Рабочая программа по географии 11 класс , очно-заочная форма обучения
Рабочая программа по географии 11 класс
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основе:
стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2013 г.
примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2013 г.
Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2013 г.
Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2010. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение географии на базовом уровне среднего общего образования в объеме 72 часов, в том числе: в 10 классе - 36 часов (1 час в неделю), в 11 классе - 36 часов (1 час в неделю).
В ГКОУ Дудинской ВСШ получение среднего образования рассчитано на 3 года, география изучается в 10-11 классах по 1 часу в неделю.
Данная рабочая программа по географии в 11 классе рассчитана на 36 часов в год (из расчета 1 учебный час в неделю, 36 недель).
Данная рабочая программа адаптирована к учебному плану ГКОУ Дудинской ВСШ на 2016-2017учебный год.
Основное содержание программы географии 11 класс (36 часов)
Повторение материала за 10 класс (4 часа)
Зарубежная Европа – 8 часов Общая характеристика. Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Европа как один из ведущих регионов современного мира. Площадь территории и границы. Особенности ЭГП: 1) соседское положение, 2) приморское положение. Изменения политической карты региона в новейшее время.
Природные условия и ресурсы зарубежной Европы. Природные ресурсы для развития промышленности, сельского хозяйства, лесного хозяйства, туризма и рекреации.
Население зарубежной Европы: численность и характер воспроизводства, угроза депопуляции. Роль трудовой иммиграции и увеличение значения «исламского фактора». Национальный состав населения региона: однонациональные, двунациональные и многонациональные государства. Обострение межнациональных отношений. Основные религии зарубежной Европы, роль Ватикана. Размещение населения: его плотность, высокий уровень урбанизации. Западноевропейский тип города. Процесс субурбанизации.
Место региона в мировом хозяйстве. Страны, входящие в «большую семёрку» стран Запада: Германия, Франция, Великобритания, Италия. Менее крупные страны региона и их специализация в международном географическом разделении труда
Промышленность зарубежной Европы. Главные отрасли: машиностроение и химическая промышленность. Топливно-энергетический комплекс, чёрная и цветная металлургия. Лесная, легкая промышленность. Главные промышленные районы.
Сельское хозяйство зарубежной Европы, три главных типа: 1) североевропейский, 2) среднеевропейский, 3) южноевропейский.
Транспортная система зарубежной Европы. Главные транспортные магистрали направлений Север-Юг и Запад-Восток. Главные сухопутные транспортные узлы и портово-промышленные комплексы. Преодоление естественных преград.
Непроизводственная сфера в зарубежной Европе. Система технопарков и технополисов. Главные финансовые центры и оффшорные зоны. Зарубежная Европа как главный в мире район международного туризма; «большая тройка» стран по развитию въездного туризма.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы в зарубежной Европе.
Географический рисунок расселения и хозяйства зарубежной Европы. Понятие о «Центральной оси развития» Западной Европы. Типология экономических районов с выделением: 1) высокоразвитых, 2) старопромышленных, 3) аграрных, 4) нового освоения. Четыре субрегиона зарубежной Европы.
Федеративная Республика Германия как самое мощное в экономическом отношении государство зарубежной Европы. Образование ФРГ в 1949 г. Особенности формы правления, геополитического положения и административно-территориального устройства. Население: численность, демографическая ситуация, размещение. Место ФРГ в мировом хозяйстве. Промышленность ФРГ: уровень развития, основные отрасли специализации. Сельское хозяйство: отраслевая структура и размещение. Особенности транспортной сети. Высокий уровень развития непроизводственной сферы. Внешние экономические связи. Особенности территориальной структуры хозяйства ФРГ. Направления региональной политики.
Практические работы
Используя карты атласа, нанести на контурную карту главные промышленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и морские порты одной из стран зарубежной Европы (по выбору). Провести анализ полученной картосхемы.
Используя текст, таблицы и рисунки учебника по теме 6, определить, какие страны региона входят в «первую пятёрку» стран мира по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Полученные данные оформить в виде таблицы.
Просмотреть материал части I учебника и темы 6 во II части, а также таблицы «Приложений» и вписать в тетрадь все сведения и цифровые данные, относящиеся к ФРГ. Использовать их для более полной характеристики этой страны.
