Рабочая программа по биологии (адаптированная) 9 класс по программа пономаревой


муниципальное общеобразовательное Бюджетное учреждение города Бузулука
«средняя общеобразовательная школа № 4»

Рассмотрено Принято Утверждено
на заседании ШМО на Педагогическом совете директор ___________Т.А. Юшина
протокол №______ протокол № 1 Приказ №65/5 от 27.08.2015 г. от «_____»____2015 г. от 27.08. 2015г.




рабочая программа
по биологии
(адаптированная)
для 9 КЛАССа







Учитель биологии
Кильдишова М.А.







2015-2016 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Программа составлена в соответствии с программой Федерального Государственного стандарта Пономарева И.Н., Чернова Н.М. 9 класс.
Рабочая программа по биологии (9 класс) составлена с рекомендациями, указанными в Письме Минобразования РСФСР от 14.11.87 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому», Постановлении Правительства РФ от 18.07.96 № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
Программа разработана в соответствии с авторской программой под руководством профессора И.Н. Пономарёвой (М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2005). Для обучения используется учебник И.Н. Пономарёва, Н.М. Чернова, «Основы общей биологии»: 9 класс. – М.: «Вентана-Граф».

Данная программа направлена на реализацию следующих целей и решение определённых задач.
Цели:
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методы познания живой природы.
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии, о факторах здоровья и рисках; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить биологические эксперименты.
Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей.
Задачи: дать возможность ребёнку получить полноценную картину живого мира через усвоение основных разделов данного предмета; освоить правила работы с натуральными объектами и биологическими приборами; научиться работать с различными источниками информации.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и самосохранения здоровья; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ- инфекции

Место программы в базисном плане:

Данная программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания биологического образования в средней школе и требований к уровню подготовки выпускников по биологии, рассчитана на 9 часов в год, т.е. 1 час в месяц.



Планируемый уровень подготовки:
Знать/понимать:
Признаки биологических объектов: генов и хромосом; клеток растений, животных, грибов, бактерий.
Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии; наследственность и изменчивость; размножение организмов.

Уметь:
Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюции растений и животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний.
Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.
Распознавать и описывать: на рисунках основные части и органоиды клетки; наиболее распространённые растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных.
Выявлять: изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания.
Сравнивать: биологические объекты и делать выводы на основе сравнения.
Определять: принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать сво мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования, информацион-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции). Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях е развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли растений и животных; родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение примов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними

Учебно-тематическое планирование
Часов – 9 контрольных работ -2.


ТЕМА
Кол-во часов
лабораторных
контрольных


ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ
1 ч.
-
-


ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ.
2 ч.
1
1


РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (онтогенез).
1 ч.
-
-


ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ.
2 ч.
1
1


ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ.
1 ч.
-
-


ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.
1 ч.
-
-


УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (антропогенез).
1 ч.
1
-

ИТОГО

9 ч.
3
2



Перечень лабораторных работ: Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


ТЕМА. СОДЕРЖАНИЕ.



КОНТРОЛЬ.
ЧАСЫ
ДАТА





ПО ПЛАНУ
ПО ФАКТУ

1.
Общие свойства живых организмов.

1



2.
Химический состав и строение клетки. Жизнедеятельность клетки.
Лабораторная работа № 1: «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток».
1



3.
Контрольная работа № 1: «Основы учения о клетке».
Контрольная работа № 1
1



4
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.
Деление клетки – митоз. Образование половых клеток – мейоз. Наука генетика. Основные понятия генетики.
Лабораторная работа №2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.»
1



5.
Контрольная работа № 2: ««Основы учения о наследственности и изменчивости».
Контрольная работа № 2
1



6.
Генетические основы селекции организмов.
Центры происхождения культурных растений.

1



7.
Представления о возникновении жизни на Земле. Этапы развития жизни на Земле.

1



8.
Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Основные направления и закономерности эволюции.

1



9.
Место человека в системе органического мира. Этапы развития Человека Разумного

1




В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать:
- Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных,
грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,
рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
- Объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ( на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.
- Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов,
-наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в природе, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп ) и делать выводы на основе сравнения;
- Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах ( в том числе с использованием информационных технологий);
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами
травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения,
слуха, инфекционных и простудных заболеваний
- Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животными; при простудных
заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных;
- Проведения наблюдений за состоянием собственного организма

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Авторская программа под руководством профессора И.Н. Пономарёвой. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2005.

2. И.Н. Пономарёва, Н.М. Чернова, «Основы общей биологии»:
9 класс. – М.: «Вентана-Граф».

3. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова, «Поурочные разработки по общей биологии»: 9 класс. – М.: ВАКО, 2006.

4. 1С: Школа. Основы общей биологии 9 класс. К учебнику под редакцией Пономарёвой И.Н.

5. Сборник нормативных документов. Биология. /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2008.

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ:
www.bio.1september.ru – газета «Химия» -приложение к «1 сентября»
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

www.yandex.ru учительский портал
http://www.uchportal.ru/
http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php
http://минобрнауки.рф
www/edu.ru
obrazovanie-dok.pdf
http://fgos.edurm.ru
www.prosvpress.ru
standartedu.ru
www.prosv.ru








13PAGE 15


13PAGE 14715




15