Конспект урока по окружающему миру на тему Природные зоны. Арктика. (4 класс)

Урок окружающего мира
"Природные зоны России. Арктика".


Дидактическая цель урока: формирование знаний.
Тип по дидактической цели: изучение нового материала.
Цели урока:
научить делать выводы на основе имеющихся данных, анализировать, обобщать информацию;
развивать навык поисковой деятельности, умения работать в группах, осуществлять самоанализ;
воспитывать любовь к природе страны.
Задачи:
дать знания об особенностях арктической зоны России, растительном и животном мире, их взаимодействии с человеком.
Оборудование:
презентация “Арктика”;
компьютер, установленная программа Microsoft Offis PowerPoint;
мультимедийный проектор;
карта природных зон России;
учебник «Окружающий мир» автор Н.В.Виноградова; тетрадь на печатной основе.
Ход урока
I. Релаксация.
Положите голову на парту. Закройте глаза. Доверяйте своей интуиции, и смело смотрите в будущее. Вы всегда на правильной дороге, которая ведёт в счастливое настоящее и с каждым днём крепнет ваше здоровье. А сейчас вы откроете глаза, бодрые, отдохнувшие, получите новые знания легко и свободно. Учитесь, стремитесь к лучшему, идите вслед за радостью и удача станет вашей постоянной и приятной спутницей.
II. Организационный момент.
Ребята, перед вами карта природных зон России.
Если мы сядем в самолёт и полетим низко-низко над нашей страной с севера на юг, то сможем наблюдать. Как меняется природа, - мы будем пересекать различные природные зоны. Их особенности зависят от получаемого ими количества тепла и света.
III. Актуализация, мотивация, целеполагание.
- Что хотели бы узнать на уроке?
IV. Формирование новых знаний.
1)Постановка проблемного вопроса.
Какая природная зона находится на севере нашей страны?
2) Объяснение по теме урока.
Слайд 1.
Выскажем предположения.
Почему большинство животных Арктики имеет белую или очень светлую окраску? Для чего полярной сове густой перьевой покров? Как он ей помогает?
Северные районы нашей страны называют – Арктику – называют ледяной зоной. Арктика От этого слова веет суровым холодом. Арктика – это всё огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами.
Слайд 2.
Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега.
Не только сам океан, но и острова покрыты толстым ледяным панцирем. Лишь кое-где на островах его нет, но и здесь суша промерзает на много метров в глубину. Почва на арктических островах почти совсем не образуется.
Слайд 3.
Слайд 4.
К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы.
Слайд 5.
На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где растут мхи, полярный мак.
Слайд 6.
Птицы и звери, обитающие в ледяной зоне, приспособлены к жизни в суровых условиях и защищаются от холода. Например, морской котик и тюлень имеют толстый слой подкожного жира.
Доклад ученика. Тюлени прекрасные пловцы: у них удлинённое, обтекаемое тело, а вместо ног ласты. Под кожей у тюленя толстый слой жира, который защищает их от холода. В воде они добывают корм, а отдыхают и выращивают детёнышей на суше или на льдинах. Здесь они довольно неуклюжи и поэтому могут стать добычей белых медведей.
Слайд 7.
Доклад ученика. Самые крупные и сильные животные Арктики – белые медведи. Им никто не страшен. Самцы белых медведей круглый год бродят среди льдов. А самки, будущие мамы, на зиму залегают в снежные берлоги. Здесь у них в разгар зимы рождаются крошечные медвежата, которые не крупнее котят. В берлоге морозы и ветра не страшны медвежатам. Мать кормит их молоком, согревает. Когда медвежата подрастут, они вместе с медведицей выйдут из берлоги.
Слайд 8.
В Арктике очень много птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки и тупики.
Слайд 9.
Их шумные скопления называют птичьими базарами.
Слайд 10.
Всех птиц, живущих на прибрежных скалах, кормит море. В море множество водорослей. Ими питаются рачки, рачками – рыбы, а рыбами – птицы.
Рубрика «Знакомься: наша Родина» стр.8 в учебнике. Чтение текста.
Слайды 11-13.
Арктика с давних пор привлекала людей. Причин этому много. Неизвестные земли, загадочная природа манили сюда учёных. Обилие рыбы, морских зверей привлекали рыбаков и охотников. Кроме того люди стремились найти самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий, а этот путь лежит как раз через Северный Ледовитый океан.
Слайды 14-15.
К сожалению, из-за освоения Арктики человеком здесь возникли сложные экологические проблемы.
Работа в группах.
Подумайте и расскажите, какие экологические проблемы Арктики выражены этими знаками.
Слайд 16.
V. Физминутка.
К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре – Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Ведь продолжить путь нам нужно.
VI. Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа.
I вариант
Напишите по памяти названия характерных для Арктики
а) растений _________________________________________________;
б) животных ________________________________________________.
II вариант
Составьте схему характерной для Арктики цепи питания.
Чтение текста в учебнике стр.7-9.
VII. Рефлексия
-Что узнали нового сегодня на уроке?
-Чему удивились?
-Над чем задумались?
Оценка работы учащихся.
VIII. Домашнее задание.



15