Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Программа Школа России.

Пояснительная записка

Количество:
часов в год – 170 ч.
часов в неделю – 5 ч.
контрольных работ – 10
контрольных списываний – 1
проектов – 6
развития речи – 44
словарных диктантов - 2

Планирование составлено на основе: на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской рабочей программы Русский язык . В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. М.: Просвещение, 2011 г. (Сборник рабочих программ «Школа России»1 – 4 классы. Авторы: С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова. Москва. Просвещение, 2011).

Учебно-методический комплект: О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. –М.: Вако, 2013.
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс. Учебник с приложением на электронном носителе .В 2-х частях – М.: Просвещение. 2013.
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. 2 части. – М.: Просвещение. 2014.
С.В.Анащенкова, М.А.Бантова и др. Сборник рабочих программ «Школа России». – М.: Просвещение. 2011.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение. 2011.
Электронное приложение к учебнику.
Дополнительная литература:
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». Москва. Просвещение. 1994 г.
Волина В.В. «Весёлая грамматика». Москва. Знание.1995 г.
Холодова О. «Юным умника и умницам». Москва. Росткнига. 2007 г.
- Никифорова В.В. «Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 3 класс.»- М: Вако, 2014














Учебно-тематический план 3 класс

Наименование разделов и тем
Всего часов
Контрольные работы
Контрольное списывание
Контрольный словарный диктант
В том числе на работы по развитию речи
Проектная деятельность

