Презентация к статье Понятие социально-педагогической технологии


Социально-педагогические технологии МБОУ СОШ №1 г. Шагонар. Социальный педагог Монгуш Ч.А. Что такое технология? Термин «технология» применяется в самых различных отраслях практической деятельности: в производстве (технология изготовления деталей, механизмов и т. п., технология обработки материалов), в управлении (технология управления, поиска и принятия решений), в математике (технология решения задач на ПЭВМ, т. е. алгоритмизация), в педагогике (технология модульного обучения) и т. д. Во второй половине XX столетия происходит активное формирование понятия «социальная технология». Технология - система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и точное достижение его. Социальная технология может быть понята как разработка методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия.. Условия технологизации практической деятельности социальной сферы - объект воздействия должен иметь признаки социальной системы; - должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структуры) и функционирования; - должна быть обеспечена возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей; - должна быть обеспечена возможность воспроизводства и повторяемости операций, процедур или показателей в новых условиях. Понятие педагогическая технология В зарубежной педагогической науке понятие педагогических технологий появляется в 50-60-е годы. В отечественной научно-педагогической литературе этот термин появляется в 70-е годы. К первым публикациям по пед. технологиям относятся работы В.П.Беспалько (Слагаемые педагогической технологии.)l Понятие «Социально-педагогическая технология» Понятие “социально-педагогическая технология” в научной литературе появилось в 1990-х гг. и связано с введением в 1991 г. института социальной педагогики. В теоретических работах А.С. Макаренко впервые были отражены различные социально-педагогические технологии работы с отдельными личностями и коллективами. Среди них такие как: формирование и развитие коллектива, управление воспитательной ролью коллектива, метод “взрыва”, система перспективных линий. Понятие «Социально-педагогическая технология» Социально-педагогическая технология — один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели (Л. В. Мардахаев). Она может рассматриваться: как обоснование (описание) этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная, оптимальная последовательность деятельности, направленная на достижение определенной социально-педагогической цели. РАССМОТРИМ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ ПРОЦЕССА ТЕХНОЛОГИЧНОЙ СОЦ. ПЕД. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Метод – ( от methodos – путь исследования, теория, учение) способ достижения какой0либо цели, совокупность приемов и операций познания действительности (например, методы воспитания, методы обучения, методы пед. реабилитации, коррекции и т.д.).Метод в соц. педагогике - это способ решения определенной проблемы человека, группы. Особенность методов соц. педагогики направлена на то, чтобы включить человека в решение собственной проблемы. Методика – совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи (например, методика обучения письму, методика формирования привычки). Методика состоит из следующих элементов:- сформулированная проблема;- совокупность методов;- порядок их применения. Средства – то, что ведет к достижению выбранной цели. Средства выступают инструментарием метода. Посредством их реализуется метод.Прием – конкретизация метода, его «привязка» к реальной пед. ситуации. В соц. педагогике – это способ использования какого-либо средства в процессе соц. – пед. деятельностиТехника – (искусство, мастерство, умение) – совокупная характеристика навыков и приемов, применяемых в какой-либо деятельности. Понятие «Социально-педагогическая технология» Социально-педагогическая технология – совокупность приемов и методов, применяемых соц. службами, соц. педагогами для обеспечения эффективности процесса социализации подрастающего поколения, и, во вторых, способ осуществления соц,-пед. деятельности конкретным соц. педагогом на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с целью выбора оптимальных средств и методов для их выполнения.  Социально-педагогические технологии подразделяются на Индивидуальные;Групповые;Сферные;Массовидные. Группы технологий: - "кабинетные", "лабораторные" (искусственно созданные во временных условиях), "полевые" (в реальной среде); - разработанные, адаптированные, внедренные и полностью используемые; внедренные, но используемые слабо; невнедренные; - разработанные технологии, имеющие методики обучения им, и разработанные, но не имеющие таких методик. Каждый вид социально-педагогической технологии имеет свои особенности и способы освоения. Структура социально-педагогических технологий Структура — взаиморасположение и связь основных частей чего-либо, строение. Социально-педагогическая технология есть целенаправленная, специально организованная последовательность деятельности. В такой деятельности, как правило, выделяют определенные этапы действий, обеспечивающие достижение поставленной цели. Структура социально-педагогических технологий Диагностико-прогностический — этап диагностики объекта, определения его социально-педагогических проблем, построение прогноза вероятного развития. Это начальный этап получения информации.Этап выбора (разработки) оптимальной технологии: определение цели работы с клиентом; выбор одной из имеющихся технологий с учетом ситуации, индивидуальности клиента, его проблем, возможностей специалистов.   Структура социально-педагогических технологий 3. Этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии. Необходим для выявления математических, технических, организационных и методических аспектов.4. Основной этап — реализационный.5. Экспертно-оценочный — оценка результатов реализации. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСК ИХ ТЕХНОЛОГИЙ Основание Типы Виды Характер ОбщиеЧастные Методики, программыДиагностика, экспертиза Назначение Направленного целевого назначения2. Комплексного назначения Технологии развития, воспитания, педагогической коррекции, реабилитации, профориентацииТехнологии, предполагающие достижение одновременно нескольких целей Объект применения Социальные2. Возрастные 3. Личностные4. Групповые Технологии работы с учеником, студентом, правонарушителемТехнологии работы с ребенком, подростком, юношейТехнологии работы с подростком-клептоманом, в состоянии депрессии, склонным к суициду, одаренным и др.Технологии работы с группой, коллективом, семьей Место применения Технологии работы в пенитенциарном учрежденииВ образовательном учреждении3. В реабилитационном центре Режим, труд, правовое просвещениеМетодика коллективной творческой деятельностиАрттерапия, тренинг Способ реализации 1.Технологии коллективного воспитания2. Технологии трудового воспитания Технология И.П. ИвановаТехнология свободного труда С. Френе БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!