Рабочая программа по физике 8 класс. А.В.Пёрышкин. (2 часа в неделю)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Уссурийска» УГО
«Согласовано»«Утверждаю»
ЗДУВР МБОУ СОШ № 4 директор МБОУ СОШ №4
Метляева М. Н. Гончаренко О. В.
___________________________________
Рабочая программа
по физике

для 8 класса
учителя первой квалификационной категории
Илюшкиной Марии Николаевны

2015/2016 учебный год.


Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе Государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г., и примерной учебной программы основного общего образования по физике (Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г).
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно технического прогресса.
Цель изучения физики в 8 классе:
- формирование целостного представления о мире, основанного на понимании учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, при передаче им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности при изучении тем: «Тепловые, электрические, магнитные и световые явления».
Задачами преподавания физики в 8 классе являются:
- изучение знаний о тепловых, электрических, электромагнитных, световых явлениях и величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются;
- о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений физической картины мира;
- овладение умениями проводить наблюдения явления диффузии, теплообмена, при смешивании холодной и горячей воды; электризации тел при соприкосновении; нагревания проводников электрическим током; описывать и обобщать результаты наблюдений.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач;
исследований действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков; исследований зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах; исследований действия электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку.
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,
- воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для вычисления количества теплоты и удельной теплоёмкости вещества при теплопередаче, для вычисления количества теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации;
для измерения влажности воздуха по точке росы, для измерения силы тока в электрической цепи и напряжения на участке цепи;
для выполнения правил безопасности при работе с источниками электрического тока, для обсуждения экологических последствий применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Наиболее оптимально содержание учебного курса изложено в УМК
Волков А. В. Поурочные разработки по физике 8 класса.
Громцева О. И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 8 класса.
Касьянов В. А., Рабочая тетрадь по физике 8 класса.
Пёрышкин А. В., Физика. 8 класс.
В распределении учебного материала опираюсь на авторскую программу Пёрышкина А. В., в которую внесены небольшие изменения:
Добавлен раздел 1 «Повторение за 7 класс – 3 часа с последующим входным контролем;
Объедены несколько тем для того, чтобы в конце каждой четверти провести игру и урок решения задач.
Добавлен раздел 7 «Повторение за 8 класс» - 4 часа.
Контроль результатов обучения физике в 8 классе осуществляется по следующим направлениям:
учащийся должен владеть теоретическими знаниями. Для их проверки используются такие формы контроля, как тест, устный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль, экспресс контроль;
учащийся должен использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. В этом случае актуальны такие формы контроля, как лабораторные работы:
- исследование изменения со временем температуры остывающей воды,
- сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры,
- сборка электрической цепи и измерения силы тока в её различных участках,
- измерение напряжения на различных участках электрической цепи,
- регулирование силы тока реостатом,
- исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах,
измерение сопротивления проводника,
- измерение работы и мощности тока в лампе,
- сборка электромагнита и испытание его действия,
- исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

Учащийся должен уметь решать задачи на применение физических законов. В этом случае используются контрольные и проверочные работы.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, определяет минимальный набор демонстрационных опытов и лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса физики 8 класса.
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Содержание учебного курса физики 8 класса.
№№ Название разделов и их содержание Количество часов Из них к\р, л\р,
1. Повторение за 7 класс.
Строение вещества. Взаимодействие тел. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Работа и мощность. Энергия. 3 часа. 1 к\р.
2. Тепловые явления.
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоёмкость. Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания и выделяемого им при охлаждении. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и выделение её при конденсации. Кипение. Влажность воздуха и её измерение. Удельная теплота парообразования и конденсации. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. 22 часов 2 к/р, 3 л/р.
3. Электрические явления.
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и её составные части. Электрический ток в металлах. Направление и действие электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Электрическое напряжение.
Единицы напряжения. Измерение напряжения. Вольтметр. Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление. Расчёт сопротивления проводника. Реостаты. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Конденсатор. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. 27 часов. 2 к/р, 5 л/р.
4. Электромагнитные явления.
Магнитное поле. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. 5 часов. - ,2 л/р.
5. Световые явления.
Источники света. Распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Законы отражения.
Преломление света. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз и зрение. Оптические приборы. 8 часов. 1 л/р, 1 к/р.
6. Повторение за 8 класс.
Тепловые явления. Электрические явления. Электромагнитные и световые явления. 3 часа - , - .
Итого: 68 часов. 6 к/р, 10 л/р.