1
Язык и речь
2



2


2
Текст. Предложение. Словосочетание
14
1


12


3
Слово в языке и в речи
19
1


8
1

4
Состав слова
16
1


3
1

5
Правописание частей слов
29
2

1
3
1


Части речи
Части речи
76
1






6
Имя существительное
31
2
1

7
2

7
Имя прилагательное
18
1


3
1

8
Местоимение
5



1


9
Глагол
21
1


1


10
Повторение
14
1

1
4



Итого
170
10
1
2
44
6




















ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Язык и речь (2 часа)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Составление текста по рисунку.
Слова с непроверяемым написанием: праздник, вместе.
Учащиеся осваивают умения:
Различать язык и речь.
Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся различными видами речи и что такое хорошая речь.
Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.
Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А.Куприна)
Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина.
Текст, предложение, словосочетание (14 часов)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. По-строение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картин. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России – Москвы; развитие их на основе чувства патриотизма. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей. Подлежащее и сказуемое главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы, памятки). Разбор предложения по членам. Простое и сложное предложения. Запятая внутри сложного предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень». Овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета. Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Овладение учебными действиями с языковыми единицами.
Слова с непроверяемым написанием: орех, овёс, восток (восточный), заря, пшеница.
Учащиеся осваивают умения:
Различать текст и предложение, текст и набор предложений.
Определять тему и главную мысль текста.
Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.
Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.
Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.
Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.
Выделять в письменном тексте диалог.
Рассматривать репродукцию картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст.
Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.
Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.
Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.
Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений.
Обосновывать знаки препинания в конце предложений.
Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи.
Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях – обращения.
Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.
Различать и выделять главные и второстепенные члены предложений, распространённые и нераспространённые предложения.
Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами.
Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.
Составлять сообщения по информации, представленной в таблице.
Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам».
Планировать свои действия при разборе предложения по членам предложения на основе заданного алгоритма.
Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.
Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.
Составлять из двух простых одно сложное предложение.
Составлять обобщение по таблице «Простое и сложное предложение».
Разделять запятой части сложного предложения.
Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению».
Рассуждать при определении характеристик заданного предложения.
Различать словосочетание и предложение.
Выделять в предложении словосочетания.
Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.
Составлять предложение из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.
Составлять небольшой текст по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень».
Слово в языке и в речи (19 ч)
Слово и его лексическое значение. Номинативная функция слова как единства звучания и значения. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Использование омонимов в речи. Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Использование фразеологизмов в речи. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Подробное изложение с языковым анализом текста. Работа с толковым словарём, словарями синонимов, омонимов, антонимов, фразеологизмов.
Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол). Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Имя числительное как часть речи (общее представление). Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы). Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Проект «Рассказ о слове». Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Умение использовать знания для решения практических задач. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных зада.
Слова с непроверяемым написанием: альбом, погода, понедельник, ракета, трактор, чёрный, восемь, четыре, вторник, среда, картофель, овощи, петрушка, горох, помидор, огурец, огород.
Учащиеся осваивают умения:
Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.
Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка».
Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода.
Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы.
Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.
Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.
Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.
Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др.
Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца.
Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.
Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.
Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов имён числительных
Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.
Различать слово и слог, звук и букву.
Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж.
Работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова.
Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи.
Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.
Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой.
Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Состав слова (16 ч).
Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Работа со словарём однокоренных слов. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём. Правописание сложных слов (соединительных гласных в сложных словах0. Перенос слов. Форма слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове. Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе». Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Формирование навыка моделирования слов. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом. Проект «Семья слов».
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка». Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления. Овладение учебными действиями с языковыми единицами. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Умение использовать знания для решения практических задач. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Слова с непроверяемым написанием: столица, обед, ужин, столица, обед, ужин, пирог, шоссе, четверг, север, берег, пороша, чувство, лестница, интересный, коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм, желать.
Учащиеся осваивают умения:
Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.
Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег бережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни.
Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.
Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст.
Выделять в словах основу слова.
Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.
Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику
Редактировать предложения с однокоренными словами Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту
Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом участвовать в презентации своей работы.
Правописание частей слов (29 ч)
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). формирование умения ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографических задач. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного уважения к истории языка. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и использовать знания для решения практических задач. Умение использовать знания для решения практических задач. Язык представляет собой явление национальной культуры. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Слова с непроверяемым написанием: четверг, север, берег, пороша, чувство, лестница, интересный, коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм.
Учащиеся осваивают умения:
Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.
Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами).
Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём.
Составлять словарики слов с определённой орфограммой.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Составлять объявление.
Части речи (76 ч)
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Овладение учебными действиями с языковыми единицами.
Имя существительное (31 ч)
Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Имена существительные общего рода (первое представление). Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа. Неизменяемые имена существительные. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного. Представление об устаревших словах. Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени, развитие мотивов к проведению исследовательской работы. Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.). Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве. Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь). Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Работа с текстом, письмо по памяти. Составление устного рассказа по серии картин. Составление рассказа по репродукции картины И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка- кварушка». Работа с таблицей «Признаки падежей». Сочинение по репродукции картины К.Ю.Юона «Конец зимы. Полдень». Проект «Зимняя страничка». Овладение учебными действиями с языковыми единицами. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Умение использовать знания для решения практических задач. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.
Слова с непроверяемым написанием: самолёт, комната, одежда, кровать. Рябина, трамвай, пятница, около, солома, потом, вокруг.
Учащиеся осваивают умения:
Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.
Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова имена существительные. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану.
Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.
Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён
существительных. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти.
Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик большой умница. Эта девочка большая умница.) Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Записывать текст под диктовку и проверять написанное.
Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных. Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.). Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (сочинение).
Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного». Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. Составлять устно текст по репродукции картины художника К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя). Подбирать слова имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвященные зимней природе. Писать диктант и проверять написанное.
Имя прилагательное (18 ч)
Имя прилагательное как часть речи: общее лексическое значение, вопросы, роль в предложении. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Зависимость рода, числа имени прилагательного от формы рода, числа имени существительного. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного. Текст-описание. Художественное и научное описание. Использование имён прилагательных в тексте-описании. Составление текста-описания растения в научном стиле. Формирование чувства прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукциями картин русских художников. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь». Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками». Проект «Имена прилагательные в загадках». Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения. Овладение учебными действиями с языковыми единицами. Умение использовать знания для решения практических задач. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Слова с непроверяемым написанием: приветливый, ромашка, растение, Красная площадь, Московский Кремль, поэт, гвоздика, животное.
Учащиеся осваивают умения:
Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.
Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над
употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении в научном стиле. Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»).
Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней.
Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др.
Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста.
Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.
Определять начальную форму имени прилагательного.
Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.
Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья). Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.
Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Местоимение (5 ч)
Лицо, число, род личных местоимений. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений. Формирование бережного отношения к природе. Составление письма. Овладение учебными действиями с языковыми единицами. Умение использовать знания для решения практических задач.
Слова с непроверяемым написанием: одуванчик, воскресенье.
Учащиеся осваивают умения:
Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Составлять письмо другу или кому-либо из родственников.


