Рабочая учебная программа по русскому языку для детей с особыми образовательными потребностями ( индивидуальная программа для ребенка с СДВГ ) ( 3 класс, Школа России )
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Рабочей программы начального общего образования, авторской программы Канакина, Горецкий «Русский язык» в соответствии с требованиями
-Закона РФ «Об Образовании»: ст.9 «Образовательные программы» п.п.1-3.8, ст.32 «Компетенция и ответственность ОУ» п.7 (разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин);
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
-Образовательной программы и учебного плана МБОУ СОШ №2.
Авторская программа Канакина, Горецкий «Русский язык» входит в учебный комплект «Школа России».
Для реализации программного содержания используется учебник Канакиной , Горецкого. Русский язык. Учебник для 3 класса нач. шк. В 4ч. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомления с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений.
Программа ориентирована на формирование у школьников приёмов анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся и чувству языка. Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей познавательной самостоятельности: умения самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, словарями и т.д.), способности к самооценке и самоконтролю.
Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и обучающихся, а также обучающихся друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт учащихся, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в их учебную деятельность, формировать УУД, предупреждать перегрузки.
Программа строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. Она отличается логикой организации курса грамматики и правописания. Формируемые языковые понятия требуют лишь углубления и более широкой конкретизации.
На основе проведённого анализа входных контрольных работ, считаю нужным: раздел «Повторение» увеличить до 20 ч на отработку материала, пройденного во 2 классе и материал учебника предоставляет такую возможность,. Для более успешного выполнения учащимися итоговой контрольной работы раздел «Части речи» увеличить до 67 часов, и 7 ч на тему «Повторение изученного за год».
Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю).
Основные разделы программы
Синтаксис и пунктуация
По этому разделу обучающиеся 1-4 классов получают сведения о видах предложений по цели высказывания, интонации, строении предложений, членах предложения, логическом ударении в предложении, связи слов в предложении, словосочетании, предложениях с однородными членами, предложениях с прямой речью и обращением.
Фонетика и графика (звуки и буквы)
Цель этой части – на основе звукобуквенного и слогового анализа способствовать развитию фонематического слуха, как основы речевого развития. Основными понятиями, умениями и навыками в этой области учащиеся овладевают в первом классе в букварный период. Они получают сведения о звуках и буквах, о гласных и согласных и их различии, о слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих и звонких, мягких и твёрдых согласных, производят звукобуквенный анализ слов. В дальнейшем при изучении русского языка эти знания систематизируются и углубляются, включаются в решение новых познавательных задач, в формирование навыков грамотного письма.
Морфология и морфемика
По этому разделу обучающиеся получают сведения о частях речи, их лексическом значении, грамматических признаках, об употреблении их в предложении. Сведения о составе слова, его значимых частях, однокоренных словах, о простейших случаях словообразования.
Лексика
Цель этого раздела – привлечение внимания к лексической стороне и лексическим оттенкам слова, обогащение словарного состава речевой деятельности. Слово рассматривается в программе в лексическом и грамматическом плане. Раскрывается отношение двух реальностей: окружающего мира и слова, называющего этот мир во всём его многообразии.
Речевое развитие
В этом разделе разделе программы отражено содержание работы по речевому развитию в связи с изучением грамматики, лексики и орфографии в течение всех лет обучения на каждом уроке. Происходит дополнение интуитивного владения детьми родным языком, осознанным отношением к нему как к предмету познания. Формируется понимание того, как и почему образуются новые слова, изменяются, сочетаются с другими словами, в чём грамматический и коммуникативный смысл интонационной стороны речи, углубление и развитие чувств языка.
Орфография
В программе предусматривается знакомство с различными принципами русского правописания (без терминологии): традиционный и исторический (написание словарных слов и слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу) основанный на запоминании; морфологический (общие для родственных слов значимые части – морфемы сохраняют на письме единое написание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки); фонетический (написание, соответствующее установке «пиши, как слышишь»).
Чистописание
Целью работы по чистописанию является формирование чёткого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма. На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется в 3 классае по 8-10 мин на уроках грамматики и правописания. Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию грамматических навыков проводится в индивидуальном порядке. Коллективные упражнения по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым материалом. Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому развитию школьников, воспитанию аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.
Программа предполагает взаимосвязанное и осознанное изучение всех её разделов и единиц языка с учётом их практической значимости для формирования речевых умений и навыков, грамотного и графически правильного письма.
В классе обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья: Юрий Х.
Ребенок имеет ряд психофизических особенностей:
Нарушения в избирательном внимании, вплоть до лёгкого отключения внимания.
Затруднение в контроле своих импульсов.
Трудности в поддержании соответствующей заданию активности.
Проблемы в планировании и организации познавательных действий.
