание учебного материала
Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. 4 2
Тема 4.3. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единицы вида и эволюции Содержание учебного материала
Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции 4 2
Тема 4.4. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании Содержание учебного материала
Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). 4 2
Самостоятельная работа обучающихся
Реферат или презентация
Составление микроэволюционной характеристики вида 2 2
Тема 4.5. Макроэволюция. Доказательства эволюции Содержание учебного материала
Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. 4 2
Тема 4.6. Основные направления эволюционного прогресса. Содержание учебного материала
Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. 4 2
Самостоятельная работа обучающихся
Написание реферата на тему «Эволюция взглядов Ч. Дарвина и их современная оценка» 2 2
РАЗДЕЛ 5. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ 10 Тема 5.1.Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Содержание учебного материала
Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. 4 2
Самостоятельная работа обучающихся
Написание рефератов или создание презентаций на тему «Доказательства невозможности самозарождения жизни 2 2
Тема 5.2.Современные гипотезы о происхождении человека. Эволюция человека Содержание учебного материала
Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. 4 2
Самостоятельная работа обучающихся
Написание научно-биологической сказки «Происхождение жизни». 2 2
Тема 5.3. Единство происхождения человеческих рас Содержание учебного материала
Единство происхождения человеческих рас. 4 2
РАЗДЕЛ 6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ 30 Тема 6.1. Экология- наука о взаимоотношениях организмов, видов и сообществ с окружающей средой Содержание учебного материала
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. 2 2
Тема 6.2.Экологические факторы, их значение в жизни организма Содержание учебного материала
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся
Написание доклада или создание презентации 2 2
Тема 6.3.Экологические системы. Межвидовые взаимоотношения в экосистемах. Содержание учебного материала
Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. 2 2
Тема 6.4. Пищевые связи. Круговорот веществ энергии в экосистемах Содержание учебного материала
Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся
Написание доклада или создание презентации 2 2
Тема 6.5. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества. Содержание учебного материала
Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление таблицы «Роль компонентов биосферы» 2 2
Тема 6.6.Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биосфера – глобальная экосистема. Роль живых организмов в биосфере. Содержание учебного материала
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. 2 2
Тема 6.7. Круговорот важнейших биогенных элементов в биосфере Содержание учебного материала
Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. 2 2
Тема 6.8. Глобальные экологические проблемы и пути их решения Ноосфера Содержание учебного материала
Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. 2 2
Практические занятия
6.9. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме.
6.10. Описание и практическое создание искусственной экосистемы.
6.11.Решение экологических задач. 2
2
2 3
3
3
Самостоятельная работа обучающихся
Написание рефератов или создание презентаций по теме «Исторический анализ экологических взаимоотношений человечества и природы». 2 2
Раздел 7. ОБОБЩЕНИЕ 10 Тема 7.1. Главные теории и законы биологии Содержание учебного материала
Обобщение материала. Основные законы и теории биологии. 4 2
Итоговое занятие.
Подготовка к экзамену 6 3
Всего 192 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета БИОЛОГИИ
Оборудование учебного кабинета:
столы, стулья для преподавателя и студентов;
шкафы для хранения, наглядных пособий, учебно-методической документации;
доска классная.
Технические средства обучения:
ноутбук;
DVD, CD диски с учебными фильмами и презентациями.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная:
«Общая биология» В. М. Константинов М.: «Академия». 2012
Дополнительная:
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.
Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2002.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.
Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2010г..Ярыгин В.Н. Биология изд. Москва Высшая школо 2006г.
Для преподавателей
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2006.
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996
Профильные web – сайты Интернета:
1september.ru
pedsovet. Su
Nsportal.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования и выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания):
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
освоенные умения:
1. объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов
2. решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов
усвоенные знания:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; Тестовый контроль с применением информационных технологий
Решение ситуационных задач
Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Технология формирования ОК
Название ОК Технология формирования ОК
(на учебных занятиях)
ОК 1. Понимать сущность и значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Видеть объективную картину мира. Понимать значение своей профессии в формировании гармоничной, компетентной личности.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Выполнять индивидуальные практические или групповые задания. Определять способы и методы выполнения самостоятельных творческих проектов.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, оценивать риски. Анализировать стандартные и нестандартные ситуации. Моделировать цепочку биологических последствий в разных ситуациях, делать свои прогнозы.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач и личностного развития Уметь пользоваться различными источниками информации, анализировать. Выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности Использовать различные методы информационной технологии для разработки презентаций, написания проектов, рефератов.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, общаться с руководством. Участвовать в различных формах классной и внеклассной деятельности по предмету.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения работы. Брать на себя ответственность при защите групповых проектов, выполнения творческих заданий, защите презентаций.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи развития, заниматься самообразованием, планировать повышение образованности. Самостоятельно определять пробелы в своих знаниях. Планировать и осуществлять самообразование, самостоятельно готовиться к сдаче зачетов, практических и других задолженностей по предмету.