Глагол (21 ч)
Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Употребление глаголов в речи. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Родовые окончания глаголов (-а, -о). морфологический разбор глагола. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении. Составление текста по сюжетным рисункам. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. Составление предложений и текста. Формирование чувства гордости и уважения к защитникам России, русским солдатам. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке». Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Овладение учебными действиями с языковыми единицами. Умение использовать знания для решения практических задач.
Слова с непроверяемым написанием: завтрак (завтракать), картина, герой, солдат.
Учащиеся осваивают умения:
Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя).
Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.
Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.
Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.
Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём. Трансформировать предложения (записать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.
Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.
Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке».
Повторение (14 ч)
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Умение использовать знания для решения практических задач. Язык представляет собой явление национальной куль-туры и основное средство человеческого общения.





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
3 КЛАССА
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс); частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог); членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).
Учащиеся должны уметь:
- орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы по программе 1-3 классов;
- проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
- производить звуковой и звукобуквенный разбор слова: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные: ударные и безударные; согласные: твёрдые, мягкие, глухие, звонкие, парные и непарные), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа моряк, стриж, сказка, коньки, маяк, жить;
- производить морфемный разбор ясных по составу слов типа морковка, берёзонька, пришкольный (выделять окончание, корень, приставку, суффикс). Подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи и их грамматические признаки ( род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
- изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями по падежам; изменять имена прилагательные по родам в единственном числе в соответствии с родом имени существительного; изменять глаголы по временам и в прошедшем времени по родам;
- интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложений по цели высказывания и интонации;
- вычленять в предложении основу и словосочетания;
- производить элементарный синтаксический разбор предложений (выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам);
- определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части (при письме соблюдать красную строку), под руководством учителя и самостоятельно составлять план, устанавливать связь предложений в тексте, связь частей текста;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.





Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы и методы контроля
Иные формы учета достижений

текущая аттестация
итоговая (четверть, год) аттестация
урочная деятельность
внеурочная деятельность

- устный опрос
- письменная самостоятельная работа
- тестовые задания
- графическая работа
- доклад
- творческая работа

-диагностическая контрольная работа


-анализ динамики текущей успеваемости

- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях
- активность в проектах и программах внеурочной деятельности
- творческий отчет



- портфолио
- анализ психолого-педагогических исследований

График
тестовых, контрольных работ, самостоятельных работ по предмету «Русский язык» 3 класс

п/п
Тема
Вид работы
№ урока
Часы
Примечание

1.
Язык и речь





2.
Текст. Предложение. Словосочетание.
-различать предложение, словосочетание и слово;
-выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
-определять вид предложений по цели высказывания и по интонации;
-находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
-устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении;
-различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
-отличать основу предложения от словосочетания;
-выделять в предложении словосочетания;
-разбирать предложение по членам предложения;
-писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
-проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
Тестовые задания






Контрольный диктант по теме «Предложение»
7
15






16








1
Тест 1. «Текст»
Тест 2. «Предложение. Словосочетание»
КИМы Русский язык 3 класс Москва «ВАКО» 2013
Контрольный диктант
Поурочные разработки по русскому языку Москва «ВАКО» 2013
С 56

3.
Слово в языке и речи
-находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю;
-наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
-иметь представление об омонимах;
-иметь представление о фразеологизмах;
-распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении;
-иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
-пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач;
-характеризовать звуки русского языка: гласный согласный, гласный ударный безударный, согласный твёрдый мягкий, парный непарный, согласный глухой звонкий, парный непарный (в объёме изученного);
-определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
-устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
-осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
-писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
-проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»
35
1
Контрольный диктант
Поурочные разработки по русскому языку Москва «ВАКО» 2013
С 104

4.
Состав слова
-владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
-различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
-различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
-находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
-выделять нулевое окончание;
-подбирать слова с заданной морфемой;
-образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов;
-писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
-проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
Тестовые задания




Контрольный диктант по теме «Состав слова»
47





48






1
Тест 3. «Состав слова»
КИМы Русский язык 3 класс Москва «ВАКО» 2013
Контрольный диктант
Поурочные разработки по русскому языку Москва «ВАКО» 2013
С 134