Трудности в понимании вопросов и ответах.
Затруднения в выполнении указаний учителя.
Неумение переносить неудачи.
Индивидуальные особенности обучающегося:
Отстранение на уроках;
Вспышки физической и косвенной агрессии;
Конфликты на уроках и на переменах, вплоть до неадекватных поступков;
Привлечение к себе особого внимания;
Невыполнения поставленной цели на уроках и домашних заданий;
Просьбы учителя, связанные с физическим трудом, выполняет на "отлично";
Трудности в освоении навыков письма (пропуск и замена букв, "зеркальное письмо")
Недостаточность графомоторных навыков (неправильное написание букв, заглавные и строчные буквы одного размера);
Нарушение фонематического слуха;
Нарушение устной речи (фонационной, дислалия).
В связи с особенностями развития и особыми образовательными потребностями обучающийся Юрий Х. нуждается в индивидуализации обучения и создании специальных условий.
В работе с обучающимся для реализации образовательной программы используются следующие специальные методы и приемы:
словесные (построение учителем более простых фраз и предложений, повторение сказанного, исключение употребления сложных для понимания и произнесения слов, четкое произнесение слов в замедленном темпе);
наглядные (применение ассоциативных картинок, опорных схем с четким алгоритмом выполнения задания, схем разбора, образцом написания букв и цифр и т.д.);
индивидуальные (адаптация содержания самостоятельных и контрольных работ, учитывающих уровень обучающегося, снижение объема предъявляемых заданий, индивидуальные задания на уроке).
Обучение необходимо строить, применяя приемы коррекционного обучения:
максимальный контроль обучающегося (проведение индивидуальной работы, контроль понимания вербальных инструкций педагога);
постоянное оказание организующей, обучающей и контролирующей помощи;
индивидуальный подбор материала на каждый урок (например, текст меньшего объема с более простыми словами);
частая смена видов деятельности с увеличением двигательной активности (помощь учителю в раздачи тетрадей, проведение физминуток, и другие задания по поручению и под контролем учителя).
Особенности фиксации знаний при осуществлении контроля
С учетом особенностей учебной деятельности обучающегося Юрия Х. необходимо при осуществлении контроля предъявлять задания меньшего объема и снизить уровень их сложности. С учетом затруднений в формировании навыков письма возможно предъявление некоторых контрольных заданий в виде тестов, которые помогут оценить уровень овладения обучающимся программным материалом.
Примерное количество слов для словарных диктантов, выполненное Юрием Х.:
III класс – 5 – 10;
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов, выполняемых Юрием Х.:
класс, в конце года 35 – 55
Планируемые результаты обучения Юрия Х.:
Обучающийся с ОВЗ по окончанию 3 класса должен знать и уметь:
- Знать виды речи и их назначение.
- Уметь устно составлять текст по рисунку.
- Уметь составлять предложения из слов.
- Уметь рассматривать репродукцию картины, составлять рассказ по картине, используя опорные слова.
- Уметь правильно ставить знаки в конце предложений.
- Уметь писать под диктовку, написание с ошибками с учетом его нарушения.
- Знать и различать главные и второстепенные члены предложения.
- Уметь узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по «Толковому словарю».
- Уметь образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
- Уметь давать ответы по содержанию текста.
- Знать понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».
- Знать понятия «единственное число имён существительных», «множественное число имён существительных».
- Уметь определять число имён существительных.
- Знать понятия мужской, женский, средний род имён существительных.
- Уметь воспроизводить текст (пересказывать то, что запомнил ).
- Знать понятия «части речи», «имя существительное», « имя прилагательное», «глагол», уметь задавать вопросы к ним.
- Уметь составлять предложения с заданными частями речи.
Указание отличий в достижении результатов обучения обучающимся с Сдвг:
- уменьшение объема учебного материала;
- увеличение контроля над выполнением поставленной задачи;
- изменение параметров УУД (минимальный объем знаний);
- удаление из перечня умений и навыков, недоступных обучающемуся (написание сложных предложений и сложных слов, доступность правил для понимания).
Описание параметров планируемых результатов обучения Юрия Х. (обучающегося с ОВЗ).
Исходя из особенностей учебной деятельности обучающегося Юрия Х. и планируемых результатов его обучения в 3 классе, изменены параметры оценки усвоения программы обучения данным учеником.
«отлично» - написание без ошибок с минимальными исправлениями, воспроизведение, понимание и применение правил, минимальный разбор предложений на главные члены, выполнение не менее 80% грамматического задания.
«хорошо» - написание с ошибками с учетом его нарушения с минимальными исправлениями, воспроизведение и понимание правил, минимальный разбор предложений на главные члены, выполнение не менее 65% грамматического задания.
