Урок географии в 9 классе на тему Дальний Восток. Факторы формирования района


Цель: Определить состав Дальнего Востока и объяснить особенности ЭГП Дальнего Востока; дать оценку природных условий и ресурсов для хозяйственной деятельности. Закрепить умение самостоятельно определять особенности ЭГП. Воспитывать чувство ответственности при работе в группах.
Оборудование: карты “Физическая карта России”, “Политико-административная карта России», карты учебника, презентация, атласы.
Тип урока: лекция с элементами беседы и самостоятельной работы с текстом учебника и картами атласа. Стандарты нового поколения.
Ход урока
Орг. момент. Здравствуйте, садитесь. Обратите внимание на экран. (слайд 1)
Перед тем, как нам начать темы новой изученье,
Предлагаю прочитать это вот стихотворенье.
Речь в стихотворении пойдет о том районе,
Который мы сегодня будем изучать,
Подсказки в нем найдите, район определите.
По склонам сопок тропы вьются круто.
Там, в буйных зарослях душистых трав,
Могучая ветвистая лиана
Деревья обвивает как удав.
Сверкают ильмы, ольхи жмутся к ивам,
И там, где кедры выстроились в ряд,
Густо-зеленый, с полевым отливом,
Гирляндами, прижавшись к хвойным гривам,
Нет-нет, да глянет дикий виноград.
Воркуют горлицы, их резким криком
Безмолвная вокруг колышется тайга,
И на заре по крутосклонным пикам
Мелькнут то тигр, то рысь, то кабарга
Б.Глушаков
- Скажите, что мы будем изучать? (Дальний Восток ).
II. Изучение нового материала.
Учитель. Сегодня на уроке мы, действительно, познакомимся с Дальним Востоком, последним изучаемом нами районом. Тему нашего урока запишем в тетрадь. (слайд 2). А какова цель нашего урока? (ответы учащихся)
Цель: (слайд 3).
Определить состав Дальнего Востока и объяснить особенности ЭГП Дальнего Востока; дать оценку природных условий и ресурсов для хозяйственной деятельности.
Задание 1. Посмотрите на таблицу, которая лежит у каждого из вас на столе.
Ученикам дается три минуты, чтобы заполнить первую графу «Что я знаю о ДВ?»
Я знаю Хочу узнать Я узнал
Я знаю (ответы учащихся):
Хочу узнать (ответы учащихся):
Из этого вытекают проблемы урока (креплю на доске):
● состав района
● особенности ЭГП
● рельеф
● климат
● поверхностные воды
● растительный и животный мир
● физико-географические районы
● природные ресурсы
Учитель. Прежде чем, мы отправимся в путешествие по ДВ, мы должны узнать как можно больше о районе. И начнем с изучения состава. Открываем политико-административную карту России и определяем состав Дальнего Востока.
Проблема: Состав района. (слайд 4)
Учитель. Теперь давайте определим особенности ЭГП.
Проблема: Особенности ЭГП(слайд 5)
Самый восточный район нашей страны
Прибрежное положение, имеет выход в Северный Ледовитый и Тихий океаныМеридиональная вытянутость
В своем составе имеет материковую, островную, полуостровную части.
Приграничное положение (граница со странами:Япония, Китай, КНДР)
Удаленность от основных экономических центров России (соседство с Восточной Сибирью)
Учитель: Сделайте вывод об особенности ЭГП Дальнего Востока.
Учитель: Теперь рассмотрим особенности природы Дальнего Востока:
(Слайды 5-10)
Где еще можно увидеть обвитую виноградом ель, голубую сороку или черную белку?
Где еще растут березы: белая, черная, желтая, каменная?
Где можно увидеть огнедышащие горы – вулканы и гейзеры – фонтанирующие источники?
Где еще по снегу бродят тигры?
Где можно увидеть медведей, зимующих в дуплах деревьев?
Учитель: Как вы думаете, эти особенности природы характерны для всей территории региона или для ее отдельных частей? Устанавливаем, что природа Дальнего Востока не только необычна, но и очень разнообразна. Дальний Восток – это край контрастов (слайд 11). Как проявляются эти контрасты мы с вами сейчас и рассмотрим:
Класс делится на несколько групп, каждая группа получает задание.
Геоморфологи
По физической карте установите, какие формы рельефа преобладают на Дальнем Востоке.
Почему на Дальнем Востоке есть действующие вулканы и бывают землетрясения?
Почему здесь преобладает горный рельеф?
По тектонической карте определите особенности геологического строения материковой и островной части Дальнего Востока
Определите геологический возраст территории
Объясните проявления вулканической деятельности данного района
Минерологи
Какими полезными ископаемыми и почему богат Дальний Восток.