Календарно-тематическое планирование уроков физики в 8 классе.
Дата №/пурока № урока в разделе Тема урока Оборудование,
демонстрации.
1 четверть. 1 1.1 Вводный инструктаж по ТБ. ИОТ № 2.
Повторение материала за 7 класс. Раздаточный
материал
2 1.2 Повторение материала за 7 класс. Раздаточный
материал
3 1.3 Входной контроль.
(Контрольная работа №1 по материалу 7 класса.). Раздаточный
материал.
Раздел 2. Тепловые явления. (22 часа). 4 2.1 Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. - модель
броуновского
движения. (1-2). Видео.
5 2.2 Способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Теплопроводность различных материалов. (3-4). Видео.
6 2.3 Конвекция. Излучение. Конвекция
в жидкостях и газах.
Теплопередача путём излучения.(5-6). Видео.
7 2.4 Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоёмкость.
Термометрычасы. (7-8)
8 2.5 Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания и выделяемого им при охлаждении. Карточки. (9)
9 2.6 Лабораторная работа 1
«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». ИОТ №13 Термометры,
горячая и
холодная вода.
10 2.7 Лабораторная работа 2
«Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела». ИОТ №14 Термометры.
Тела.
11 2.8 Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Раздаточный
Материал. (10-11). Видео.
12 2.9 Решение задач по теме «Тепловые явления». Раздаточный
материал.
13 2.10 Контрольная работа № 2
по теме: «Тепловые явления». Карточки
14 2.11 Работа над ошибками.
Карточки
15 2.12 Игра по теме «Тепловые явления». Задания
для команд.
16 2.13 Решение задач по теме «Расчёт количества теплоты». Практикум по
решению задач
2 четверть. 17 2.14 Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Демонстрация
плавления льда. Видео.
(12-13)
18 2.15 Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и выделение её при конденсации. Явление
Испарения. (16-17).
Презентация.
19 2.16 Кипение. Тест по теме «Плавление и отвердевание». Постоянство
температуры
кипения. (18). Видео.
20 2.17 Влажность воздуха и её измерение. Лабораторная работа 3 по теме: «Измерение влажности воздуха».
ИОТ №46. Психрометр (19)
21 2.18 Удельная теплота парообразования и конденсации. Наблюдение
конденсации паров (20)
на стакане со льдом.
Презентация.
22 2.19 Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Модель двигателя внутреннего сгорания.
(21-22). Видео.
23 2.20 Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Модель
паровой машины. (23-24)
24 2.21 Контрольная работа №3 по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества». карточки
25 2.22 Работа над ошибками.
Решение задач по теме
«Изменение агрегатных состояний вещества». карточки
Раздел 3. « Электрические явления». (27 часов)
26 3.1 Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Стеклянная и
эбонитовая палочки,
«султанчики». Презентация. (25)
27 3.2 Электроскоп. Электрическое поле. Электроскоп, Видео. (26-27)
28 3.3 Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Презентация
(28-30)
29 3.4 Электрический ток. Источники электрического тока. Виды источников
электрического
тока. Видео.32.
30 3.5 Электрическая цепь и её составные части.
Проверочная работа по теме «Электрический ток». Источник тока,
резистор,
лампочка, ключ.33.
31 3.6 Игра «Эрудит» по теме «Тепловые и электрические явления». Карточки
32 3.7 Решение задач по теме
«Тепловые и электрические явления». Раздаточный
материал.
3 четверть. 33 3.8 Электрический ток в металлах. Направление и действие электрического тока.
Сила тока. Единицы силы тока. Презентация, 34-37
34 3.9 Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа 4 по теме «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках». ИОТ №15. Амперметр, 38
Лампа, ключ,
провода..\ 35 3.10 Электрическое напряжение.
Единицы напряжения. Измерение напряжения. Вольтметр. Вольтметр. 39-41
Презентация.
36 3.11 Лабораторная работа 5. «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». ИОТ№ 16 Источник тока
резисторы,
вольтметры.
37 3.12 Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление. Графики Видео.42-43
38 3.13 Контрольная работа №4 по теме: «Сила тока и напряжение». Карточки.
39 3.14 Работа над ошибками. Карточки.
40 3.15 Расчёт сопротивления проводника. Реостаты.
Закон Ома для участка цепи. Карточки. 44-46
Пособие
для различных сопротивлений.
41 3.16 Лабораторная работа 6
«»Регулирование силы тока реостатом». ИОТ№17 Реостат,
амперметр.
Резисторы.
42 3.17 Лабораторная работа 7 « Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». ИОТ № 18. Резисторы
Лампа.
Амперметр,
реостат.
43 3.18 Решение задач по теме «Электрические явления». карточки
44 3.19 Тест по теме «Электрические явления». Раздаточный
материал
45 3.20 Реостаты.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Полупроводниковый
Диод. Видео. 47-49
46 3.21 Работа и мощность электрического тока. Презентация. 50-52
47 3.22 Лабораторная работа 8.
«Измерение работы и мощности тока в лампе». ИОТ№ 19. Амперметр
вольтметр,
лампа, ключ.
48 3.23 Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Конденсатор. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. Презентация,
лампы накаливания,
электрическая плитка,
53-56.
49 3.24 Решение задач по теме «Электрические явления». карточки
50 3.25 Контрольная работа №5 по теме: «Закон Ома. Соединение проводников. Работа и мощность тока». Раздаточный
материал
51 3.26 Работа над ошибками. Раздаточный
материал.
52 3.27 Игра по теме «Электрические явления». Практикум
по решению
задач.
Раздел 4. « Электромагнитные явления». (5 часов)
53 4.1 Магнитное поле. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты.
Катушка с током. Видео. 57-58
54 4.2 Электромагниты. Лабораторная работа 9
«Сборка электромагнита и испытание его действия». ИОТ № 21. Электромагнит. 59
55 4.3 Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Презентация. 60-61.
56 4.4 Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
Лабораторная работа 10 по теме «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели). ИОТ №22. Электродвигатель. 62.
57 4.5 Проверочная работа по теме
«Магнитное поле». Раздаточный
материал.
Раздел 5. « Световые явления». (8 часов)
58 5.1 Источники света. Распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Законы отражения. Источники тока
зеркало,
экран. Видео.63-64
59 5.2 Лабораторная работа 10 «Исследование
зависимости угла отражения от угла падения света». ИОТ №47. Плоское
зеркало.
60 5.3 Преломление света. Призмы
линзы. Видео. 67
61 5.4 Лабораторная работа 11
« Получение изображений при помощи линзы». ИОТ № 23 Собирающая линза,
экран.
Источник света.
62 5.5 Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз и зрение. Оптические приборы. Линзы. 68-70
Таблица. Видео.
63 5.6 Решение задач по теме «Электромагнитные и световые явления» карточки
64 5.7 Контрольная работа №6 по теме «Электромагнитные и световые явления». Раздаточный
материал.
65 5.8 Работа над ошибками Раздел 6. Повторение за 8 класс. (3 часа)
66 6.1 Повторение темы: «Тепловые явления» Раздаточный
материал
67 6.2 Повторение материала по теме:
«Электрические явления». презентация
68 6.3 Решение качественных задач по всем темам. карточки

