Исследовательская работа История моего села
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с.Тербуны в с.Ивановка Липецкой области
4 научно – практическая конференция « В науку первые шаги»
История моего села
исследовательская работа
по истории
Выполнил: ученик 8 класса Логачёв Данил Геннадиевич
Руководитель : учитель истории
Моргачева Светлана Николаевна
Ивановка
2013
Оглавление
Введение. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3-5
1.1.Краткая аннотация исследования
1.2. Цели и задачи
1.3. Постановка проблемы
2. Основное содержание исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-10
История д.Ивновка
2.2.История д.Воейково
2.3. История д.Олымовка
2.4.Развитие образования
3.Практическая часть11
4. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
5.Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
6.Приложения.14-15
О селе моём любимом
Будет разговор,
О селе родном и милом,
Где мы все живём!
1.Введение
Тема моей исследовательской работы «История моего села». Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. Ни для кого не секрет, что много сёл и деревень вымирают и постепенно о них забывают, поэтому я решил собрать материал о своём селе и оставить его в школе для других детей, которым тоже будет интересно узнать о своей малой родине.
Я хочу узнать о событиях, которые происходили в нашем селе. Мне интересно то, каким оно было много лет назад. Каждое село вправе гордиться своей историей. У каждого она своя, неповторимая, особая, самобытная. Её год за годом формировали, созидали десятки поколений. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто неимоверными усилиями, потом и кровью наших предшественников. Поэтому мы с благодарностью помним о них, бережно сохраняем всё, что они нам оставили.
В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна, как мама.
Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с нею одной жизнью. У каждого из нас свои истоки. Для меня Родина начинается с моего села. Моя малая родина – это не только милая сердцу природа, но ещё и человеческие взаимоотношения, традиции живущих. У нас простые края и тихие, которые учат видеть и понимать прекрасное. Мне будет очень горько, если пройдут годы и история моего села будет совсем забыта . Целостная достоверная история прошлого невозможна без устных рассказов. Жизненный опыт самых разных людей – новый исторический источник.
Село появилось очень давно, и мне хотелось узнать всё, что связано с историей его возникновения. Для этого я проведу своё маленькое исследование.
Основные этапы:
1 этап. Определение темы, целей и задач исследования
Цель :
-Изучить историю развития села, его историческое прошлое.
Задачи исследования узнать:
- о жизни, быте, занятиях людей ;
-о владельцах села;
- о становлении школы;
-прививать учащимся любовь к Родине,
2 этап. Исследование .
Оказалось, увлекательно изучать историю тех мест, где когда-то жили твои родные, узнавать загадки происхождения этих мест. А недавно мне бабушка рассказала, где находилась старая школа, магазин, старые постройки.
Я решил пройтись по этим местам, чтобы посмотреть эти здания. Для себя сделал вывод, что спустя много лет в селе всё изменилось. Я поспрашивал у сверстников историю возникновения села, оказалось, что почти никто ничего не знает о происхождении родного села. Не знают коренных жителей, не знают первые постройки. Тогда я обратился к старым жителям , в сельскую библиотеку, книжным источникам, архивным данным, посетил районный музей и мне удалось собрать небольшую информацию.
Вопросы исследования :
1.История развития села
2.Название села
3.Какие были школы в селе
4.Кто владел селом
3 этап . Поиск информации .Информационные ресурсы
4 этап .Разработка плана исследовательской работы.
Определение темы исследования, выделение проблемы
Формулировка темы и цели
Исследование темы. Поиск информации
Оформление исследований.
Защита работы
5 этап Оформление исследований.
Презентация.
2. Основная часть.