5.
Правописание частей слов
-применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак(ъ);
-непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
-гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
-определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
Тестовые задания





























Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»



Контрольный словарный диктант

Контрольный диктант за 1полугодие
Контрольный словарный диктант

55





59







63



74



77








67






73



79





































1










1
Тест 4. «Правописание слов с безударными гласными в корне»
Тест 5. «Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне и на конце слова»
Тест 6. «Слова с непроизносимыми согласными в корне»
Тест 7. «Правописание приставок и предлогов»
Тест 8. «Правописание слов с разделительными ъ и ь»
КИМы Русский язык 3 класс Москва «ВАКО» 2013
Контрольный диктант
Поурочные разработки по русскому языку Москва «ВАКО» 2013 С 178
КИМы Русский язык 3 класс Москва «ВАКО» 2013 С 69
Контрольный диктант по линии администрации

6.
Части речи.
Имя существительное
-распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
-распознавать имена существительные;
- находить начальную форму имени существительного;
- определять грамматические признаки (род, число, падеж);
-изменять имена существительные по числам и падежам;
- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Тестовые задания



Контрольный диктант по теме
« Имя существительное»
Контрольный диктант по теме « Имя существительное»

Контрольное списывание

109




96




111





106







1




1





1
Тест 9. «Имя существительное» КИМы Русский язык 3 класс Москва «ВАКО» 2013
Контрольный диктант
Поурочные разработки по русскому языку Москва «ВАКО» 2013
С 237 С267
КИМы Русский язык 3 класс Москва «ВАКО» 2013
С 69


Имя прилагательное
- распознавать имена прилагательные;
-определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного;
-находить начальную форму имени прилагательного;
-определять грамматические признаки (род, число, падеж);
-изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
-применять правила правописания:
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Тестовые задания





Контрольный диктант по теме « Имя прилагательное»
128






129







1

Тест 10. «Имя прилагательное» КИМы Русский язык 3 класс Москва «ВАКО» 2013
Контрольный диктант
Поурочные разработки по русскому языку Москва «ВАКО» 2013
С 302


Местоимение
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица);
-использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;






Глагол
-распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?;
- определять грамматические признаки глагола форму времени, число, род (в прошедшем времени);
-применять правила правописания:
-безударные родовые окончания глаголов в прошедшем времени;
- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Тестовые задания



Контрольный диктант по теме « Глагол»

154




156





1
Тест 11. «Глагол»
КИМы Русский язык 3 класс Москва «ВАКО» 2013
Контрольный диктант
Поурочные разработки по русскому языку Москва «ВАКО» 2013
С 355

7.
Повторение
- писать под диктовку текст (объёмом 5560 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Тестовые задания





Итоговый контрольный диктант
Контрольный словарный диктант
168






165


158







1


1
Тест 12. «Повторение изученного в 3 классе» КИМы Русский язык 3 класс Москва «ВАКО» 2013
Контрольный диктант по линии администрации
с \диктант КИМы Русский язык 3 класс Москва «ВАКО» 2013



Календарно-тематический план
При планировании используется классификация типов уроков Г.И.Щукиной, В.А.Онищук, Н.А.Сорокина, М.И.Махмутова и др.

Название раздела, темы урока
Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО
Коли
чество часов
Тип урока
Форма урока
Средства обучения информационного сопровождения
Дата








По плану
Фактически


1
Р.р.
Язык и речь
Наша речь. Виды речи.
Формирование первоначаль-ных представлений о един-стве и многообразии языко-вого и культурного простра-нства России
2
Комбинированный
Работа в парах
Электронное приложение к учебнику.




2
Р.р.
Наш язык.
Формирование первоначаль-ных представлений, о языке как основе национального самосознания

Комбинированный
Работа в парах
Электронное приложение к учебнику.





3
4
Р.р.
Текст. Предложение. Словосочетание
Текст. Типы текстов
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка
14
Комбинированный
Работа в парах
Электронное приложение к учебнику.





5 Р.р.
Предложение
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка

Комбинированный
Работа в парах
Электронное приложение к учебнику.




6 Р.р.
Виды предложений по цели высказывания
Выбирать адекватные языко-вые средства для успешного решения коммуникативных задач

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.



7
Р.р.
Виды предложений по интонации
Выбирать адекватные языко-вые средства для успешного решения коммуникативных задач


Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.