Проектные задания
Характеристика одной из стран Европы
Зарубежная Азия – 9часов
Общая характеристика. Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Азия как быстро развивающийся регион современного мира. Размеры территории и границы. Отличительные черты ЭГП: 1) соседское положение, 2) приморское положение, 3) глубинное положение. Политическая карта региона в новейшее время. Территориальные споры в зарубежной Азии. «Горячие точки» (Афганистан, и др.) субрегиона.
Природные условия и ресурсы зарубежной Азии. Природные ресурсы для развития промышленности; особое значение нефтяных ресурсов. Природно-ресурсные предпосылки для развития сельского хозяйства; недостаточная обеспеченность пахотными землями и источниками водоснабжения.
Население зарубежной Азии; регион с наибольшей численностью населения. Демографическая ситуация и демографическая политика в субрегионах зарубежной Азии. Этнический и религиозный состав населения, зарубежная Азия как родина трёх мировых религий. Межэтнические и религиозные конфликты в регионе. Основные черты размещения населения, контрасты плотности. Главные очаги внешних миграций. Рост городского населения, городские агломерации и «сверхгорода». Восточный (азиатский) тип города. Особенности сельского расселения.
Рост значения зарубежной Азии в мировом хозяйстве. Пять главных центров мирового хозяйства в регионе: Китай, Япония, Индия, группа новых индустриальных стран, группа нефтеэкспортирующих стран. Уровень индустриализации стран зарубежной Азии, главные промышленные районы. Особенности сельского хозяйства региона. Главные районы возделывания зерновых, тропических и субтропических культур, пастбищного животноводства.
Экологические проблемы и меры по охране окружающей среды в странах зарубежной Азии.
Китайская Народная Республика. Размеры территории и экономико-географическое положение. Административно-территориальное деление Китая, проблема Тайваня. Воссоединение Сянгана и Аомыня с Китаем. Население Китая. Китай – первая страна мира по численности населения. Демографическая политика и её результаты; переход от демографического взрыва к третьей фазе демографического перехода. Возрастно-половой состав населения. Этнический состав населения. Особенности размещения населения: соотношение городских и сельских жителей, процесс урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации Китая. Китай как страна древней культуры.
Хозяйство Китая. Быстрые темпы роста экономики, китайское «экономическое чудо». Превращение Китая в мощную индустриальную державу. Отставание Китая по показателю душевого ВВП и уровню жизни.
Промышленность Китая. Успехи и проблемы топливно-энергетического комплекса. Быстрое развитие металлургического комплекса, мировой рекорд по выплавки стали. Преобразования в машиностроительном комплексе Китая, успехи автомобильной промышленности. Традиции лёгкой промышленности.
Сельское хозяйство Китая. Рост производства сельскохозяйственных культур. Главные районы возделывания пшеницы, риса, чая. Районы экстенсивного скотоводства. Успехи Китая в области рыболовства и аквакультуры.
Транспорт Китая. Особое значение железнодорожного транспорта; сооружение новых магистралей и высокоскоростных железных дорог. Быстрый рост морских перевозок, главные морские порты. Развитие трубопроводного и воздушного транспорта.
Внешние экономические связи Китая. Превращение его в страну с открытой экономикой. Специальные экономические зоны. Структура экспорта и импорта Китая, его главные торговые партнеры. Положение Китая в мировой финансовой сфере, в международном туризме. Внутренние различия. Восточная (приморская) зона с крупнейшими городами страны и специальными экономическими зонами (СЭЗ). Центральная и Западная зоны.
Япония. Территория Японии, её границы и ЭГП. Стабильность численности населения Японии – страны Азии с первым типом воспроизводства населения; причины такого демографического перехода. Однородный национальный состав населения, культурные традиции. Религиозный состав населения Японии. Высокая средняя плотность населения. Высокий уровень урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации (Токио, Осака, Нагоя) Японии. Понятие о мегаполисе Токайдо.
Хозяйство. Период «экономического чуда» в Японии в 50-80-е гг. XX в. и его причины. Замедление темпов экономического роста в 90-е гг., переход на роль «державы №3». Япония как постиндустриальная страна.
Промышленность – этапы развития. Этап развития энергоёмких и металлоёмких производств при увеличении импорта топлива и сырья. Этап ориентации на наукоёмкие отрасли. Главные промышленные центры Японии и их специализация.