История д.Ивановка
Я изучил Историко-экономическое описание населённых пунктов Тербунского района, которое собрал и издал Валерий Богданов в своей книге. Книга представляет собой научно-популярное издание комплекса архивных документов – Экономических примечаний, составленных главным образом во второй половине XVIII века на основе описаний трех уездов - Елецкого, Ливенского Орловской губ. и Землянского - Воронежской губ. В них содержатся разнообразные сведения о жителях населенных пунктов, входящих сегодня в состав Тербунского района Липецкой области, количестве дворов, числе обитателей, местоположении сел и деревень, занятиях крестьян. Особый интерес представляет описание городов, губерний, уездов, природы, растительного и животного мира конца XVIII – начала XIX вв.
По возможности сохранен стиль и язык исторических источников. Книга предназначена для краеведов, историков, учителей, студентов и широкого круга читателей, интересующихся прошлым своей малой родины.
Из документов Генерального межевания в фондах Российского государственного архива древних актов. Вторая половина 18-середина 19 века), я узнал, что во второй половине 18 века на месте бывшего «Ногайского городища» появились первые селяне. Основной состав населения этих сёл-служилые люди (стрельцы, затинщики, пушкари). По своему устройству и быту все селения представляли собой сторожевые заставы.
Из общих сведений 1864 года наше село относилось к Орловской губернии, Елецкого уезда. В записи за №1838 сказано, что Ивановка сельцо при ручье Олымчик, расстояние в верстах от уездного города 64, от станции 45. Число дворов 28, мужского населения-162, женского-163. Помещиком Ивановки был Алексей Георгиевич Ветчинин. Его усадьба располагалась там, где в 70-80-е годы было здание медпункта и библиотеки, а сейчас оно отдано под дом, в котором живут семьи Батуриных и Филатовых.
Ивановка долгое время была деревней , потом была построена церковь и деревня стала селом. Церковь развалили. Сейчас на этом месте построен дом Белых А.Р. По последним сведениям из сельского совета село опять стало деревней.
Старожилы с.Ивановка
В «Полевых записках» 70-х гг. XVIII в. находим фамилии старожил сел и деревень Тербунской земли. Сделаем выписку из документа о жителях с. Ивановка.
«Благодетелю нашему (поверенному однодворцу.- В.Б.) Федоту Артемьеву сыну Мячину. В прибытие определенных для размежевания в Елецком уезде земель землемером на дачи, принадлежащие к селу Солдатскому [] пустоши [] от смежных владельцев отводить [] К верящему письму однодворцы села Солдатского: Гур Нефедов Никитин за себя и вместо [] Андрея Иванова Жирова, Егора Яковлева Рощупкина, Евтиха Федотова Черникова, Семена Никитина Якунина, Филиппа Фомина Щетинина, Ермолая Иванова Филипскова, Ивана Иванова Щетинина, Платона Михайлова Газукина, Гаврилы Васильева Клюшникова, Тимофея Гордеева Широбокова, Леона Артемьева Мячина, Алексея Егорова Харитонова, Карпа Егорова Емельянова, Савостьяна Петрова Зуева, Ивана Васильева Малахова, Сысоя Антонова Волкова, Михайла Васильева Семендяева, Дмитрия Яковлева Безгина, - за неумением их грамоте по их прошению руку приложил отставной вахмистр Семен Моисеев Харит
·онов. [] Свидетели: капитан Николай Васильев Племянников, вместо него подписался прапорщик Василий Иванов Афросимов []».
История д.Воейково
Неотъемлемой частью Ивновки является д.Воейково, которая находится от неё через речку.
Из записи за №1837 я узнал, что в 18 веке Воейково называлось Алексеевское. Сельцо при ручье Олымчик расстояние в вёрстах от уездного города 63, от станции 43. Число дворов-17, мужского пола-138, женского-140. Владелец Алексеевского- помещик Алексей Дмитриевич Поленов. Из рассказов жителей в честь его имени была названа деревня. Поленов много сделал для своей деревни. Он посадил дубовую рощу, которая находилась между Ивановкой и Воейково. В этой роще стоял господский дом, была вымощена каменная дорога, там проходили торги и массовые гуляния.
Напротив дома на речке была построена плотина, там находились мельница и мост. Сохранилась лишь частица этого моста. Спустя годы построили новый мост.