8 Р.р.
Предложения с обращением
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета

Комбинированный
Работа в парах
Электронное приложение к учебнику.




9 Р.р.
ОИ1
Обучающее изложение
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

Комбинированный





10
11
Р.р.
Главные и второстепенные члены предложения.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.




12
13
Р.р
Простое и сложное предложения
Овладение учебными действиями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.




14
15
С.д.
Словосочетание. Словарный диктант.
Тест.


Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.



16 К.р.№1
Контрольный диктант по теме «Предложение»


Урок контроля и коррекции знаний и умений.







17
Р.р.
Слово в языке и в речи
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Работа со словарём.
Овладение учебными дей-ствиями с языковыми едини-цами и умение использовать знания для решения познава-тельных задач
19
Комбинированный
Работа в парах
Электронное приложение к учебнику.




18 Р.р.
Синонимы и антонимы. Работа со словарём.
Овладение учебными дей-ствиями с языковыми едини-цами и умение использовать знания для решения познава-тельных, практических и коммуникативных задач

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.



19 Р.р.
Омонимы. Работа со словарём.
Овладение учебными дей-ствиями с языковыми едини-цами и умение использовать знания для решения познава-тельных, практических и коммуникативных задач

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.




20 Р.р.

Слово и словосочетание


Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.




21
Р.р.

Фразеологизмы. Работа со словарём.
Овладение учебными дей-ствиями с языковыми едини-цами и умение использовать знания для решения познава-тельных, практических и коммуникативных задач

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.




22
Р.р.ОИ2
Обучающее изложение
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок практического применения знаний, умений.





23

Части речи
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику



24
Имя существительное.
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.



25
Имя прилагательное
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.



26
Глагол.
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.



27
Что такое имя числительное?
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.



28
С.д.
Однокоренные слова. Словарный диктант. Работа со словарём.


Урок контроля и коррекции знаний и умений
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.




29
Звуки и буквы. Гласные звуки.
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику



30
Звуки и буквы. Согласные звуки.
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику



31
Звонкие и глухие сог-ласные звуки. Раздели-тельный мягкий знак.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.




32
Р.р.
ОИ3
Обучающее изложение.
Умение использовать знания для решения практических задач

Комбинированный





33
Обобщение и закреп-ление изученного ма-териала по теме «Сло-во в языке и в речи»
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок практического применения знаний, умений.
Урок-обсуждение




34
Р.р.
П-т
1
Проект «Рассказ о слове»
Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые сред-ства для успешного решения коммуникативных задач

Урок практического применения знаний, умений.
Защита проектов




35 К.р.№2
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок контроля и коррекции знаний и умений






36
Состав слова
Что такое корень слова?
Овладение учебными действиями с языковыми единицами
16
Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.




37
С.д.
Как найти корень в слове? Словарный диктант.


Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.




38
Сложные слова.
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Работа в парах
Электронное приложение к учебнику



39
40
Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Овладение учебными действиями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.




41
Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
Овладение учебными действиями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.




42
Значения приставок
Формирование позитивного отношения к правильной уст-ной и письменной речи как по-казателям общей культуры и гражданской позиции человека

Комбинированный
Работа в парах
Электронное приложение к учебнику.




43

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
Овладение учебными действиями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.



44
Значения суффиксов.

Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

Комбинированный
Работа в парах
Электронное приложение к учебнику.




45
Р.р.
ОС1
Сочинение по картине А.А.Рылова.
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок практического применения знаний, умений.





46
Что такое основа слова?
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Работа в парах
Электронное приложение к учебнику.



47
Обобщение знаний о составе слова.
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок обобщения и систематизации изученного.
Урок-обсуждение




48 К.р.№3
Контрольный диктант по теме «Состав слова»
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок контроля и коррекции знаний и умений





49

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок обобщения и систематизации изученного.
Урок-обсуждение




50
Р.р.
ОИ4
Обучающее изложение.
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок практического применения знаний, умений.





51
Р.р. П-т
2
Проект «Семья слов»
Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые сред-ства для успешного решения коммуникативных задач

Урок практического применения знаний, умений.
Защита проектов






52
Правописание частей слов
В каких значимых частях слова есть орфограммы?
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами и использовать знания для решения практических задач
29
Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.