«удовлетворительно» - написание с ошибками с учетом его нарушения с исправлениями, воспроизведение правил, выполнение не менее 50% грамматического задания.
«неудовлетворительно», - написание с ошибками и исправлениями, воспроизведение правил, выполнение менее 50% работы.
Календарно-тематическое планирование
№ наименование разделов и тем дата проведения ГОС ФК реализация культурологического подхода Тип урока виды организации
учебных занятий Формы организации деятельности учащихся виды контроля
(в том числе и текущего)
Знать/понимать Уметь Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни интеграция культурологии в содержание планируемые продукты деятельности (перечень практических работ, творческих, проектов…) 1 Речь. 2.09
Язык и речь, их значение в жизни. Речь- главный способ общения людей. Язык – средство общения Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи ( говорение, слушание, чтение, письмо, внутренняя речь). Списывать. Списывать. Различать понятия письменная речь и устная речь Стих В. Степанова «Праздник сентября», Стих А Пушкина «Осень» определить главную мысль стих. повторение П д: устное описание объекта наблюдения.
Р. Д.: работа с учебным текстом, участие в диалоге (постановка вопросов, ответов)
Орг.Д: выполнение инструкций по образцу фронтальная работа, самостоятельная работа с взаимопроверкой. текущий
2 Текст. Типы текстов 3.09 Знать
Признаки текста
Уметь
Отличать текст от отдельных слов и предложений. Списывать и проверять написанное. Отличать текст от отдельных слов и предложений. Списывать и проверять написанное Отрывок из рассказа В. Киреевой Подобрать заголовок повторение П д: устное описание объекта наблюдения.
Р. Д.: работа с учебным текстом
Орг.Д: выполнение инструкций по образцу фронтальная работа, работа в парах. текущий
3 Текст. Тема текста. 4.09
Знать
Признаки текста
Уметь
Отличать текст от отдельных слов и предложений. Списывать и проверять написанное. Отличать текст от отдельных слов и предложений. Списывать и проверять написанное повторение Р.д Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. О.Д .Уметь организовать своё рабочее место. П.д. Выполнять сравнение, устанавливать сходство, различие . фронтальная работа, индивидуальная работа, с самопроверкой. текущий
4 Предложение
5.09 Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Уметь различать предложения различать предложения. Списывать и проверять написанное. Отрывок из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» Работа с деформированным текстом повторение Р.д Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые) вопросы в случае непонимания устного текста.
О. Д .Уметь организовать своё рабочее место. П.д. объединение предметов по общему признаку фронтальная работа, самостоятельная работа с взаимопроверкой. текущий
5 Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. 6.09 Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Уметь различать предложения в речи, правильно оформлять на письме. различать предложения. Списывать и проверять написанное. Репродукция Картины К. Маковского «Дети, бегущие от грозы» составление рассказа по картине повторение Р.д Понимать сказанное однократно в нормальном темпе О.Д .Уметь организовать своё рабочее место. П.д. Выполнять сравнение, устанавливать сходство, различие . фронтальная работа, работа в парах. текущий
6 Восклицательные предложения.
9.09 Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Уметь различать предложения в речи, правильно оформлять на письме. различать предложения. Списывать и проверять написанное. Стих Г. Лабонщиков Скучать некогда Определить главную мысль, выбрать нужный знак препинания. повторение П.Д. Объединение предметов по общему признаку. Р.д. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе о.д. Уметь организовать своё рабочее место фронтальная работа, индивидуальная работа, с самопроверкой. текущий
7 Обращение.
10.09 Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Обращение. Уметь различать предложения в речи, правильно оформлять на письме. Находить в тексте обращения. различать предложения. Списывать и проверять написанное. Сказки А. Пушкина. Выделить обращения в тексте. Р.р П.Д. Объединение предметов по общему признаку. Р.д. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе о.д. Уметь организовать своё рабочее место фронтальная работа, индивидуальная работа, с самопроверкой. текущий
8 Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. 11.09 Знать
Понятие главные члены предложения. Уметь
Находить главные члены предложения
Списывать и проверять написанное, находить главные члены предложения повторение П.Д. Объединение предметов по общему признаку. Р.д. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе.
О.Д .самостоятельное установление последовательности действий фронтальная работа, самостоятельная работа с взаимопроверкой. текущий
9 Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. 12.09 Знать
Понятие главные члены предложения. Уметь
Находить главные члены предложения
Списывать и проверять написанное, находить главные члены предложения Отрывки из рассказов В. Бианки. Составить предложения. Дополнить текст своим предложением. повторение Р.Д. Составить простой план своего ответа
О.Д .Уметь организовать своё рабочее место. П.д. Качественно и количественно описывать наблюдаемый объект. фронтальная работа, работа в парах. текущий
10 Словосочетание.
