Рабочая программа по физике 7 класс, Генденштейн
Рабочая программа по физике для 7 класса
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении Федерального государственных образовательного стандарта основного общего образования»).
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе программы: Л.Э.Генденштейн, В.И.Зинковский. Физика. 7-11 классы. - М.: Мнемозина, 2010 год.
Учебная программа 7 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Программой предусмотрено изучение разделов:
Физика и физические методы изучения природы7 часов
Строение вещества4 час
Движение и взаимодействие тел22 часа
Давление. Закон Архимеда. Плавание тел16 часов
Работа и энергия17 часов
Подведение итогов учебного года1 час
Резервное время1 час
По программе за год учащиеся должны выполнить 6 контрольных работ и 13 лабораторных работ.
Основное содержание программы
Физика и физические методы изучения природы (7 часов)
Физика – наука о природе. Как физика изменяет мир и наше представление о нем. Наблюдения и опыты. Научный метод. Физические величины и их измерение. Международная система единиц.
Демонстрации
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.
Физические приборы.
Лабораторные работы
1) Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
2) Измерение линейных размеров тел и площади поверхности.
3) Измерение объема жидкости и твердого тела.
Строение вещества (4 часа)
Атомы. Молекулы. Размеры молекул и атомов. Движение и взаимодействие молекул. Броуновское движение. Диффузия. Три состояния вещества. Молекулярное строение газов, жидкостей и твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Объяснение свойств вещества на основе его молекулярного строения.
Демонстрации
Сжимаемость газов.
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель хаотического движения молекул.
Модель броуновского движения.
Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
Сцепление свинцовых цилиндров.
Движение и взаимодействие тел (22 часа)
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Графическое представление движения. Неравномерное движение. Средняя скорость.
Закон инерции. Масса тела. Измерение массы взвешиванием. Плотность вещества.
Силы. Сила тяжести. Центр тяжести тела. Сила тяжести и всемирное тяготение. Сила упругости. Вес тела. Состояние невесомости. Закон Гука. Равнодействующая. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Силы трения. Силы трения скольжения, покоя и качения.
Демонстрации
Механическое движение.
Относительность движения.
Прямолинейное равномерное движение.
Неравномерное движение.
Взаимодействие тел.
Явление инерции.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Невесомость.
Сила трения.
Лабораторные работы
Измерение скорости движения тела.
Измерение массы тел.
Измерение плотности твердых тел и жидкостей.
Конструирование динамометра и нахождение веса тела.
Измерение коэффициента трения скольжения.
Давление. Закон Архимеда. Плавание тел (16 часов)
Давление твердых тел. Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Зависимость давления жидкости от глубины. Закон сообщающихся сосудов.
Атмосферное давление. Зависимость атмосферного давления от высоты.
Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Плавание судов.
Демонстрации
Зависимость давление твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Закон Паскаля.
Зависимость давления жидкости от глубины.
Сообщающиеся сосуды.
Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.
Гидравлический пресс.
Закон Архимеда.
Лабораторные работы
1) Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание.
2) Условия плавания тел в жидкости.
Работа и энергия (17 часов)
Простые механизмы. «Золотое правило» механики. Рычаг. Условия равновесия рычага. Момент силы. Правило моментов. Нахождение центра тяжести тела.
Механическая работа. Мощность. Коэффициент полезного действия механизмов.
Механическая энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Закон сохранения энергии.
Демонстрации
Простые механизмы. Блоки, рычаг, наклонная плоскость.
Равновесие рычага.
Закон сохранения механической энергии.
Модели вечных двигателей.
Лабораторные работы
Изучение условия равновесия рычага.
Нахождение центра тяжести плоского тела.
Определение КПД наклонной плоскости.
Подведение итогов учебного года (1 ч).
Резерв учебного времени (1 ч).
