Классный час по теме ЧТО ОЗНАЧАЮТ НАШИ ИМЕНА





Классный час по теме:
"Что означают наши имена"

























Цель: создание условий для формирования знаний у каждого учащегося о своём имени, отчестве, фамилии.
Задачи:
образовательные:
ознакомить учащихся с новыми понятиями (тезки, однофамильцы);
расширить детский кругозор;
углубить знания из личного опыта детей, “раскрыть” тайны имени ребенка.
развивающие:
развивать речь детей при помощи скороговорок, чистоговорок; развивать логическое мышление
воспитательные:
воспитывать коммуникативные навыки детей (внимание друг к другу, умение слушать товарищей).
Оборудование:
на доске эпиграф - строка А.С. Пушкина “Что в имени тебе моем?”,
аудиозапись фрагментов песен,
у каждого ребенка на груди бейдж с его именем.(Ромашка)

Ход занятия
Звучит музыка – мелодия песни «Позови меня тихо по имени» (Группа «Любэ»)
Организационный момент
Сообщение темы и цели занятия

Отгадайте загадку: “Принадлежит тебе, а пользуются другие”

(ИМЯ)

Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня – праздник наших имен.
Основная часть
Мы с вами все живем в мире имён.
Каждый малыш при рождении от своих родителей в первую очередь получает ИМЯ.
Имя – это не просто слово. Давайте разберёмся.
Что же такое имя? Как вы понимаете?
Ответы детей
Обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова. Слайд №2
Дети работают со словарем, дают определение.
А как вы думаете, зачем человеку имя?
За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
Как вы думаете, что такое Первуня, Ждан, Нечай, Молчун? Это имена. Много лет тому назад можно было встретить людей с такими именами. Первому ребёнку в семье давали имя Первак, второму – Вторуня. Если мальчик родился темноволосым – его называли Черныш, маленького ростом – Малюта, долгожданного ребёнка – Любим, Добрыня, родившегося весной – Вешняк.
Ребята, сегодня к нам пришли гости, и они не знают вас всех. Давайте им представимся
Ну-ка, Паши, Лены, покажитесь!
Ани, Маши и Катюши, улыбнитесь!
Насти и Данилы, поклонитесь!
Димы, Юли и Серёжи, потянитесь!
Кирилл, Артём, Максим, Алина, Коля, распрямитесь!
Итак, вы называете свое имя, и рассказываете, кто и почему вас так вас назвал.
Дети называют имя и кратко рассказывают о себе.
Читают по карточкам значение имени.
У вас у всех очень красивые имена. Наши с вами имена можно называть по-разному; мы в своей речи употребляем полные и сокращенные имена. Как вы думаете, какими именами, полными или сокращенными называют взрослых людей? А детей? А почему в зависимости от возраста мы так обращаемся?
К взрослым, так как хотят подчеркнуть свое уважение, сделать свое обращение к человеку более вежливым. К детям, потому что называют уменьшительными именами и лаской.
Мое имя Елена. А как вы думаете, как меня могли называть мои родители, когда была маленькой? Или как меня могли называть в детском саду?
Дети отвечают: Лена, Леночка
А теперь вы образуете полные имена от сокращенных ваших имен:
Аня > Анна
Маша > Мария
Коля > Николай
Игорь > Эти имена остались без пары. А почему?
Нина > Потому что они употребляются только в одной форме.
А теперь поговорим о мужских и женских именах. Определите в один столбик имена девочек, а во второй имена мальчиков.
СВЕТА, КОЛЯ, ЖЕНЯ, ПЕТЯ, ЛЮДА Слайд №3
Чем интересно имя ЖЕНЯ? Его можно отнести и к мужскому и к женскому имени. Так как сокращенное имя ЖЕНЯ не указывает нам, о ком идет речь.
Как будет звучать полное мужское имя? - Евгений.
А женское – Евгения.
Какие имена “двойные” вы еще можете привести в пример? Слайд №4
ВАЛЯ > ВАЛЕНТИН, ВАЛЕНТИНА
САША > АЛЕКСАНДР, АЛЕКСАНДРА
А как вы думаете, есть ли женская пара у мужского имени Федор?
В сказке Корнея Чуковского “Федорино горе” героиню зовут Федора.
Сейчас это имя редкое. А какие редкие имена вы еще знаете?
А сейчас объявляется конкурс скороговорок, в которых присутствуют мужские и женские имена.
Конкурс скороговорок
1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
2. Не любила Мила мыла, мама Милу с мылом мыла.
3. Ткет ткач ткани на платок Тане.
Как вы думаете, кого называют тезками? Людей, у которых одинаковые имена.
Зинаида Александрова “Восемь Тань”.
Ученица. В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: “Таня, встань!”
Сразу встанут восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках
Как же можно различить этих девочек? По фамилиям.
А в нашем классе есть тезки?
(У нас в классе – Насти -2, Максима –2,)
Музыкальные загадки
А теперь у меня для вас есть музыкальные загадки. Мы будем танцевать под музыку и угадывать, о каком имени идет речь в песне
Дети отгадывают загадки (по группам)
Посмотрите на доску и обратите внимание, почему я написала два этих разных слова по-разному.
Лев и лев Слайды №№5-6
Приходилось ли вам слышать такое имя? С древности в понимании людей имя было не простым словом, а способом определить характер человека, его судьбу. И если родители называют сына Львом, то они очень хотят, чтобы он обладал качеством царя зверей, был храбрым и сильным.
Подумайте, какие из названий цветов могут быть именами?
РОМАШКА, ЛАНДЫШ, ГВОЗДИКА, РОЗА, ЛИЛИЯ Слайд №7
Какие ещё вы знаете названия цветов в которых встречаются имена? (Иван-да-Марья, Иван-чай)
Подумайте, почему некоторые родители названия цветов использовали как женские имена? Наверно потому, что хотели видеть своих девочек красивыми и нежными.
Конкурс пословиц «В народе говорят» (Работа в группах)
Дети собирают пословицу
Не имя красит человека, а человек - имя. (русская пословица)
Лучше глаз лишиться, чем доброго имени. (русская пословица)
Тигр бережет свою шкуру, а человек – имя. (японская пословица)
Обсуждается смысл пословиц
Фамилия
Дети разгадывают ребус «Фамилия» Слайды №№8-9
Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию. Фамилия – второе имя человека.
Работа со словарем - толкование понятия «фамилия» Слайд №10
Ученик. Обратимся истокам слова: В Древнем Риме слово фамилия означало всех членов той или другой семьи. В дальнейшем оно стало применяться как обозначение родового имения, переходящего от отцов к детям по наследству.
Ученица. Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва – дёготь гнал,
В дегтярне гробил спину.
Быть может юный Столяров
И с долотом не сладит,
А прадед был из мастеров,
Он столяром был, прадед.
С пилою пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
А вы задумывались, как произошла ваша фамилия? Какая у неё история?
Одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Дети отвечают – однофамильцами).
А каких писателей однофамильцев вы знаете?
(Дети отвечают – Лев Толстой и Алексей Толстой)
Распределите по соответствующим колонкам фамилии, которые образовались от профессий, от наружности и черт характера, от названий животных или растений.
Слайды №№11-14 Курносов, Мельников, Перепёлкин, Жуков, Белоголовый, Зайцев, . Виноградов, Мышкин, Кузнецов, Беспалов, Токарев, Усатов, . Водовозов, Цветков, Дроздов, Носов, Широков
Представим себе такую ситуацию: 2 человека являются тёзками и к тому же, однофамильцами. Как же их тогда можно различить? (Лукина Елена Викторовна, Лукина Елена Анатольевна)
Отчество
Правильно, по отчеству.
Работа со словарем – толкование понятия «отчество» Слайд №15
Это слово означает “имя по отцу”. Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству. Скажите вслух, а как вас будут называть?
Дети по очереди называют вслух свое имя и отчество
Рефлексия.
Дети должны ответить на вопросы: Что нового они сегодня узнали на занятии? Что им понравилось и что запомнилось?
Некоторые высказывания детей:
“Мне понравился конкурс скороговорок”.
“Я впервые узнал, что означает мое имя”.
Подведение итогов.
Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.
Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.
Дети образуют круг, берутся за руки, по очереди называют имя своего соседа.
Я надеюсь, что с этого дня вы будете называть друг друга только по имени, не будете «фамильничать» и обзываться.