У Поленова в родстве состоял князь Воейков, в дальнейшем ему передали правление и в честь него переименовали д.Алексеевское в д.Воейково.
В конце 18 столетия царь Алексей запретил воеводам окраины принимать на службу пришлых людей. Люди в деревне стали заниматься одной общей деятельностью (производством зерна, выращиванием скота и птицы) Накануне 1861 года в жизни деревни произошли перемены. В имении помещика стали сажать сахарную свёклу, табак, разводить тонкорунных овец.
Исследователи отмечают: нормальным наделом крепостных крестьян считалось 3 десятины пашни на 1 человека мужского пола. Важнейшая черта крестьянского хозяйства второй половины XVIII в. – рост товарности земледелия, хотя потребительство оставалось основной функцией. Об этом свидетельствовало расширение в Черноземной полосе посевов пшеницы за счет ржи, распространение крупяных культур – гречихи и проса. В Черноземье рожь и овес составляли 40 % рыночного продукта, а в ценностном выражении – 15 % от стоимости общей продажи зерновых. Крестьянское скотоводство имело потребительский характер. Птицеводство не имело существенного значения.
В исторической литературе очень мало осталось сведений о повседневной жизни крестьян. Но суть бытия крестьянства, основной производительной силы Российской империи, была удручающей: отягощенное повинностями население имений не имело возможности улучшать свой быт. Растущие денежные поборы препятствовали заимствованиям предметов городского быта. Рыночные связи крестьянского хозяйства в основном имели целью приобретение денег для уплаты налогов и денежного оброка.
В XVIII в. традиционный набор построек крестьянского двора был невелик (изба, клеть, баня, сарай, амбар, погреб, конюшня, хлев, гумно). Дворы с двумя-тремя избами встречались редко. «Разрыв» между жильем дворянских усадеб и крестьянских дворов продолжал нарастать. Это выражалось и в стоимости жилых построек. Сравнительно небольшой усадебный двор оценивался в 120 руб. А вот дворовые постройки у бедных крестьян оценивались не выше 2 руб., среднестатейных – 5-7 руб., у зажиточных – 10-15 руб. Исследователи отмечают: нормальным наделом крепостных крестьян считалось 3 десятины пашни на 1 человека мужского пола. Важнейшая черта крестьянского хозяйства второй половины XVIII в. – рост товарности земледелия, хотя потребительство оставалось основной функцией. Об этом свидетельствовало расширение в Черноземной полосе посевов пшеницы за счет ржи, распространение крупяных культур – гречихи и проса. В Черноземье рожь и овес составляли 40 % рыночного продукта, а в ценностном выражении – 15 % от стоимости общей продажи зерновых. Крестьянское скотоводство имело потребительский характер. Птицеводство не имело существенного значения.
Господство крепостнического режима в помещичьей деревне отрицательно сказывалось на состоянии аграрного строя страны. Барщинная система эксплуатации, высокие денежные платежи землевладельцам и государству – все это при малоблагоприятных почвенно-климатических условиях обрекало массы крестьян на хроническую бедность и темноту.
Тяжелым было положение и государственных крестьян. Они жили на казенной земле, отбывали оброчные и барщинные повинности казне или арендаторам казенных имений.
История д.Олымовка
Описывая Ивановку и Воейково я хочу упомянуть ещё об одной деревне Олымовка, которая так же расположена через речку Олымчкик от Ивановки.
Из архивной записи (№ 414). Часть земли села Алымца, владение артиллерии подпоручицы Татьяны Алексеевой Воейковой: дворов, крестьян, земли под усадьбами нет, пашни – 682, сенокос – 35, леса нет, неудобий – 19, всего – 737 дес. Речки Малого Алымчика на правой и по обе стороны трех безымянных вершков. Земля черная, урожай хлеба и травы средственной.