Требования к уровню подготовки выпускника 8 класса:
В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:
Знать/ понимать:
- смысл понятий:
(электрическое поле, магнитное поле)
- смысл физических величин:
(внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха;
Электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение,
электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока);
- смысл физических законов:
(сохранение энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света).
Уметь:
- описывать и объяснять физические явления:
(теплопроводность, конвекция, излучение;
испарение, конденсация, кипение, плавление, кристаллизация;
электризация тел, взаимодействие электрических зарядов;
взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока);
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:
(температуры, влажности воздуха;
силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока).
- представлять результаты изменений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:
(температуры остывающего тела от времени;
силы тока от напряжения на участках цепи,
угла отражения от падения на участке цепи,
угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света);
-выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых электромагнитных явлений;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретение знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для рационального использования, обеспечение безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.
- воспроизводить и находить физические величины, правильно переводить величины в СИ.
- систематизировать научную информацию.
Учебно-методическое и программное обеспечение:
Для учителя:
Волков В. А., Поурочные разработки по физике 8 класс, М., ВАКО,2009.
Громцева О. И., Контрольные и самостоятельные работы по физике 8 класса, М.,»Экзамен»,2010.
Касьянов В. А.,Дмитриев В.Ф., Рабочая тетрадь по физике 8 класса, М., «Экзамен»,2011.
Пёрышкин А.В.,Физика. 8 класс, М., Дрофа, 2012.
Для ученика:
.Лукашик В. И. «Сборник задач по физике 7-9 кл.», М., Просвещение, 2008 г.
2.Пёрышкин А. В., «Физика 7 класс», М., Дрофа, 2012 г.