Семинар завучей по ВР. Доклад по теме: «Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников как фактор формирования активной жизненной позиции»
Семинар завучей по ВР
Доклад по теме:
«Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников как фактор формирования активной жизненной позиции»
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но и происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного общества.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких, как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности, как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения.
Система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и во внеучебное время; массовую патриотическую работу, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для формирования активной жизненной позиции школьника.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, страны. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как “малая Родина”, “Отечество”, “родная земля”, “родной язык”, “моя семья и род”, “мой дом”.
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Развитие у ребят гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социально-значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Задачи гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания:1. Формирование чувства гордости за героическое прошлое своей Родины.2. Изучение истории и культуры Отечества и родного края.3. Активизация работы педагогического коллектива по патриотическому воспитанию.4. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей.Патриотическое воспитание одно из основных направлений воспитания учащихся нашей школы. В связи с этим организация деятельности краеведческого отряда «Беспокойные сердца» логично дополнила учебно – воспитательную и социокультурную работу образовательного учреждения по данному направлению. Краеведческое направление стало приоритетной работой отряда, активная деятельность учащихся проявлялась в экскурсиях, встречах с интересными людьми, помощи ветеранам труда и пожилым жителям села, посещении библиотек, школьного музея боевой и трудовой славы, участии в конкурсах, подготовке презентации. В результате чего учащиеся не только расширили кругозор и развили познавательные интересы, но и проявили интерес к истории, культуре, традициям и обычаям родного края. Реализация этого направления началась с погружения учащихся в исследовательскую деятельность – работы в архиве сельской администрации и в школьном музее. Учащиеся составляли списки тружеников тыла, разрабатывали оптимальный маршрут передвижения, готовили вопросы для беседы с ветеранами, изучали историю села Хватовка, просматривали видеофильмы о достопримечательностях Арзамасского края и села Хватовки, работали в школьном музее с фотодокументами, составляли аннотации к хранящимся фондам.
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 26 сентября 2014 г. в селе Хватовке у памятника «Погибшему солдату» прошла акция «Аллея Памяти». На торжественной части этого мероприятия выступили председатель ветеранов Арзамасского района Гришин Алексей Акимович, исполняющий обязанности Абрамовского сельсовета Исаев Владимир Иванович, председатель клуба ветеранов села Хватовка «Отражение» Романова Вера Николаевна, учитель истории Хватовской школы Ермишин Игорь Валентинович. Гришин Алексей Акимович поздравил всех собравшихся с этим памятным событием, а также выразил мнение, что нужно эту акцию ввести в традицию и проводить ежегодно. Романова Вера Николаевна рассказала о выполненной подготовительной работе к этой акции и дальнейших планах: провести работу по сбору информации о погибших жителях села Хватовки, изготовить таблички и прикрепить их к каждому посаженному дереву. Ермишин Игорь Валентинович объяснил, что такое «Аллея Памяти» (или, ее еще называют «Аллея Славы»), что символизирует каждое дерево, посаженное на этом мероприятии, а также сообщил, что первые деревья у памятника «Погибшему солдату» были посажены 40 лет назад.
После торжественной части учащиеся школы вместе с учителями, жителями и гостями села приняли активное участие в посадке саженцев деревьев.
Ребята очень серьезно и ответственно отнеслись к этой акции. Ведь Великая Отечественная война не обошла стороной ни одну семью в нашей стране. В каждой были погибшие или пропавшие без вести. Теперь, каждый раз проходя мимо аллеи, мы будем вспоминать тех, кто отдал свои жизни за нас.
К 401-годовщине Нижегородского ополчения «Минин и Пожарский – патриоты Земли Русской» в период с 20 по 25 октября были проведены классные часы. С 1 по 4 классы - устный журнал «Навеки в памяти народной», с 5 по 9 классы - «Если мы едины – мы непобедимы» час знаний. Всегда интересно и познавательно погрузиться в историческое прошлое нашей Родины, гордиться великими предками, хотеть быть похожими на них и никогда не забывать, что наша сила в единстве.
В период с 13 – 19 ноября в нашей школе прошел «Месячник правовых знаний». В рамках этого месячника в 5 – 9 классах была проведена интеллектуальная игра «Мир права». На этом мероприятии учащимся предлагалось вспомнить права и обязанности школьника, возраст, с которого наступает административная и уголовная ответственность, в предложенных репродукциях картин великих художников найти нарушения прав детей. Ребята правильно и быстро отвечали на вопросы учителя.
Было отрадно слушать ответы детей и радоваться тому, что они знают свои права и обязанности.