В 7 классе особое внимание при изучении физики необходимо уделять формированию у учащихся основ научного подхода к изучению природы, рассмотрению примеров проявления закономерностей в явлениях природы и пониманию сущности законов природы как наиболее общих из этих закономерностей. На начальном этапе полезно связывать изучение физики с пониманием окружающего мира, в том числе с «чудесами» техники, которыми учащиеся пользуются каждый день.
В начале изучения физики целесообразно рассматривать явления и факты, которые не только удивляют учеников, но и находят убедительное объяснение с помощью открытых законов природы.
Уровень математической подготовки учащихся в 7 классе еще невелик. Поэтому при решении задач надо обращать внимание учащихся, прежде всего, на понимание сути физических моделей, принципа записи физических закономерностей в виде формул, в частности на то, что любая буква в формуле может рассматриваться как неизвестная величина, если известны остальные входящие в эту формулу величины.
Желательно начинать изложение каждой новой темы с конкретных наглядных и понятных ученикам примеров и только после их рассмотрения формулировать определения и закономерности, лучше всего совместно с учащимися.
Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса
В результате изучения физики в 7 классе ученик должен:
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом;
смысл физических величин: путь, скорость; масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью рисунков);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
владеть методами научного познания:
1.1. собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений;
1.2. проводить прямые измерения физических величин (расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления) и косвенные измерения физических величин (плотности тела, силы Архимеда);
1.3. представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины;
1.4.объяснять результаты наблюдений и экспериментов:
зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления;
1.5. применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:
равномерное прямолинейное движение;
передача давления жидкостями и газами;
диффузия;
плавание тел;
владеть основными понятиями и законами физики:
2.1. давать определения физических величин и формулировать физические законы;
2.2. описывать:
физические явления и процессы;
зависимость выталкивающей силы от рода жидкости и объема погруженной части тела в жидкость;
2.3. вычислять:
путь, скорость, массу, плотность тела, силу тяжести, силу упругости, силу трения, давление твердых тел, жидкостей и газов, механическую работу, мощность, коэффициент полезного действия, механическую энергию;воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической):
3.1. приводить примеры:
физических явлений;
иллюстрации, физических законов;
опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории;
3.2. выражать результаты измерений в единицах Международной системы;
3.3. читать и пересказывать текст учебника;
3.4. выделять главную мысль в прочитанном тексте;
3.5. находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы;
3.6. конспектировать прочитанный текст;
3.7. определять промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам.
Результаты освоения курса физики
Личностные результаты:
сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Перечень учебно-методических средств
Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.
Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат. Задачник для общеобразовательных учреждений. Физика. 7 класс. - М.: Мнемозина, 2011.
Губанов В.В. Физика. 7 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания.- Саратов: Лицей, 2014
Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.
Контроль уровня обученности по предмету
№ Тема Вид
Контрольной
Работы
(тематический,итоговый,
проект) Форма контроля
(тест, контрольная работа,диктант, л/работа) Номер урока
в соответствии
с календарно-
тематическим
планированием
1 Самостоятельная работа тематический Практическая работа с элементами тестирования 2/3
2 Лабораторная работа №1. «Определение цены деления измерительного прибора». тематический л/работа 2/4
3 Лабораторная работа №2. «Измерение линейных размеров и площади поверхности». тематический л/работа 3/5
4 Лабораторная работа
№3. «Измерение объема твердого тела и жидкости». тематический л/работа 3/6
5 Контрольная работа №1. «Физика и физические методы изучения природы». итоговый к/работа 4/7
6 Самостоятельная работа
тематический Практическая работа с элементами тестирования 5/2
7 Самостоятельная работа тематический Практическая работа с элементами тестирования 5/3
8 Контрольная работа №2.
«Строение вещества». итоговый к/р6/4
9 Самостоятельная работа тематический Практическая работа с элементами тестирования 7/2
10 Решение задач по теме «Прямолинейное равномерное движение» тематический Работа в группах 7/3
11 Лабораторная работа №4. «Измерение скорости движения тела». тематический л/р8/4
12 Контрольная работа
№3. «Механическое движение». итоговый к/р9/6
13 Самостоятельная работа тематический диктант 9/7
14 Самостоятельная работа тематический с/р10/8
15 Лабораторная работа
№5. «Измерение
массы тел».