(№ 415). Часть земли села Алымца, владения подполковницы Татьяны Васильевой Воейковой, надворного советника Андрея Федоровича Хвощенского: дворов, крестьян, земли под усадьбами нет, пашни – 105, сенокоса – 15, леса нет, неудобий – 1, всего – 121 дес. Реки Олым на левой стороне и по обе стороны отвершка безымянного. Грунт земли черный, урожай хлебов и травы хороший.
Из воспоминаний жителей я узнал, что раньше д.Олымовка была многонаселённой. Проживало около 150 жителей. Было много молодёжи. В деревне был свой магазин. В 80- годы построили новый магазин в д.Ивановка, который посещают жители д.Воейково и д.Олымовка. Постепенно деревня умирает и на сегодняшний день осталось 8 жилых домов и 11 жителей. Вот так стали выглядеть заброшенные дома.
2.4.Развитие образования
В 19 веке вся жизнь в наших сёлах свидетельствовала о развитии капиталистических отношений. В процессе становления этих отношений складывалась и ещё одна страница местной истории - сеть народного образования. Начали строить школы.
Школьные здания строились по единым проектам и добротно. Как памятник столетней древности стоит здание бывшей школы в деревне Воейково. В то время она называлась земской школой. Из воспоминаний старожилов: Воейковская земская школа была построена в 1910 году. Первым учителем в этой школе был Моргачёв Михаил Петрович, а затем были сёстры Фёдоровы-Мария Митрофановна и Вера Митрофановна. В данный момент в этом здании находится клуб.
Вслед за земской школой в 1912 году открыли в Ивановке церковно-приходскую школу. Она располагалась в здании церкви. Первыми учителями были: Богатырёв Александр Николаевич, Калашников Григорий Архипович, Яхонтова Анастасия Павловна, Бычков Николай Павлович, Болгов Николай Матвеевич.
В 1969 была построена семилетняя школа в д.Ивановка, а в1972 году построили здание школы, которое существует до наших дней. Её посещают дети д.Ивановка и д.Воейково.
3. Практическая часть.
Я провел опрос среди учащихся 6-9 классов, в котором приняли участие 14 человек. Целью опроса было выяснить, знают ли учащиеся историю своего села. Мною были заданы следующие вопросы и даны варианты ответов:
1.Знаете ли вы историю села ?
а) да; б) нет; в) немного
Да
%
Нет
%
Немного
%
0
83
17
2.Знаете ли вы жителей села?
А) да; б) нет; в) не всех.
Да
%
Нет
%
Не всех
%
24
15
61
3.Хотелось бы вам узнать историческое прошлое села?
А) да; Б) нет
Да
%
Нет
%
85
15
4. Заключение.
В результате проведенной работы цель исследования достигнута.
Посетив музей, архив, опросив жителей деревни, пообщавшись со школьниками, я понял, что проходят годы, умирают старые жители и мало что остаётся в памяти людей.
В итоге изучения и анализа обработки информации пришёл к выводу, что необходимо изучать историю своей малой родины, заинтересовать своих друзей этим интересным делом и хранить информацию для следующих поколений.
Я бы хотел, чтобы моя деревня Ивановка всегда была чистой, зеленой, процветающей. Хотелось бы, чтобы молодежь, выучившись, возвращалась в родную деревню , чтобы здесь они жили, создавали семьи, воспитывали детей.
Д.Ивановка
Р.Сухой Олымчик
Владелец Ивановки Ветчинин Алексей Георгиевич
Владелец д.Воейково Поленов Алексей Дмитриевич
Д.Воейково
Д.Олымовка
Школа в д.Воейково построена в 1910 году
Школа построена в 1972 г. и существует до сегодняшнего времени
Рисунок 1C:\Documents and Settings\admin.ADMIN-AC97AA26F\Рабочий стол\ф\P1030408.JPGРисунок 2Рисунок 5C:\Documents and Settings\admin.ADMIN-AC97AA26F\Рабочий стол\исследовательская\P1030367.JPGРисунок 13Рисунок 1515