Семинар-практикум Интерактивные формы работы социального педагога
Клуб молодого специалиста психологической службы «Путь к успеху»
Заседание № 2
Тема: «Интерактивные формы работы социального педагога в образовательном учреждении»
Место проведения: центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи управления образования администрации г. Донецка
Дата проведения: 30 ноября 2016 года
Время проведения: 09.00 - 11.00
Количество участников: до 15 человек
Категория участников: социальные педагоги (молодые специалисты образовательных учреждений г.Донецка)
Цель: ознакомить молодых специалистов психологической службы с интерактивными формами работы социального педагога в образовательном учреждении, формировать потребность в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
Ожидаемые результаты: освоение участниками Клуба интерактивных форм и методов работы в проведении дней социального педагога, организации профилактической и просветительской работы.
І. Организационно-мотивационный этап
08.30-09.00 Встреча и регистрация участников
Мухина И.А., методист ЦППиМСП09.00-09.10 Знакомство. Приветствие. Упражнение «Ассоциации» Горальская Ю.С., методист ЦППиМСПІІ. Теоретически-презентационный этап
09.10-09.15 Ассоциативные карты как метод работы с обучающимисяГоральская Ю.С., методист ЦППиМСП09.15-09.25 Интерактивные формы работы в социальной педагогике Горальская Ю.С., методист ЦППиМСПІІІ. Практически-информационный этап
09.25-09.35 Упражнение «Немо-слепой агент» Горальская Ю.С., методист ЦППиМСП09.35-09.50 Составление группового рассказа с использованием ассоциативных карт Горальская Ю.С., методист ЦППиМСП09.50-10.30 Проведение деловой игры «Бомбоубежище» Горальская Ю.С., методист ЦППиМСП10.30-10.50 Мандалотерапия – арт-техника в деятельности социального педагога Горальская Ю.С., методист ЦППиМСПІV. Итогово-рефлексивный этап
10.45-11.00 Рефлексия: «Озеро желаний» Горальская Ю.С., методист ЦППиМСПДобрый день, уважаемые коллеги!!! Сегодня у нас состоится семинар-практикум для специалистов психологической службы. Тема нашего занятия: «Интерактивные формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении».
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АССОЦИАЦИЙ (групповая форма)
Цель: знакомство.
Начало занятия. Игрокам предлагается выбрать по карточке (вслепую или открыто). А затем:
1. Представиться, рассказав, что общего у картинки с ним самим.
2. Как эта картинка похожа или не похожа на самого игрока?
3. Как эта картинка отражает настроение сейчас?
4. Как эта картинка отражает ожидания от работы?
НЕМО – СЛЕПОЙ АГЕНТ (групповая форма)
Цель: развитие воображения, сплочение коллектива, раскрепощение креативности.
Говорим группе примерно следующее: «Представьте, что вы – резиденты иностранной разведки. Ваших двух лучших агентов поймали контрразведчики и долго пытали. Но агентам удалось сбежать. Правда, они серьезно пострадали: один онемел (видит и слышит, но не говорит), другой – ослеп (не видит, но слышит и говорит). Задача агентам:
1. Выбрать картинку.
2. Используя свои возможности, донести ее сюжет до группы».
Описание формы работы:
Ассоциативные карты применяются в занятиях с элементом тренинга, интерактивных беседах, индивидуальных консультациях и являются профессиональным помощником социального педагога, так как позволяют наладить коммуникацию между людьми, создать атмосферу доверия, интереса к самоисследованию и саморазвитию, служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу.
Карты могут быть использованы социальными для:
создания положительной (то есть безопасной) обстановки, в которой может осуществляться коммуникация, обмен мнениями без оценочных суждений;
развития интереса к самоизучению и саморазвитию;
развития творческих способностей;
уменьшения страха критики или осуждения;
содействия личностному росту;
разрешение конфликтов;
развития творческого потенциала.
Правила работы с ассоциативными картами в группе:
спонтанность;
уважение к чужому мнению;
авторское право;
толерантность;
помним о личных границах;
конфиденциальность.
ГРУППОВОЙ РАССКАЗ (групповая форма)
Цель: сплочение группы; развитие речи и воображения.
Колода карт лежит рубашкой вверх. Каждый по очереди берет одну карту и, не переворачивая, кладет ее перед собой. Первый игрок переворачивает карту и начинает рассказывать историю, навеянную картой. Нужно уложиться в 1-2 предложения, причем так, чтобы следующий игрок мог продолжить историю. Тот, к кому переходит ход, открывает свою карточку, и по ней составляет продолжение истории. Линии сюжета не ограничиваются выбором первого или любого другого участника: каждый может «завернуть» сюжет по-своему. Главное – чтобы история была общей!
УПРАЖНЕНИЕ «А Я ЕДУ …»
Цель: создание рабочего настроения в группе.