Сельское хозяйство Японии – изменения в структуре и географии. Значение рыболовства.
Высокий уровень развития железнодорожного и морского транспорта. Особое значение внешних экономических связей. Структура и география экспорта и импорта Японии.
Территориальная структура хозяйства Японии. Её «лицевая» часть, мегаполис Токайдо. Ее «тыльная» часть. Региональная политика Японии.
Индия. Территория, границы, ЭГП Индии. Государственный строй; форма правления и административно-территориальное деление. Индия в составе Содружества, возглавляемого Великобританией.
Население. Быстрый рост населения Индии и его причины. Особенности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав населения Индии; районы этнорелигиозных противоречий. Неравномерность размещения населения. Особенности урбанизации в Индии, главные города и городские агломерации.
Хозяйство. Индия как страна контрастов. «Экономическое чудо» в Индии и рост объёма ВВП. Постепенное превращение Индии в супердержаву знаний. Сильное отставание Индии по показателю душевого ВВП. Высокая доля людей, живущих за чертой бедности.
Промышленность Индии: особенности её отраслевой структуры и географии. Главные новостройки («полюса роста») в тяжёлой промышленности Индии. Главные отрасли лёгкой промышленности.
Сельское хозяйство Индии. Особенности аграрного строя, влияние «зелёной революции». Две главные сельскохозяйственные зоны.
Географический рисунок хозяйства и расселения Индии. «Экономические столицы»: Мумбаи, Дели, Бангалор. «Коридоры роста», связывающие их друг с другом. Зарождение первых трёх мегалополисов Индии.
Австралия. Австралия как государство Азиатско-Тихоокеанского региона. История, освоение Австралии. Особенности государственного строя. Основные черты населения: численность, рост за счет иммиграции, очень низкая плотность населения. Главные города Австралии.
Хозяйство. Место Австралии в мировом хозяйстве. Главные отрасли международной специализации: горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, природные предпосылки для их развития.
Внутренние различия. Юго-Восточный район Австралии с главными городами страны. Северо-Восточный, Южный и Западный районы, их роль в населении и хозяйстве Австралии. Неосвоенные пространства Северного и Центрального районов.
Практические работы
2. Пользуясь материалами учебника, нанести на контурную карту Азии страны, являющиеся: 1) республиками; 2) монархиями; 3) странами с федеративным государственным строем.
Пользуясь материалами учебника, нанести на контурную карту Азии страны этого региона, получившие политическую независимость после второй мировой войны. Обозначить годы получения независимости и проанализировать их хронологию.
Используя экономическую карту Китая в атласе, обозначить на контурной карте этой страны её крупнейшие промышленные центры.
Используя материалы учебника и атласа, нанести на контурную карту Китая главные районы возделывания пшеницы, риса, чая. Объяснить их размещение.
Используя материалы учебника и атласа, нанести на контурную карту Индии ареалы возделывания риса, пшеницы, проса, хлопчатника, джута, сахарного тростника, чая. Определить какие районы (типы) сельского хозяйства зарубежной Азии представлены в Индии.
Проектные задания
1. Пользуясь материалами учебника, атласа и дополнительными источниками информации, составить план-проект экскурсии по Японии, которая дала бы наиболее полное представление об этой стране.
Африка -7 часов
Общая характеристика. Колониальное прошлое Африки. Этапы завоевания политической независимости после второй мировой войны. Развивающиеся страны Африки, включая наименее развитые. ЮАР – страна, сочетающая признаки экономически развитой и развивающейся страны.
Территория Африки и отдельных её стран. Особенности ЭГП: приморские и внутриконтинентальные страны. Особенности государственного строя: преобладание президентских республик.
Африка как регион территориальных споров и региональных конфликтов. Волна национальных революций в Северной Африке в 2011 г. Организация Африканского единства. Природные условия и ресурсы. Богатство Африки полезными ископаемыми. Оценка земельных и агроклиматических ресурсов для развития сельского хозяйства. Процессы опустынивания и обезлесения в Африке.
Африка – регион демографического взрыва с самыми высокими темпами воспроизводства населения. Качество населения в Африке. Этнический состав населения Африки, главные семьи языков, культурное наследие. Контрасты расселения в Африке. Темпы и уровни урбанизации, «городской взрыв» и его последствия. Крупнейшие городские агломерации. Основные черты сельского расселения.