тематический л/р11/10
16 Лабораторная работа №6. « Измерение плотности твердых тел и жидкостей». тематический л/р11/11
17 Самостоятельная работа тематический Практическая работа с элементами тестирования 13/15
18 Лабораторная работа №7. «Конструирование динамометра и нахождение веса тела». тематический л/р14/16
19 Самостоятельная работа по теме «Сила трения» тематический Практическая работа с элементами тестирования 15/19
20 Лабораторная работа №8. «Измерение коэффициента трения скольжения». тематический л/р16/20
21 Обобщающий урок по теме «Движение и взаимодействие тел». тематический Физический диктант 16/21
22 Контрольная работа
№4 .
«Взаимодействие тел». итоговый к/р17/22
23 Проверочная работа по темам «Давление твердых тел и жидкостей» Проверочная работа по темам Практическая работа с элементами тестирования 19/4
24 Решение задач по теме»Сообщающиеся сосуды»
Самостоятельная работа тематический Практическая работа с элементами тестирования 20/6
25 Решение задач
по теме «Выталкивающая сила. Закон Архимеда». тематический Практическая работа с элементами тестирования 21/9
26 Решение задач по теме «Плавание тел»
тематический Практическая работа с элементами тестирования 22/11
27 Воздухоплавание. Плавание судов. тематический Защита проектов 23/12
28 Лабораторная работа №9. «Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание». тематический л/р23/13
29 Лабораторная работа №10. «Условия плавания тел и жидкости». тематический л/р56/26
30 Обобщающий урок по теме «Давление. Закон Архимеда. Плавание тел». итоговый Физический диктант 24/15
31 Контрольная работа
№5. «Давление. Закон Архимеда и плавание тел».
итоговый к/р25/16
32 Решение задач по теме «Простые механизмы». тематический Практическая работа с элементами тестирования 27/4
33 Лабораторная работа №11. «Изучение условия равновесия рычага».
тематический л/р27/5
34 «Золотое правило» механики и механическая работа. Мощность тематический Практическая работа с элементами тестирования 28/7
35 Решение задач.
Коэффициент полезного действия механизмов. тематический Практическая работа с элементами тестирования 29/9
36 Лабораторная работа №12. «Нахождение центра тяжести плоского тела». тематический л/р30/10
37 Решение задач по теме «Механическая энергия». тематический Практическая работа с элементами тестирования 31/13
38 Лабораторная работа №13. «Определение КПД наклонной плоскости».
тематический л/р32/14
39 Контрольная работа
№6. «Работа и энергия». Контроль знаний и умений. к/р33/16
Данная программа составлена для учащихся 7А, 7 Б, 7В, 7Г классов, где учатся дети с разным уровнем интеллекта, памяти, мышления, математической подготовки, а также учебной мотивации. Поэтому для достижения поставленных целей необходимо внедрять принципы развивающего обучения.
Календарно-тематическое планирование
по физике для 7 класса
(34 учебных недели, 2 часа в неделю, 68 часов в год)
№
недели/ урока Дата по плану Дата
факт
Тема урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихсяОсновные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) Вид контроля, измерители Домашнее задание
1/1 Физика – наука о природе. Необходимость познания природы.
Физика – фундаментальная наука о природе. Законы природы, физические явления. Знать/понимать смысл понятий: физическое яв-ление, физический закон.
Уметь приводить при-меры практического ис-пользования физических знаний: механических, тепловых, электрических, магнитных, оптических. Наблюдать и описывать физические явления. Объяснять явления на основе наблюдений и опытов. Высказывать предположения, гипотезы. Измерять расстояния и промежутки времени. Измерять объем жидкости с помощью измерительного цилиндра. Приобретать опыт работы с источниками информации (энциклопедиями, научно-популярной литературой, Интернетом и др.) и применять компьютерные технологии при подготовке сообщений. Участвовать в диспуте на тему «Возникновение и развитие науки о природе».
