Рабочая программа элективного курса по физике на тему Кинематика и динамика движения по окружности (10 класс)






Рабочая программа
элективного курса по физике
Кинематика и динамика движения по окружности
Углубление отдельных тем обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору (дают возможность удовлетворить в отдельных частях запрос на освоение образовательных результатов конкретной темы/раздела на более высоком уровне, чем определенный программой изучения обязательного предмета или обязательного предмета по выбору)
10 класс









Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования, концентрической программы для общеобразовательных школ и соответствует требованиям государственного стандарта.
В настоящее время в КИМах ЕГЭ по физике присутствуют разнообразные задания, требующие знаний объясняющих движение по окружности. В связи с этим возникла необходимость рассмотреть тему «Кинематика и динамика движения по окружности», не входящую в школьную программу, и показать типичные для экзамена задачи по этой теме.
Работая над материалом курса, обучающиеся должны научиться такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения.
Программа курса имеет практическую направленность.
Задачи, используемые на уроках, подобраны с учетом нарастания уровня сложности, их количество не создает учебных перегрузок для школьников. Решение задач повышенного уровня сложности позволит углубить знания и умения учащихся, поможет определиться с выбором профиля обучения после школы и успешно сдать ЕГЭ. Задачи с техническим содержанием делают тему приближенной к действительности и актуальной. Выполнение лабораторных работ повысит интерес к изучению физики, позволит получить практические навыки по проведению исследовательских работ.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе школьников.
Курс предполагает проведение занятий по лекционно-семинарской системе с использованием задач-демонстраций, выполнением лабораторных работ предоставляя тем самым инструментарий для последующего самостоятельного решения качественных, количественных и графических задач индивидуально или в группах, что соответствует возрастным особенностям обучающихся.
Обучающийся, активно выступавший на семинарских занятиях, сдавший зачет, считается успешно окончившим данный элективный курс. Внеаудиторные часы отведены на самостоятельную работу и консультации преподавателя.
Цели курса:
Расширить и углубить теоретические знания по теме.
Более глубокое изучение основ физики через решение задач технического содержания в соответствии с возрастающими требованиями современного уровня технологизации процессов во всех областях жизнедеятельности человека.
Подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ по физике.
Программа курса “Кинематика и динамика движения по окружности” предназначена для учащихся 10 классов общеобразовательных школ, изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой или планирующих сдавать ЕГЭ по физике.
Для реализации целей курса необходимо:
пополнить теоретические знания учащихся по данной теме;
совершенствовать навыки решения задач с выполнением пояснительного рисунка и оформление задач по алгоритму;
учить намечать план действий, выполнять необходимые измерения, вычислять погрешность измерений, представлять результаты работы, делать выводы, давать ответ с учетом погрешностей измерений;
способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.
Для реализации курса требуются следующие средства обучения:
набор физического оборудования L- микро;
сборники задач по физике;
разнообразный дидактический материал, разработанный автором программы.
Программа курса предполагает дальнейшее формирование ключевых компетенций– готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности при подготовке к поступлению в высшие технические учебные заведения, так и при получении профессии технического профиля.
Исходя из задач преподавания курса программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
выполнять анализ физических задач;
научиться применять различные способы решения задач;
работать с приборами, проводить измерения с учетом погрешностей;
пользоваться справочной литературой.
Курс составлен в соответствии с федеральным и национально-региональным компонентами государственного стандарта. Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего 17 часов.
Курс требует определенных знаний из области математики и физики (использовать законы и преобразования из алгебры и геометрии), то есть обеспечивает повторение материала по предметам.
Исходя из главной цели профильного обучения – обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения учащихся с учетом их включения в последующую трудовую деятельность – эффективные ориентационные элективные курсы позволяют:
оказать содействие выпускникам в проектировании своих жизненных и профессиональных планов и моделировании образовательного маршрута для достижения необходимых компетенций и высокой квалификации;
диагностировать динамику развития личности школьника в процессе профильного обучения;
согласовать качество подготовки выпускников общеобразовательных учреждений с требованиями к физической подготовке специалиста выбранной профессиональной сферы;
предоставить возможность школьникам выполнять серию профессиональных проб для получения сведений о своих возможностях и предпочтениях .
Элективный курс по физике будет считаться эффективным, если он способствует формированию метода научного познания явлений природы как базы для интеграции знаний старшеклассников, их саморазвитию и профессиональному самоопределению, а также позитивно влияет на мотивацию старшеклассников к изучению физики.
Ожидаемый результат изучения курса:
учащийся должен знать/понимать/:
Понимать сущность метода научного познания окружающего мира

Приводить примеры опытов, обосновывающих научные

представления и законы.

