Приложение к Основной общеобразовательной программе по физике 7 класс. Учебник: Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников. Физика. 7 класс
Приложение к Основной общеобразовательной программе
Тематическое планирование
Семакиной Валентины Федоровны
учителя физики,
по учебному предмету
«Физика»
7 класс
Пояснительная записка
Тематическое планирование по физике для 7 «А» класса составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2011) и Программы и примерного поурочного планирования для общеобразовательных учреждений. Физика.7-9 классы/ ( авт.-сост. Л.Э.Генденштейн, В.И. Зинковский). – М.: Мнемозина, 2013.-53с. и с учётом рекомендаций инструктивно – методического письма Департамента образования Белгородской области, Белгородского института развития образования «О преподавании предмета «Физика» в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2014-2015 учебном году».
Цель данного тематического планирования – развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности; усвоение смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Задачи:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и
квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умения наблюдать природные явления и выполнять
опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление,
эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат
экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации,
ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Тематическое планирование составлено без изменений
Календарно-тематическое планирование обеспечено учебно-методическим комплексом:
Авторская программа Генденштейна Л.И. и Дика Ю.И.(Программы и примерное поурочное планирование для общеобразовательных учреждений. Физика. 711 классы / авт.-сост. Л. Э. Генденштейн, В. И. Зинковский. М.:Мнемозина, 2010.
Примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.(примерная программа по учебным предметам. Физика 7-9 классы. М.:Просвещение,2010 год
Учебник: Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников. Физика. 7 класс. В 2ч. Ч.1. учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2009.
Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Задачник. 7 класс. Мнемозина
Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Тематические контрольные работы. 7 класс. Мнемозина
Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Тетради для лабораторных работ. 7 класс. Мнемозина
Место учебного предмета в учебном плане
Данное календарно-тематическое планирование рассчитано на 105 часов в год, 3 часа в неделю.
С целью оптимизации учебной деятельности учащихся используются следующие формы работы: парная, групповая, индивидуальная, а так же нетрадиционные формы уроков.
Промежуточная аттестация по физике проводится в форме: административной контрольной работы, тестирования.
Текущий контроль осуществляется в форме фронтальных лабораторных работ, контрольных работ.
Формы организации контроля
Формы работы
Количество
Контрольные работы
5
Лабораторные работы
13
Формы и средства контроля
№ п/п
Вид работы
Тема
1
1. Контрольная работа
« Механическое движение»
2
2. Контрольная работа
«Взаимодействие тел»
3
3. Контрольная работа
«Давление. Закон Архимеда. Плавание тел»
4
4.Контрольная работа
«Работа. Мощность. Энергия»
5
1.Лабораторная работа
«Определение цены деления шкалы измерительного прибора»
6
2.Лабораторная работа
«Измерение линейных размеров тел и площади поверхности»
7
3.Лабораторная работа
«Измерение объема жидкости и твердого тела»
8
4.Лабораторная работа
« Измерение скорости движения тела»
9
5.Лабораторная работа
« Измерение массы тел»
10
6.Лабораторная работа
« Измерение плотности твердых тел и жидкостей»
11
7.Лабораторная работа
«Конструирование динамометра и измерение веса тела»
12
8. Лабораторная работа
«Измерение коэффициента трения скольжения»
13
9.Лабораторная работа
«Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание»
14
10.Лабораторная работа
«Условия плавания тел в жидкости»
15
11.Лабораторная работа
«Изучение условия равновесия рычага»
16
12.Лабораторная работа
«Нахождение центра тяжести плоского тела»
17
13.Лабораторная работа
«Определение КПД наклонной плоскости»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса
Основная литература
для учителя:
Учебник: Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников. Физика. 7 класс. В 2ч. Ч.1. учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2014.
Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Задачник. 7 класс. Мнемозина
Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Задачник. 9 класс. Мнемозина
Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Методические материалы. Пособие для учителя. 7, 8, 9 классы. Мнемозина,2012
Программы и примерное поурочное планирование для общеобразовательных учреждений. Физика. 711 классы / авт.-сост. Л. Э. Генденштейн, В. И. Зинковский. М.:Мнемозина, 2013.
для учащихся:
Учебник: Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников. Физика. 7 класс. В 2ч. Ч.1. учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2014.
Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Задачник. 7 класс. Мнемозина
Дополнительная литература
для учителя:
Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Самостоятельные работы. 7,8,9 классы. Мнемозина,2012.
Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Тематические контрольные работы. 7,8,9 классы. Мнемозина,2012
Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Методические материалы. Пособие для учителя. 7, 8, 9 классы. Мнемозина,2012
для учащихся:
Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Тетради для лабораторных работ. 7 класс. Мнемозина,2012
Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Самостоятельные работы. 7, классы. Мнемозина,2012.
Сайты:
- Открытая физика / под ред. С.М. Козела. – М.: Физикон. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный. – 1 CD – диск. – Загл. с экрана.
- Физика. Механика. Методики и материалы к урокам. [Электронный ресурс]. - Ре-жим доступа: свободный. – 1 CD – диск. – Загл. с экрана.
- Физика. 7 – 11 классы. Практикум. – М.: Физикон. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный. – 1 CD – диск. – Загл. с экрана.