Участвовать в диспуте на тему «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир». Беседа по изученному материалу. §1, №1.15, 1.24, 1.26, 1.31.
1/2 Как физика изменяет мир и наше представление о нем.
Связь физических знаний с пониманием, окружающего мира, с «чудесами техники», которыми учащиеся пользуются каждый день. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни. Фронтальный опрос. Беседа. §2.
2/3 Наблюдения, опыты. Научный метод. Наблюдения и опы-ты. Научный метод познания. Развитие познавательных интересов в процессе выполнения экспери-ментальных исследо-ваний. Различать наблюдения и опыты. Знать физические вели-чины и их единицы изме-рения (путь, скорость, температура и другие).
Уметь проводить опы-ты, иллюстрирующие, что наблюдения и эксперименты служат основой для выдвиже-ния гипотез и построе-ния научных теорий. Фронтальный опрос.
Самостоятельная работа. §3, №2.7, 2.19, 2.20, 2.23.
2/4 Физические величины и их измерение.
Лабораторная работа №1. «Определение цены деления измерительного прибора». Развитие познавательных интересов в процессе выполнения экспериментальных исследований. Уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр).
Лабораторная работа: наличие рисунка, пра-вильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. §4, описание лабораторной работы №2 «Измерение линейных размеров и площади поверхности».
3/5 Лабораторная работа №2. «Измерение линейных размеров и площади поверхности». Развитие познавательных интересов в процессе выполнения экспериментальных исследований. Уметь проводить наблюдения и обобщать результаты, использовать простейшие измерительные приборы для изучения физических явлений. Лабораторная работа: наличие рисунка, пра-вильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. §4, описание лабораторной работы №3 «Измерение объема твердого тела и жидкости», №3.13, 3.29.
3/6 Лабораторная работа
№3. «Измерение объема твердого тела и жидкости». Развитие познавательных интересов в процессе
выполнения экспериментальных исследований. Уметь проводить наблюдения и обобщать результаты, использовать простейшие измерительные приборы для изучения физических явлений. Лабораторная работа: наличие рисунка, пра-вильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. Повторить §1-4, по тетради просмотреть решение задач по теме «Физи-ка и физические методы изучения природы».
4/7 Обобщающий урок по теме «Физика и физические методы изучения природы». Контрольная работа №1. «Физика и физические методы изучения природы». Физика и физические методы изучения природы. Иметь представление о роли физики как науки, о некоторых учёных.
Уметь применять полученные знания для решения физических задач. Контрольная работа №1. «Физика и физические методы изучения природы». 4/1 Атомы и молекулы. Освоение знаний об атомах, молекулах, их размерах. Делимость атомов. «Живые» молекулы. Знать смысл физических понятий: молекула, атом.
Приводить доказательства существования атомов и молекул, их хаотического движения и взаимодействия. Наблюдать и объяснять явление диффузии. Выполнять опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества.
Приобретать опыт работы с источниками информации (энциклопедиями, научно-популярной литературой, Интернетом и др.) и применять компьютерные технологии при подготовке сообщений. Ответы на вопросы в ходе урока. Фронтальный опрос. §5, №5.13, 5.19, 5.26.
5/2
Движение и взаимодействие молекул.
Движение молекул. Диффузия. Взаимодействие молекул. Знать смысл понятия «взаимодействие молекул».
Уметь объяснять приме-ры проявления сил взаи-модействия между моле-кулами; объяснять при-меры проявления диффузии. Ответы на вопросы в ходе урока. Фронтальный опрос.
Самостоятельная рпбота§6, №5.16, 5.20, 5.28, 5.37.