Дополнительный материал





Артем – здоровый (Артемий, Артамон)
Святому Артемию молятся об исцелении от грыжи.

Даниил – мой судья – Бог
23 июля на Даниила – мученика старушки-лекарки собирают целебные росы для врачевания.

Елизавета – божья помощь
Народная примета: если 18 сентября на Елизаветин день много желудей на дубе – к лютой зиме, а также выпадет много снега перед Рождеством.
Имя в истории: Елизавета – королева Англии (1533-1603гг)

Сергей – ясный, высокочтимый
Святой покровитель – преподобный Сергий Радонежский (8 октября), который основал Сергиеву лавру в 60 верстах от Москвы, был в ней игуменом.

Виктор – победитель
Народная примета: если на Викторов день (13 февраля) день туманом мглист, то будет лен долог и волокнист, пряжа будет хороша.
Имя в истории: Виктор Гюго – французский писатель.

Анастасия – воскрешающая, Анастасия – узоразрешительница
Считается покровительницей беременных, ей молятся при родах.
Имя в истории: Анастасия Романова – первая жена царя Ивана Васильевича Грозного.

Екатерина – чистая, непорочная
Народная примета: (7 декабря) 24 ноября – вечер под Екатерину – время ворожбы. Девушки перед сном кладут под подушку кусок хлеба и загадывают, какой будет суженый.

Дмитрий – принадлежащий Деметре.
8 ноября – Дмитриев день – «зима уже лезет на плетень». Если 8 ноября холод и снег, то весна будет поздняя и холодная.
Имя в истории: Дмитрий Иванович Донской – великий князь всея Руси.

Александр – защитник людей.

Александра, Александрина – мужественная защитница.
Если на Александрии день (2 апреля) – синие облака, это признак дождей и теплой погоды.

Татьяна – устроительница
25 января – Татьянин день, по вековой традиции – день студентов. На Татьяну Крещенскую проглядывает солнышко – к раннему прилету птиц, а если снегопад – летом будет дождик част.

Ксения, Оксана – чужестранка, гостья.

Евгения – благородная
6 января (24 декабря) – на Евгению, в канун Рождества гадают по небесным светилам: если Млечный путь полон и светел, это к ведру; тусклый – к ненастью.

Кристина, Христина – христианка, посвященная Христу.
26 марта – в этот день увидел скворца – весна у крыльца.

Руслан – лев.
Имя в литературе: Руслан - один из самых привлекательных образов в русской поэзии, главный герой поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Элеонора – сострадание, милосердие; Бог мой свет
Имя в истории: Элеонора Глинская или Аквитанская – королева Франции, потом Англии (1122-1204гг)










13PAGE 15


13PAGE 14115



13 EMBED PBrush 1415



Root Entry