Хозяйство Африки, место её в мире. Сохранение колониального типа отраслевой структуры хозяйства с преобладанием сельского хозяйства. Тропическое и субтропическое земледелие в Африке. Понятие о монокультуре.
Индустриализация Африки. Ведущая роль горнодобывающей промышленности. Недостаточное развитие обрабатывающей промышленности. Доля Африки в мировом хозяйстве. Деление Африки на пять субрегионов – Северную, Западную, Центральную, Восточную и Южную Африку. Деление Африки на два субрегиона: Северную и Тропическую Африку.
Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Северной (арабской) Африки. Крупнейшие города. Понятие об арабском типе города.
Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Тропической («чёрной») Африки. Тропическая Африка как самая отсталая часть всего развивающегося мира. Районы горнодобывающей промышленности и интенсивного сельского хозяйства в Тропической Африке. Ухудшение состояния окружающей среды в Тропической Африке.
Южно-Африканская Республика (ЮАР). ЮАР как страна с двойной экономикой. Место ЮАР в хозяйстве Африки и всего мира. Особенности исторического развития. Промышленность ЮАР и отрасли её международной специализации. Сельское хозяйство ЮАР. Высокий уровень социального расслоения в ЮАР. Вступление ЮАР в 2011 г. в группу стран БРИКС.
Практические работы
1. Используя карты атласа и таблицы 3-5 «Приложений», провести классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Составить в тетради таблицу по следующей форме:
Страны, богатые ресурсами разнообразного минерального сырья
Страны, богатые одним-двумя видами минерального сырья Страны, бедные минеральными ресурсами
2. По физической и экономической картам Африки в атласе определить главные районы горнодобывающей промышленности в Африке и их специализацию на добыче определённых полезных ископаемых. Нанести эти районы с указанием добываемого топлива и сырья на контурную карту.
3. Используя карты атласа, составить в тетради таблицу: «Зональная специализация экспортных и потребительских сельскохозяйственных культур в Африке» по следующей форме:
Природная зона Экспортные культуры Потребительские культуры
1.Субтропики 2.Полупустыни и пустыни 3.Саванны и редколесья 4.Влажные экваториальные леса 4. Составить в тетради таблицу для сравнения стран Северной, Тропической Африки и ЮАР по некоторым показателям, характеризующим их население и хозяйство. Определить черты сходства и различия.
Проектные задания
Одна из стран Африки
Австралия и Океания (4 часа)
Австралия как государство Азиатско-Тихоокеанского региона. История, освоение Австралии. Особенности государственного строя. Основные черты населения: численность, рост за счет иммиграции, очень низкая плотность населения. Главные города Австралии.
Хозяйство. Место Австралии в мировом хозяйстве. Главные отрасли международной специализации: горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, природные предпосылки для их развития.
Внутренние различия. Юго-Восточный район Австралии с главными городами страны. Северо-Восточный, Южный и Западный районы, их роль в населении и хозяйстве Австралии. Неосвоенные пространства Северного и Центрального районов.
Океания. Субрегионы и страны.
Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний) 4 часа
Процесс глобализации и возникновение глобальных проблем человечества. Понятие о глобальных проблемах и их классификации.
Приоритетные глобальные проблемы.
Проблема разоружения и сохранение мира. Причины и время её возникновения, этапы решения. Современная геополитическая обстановка в мире, перспективы её улучшения. Взаимоотношения России со странами НАТО.
Проблемы международного терроризма. История терроризма и его виды. Возникновение международного терроризма и его распространение. Террористические организации. Меры борьбы с международным терроризмом.
Экологическая проблема. Причины её возникновения и масштабы воздействия на географическую оболочку. Главные центры дестабилизации окружающей среды. Кризисные экологические районы. Угроза глобального потепления климата Земли. Меры по охране биосферы, роль ООН. Пути решения глобальной экологической проблемы.
Демографическая проблема. Постепенное угасание демографического взрыва, как благоприятная предпосылка решения этой проблемы. Прогнозы роста численности населения Земли: соотношение экономически развитых и развивающихся стран. Перспективы развития процесса урбанизации. Пути решения демографической проблемы.