53
54
55
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами и использовать знания для решения практических задач

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику.




56
57
58
59
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами и использовать знания для решения практических задач

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.




60
Р.р.
ОИ5
Обучающее изложение
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок практического применения знаний, умений.





61
62
63
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами и использовать знания для решения практических задач

Комбинированный
Работа в парах
Электронное приложение к учебнику.




64
65
Правописание слов с удвоенными согласными
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами и использовать знания для решения практических задач

Комбинированный
Работа в парах
Электронное приложение к учебнику.




66
Р.р. ОС2
Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»
Язык представляет собой явление национальной культуры

Урок практического применения знаний, умений.





67 К.р.№4
Контрольный диктант по теме «Правописа-ние корней слов»
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок контроля и коррекции знаний и умений





68
69
70
71
Правописание суффи-ксов и приставок.
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами и использовать знания для решения практических задач

Комбинированный
Работа в парах
Электронное приложение к учебнику.




72
73
К.с.д.1
Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант


Урок контроля и коррекции знаний и умений
Работа в парах
Электронное приложение к учебнику.




74
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами и использовать знания для решения практических задач

Комбинированный
Работа в парах
Электронное приложение к учебнику.




75
76
77
Разделительные твёрдые и мягкие знаки.
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами и использовать знания для решения практических задач

Комбинированный
Работа в парах
Электронное приложение к учебнику.




78
Р.р.ОИ6
Обучающее изложение
Составление объявления.
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок практического применения знаний, умений.





79 К.р.№5
Контрольный диктант по теме «Правописа-ние частей слов»
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок контроля и коррекции знаний и умений





80 П-т
3
Проект «Составляем орфографический словарь»
Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые сред-ства для успешного решения коммуникативных задач

Урок практического применения знаний, умений.
Защита проектов





81
Части речи
Части речи.
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами
76
Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.





82
83
Имя существительное
Имя существительное и его роль в речи
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
31
Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.




84
85
Одушевлённые и нео-душевлённые имена существительные
Овладение учебными действиями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.




86
Р.р.
ОИ7
Обучающее изложение
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок практического применения знаний, умений





87
Собственные и нарицательные имена существительные
Овладение учебными действиями с языковыми единицами

Комбинированный
Работа в парах.
Электронное приложение к учебнику.




88
Р.р.П-т
4
Проект «Тайна имени»
Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые сред-ства для успешного решения коммуникативных задач

Урок практического применения знаний, умений
Защита проектов




89
90
Число имён существительных.
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Работа в парах.
Электронное приложение к учебнику



91
92
С.д.
Род имён существительных. Словарный диктант


Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.




93
94
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами и использовать знания для решения практических задач

Комбинированный
Работа в парах.
Электронное приложение к учебнику.




95
Р.р.
ОИ8

Обучающее изложение
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок практического применения знаний, умений





96 К.р.№6
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок контроля и коррекции знаний и умений





97
Склонение имен существительных.
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Работа в парах.
Электронное приложение к учебнику



98
99
Падеж имен существительных
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Работа в парах.
Электронное приложение к учебнику



100 Р.р.
ОС3
Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»
Язык представляет собой явление национальной культуры

Урок практического применения знаний, умений





101
Именительный падеж.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику.




102
Родительный падеж
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Работа в парах.
Электронное приложение к учебнику.



103
Дательный падеж
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.



104
Винительный падеж
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Работа в парах.
Электронное приложение к учебнику.



105
Творительный падеж
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.



106
К.с.д.1
Предложный падеж. Контрольное списывание.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами

Урок контроля и коррекции знаний и умений
Урок-обсуждение




107 Р.р.
ОИ9
Обучающее изложение
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок практического применения знаний, умений





108
Все падежи
Умение использовать знания для решения практических задач

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.



109
Обобщение знаний по теме «Имя существительное»
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок обобщения и систематизации изученного.
Урок-обсуждение




110 Р.р.
ОС4
Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»
Язык представляет собой явление национальной куль-туры и основное средство человеческого общения

Урок практического применения знаний, умений





111К.р.№7
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок контроля и коррекции знаний и умений





112
Р.р.
П-т
5
Проект «Зимняя страничка»
Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые сред-ства для успешного решения коммуникативных задач

Урок практического применения знаний, умений
Защита проектов





113
114
Имя прилагательное Значение и употребле-ние имён прилагатель-ных в речи.
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
18
Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.