Вспомните ситуацию, когда вы торопитесь куда-то и, чтобы избежать пробок, забегаете в трамвай (автобус) и занимаете свободные места: «Я тут сижу!» К вам подсаживается друг и говорит: «А я с тобой»… А тут как раз следующая остановка, и на свободные места стараются сесть вновь зашедшие пассажиры.
Знакомая жизненная ситуация стала метафорой для данного упражнения, в инструкции которого вы легко это увидите:
Участники сидят в кругу. Один стул свободен.
Первый участник пересаживается на свободный стул и говорит: «А я еду», следующий за ним пересаживается на освободившийся стул и говорит: «А я – заяц», третий: «А я рядом», четвертый участник: «А я с…» и называет имя кого-либо из круга, например, «Васей». Вася бежит со своего места на освободившийся стул.
Участник, сидящий рядом со свободным стулом, садится на него и снова говорит: «А я еду», и игра продолжается.
Напомните участникам, что желательно, чтобы в процессе игры были названы все.
Для этого после произнесения инструкции дайте участникам 1–2 раза попробовать выполнить ее медленно, а затем увеличивайте темп, подсказывая участникам и подбадривая их.
Когда почувствуете, что все участники услышали хотя бы 1 раз свое имя и динамика игры уже теряется, закончите ее, незаметно убрав лишний стул или просто остановив игру, при этом можно вспомнить начало игры и сказать, что трамвай (автобус, троллейбус) благополучно добрался до места назначения, и вместе со всеми поаплодируйте данному обстоятельству и друг другу.РОЛЕВАЯ ИГРА «БОМБОУБЕЖИЩЕ»
Цель: отработка умений: общение в ситуации взаимного оценивания и жесткого выбора; отстаивание своих интересов (по роли). Применение различных способов влияния, а также использование навыков группового взаимодействия. Игра дает возможность участникам задуматься о своих личных ценностях.
Инструкция 1
«Давайте представим себе следующую ситуацию – на Земле началась ядерная война. Но вам повезло, совершенно случайно вы оказались в особо прочном бункере. Наверху все разрушено, уровень радиации очень высок. В вашем бункере есть необходимые запасы воды, топлива, воздуха, пищи. Их немного, но примерно год прожить можно. Есть некоторая надежда, что постепенно уровень радиации понизится до безопасных величин и тогда можно будет выйти на поверхность. Что с остальными жителями Земли вам не известно. Очень может быть, что вам придётся начать все сначала и основать новую цивилизацию».
Далее участникам предлагается примерный перечень ролей.
Роли:
Подросток. Девочка, 15 лет. Школьница, учится хорошо, симпатичная. Сейчас находится в шоковом состоянии: молчит и тихо плачет. Нравится мальчик-подросток 16-ти лет, который тоже оказался в бункере.
Подросток. Мальчик, 16 лет. Физически сильный и ловкий. Спортсмен. Учится плохо, двоечник. Не равнодушен к девочке-школьнице.
Мужчина, 25 лет, учится в институте физической культуры (вечернее отделение), занимается альпинизмом. Здоров, физически крепок. Служил в МЧС. При этом склонен к конфликтному поведению. Был уволен из МЧС за драку.
Мужчина, 48 лет. Физик, специалист в области атомного ядра, профессор. Хорошо эрудирован, разбирается в электронике, строительстве, средствах связи. Сердечно-сосудистое заболевание.
Девушка-студентка, 19 лет. Учится в Университете физкультуры по специальности «легкая атлетика». Привлекательная, общительная, но, кроме спортивных успехов, других результатов нет. Беременна.
Девушка, 21 год, учится в медицинском институте. Учится посредственно, и не вполне понятно, сможет ли она самостоятельно лечить людей. Любит шить, вязать.
Мужчина, 32 года, боевой офицер-ракетчик. Знает, что делать, чтобы выжить в сложившейся ситуации. Хорошо физически подготовлен, занимается восточными единоборствами. Тяга к алкоголизму.
Женщина, 26 лет, тренер по общефизической подготовке. Проводит исследования по педагогике, собиралась защищать диссертацию. Работала учителем в школе и инструктором по туризму. Владеет тремя иностранными языками.
Мужчина, 58 лет, академик РАН. Очень образованный человек. Знания в области гуманитарных наук (история, философия, психология). Преподаватель. Имеет много публикаций.
Женщина, 43 года, кандидат сельскохозяйственных наук. Знает, как выращивать сельхозпродукцию даже в неблагоприятных условиях. Знает химию, агрономию, основы геологии. Хобби: кулинария.
Если у ведущего возникает желание изменить данный перечень ролей, то необходимо помнить, что каждая роль, помимо сильных, ценных для данной ситуации качеств, имеет и слабые, отрицательные черты. Поэтому не представляется возможным однозначно выделить какие-либо роли как позитивные, так и негативные для описанной выше ситуации.