Энергетическая проблема. Причины её возникновения. Пути решения энергетической проблемы в экономически развитых странах, отставание развивающихся стран. Использование достижений современного этапа НТР для решения энергетической проблемы.
Продовольственная проблема. Количественные и качественные показатели питания в экономически развитых и развивающихся странах. «Пояс голода» в развивающихся странах. Два пути решения глобальной продовольственной проблемы: экстенсивный и интенсивный; особое значение второго из них. Прогнозы смягчения глобальной продовольственной проблемы.
Преодоление отсталости развивающихся стран как глобальная проблема. Масштабы распространения бедности и нищеты в этих странах; международные индикаторы их определения. Особенно бедственное положение наименее развитых стран. Пути решения этой проблемы с участием мирового сообщества. Главный путь – социально-экономические преобразования во всех сферах жизни развивающихся стран.
Другие глобальные проблемы. Проблема охраны здоровья людей и меры по её решению. Проблема освоения Мирового океана и меры по ее решению. Проблема освоения космического пространства и меры по ее решению.
Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобальные прогнозы развития человечества на ближайшую и отдаленную перспективу. Пессимистические прогнозы многих западных ученых, призывающие к сокращению населения и производства. Более оптимистические прогнозы российских ученых и некоторых западных ученых, которые видят главный путь решения глобальных проблем в социальном прогрессе человечества в сочетании его с научно-техническим прогрессом.
Понятие о стратегии устойчивого развития природы и общества. Три главных компонента устойчивого развития: 1) экономически устойчивое развитие, 2) экологически устойчивое развитие, 3) устойчивое социальное развитие. Устойчивое развитие и география.
Практические работы
1. Используя содержание темы 1 и 12 учебника, а также дополнительные источники информации подготовить сообщение (письменный реферат) на тему: «На пути к безъядерному и безопасному миру».
2. Используя содержание темы 2 и других тем учебника, составить в тетради схему: «Факторы и формы воздействия общества на окружающую среду».
3. Используя содержание темы 3 и других тем учебника, таблицы 11, 16, 17, 34 и 35 в «Приложениях», а также дополнительные источники информации нарисовать «демографический портрет» планеты в наши дни и в середине XXI в.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен знать/понимать
Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
Особенности размещения основных видов природных ресурсов, и главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
Сопоставлять географические карты различной тематики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
УМК:
Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2010 г.
УМК учителя
Литература и средства обучения
6.Стандарт основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
7.Закон об образовании
8.Сборник нормативных документов по география
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2010 г.
Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2010 г..
Видиофильмы и презентации
Поурочные разработки. Автор: О.И. Ануфриева Волгоград. 2006г.
Сборник нормативных документов по география
Тесты по географии, 6-10 класс. А. Летягин. Издательство «Астрель – Олимп»:Москва, 2011 год..
Библиотека учителя. География. Сборник заданий и упражнений 6-10 классы. Автор: В.И Сиротин. Москва: Дрофа, 2004 год.
География в таблицах 6-10 классы Справочное пособие. Авторы: В.В. Климанов, О.А. Климанова.. Москва: Дрофа, 2000 год.
.Настенные карты по 10-11 кл.
Календарно-тематическое планирование по географии в 11 классе. Классно – аудиторное изучение учебного материала
№ Тема урока Ко
-во Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки Виды контроля Практические работы Дата проведения урока
Раздел I. Современная политическая карта мира (2часа).
1-2 Современная политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время 2 Вводная лекция.
Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира на современном этапе .Многообразие стран современного мира и их основные группы.
Знать \ понимать основные географические понятия и термины.
Анализ политической карты мира.
Эвристическая
беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт. Составление систематизирующей таблицы
«Государственный строй стран мира»
V.Регионы и страны мира (32часа). Тема№1.Англоязычная Америка (1час).
3 Регион Северная Америка. 1 Лекция с элемента- ми беседы . США и Канада— два государства составляющих регион. Географическое положение , природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения . Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Англоязычной Америки , их демографическую ситуацию . Составлять комплексную географическую характеристику стран Англоязычной Аvерики . Опрос . Анализ карт . Тема№2Латинская Америка (1 час)
4 Латинская Америка. 1 Лекция с элементами беседы Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта
региона .Природные ресурсы региона .