115
Роль прилагательных в тексте.
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.




116
Р.р.
Текст-описание
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.




117
Р.р.
От-в 1
Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»
Язык представляет собой явление национальной куль-туры и основное средство человеческого общения

Комбинированный
Урок-обсуждение




118
Род имён прилагательных
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение.
Электронное приложение к учебнику.



119
120
Изменение имён при-лагательных по родам.
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику



121
122
Число имён прилагательных
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику



123
124
Изменение имён прилагательных по падежам
Овладение учебными действиями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.



125
126
Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное».
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок обобщения и систематизации изученного.
Урок-обсуждение




127
Р.р. От-в 2
Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками»
Язык представляет собой явление национальной куль-туры и основное средство человеческого общения

Урок практического применения знаний, умений
Урок-обсуждение




128
Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное».
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок обобщения и систематизации изученного.
Урок-обсуждение




129К.р.№8
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок контроля и коррекции знаний и умений





130 П-т
6

Проект «Имена прилагательные в загадках»
Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые сред-ства для успешного решения коммуникативных задач

Урок практического применения знаний, умений
Защита проектов





131
Местоимение
Личные местоимения.
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами
5
Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.



132
Изменение местои-мений по родам.
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику



133
134
С.д.
Местоимение. Словарный диктант


Урок контроля и коррекции знаний и умений

Электронное приложение к учебнику



135
Р.р.
ОИ
10
Обучающее изложение.
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок практического применения знаний, умений






136
137
138
Глагол
Значение и употребле-ние глаголов в речи
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
21
Комбинированный
Урок-обсуждение
Работа в парах
Электронное приложение к учебнику.



139
140
Неопределённая форма глаголов
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Работа в парах
Электронное приложение к учебнику



141
142
Число глаголов
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.



143
Времена глаголов
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.



144
Времена глаголов. Второе лицо.
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Работа в парах
Электронное приложение к учебнику



145
146
Изменение глаголов по временам.
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику.



147
Р.р.
ОИ
11
Обучающее изложение.
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок практического применения знаний, умений





148
149
Род глаголов в прошедшем времени
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Работа в парах
Электронное приложение к учебнику.



150
151
Правописание частицы не с глаголами.
Овладение учебными дейст-виями с языковыми единицами

Комбинированный
Работа в парах
Электронное приложение к учебнику



152
153
154
155
Обобщение знаний по теме «Глагол»
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок обобщения и систематизации изученного.
Урок-обсуждение




156К.р.№9
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок контроля и коррекции знаний и умений






157

158 К.с.д.2
Повторение
Обобщение знаний по теме «Глагол»
Части речи
Контрольный словарный диктант

14
Урок контроля и коррекции знаний и умений

Электронное приложение к учебнику



159
Р.р.
ОИ
12
Обучающее изложение.
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок практического применения знаний, умений





160
Обобщение изученного о слове, предложении.
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок обобщения и систематизации изученного.
Урок-обсуждение




161
Правописание окончаний имен прилагательных
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок обобщения и систематизации изученного.
Урок-обсуждение




162
Правописание предлогов и приставок
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок обобщения и систематизации изученного.
Урок-обсуждение




163
Правописание безударных гласных
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок обобщения и систематизации изученного.
Урок-обсуждение




164
Правописание значимых частей слова.
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок обобщения и систематизации изученного.
Урок-обсуждение
Электронное приложение к учебнику



165К.р.№
10
Итоговый контрольный диктант.
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок контроля и коррекции знаний и умений





166
Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.


Урок обобщения и систематизации изученного.





167
Р.р.
ОИ
13
Обучающее изложение.
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок практического применения знаний, умений





168
Р.р.
Текст
Умение использовать знания для решения практических задач

Урок обобщения и систематизации изученного.





169
Р.р.
ОС5
Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?»
Язык представляет собой явление национальной куль-туры и основное средство человеческого общения

Урок практического применения знаний, умений





170
КВН «Знатоки русского языка»


Урок обобщения и систематизации изученного.
Урок-игра





Заголовок 215