Определите места добычи следующих полезных ископаемых:
Нефть, газ, уголь - …… (Сахалин)
Полиметаллические руды, олово - ….. (Приморье)
Золото - ….. (Колыма, Чукотка)
Объясните, почему Дальний Восток исключительно богат разнообразными по происхождению полезными ископаемыми?
Климатологи
Определите какой тип климата на Дальнем Востоке?
Под действием каких климатообразующих факторов происходит его формирование?
Определите летние и зимние температуры в северной и южной частях района. Объясните неравномерность выпадения осадков
Гидрологи
Используя физическую карту, найдите реки: Амур, Зея, Бурея, Уссури, Анадырь; озера – Ханка, Кроноцкое. Каковы эти озёра по происхождению?
Чем питаются реки Дальнего Востока? Почему реки не разливаются весной?
Зоологи и биологи
В чем особенность растительного и животного мира Дальнего Востока?
Почему произошло смешение видов севера и юга?
Перечислите эндемики Дальнего Востока
Исследователи:
● расскажите об основных физико-географических районах Дальнего Востока, используя текст учебника на стр. 245-247.
Проблема: рельеф (ответы учащихся), (слайд 12-14)
Проблема: климат (ответы учащихся), (слайд 15-18)
Проблема: поверхностные воды (ответы учащихся), (слайд 19-24)
Проблема: растительный и животный мир (ответы учащихся), (слайд 26-29)
Проблема: физико-географические районы (ответы учащихся) (слайд 30-32)
Проблема: природные ресурсы (ответы учащихся)
III. Закрепление.
Конструктивная карточка: Что я узнал?
Сегодня с вами необычно
Мы подведем итог урока.
Синквейн нам подойдет отлично
И в этом будет много прока.
Синквейн– это «пятистишие» (слайд 33)
Главное слово или словосочетание урока (Дальний Восток)
Два прилагательных, характеризующих это слово или словосочетание (контрастный, загадочный)
Три глагола (удивит, порадует, заинтригует)
Ваше отношение к теме урока в четырех словах (интересная, познавательная, актуальная, нужная)
Главная фраза урока (Дальний Восток – край контрастов)
IV. Домашнее задание (дифференцированное), (слайд 34)
Параграф 58-59. Заполнить контурную карту по теме, обозначив на ней ГП, рельеф, полезные ископаемые и внутренние воды Дальнего Востока
Параграф 58-59. Творческое задание на тему «Почему я хотел бы или не хотел жить на Дальнем Востоке»
Учитель:
Поработали вы дружно.
Вам сказать «спасибо» нужно.
Представим вашему вниманию
Вам оценки за старание.
Благодарю вас за урок,
И за ответы, за старание.
Надеюсь, каждый из вас смог
На нем пополнить свои знания.
Я знаю Хочу узнать Я узнал
Я знаю Хочу узнать Я узнал
Геоморфологи
По физической карте установите, какие формы рельефа преобладают на Дальнем Востоке.
Почему на Дальнем Востоке есть действующие вулканы и бывают землетрясения?
Почему здесь преобладает горный рельеф?
По тектонической карте определите особенности геологического строения материковой и островной части Дальнего Востока
Определите геологический возраст территории
Объясните проявления вулканической деятельности данного района
__________________________________________________________________
Минерологи
Какими полезными ископаемыми и почему богат Дальний Восток.
Определите места добычи следующих полезных ископаемых:
Нефть, газ, уголь - …… (Сахалин)
Полиметаллические руды, олово - ….. (Приморье)
Золото - ….. (Колыма, Чукотка)
Объясните, почему Дальний Восток исключительно богат разнообразными по происхождению полезными ископаемыми?
__________________________________________________________________
Климатологи
Определите какой тип климата на Дальнем Востоке?
Под действием каких климатообразующих факторов происходит его формирование?
Определите летние и зимние температуры в северной и южной частях района. Объясните неравномерность выпадения осадков
Гидрологи
Используя физическую карту, найдите реки: Амур, Зея, Бурея, Уссури, Анадырь; озера – Ханка, Кроноцкое
Чем питаются реки Дальнего Востока? Почему реки не разливаются весной?
__________________________________________________________________
Зоологи и биологи
В чем особенность растительного и животного мира Дальнего Востока?
Почему произошло смешение видов севера и юга?
Перечислите эндемики Дальнего Востока
__________________________________________________________________
Исследователи:
● расскажите об основных физико-географических районах Дальнего Востока, используя текст учебника на стр. 245-247.