- Библиотека электронных наглядных пособий. Физика. 7 – 11 классы. – М.: Ки-рилл и Мефодий. [Электронный ресурс] - Режим доступа: свободный. – 1 CD – диск. – Загл. с экрана.
- Ученический эксперимент по физике. – М.: Центр МНТП. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный. – 1 CD – диск. – Загл. с экрана.
- Школьный физический эксперимент. – М.: ИД «Равновесие». [Электронный ресурс] - Режим доступа: свободный. – 1 CD – диск. – Загл. с экрана.
Оборудование и приборы
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Дидактическое описание
ИЛЛЮСТРАЦИИ // ПЛАКАТЫ
1.
Комплекты таблиц демонстрационных по физике
«Механика»;
«Молекулярная физика»
« Электродинамика»
«Оптика»
Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату.
КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ
2.
Учебно- методическая литература по физике (учебники, задачники, дидактические материалы, справочная литература).
Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету
3.
Раздаточные материалы
Служат для проведения итогового контроля и самостоятельных работ
СРЕДСТВА ИКТ
4.
Универсальный портативный компьютер, проектор, мультимедийная доска
Используется учителем
5.
Диски серии «Наглядная физика» для 7-9 классов по темам:
«Механика»;
«Молекулярная физика»
« Электродинамика»
«Оптика»
Используется в соответствии с планированием
6.
Наборы «Механика»;
«Молекулярная физика»
« Электродинамика»
«Оптика»
Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, проведения опытов и выполнения лабораторных работ
Оборудование к лабораторным работам
№п/п
Тема лабораторной работы
Оборудование
1
«Определение цены деления шкалы измерительного прибора».
линейка с миллиметровыми делениями, измерительный цилиндр (мензурка), термометр
2
«Измерение линейных размеров тел и площади поверхности».
линейка, нитка,10-20 горошин
3
«Измерение объема жидкости и твердого тела».
Линейка, деревянный брусок, металлический шарик, .измерительный сосуд, сосуд с водой, тело неправильной формы, нитки, воздушный шарик, тонкая трубочка
4
«Изучение скорости движения тела».
металлический шарик, желоб, секундомер или метроном, линейка, простой карандаш, ластик, метроном, отрегулированный на интервал в одну секунду между последовательными ударами
5
«Измерение массы тела».
Весы рычажные, набор гирь, несколько тел разной массы, сосуд с водой, стакан, пипетка
6
«Измерение плотности твёрдых тел и жидкости».
Рычажные весы, набор гирь, брусок, измерительный цилиндр (мензурка), стакан, тело неправильной формы, сосуд с жидкостью неизвестной плотности
7
«Конструирование динамометра и нахождение веса тела».
Динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов по100 грамм, штатив с муфтой и лапкой, линейка, три тела неизвестной массы
8
«Измерение коэффициента трения скольжения».
деревянный брусок, набор грузов, массой по 100 грамм, динамометр, прозрачная линейка
9.
«Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание»
Динамометр, два тела неизвестной плотности, тонущих в воде, измерительный сосуд с водой, штатив
10
«Условия плавания тел»
Весы с разновесами, измерительный сосуд с водой, три тела различной плотности
11
«Изучение условия равновесия рычага».
рычаг, закреплённый на штативе, набор грузов по 100г, динамометр, линейка с миллиметровыми делениями
12
«Нахождение центра тяжести плоского тела»
Лист плотного картона, ножницы, булавка, нить, небольшой груз, карандаш, линейка
13
«Определение КПД наклонной плоскости»
Деревянный брусок, динамометр, деревянная доска, штатив, измерительная лента
Демонстрационное оборудование
«Механика»
Держатели со спиральными пружинами
Комплект пружин для демонстрации волн
Комплект «Вращение»
Камертоны на резонансных ящиках с молоточком
Трубка Ньютона
Прибор для демонстрации независимости действия сил
Прибор для демонстрации законов механики
Прибор для демонстрации закона сохранения импульса
Прибор для демонстрации закона сохранения энергии
Трибометр демонстрационный
Маятник Максвелла
Модель системы отсчета
«Механические колебания и волны»
Прибор для демонстрации распространения волн
«Электромагнитное поле»
1. Катушка для демонстрации магнитного поля тока (на поставке со столиком)
2. Прибор для изучения правила Ленца
3. Катушка дроссельная
4. Магнитная стрелка на подставке
5. Комплект полосовых, дугообразных и кольцевых магнитов
6 Трансформатор
«Электромагнитные колебания и волны «
Прибор для демонстрации вращения рамки с током в магнитном поле
Конденсатор демонстрационный
Конденсатор разборный
Батарея конденсатора, 60 мкФ
Электромагнит разборный
Спектроскоп
Скамья оптическая ФОС с принадлежностями
Набор по дифракции, интерференции и поляризации света
Прибор для изучения законов геометрической оптики
Комплект приборов для изучения принципов радиоприема и радиопередачи
E t
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·E
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ё
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·У
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·C
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·и
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·x
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·T
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Б
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·9
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·¤
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·'
·
·
·
·
·ё
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ё
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·14
·14
·14
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·?
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Љ
·
·
·
·
·
·
·
·
·u
·E
·E
·E
·E
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ъ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ћ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·¬
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·j
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ь
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Y
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·р
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·ія
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·)
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·к
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ч
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·‹
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·щ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·№
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·Р
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·$g
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Q
·
·
·
·
·
·
·15