Приводить примеры опытов, позволяющих проверить законы и их

следствия.

Используя теоретические модели, объяснять физические явления.

Владеть понятиями и законами физики.

Раскрывать смысл физических законов.

Применять формулы для решения задач, делать пояснительный

рисунок к задаче.

Работать с приборами, делать измерения.

Решать задания, по типу приближенных к заданиям ЕГЭ.

иметь опыт (в терминах компетентностей):
Работы в группе, как на занятиях, так и вне.
Работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет.
Требования к физической подготовке обучающихся
В результате изучения курса обучающиеся должны уметь:
-Применять формулы для решения задач, делать пояснительный рисунок к задаче.
-Применять алгоритм для решения задач.
-Работать с приборами. Делать измерения. Оформлять работу.
В зависимости от уровня подготовки учащихся задания можно выполнить как исследовательскую работу с самостоятельной разработкой последовательности действий или же использовать готовые инструкционные карты с описанием хода работы. Оценивать выполнение работ можно по пятибалльной ситеме или рейтинговой системе.
Тематическое планирование
Кинематика движения тела по окружности (1 ч)
Равномерное движение по окружности (1 ч)
Неравномерное движение по окружности (1 ч)
Движение тел под действием сил гравитации (2 ч)
Движение по окружности под действием нескольких сил (2 ч)
Вес тела при движении по окружности (2 ч)
Движение заряженных частиц по окружности под действием силы Лоренца (3 ч)
Лабораторный практикум (4 ч)
Контрольная работа (1 ч)


Учебно-тематический план (17 часов)

Тема
Количество часов
Формы контроля



Всего
Аудитор-ных
Внеауди-торных
В т.ч. на практическую деятель-ность


1
Кинематика движения тела по окружности

1

1


Выборочная проверка знания формул

2
Равномерное движение по окружности
1
1


Конструктивный тест

3
Неравномерное движение по окружности

1

1



Решение задач у доски

4
Движение тел под действием сил гравитации
2
2


Выборочная проверка

5
Движение по окружности под действием нескольких сил

2

2



Решение задач у доски


6
Вес тела при движении по окружности

2

1

1

Выборочная проверка

7
Движение заряженных частиц по окружности под действием силы Лоренца
3
3


Решение задач у доски


8
Л.р. «Изучение зависимости линейной скорости от радиуса описываемой окружности»
1


1
Защита работы

9
Л.р. «Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости»
1


1
Защита работы

10
Л.р. «Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы»
1


1
Защита работы

11
Л.р. «Исследование зависимости центростремительной силы от массы, угловой скорости и радиуса вращения»
1


1
Защита работы

12
Контрольная работа
1
1


Работа с дифференцированными знаниями


Итого
17






Список литературы
Литература для учителя:
1.Мякишев Г.Я. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. - М.: Просвещение, 2009
2. Сборник задач по физике для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Сост. А.П.Рымкевич. – М.: Просвещение, 2006
3. Сборник задач по физике для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Сост. Г.Н.Степанова. – М.: Просвещение, 2006
4.Тесты по физике для 7-11 кл. / Сост. В.А.Шевцов. – Волгоград: Учитель, 2010
5.Орлов В.А., Демидова М.Ю. и др. Единый государственный экзамен 2007. Физика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ, - М.: Интеллект-Центр, 2007
6.Газета «Физика», 2007
7. Полный интерактивный курс физики под ред. С.М.Козела «Открытая Физика».
8. Учебное электронное издание «Физика 7-11 классы. Практикум»
Литература для учащихся:
1.Мякишев Г.Я. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. - М.: Просвещение, 2009
2. Сборник задач по физике для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Сост. А.П.Рымкевич. – М.: Просвещение, 2006
3. Сборник задач по физике для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Сост. Г.Н.Степанова. – М.: Просвещение, 2006











15