13.09 Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами Уметь
Находить главные члены предложения
Списывать и проверять написанное, находить главные члены предложения повторение Р.Д. . Понимать сказанное однократно в нормальном темпе
П.Д. Объединение предметов по общему признаку. О.Д .самостоятельное установление последовательности действий фронтальная работа, индивидуальная работа, с самопроверкой Работа в парах . текущий
142 Наблюдение над изменением по родам глаголов в прошедшем времени.
Дать понятие о глаголах прошедшего времени. Уметь определять прошедшее время по суффиксу –л-, правильно употреблять глаголы в речи. Иметь фонематический слух , Грамотно писать слова с изученными правилами Употреблять слова в зависимости от их лексического значения. репродукция картины Ф.П. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка» составление предложений изучение нового П.д. самостоятельно составлять план действий
Р.д. Обоснование высказанного суждения
О.д. определение способов контроля и оценки деятельности
фронтальная работа, индивидуальная работа, с самопроверкой. текущий
143 Наблюдение над изменением по родам глаголов в прошедшем времени.
Дать понятие о глаголах прошедшего времени,. Уметь определять прошедшее время по суффиксу –л-, правильно употреблять глаголы в речи. Иметь фонематический слух , Грамотно писать слова с изученными правилами Употреблять слова в зависимости от их лексического значения. Урок комплексного применения знаний П.д. Выполнять сравнения отдельных признаков для предметов Р.д. работа с учебными текстами, участие в диалоге
О.д. установление последовательности действий фронтальная работа, самостоятельная работа с взаимопроверкой. текущий
144 Употребление и правописание частицы НЕ с глаголами.
Знать о правописании глаголов с частицей не. Уметь писать глаголы с частицей не. Иметь фонематический слух , Грамотно писать слова с изученными правилами Употреблять слова в зависимости от их лексического значения. изучение нового П.д. работа с простейшими готовыми предметами для описания свойств изучаемых объектов
Р.д. работа с учебными текстами, участие в диалоге
О.д. установление последовательности действий фронтальная работа, работа в парах. текущий
145 Употребление и правописание частицы НЕ с глаголами.
Знать о правописании глаголов с частицей не. Уметь писать глаголы с частицей не. Иметь фонематический слух , Грамотно писать слова с изученными правилами Употреблять слова в зависимости от их лексического значения. Урок комплексного применения знаний П.д. работа с простейшими готовыми предметами для описания свойств изучаемых объектов
Р.д. работа с учебными текстами, участие в диалоге
О.д. установление последовательности действий фронтальная работа, индивидуальная работа, с самопроверкой. текущий
146
147 Контрольное списывание по теме «Глагол».
Анализ. Знать о правописании глаголов с частицей не., изученные орфограммы. Уметь каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв. Работать самостоятельно. Иметь фонематический слух , Грамотно писать слова с изученными правилами Употреблять слова в зависимости от их лексического значения. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. П.д. Выполнять сравнения отдельных признаков для предметов Р.д. упорядочение информации
О.д. определение способов контроля Контрольная Контроль
148
149 Итоговое списывание.
Анализ. Знать о правописании глаголов с частицей не., изученные орфограммы Уметь писать предлоги и приставки, родовые окончания прилагательных, личные окончания глаголов, определять границы предложения, разбирать слова по составу, предложения по частям речи и членам предложения. Иметь фонематический слух , Грамотно писать слова с изученными правилами Употреблять слова в зависимости от их лексического значения. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. П.д. самостоятельно составлять план действий
Р.д. упорядочение информации
О.д. определение способов контроля Контрольная контроль
150 Повторение. Написание орфограмм на все изученные правила: безударную гласную в корне слова, двойные согласные, звонкие-глухие и непроизносимые согласные, написание приставок и предлогов, родовые окончания имен прилагательных , личных окончаний глаголов, определять род, число, падеж имен сущ. Уметь
Замечать ошибки в своих работах и исправлять их, Иметь фонематический слух , Грамотно писать слова с изученными правилами Употреблять слова в зависимости от их лексического значения. Урок комплексного применения знаний О.Д. Определение способов контроля.
П.д. самостоятельно составлять план действий р.д. использование простейших логических выражений, определение темы игл. мысли текста фронтальная работа, индивидуальная работа, с самопроверкой. текущий
151 Повторение. Уметь
Замечать ошибки в своих работах и исправлять их, Иметь фонематический слух , Грамотно писать слова с изученными правилами Употреблять слова в зависимости от их лексического значения. Урок комплексного применения знаний П.д. Выполнять сравнения отдельных признаков для предметов Р.д. работа с учебными текстами, участие в диалоге
О.д. установление последовательности действий фронтальная работа, самостоятельная работа с взаимопроверкой. текущий