После распределения ролей дается следующая инструкция.
Инструкция 2
«Но вдруг обнаружилось, что кислорода становится катастрофически мало. Дело в том, что бункер рассчитан на меньшее количество людей. Значит, кто-то должен выйти на поверхность и погибнуть, иначе неизбежно погибнут все. Определитесь, кто из вас должен уйти из бункера. При этом обратите внимание, что остаться должны те, кто важнее всего для того, чтобы человечество смогло возродиться. Конечно, добровольно выйти никто не захочет, поэтому каждому из вас необходимо доказать, что именно он нужен для выживания. Но если группа в это не поверит, то вам придется покинуть бункер. Кислорода в бункере хватит на 10 - 15 минут».
Какое количество человек должно быть исключено определяет ведущий, в зависимости от количества участников, обычно это 2-3 человека.
Тайминг: 10 - 15 минут на обсуждение.
В течении этого времени ведущий может имитировать чрезвычайные ситуации: выключение света, сильный звук (стук) и т.д. Если в отведенное время групповое решение не принято, то ведущий напоминает, что воздух в убежище заканчивается, и просит в течении 2-х минут принять решение. Если же решение не принято, то дискуссия останавливается, и все участники признаются проигравшими.
УПРАЖНЕНИЕ «РЫБКА»
Цель: концентрация внимания.
Ведущий становится напротив аудитории. С помощью рук он изображает море и плывущую под водой рыбу. В момент, когда рыбка выпрыгивает из воды, участники должны сделать хлопок.
Во время игры ведущий стремится «обхитрить» группу и вызвать несвоевременный хлопок, например, выкрикивая «Рыбка прыгнула».
МАНДАЛОТЕРАПИЯ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Цель: снятие эмоционального напряжения.
В переводе с санскрита слово "мандала" означает круг и представляет рисунок в круге. В своём более глубоком значении слово "мандала" — извлечение сущности. Это глубинная работа с нашим бессознательным, которая помогает обретению целостности, восстанавливает гармонию нашей души.
Задачи, которые решают с помощью мандалы:
Разрешение конфликтов;
Улучшение общего состояния;
Упадок сил;
Изменение жизненной ситуации;
Обретение внутренней гармонии и целостности и многое другое.
При рисовании мандалы мы переносим наши внутренние состояния, наши эмоции и переживания из внутреннего мира на лист бумаги. Поэтому то, что у вас внутри, то и будет в мандале. Это как зеркало, отражающее происходящее внутри. И рисуя мандалу, вы волны эмоций, которые бушуют у вас внутри, трансформируете в материальную частицу через цвет и линию на бумаге.
Мандалотерапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки карандаши или краски и начать рисовать. Поэтому эта техника может быть использована без ограничений детьми и их родителями.
Каждый из участников выбирает мандалу и в течение 15 минут разукрашивает.
Использование мандалы как средства для релаксации и расслабления
1. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: человек должен работать без принуждения.
2. Разукрашивание мандалы имеет смысл, если человек выбрал мандалу сам. Нельзя навязывать выбор мандалы. Он должен это сделать самостоятельно.
3. Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания. Ребенку необходимо позитивное подкрепление со стороны взрослого.
4. При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Человек должен делать выбор самостоятельно. Ведь только он решает, какой цвет нужен в данный момент.
5. В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети разукрашивают от середины к краю.
Это и есть способ релаксации и расслабления. И все же в данной методике нет четких правил. Поэтому во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой. Ребенок должен действовать по интуиции.
Самое важное — соблюдение направления и порядок разукрашивания. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение.
6. Чтобы человек расслабился, необходимо:
• создание соответствующей расслабляющей обстановки (отсутствие ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей);
• достаточное время для работы;
• соблюдение принципа невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия;
• разнообразие изобразительных материалов;
• использование релаксационной и медитативной музыки;
• хорошее освещение.
7. Избегайте комментариев по поводу работы и результата в присутствии ребенка, это негативно влияет на творчество, теряется чувство расслабления. Анализировать данный вид работы могут только специалисты.
8. В конце работы по желанию можно:
• придумать ей название,
• подобрать для нее фон,
• вырезать мандалу и повесить ее на стену.
Чем чаще человек работает с мандалой, тем меньше будет трудностей с целенаправленностью поведения, тем больше он будет развивать свое творчество.
УПРАЖНЕНИЕ «ОЗЕРО ЖЕЛАНИЙ»
Цель: получение обратной связи от участников; поднятие эмоционального настроения; настрой на дальнейший рабочий день.
Каждый участник получает цветок лотоса. На его лепестках записывает пожелание себе. Сворачивает лепестки. Опускает на воду. Наблюдает за раскрытием цветка. У кого лотос распуститься, те желания исполнятся.