21 ноября в нашей школе прошел поэтический вечер памяти поэта-земляка, поэта-хватовца, поэта-фронтовика Михаила Васильевича Шестерикова. Ученики 5-9 классов сами предложили название вечера «У жизни нету перерыва». Ребята с удовольствием готовились к этому мероприятию. Выбирали и учили наизусть стихотворения, а потом очень выразительно, с чувством читали их.
Этот вечер подготовила и провела Родина Галина Ивановна, доктор филологических наук, профессор ННГУ. Мероприятие Галина Ивановна начала с приятных подарков: более 50 книг для детского и юношеского чтения были переданы в фонд школьной библиотеки. Рассказывая о жизни и творчестве поэта, Галина Ивановна смогла заинтересовать ребят, которые очень внимательно слушали рассказ о своем знаменитом земляке. Мальчишки и девчонки узнали много нового о жизни поэта, услышали замечательные стихи.
Галина Ивановна в нашей школе проводит такие мероприятия ежегодно, но каждый раз с ее помощью М.В. Шестериков открывается детям с новой стороны, поэтому встречи с Галиной Ивановной – всегда подарок для ребят.
Следует отметить, что в воспитательной работе нашей школы есть и традиционные мероприятия, которые мы проводим на протяжении уже нескольких лет: военно-патриотические месячники (в феврале и апреле-мае). В рамках военно-патриотических месячников в школе были проведены следующие мероприятия: уроки мужества с приглашением ветеранов Афганской войны.
13 февраля в нашей школе состоялось мероприятие , посвященное 26-ой годовщине вывода Советских войск из Афганистана, целью которого стало рассказать о войне в Афганистане, показать героизм солдат и офицеров в этой войне, воспитывать чувство патриотизма и гражданственности. Мероприятие было построено на основе воспоминаний воинов- интернационалистов, стихотворений и песен об "афганской" войне.
На данном мероприятии присутствовали воины –интернациолисты - Е.А. Рябинин и Г.Ю. Бочкарев. Гости рассказали много интересного об Афганистане, об отношении жителей страны к советским воинам, о боевой технике. В годы службы в Афганистане , Бочкарев Г.Ю. был летчиком. Он рассказал ребятам о своей машине – боевом вертолете. Отрадно заметить, что школьники оказались очень активными и любознательными.
В честь праздника Дня защитника Отечества и в рамках месячника 28 февраля в школе состоялась школьная военно-спортивная игра «Зарница». Эта игра является традиционной для школы и стала одним из главных элементов патриотического воспитания. Основные этапы игры.
Этап 1. «Разбор автомата»
Этап 2. «Меткий стрелок» Этап 3. «Команда «Газы!»
Этап 4. «Переноска пострадавшего»
В феврале Домом культуры была организована встреча с тружениками тыла, где наши школьники организовали для них праздничный концерт.
В течение всего учебного года отряд милосердия участвует в акции «Ветеран живет рядом», в которой дети приходят в гости к ветеранам (их у нас осталось 4 человека), беседуют с ними, оказывают им посильную помощь, поют им песни военных лет. Все это воспитывает в школьниках чувство гордости за ветеранов-односельчан и благодарности за победу.
В течение учебного года обязательным для наших ребят стало шефство над памятником «Погибшему солдату» и оказание помощи сельской администрации в наведении и поддержке порядка на территории парка, где находится памятник. Это помогает воспитывать трудолюбие, формировать позиции хозяина родного села.
Мероприятия спортивно-патриотического направления способствуют развитию силы, ловкости, выносливости, воспитанию воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, необходимости ведения здорового образа жизни, готовности к защите Родины. В нашей школе ежегодно проводятся спортивные соревнования по настольному теннису и легкой атлетике.
Эффективным методом реализации целей патриотического воспитания является проведение школьных праздников. Подобные мероприятия мобилизуют творческие способности педагога, учащихся и их родителей, позволяют им углубиться в историю и понять глубинную суть известных праздников, уходящих своими корнями в глубокую древность, приобщиться к национальной культуре. «Ярмарка талантов» - поделки, сделанные руками детей, были выставлены у Дома Культуры в масленичную неделю.
ВЫВОД: Мероприятия и акции, проводимые в течение учебного года, рассчитаны на привлечение и активную деятельность самих школьников к работе по сохранению и приумножению ценностей, накопленных предыдущими поколениями людей, развитие их инициативы и творчества, социализацию учащихся, подготовку их к жизни в условиях обновляемой России. Ребята привлекаются к подготовке и проведению классных часов патриотической направленности, они подбирают материал, создают презентации, делают сообщения, оформляют стенгазеты, выступают лекторами. Героические события нашей истории, выдающиеся достижения в области политики позволяют воспитывать в школьниках качества патриота и гражданина.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного формирования активной жизненной позиции школьников.
15