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность Латинской Америки
Анализ карт,устный опрос .
Тема №3.Европа (8 часов)
5-6 Зарубежная Европа: ЭГП и состав региона.
2 Вводная лекция
Географическое положение и состав региона . Традиционные субрегионы Западной Европы . Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы . Население : демографическая ситуация и проблемы воспроизводства . Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Оценивать и объяснять Ресурсообеспеченность отдельных стран Европы Их демографическую ситуацию ,уровни урбанизации и территориальной концентрации на- селения и производства .
Индивидуальный, фронтальный опрос ,работа с картами.
7-8 Экономика Западной Европы
2 Практикум Западная Европа – старейший центр мирового хозяйства ,второй центр экономической мощи в мире. Составлять комплексную географическую характеристику стран Европы.
Индивидуальный, фронтальный опрос ,работа с картами.
9-10
Восточная Европа 2 Практикум ЭГП Восточной Европы . Состав региона . Особенности формирования региона. Природные особенности . Население . Демографическая ситуация , этнический состав. Экономика стран Восточной Европы . Специализация стран Восточной Европы . Постсоветское пространство. Страны СНГ . Развитие рыночных отношений на постсоветском пространстве Составлять комплексную географическую характеристику стран Восточной Европы
.Оценивать : ресурсообеспеченность , демографическую ситуацию , концентрацию производства.
Работа с картами и с учебником .
11
Европейский Союз 1 Практикум.
Международные организации .Особенности и проблемы развития промышленности и сельского хозяйства. Другие международные отношения . Болгария , Венгрия , Польша. Знать страны ЕЭС.
Показывать страны ЕЭС на карте.
12 Германия. 1 Лекция с элементами беседы Германия. Общие сведения о стране.
Работа с картами атласа. Тема№4. Регион. Азия (9 часов).
13-15 ЭГП. Состав Азии.
3 Вводная лекция Географическое положение . Состав региона .Природное своеобразие и ресурсы . Население . Этническое разнообразие . Урбанизация . Родина мировых религий . Особенности культуры . Особенности экономики . Новые индустриальные страны . Составлять комплексную географическую характеристику стран Азии ., таблицы , диаграммы Устный опрос . Анализ карт . 16 Китайская Народная Республика. 1 Семинар . КНР различия .. ЭГП. Природные условия и ресурсы . Население , демографическая ситуация . Экономические реформы . Отрасли специализации .Сельское хозяйство . Внутренние Знать:
ЭГП Китая,
государственный строй,
особенности развития . Анализ карт, устный опрос . 17 Япония.
1 Практикум . Япония .ЭГП . Особенности природы , ресурсы . Особенности населения , Экономические реформы Крупнейшие мегаполисы . Специализация страны . Внутренние различия . Показывать Японию на карте . Знать :
ЭГП страны ,
особенности населения ,
природы ,
ресурсов , экономики., экономические связи страны. Анализ карт. Устный опрос . «Отржение международных экономических связей Японии». 18 Индия. 1 Комбинированный урок ЭГП . Особенности природы , ресурсы . Особенности населения , Экономические реформы Крупнейшие мегаполисы . Специализация страны . Внутренние различия . Показывать Индию на карте . Знать :
ЭГП страны ,
особенности населения ,
природы ,
ресурсов , экономики., экономические связи страны 19-21 Регионы Азии. 3 Семинар . ЭГП . Состав региона . Природные условия и ресурсы . Население . Особенности развития . Новые индустриальные страны . Отрасли промышленности и сельского хозяйства . Оценивать и объяснять :
ресурсообеспеченность отдельных стран Южной Азии ,
их демографическую ситуацию,
уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства . Индивидуальный опрос Работа с картами. Тема№5 Африка (7часов)
22-23 Африка. Географическое положение и природные ресурсы. 2 Урок актуализации знаний и умений . Комплексная географическая характеристика природных ресурсов . ЭГП . Состав региона . Природные условия и ресурсы Уметь анализировать комплексные карты.
Уметь делить регион на составляющие . Показывать географические объекты.
Знать историю открытия этой части света. Уметь пользоваться картами и статистическим материалом. Индивидуальный опрос .Работа с картами 24-25 Население . Особенности экономики . 2 Семинар. Население . Этническое разнообразие . Урбанизация . Родина мировых религий . Особенности культуры .