5/3 Три состояния вещества. Газы. Жидкости. Твердые тела. Кристаллические и аморфные тела. Почему графит мягкий, а алмаз твердый? Почему воздух не покидает Землю? Почему капли круглые? Знать и понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях.
Уметь объяснять свойства веществ в различных агрегатных состояниях. Ответы на вопросы в ходе урока. Фронтальный опрос.
Самостоятельная работа §7, №6.10, 6.15, 6.30, по тетради просмотреть решение задач по теме «Строение вещества».
6/4 Обобщающий урок
по теме
«Строение вещества». Контрольная работа №2.
«Строение вещества». Строение вещества. Взаимодействие молекул. Знать и понимать представление о молеку-лярном строении вещест-ва, модели газа, жидкости и твердого тела; о силах взаимодействия между молекулами, зависимости сил от расстояний между молекулами.
Уметь применять основ-ные положения молеку-лярно-кинетической тео-рии к объяснению диф-фузии в жидкостях и га-зах, явления смачивания и несмачивания, капил-лярности, а также разли-чий между агрегатными состояниями вещества;
объяснять примеры про-явления сил взаимо-действия между молеку-лами. Уметь определять цену деления и пользо-ваться простейшим из-мерительным прибором
(линейка), уметь рассчитывать размеры малых тел.
Контрольная работа №2. «Строение вещества». 6/1 Механическое движение. Относительность движения. Траектория и путь. От чего зависит вид траектории тела? Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Знать определения механического движения, пути, траектории.
Иметь представление о геоцентрической и гелиоцентрической системах мира. Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Читать таблицы и графики. Определять путь, пройденный телом за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Объяснять причину изменения скорости. Измерять массу тела. Определять плотность вещества. Рассчитывать плотность тела, его массу и объем. Находить равнодействующую сил, направленных по одной прямой по рисункам и заданным значениям. Исследовать зависимость удлинения пружины (в динамометре) от приложенной силы. Измерять силу тяжести, силу упругости, силу трения.
Приобретать опыт работы с источниками информации (энциклопедиями, научно-популярной литературой, Интернетом и др.) и применять компьютерные технологии при подготовке сообщений Фронтальный опрос. Задания на соответст-вие по опреде-лению: путь, перемещение, траектория. Единицы измерения. §8, №8.20, 8,27, 8.32, 8.50.
7/2 Прямолинейное равномерное движение. Прямолинейное рав-номерное движение. Скорость прямоли-нейного равномер-ного движения. Ско-рость относитель-ного движения двух тел. Рекорды скорос-ти. Международная система единиц. Знать определение механического движения, понятия равномерного пути.
Уметь различать виды движения. Фронтальный опрос. Решение задач.
§9.
7/3
Графики прямолинейного равномерного движения. Графики зависимости пути от времени.
График зависимости скорости от времени. Знать и понимать смысл физических понятий и величин: путь, скорость, время.
Уметь представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков: пути от времени. Ответы на воп-росы в ходе урока. Задания на соответствие по определению
пути, времени,
скорости. Единицы измерения. §10, описание лабораторной работы №4 «Измерение скорости движения тела».
8/4 Лабораторная работа №4. «Измерение скорости движения тела». Измерение скорости движения тела. Уметь работать с приборами: секундомер, линейка, метроном. Лабораторная работа: наличие таблицы, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. §10, №9.14, 9.25, 9.27, 9.49.
8/5 Неравномерное движение. Неравномерное движение. Средняя скорость неравномерного движения. Знать определение механического движения, понятия равномерного и неравномерного движения, пути.
Уметь различать виды движений. Ответы на вопросы в ходе урока. Фронтальный опрос. Решение задач. §11, №10.7, 10.14, 10.18. 10.33, по тетради просмотреть решение задач
по теме
«Механическое движение».
9/6 Контрольная работа
№3. «Механическое движение». Виды механического движения, путь, скорость, время. Знать определение меха-нического движения, по-нятия равномерного и неравномерного движе-ния, пути; формулы для определения скорости движения тела и пройденного пути.