Особенности экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Другие отрасли промышленности и сельского хозяйства . Знать основные сведения о населении Африки .
Давать характеристику экономической ситуации в Африке . Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа. 26-27 Внутренние различия Африки. 2 Практикум. Северная Африка, Тропическая Африка . Субрегионы Тропической Африки: Западная , Центральная , Восточная и Южная Африка. Особенности субрегионов . ЮАР . Уметь анализировать комплексные карты.
Уметь делить регион на составляющие . Показывать географические объекты.
Индивидуальный опрос . Работа с картами 28 ЮАР 1 Комбинированный урок ЭГП . Особенности природы , ресурсы . Особенности населения , Экономические реформы Крупнейшие мегаполисы. Специализация страны . Внутренние различия . Уметь работать с картой Африки. Тема № 5 Австралия и Океания (4 часа).
29-30
Географическое положение региона
2 Вводная лекция . ЭГП . Состав региона . Природные условия и ресурсы . Население . Особенности развития. Уметь анализировать комплексные карты.
Уметь делить регион на составляющие . Показывать географические объекты.
Знать историю открытия этой части света. Уметь пользоваться картами и статистическим материалом. Индивидуальный опрос . Работа с картами .
31. Австралийский Союз. 1 Практикум. ЭГП. Природные условия и ресурсы. Население, демографическая ситуация . Экономические реформы. Отрасли специализации . Сельское хозяйство . Внутренние различия . Уметь анализировать комплексные карты.
Уметь делить регион на составляющие. Показывать географические объекты.
Знать историю открытия этой части света. Уметь пользоваться картами и статистическим материалом. Оценивать и объяснять Ресурсообеспеченность. Демографическую ситуацию , уровень урбанизации и территориальной концентрации на- селения и производства . Индивидуальный опрос . Работа с картами. .
32. Океания . 1 Практикум Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона . Природные ресурсы региона . Этнический состав , темпы роста . Контрасты в размещении населения ,их причина . Темпы и уровень урбанизации . Оценивать и объяснять
ресурсообеспеченность отдельных стран Океании,
их демографическую ситуацию
Составлять комплексную географическую характеристику стран Океании. Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа.
РАЗДЕЛ VI . Глобальные проблемы человечества (4 часа).
33-35 Глобальные проблемы человечества. 3 Вводная лекция. Понятие о глобальных проблемах человечества . Классификация глобальных проблем . Роль географии в изучении глобальных проблем . Взаимосвязь глобальных проблем . Оценивать
экологические ситуации в отдельных странах и регионах,
тенденции пути развития современного мира . Выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества. Индивидуальный, фронтальный опрос ,работа с картами.
36 Глобалистика . 1 Семинар. Глобалистика .Проблема отсталости стран . Причины отсталости . Характеризовать тенденции пути развития современного мира .
Выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества Индивидуальный, фронтальный опрос ,работа с картами. № п\п Тематическое планирование по географии 11 класс. Темы программы Число часов Дата
Раздел первый. Современная политическая карта мира (повторение) 2 1.-2 Современная политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время 2 Раздел второй. Регионы и страны мира .Тема№1.Англоязычная Америка (повторение) 1 3 Регион Северная Америка 1 Тема№2Латинская Америка (повторение) 1 4 Латинская Америка. 1 Тема № 3 Европа 8 5-6 Западная Европа: ЭГП и состав региона 2 7-8 Экономика Западной Европы 2 9-10 Восточная Европа 2 11 Европейский Союз 1 12 Германия. 1 Тема №4 Регион Азия 9 13-15 ЭГП. Состав Азии. 3 16 Китайская Народная Республика. 1 17 Япония. 1 18 Индия. 1 19-21 Регионы Азии. 3 Тема №5 Африка 7 22-23 Африка. Географическое положение и природные ресурсы. 2 24-25 Население . Особенности экономики . 2 26-27 Внутренние различия Африки. 2 28 ЮАР. 1 Тема № 5 Австралия и Океания 4 29-30 Географическое положение региона 2 31 Австралийский Союз. 1 32. Океания. 1 Глобальные программы человечества. 4 33-35 Глобальные проблемы человечества. 3 36 Глобалистика . 1 ИТОГО 36