Уметь различать движе-ния; решать задачи на определение скорости движения тела, пройден-ного пути, затраченного времени; осуществлять перевод единицы скорости в систему СИ. Контрольная работа № 3. «Механи-ческое движение». 9/7 Закон инерции. Масса тела. Как движется тело, если на него не действуют другие тела? Масса тела. Как сравнить массы двух тел? Измерение массы взвешиванием. Знать понятие явления инерции; определение массы тела, единицы измерения.
Уметь осуществлять пе-ревод единиц измерения массы; пользоваться ры-чажными весами; объяс-нять примеры из жизни. Фронтальный опрос. Решение задач.
Задания на соответствие. §12, №12.15, 12.19, 12.22, 12.26, 12.48.
10/8 Плотность вещества. Плотность вещества. Плотности некоторых веществ. Почему разрушаются горы? Знать определение плотности тела, единицы измерения.
Уметь осуществлять перевод единиц измерения, пользоваться формулой для решения задач, таблицей плотностей тел и веществ. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. Выражать результаты в системе СИ. §13 (пп.1-4),
№13.17,
13.33.
10/9 Решение задач. Решение задач по теме «Плотность вещества». Требования к уровню подготовки учащихся
к уроку 19. Решение задач различного типа и уровня сложности. Выражать результаты в системе СИ. §13, описание лабораторной работы №5
«Измерение массы тел»,
№13.27,
13.40.
11/10 Лабораторная работа
№5. «Измерение
массы тел». Измерение массы тел с помощью рычажных весов. Знать определение массы тела, единицы измерения.
Уметь осуществлять пе-ревод единиц измерения массы; измерять массу тела с помощью рычажных весов. Лабораторная работа: наличие таблицы, пра-вильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. §13, описание лабораторной работы №6 «Измерение плотности твердых тел и жидкостей».
11/11 Лабораторная работа №6. « Измерение плотности твердых тел и жидкостей». Измерение плотности твердых тел и жидкостей. Знать определение плот-ности тела, формулу, единицы измерения; определение массы тела, единицы измерения.
Уметь пользоваться фор-мулой для решения задач, таблицей плотностей тел и веществ; измерять объём тела с помощью мензурки, осуществлять перевод единиц измере-ния; измерять массу тела с помощью рычажных весов. Лабораторная работа: наличие таблицы, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. №13.19,
13.39, 13.58.
12/12 Силы. Сила тяжести. Силы. Сила тяжести. Сила тяжести и всемирное тяготение. Знать понятие силы, еди-ницу измерения силы, яв-ления тяготения, силы тя-жести как частного слу-чая проявления сил тяго-тения, закон Всемирного тяготения.
Уметь пользоваться ди-намометром для опреде-ления сил, применять формулу для решения задач; графически изображать силы. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. Выражать результаты в системе СИ. §14,
№15.5, 15.15,
15.16, 15.20.
12/13 Сила упругости. Вес. Сила упругости. Вес. Чем отличается вес от силы тяжести? Вес тела на Луне, Юпитере и Солнце. Состояние невесомости. Знать определение силы упругости, определение и формулу веса тела, закон Гука.
Уметь измерять и рассчи-тывать силу упругости, представлять результаты измерений в виде графика зависимости силы упру-гости от удлинения пру-жины; применять форму-лу для решения задач; определять вес тела с помощью динамометра; графически изображать вес тела, силу тяжести. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. Выражать результаты в системе СИ. §15, №16.11, 17.13, 17.16, 17.39.
13/14 Закон Гука. Равнодействующая. Закон Гука. Равнодействующая. Сложение сил. Знать определение силы упругости, закон Гука; определение равнодействующей.
Уметь рассчитывать равнодействующую сил, графически её изображать. Ответы на вопросы в ходе урока. Решение задач различ-ного типа и уровня слож-ности. Выра-жать результаты в системе СИ. §16 (пп.1-2),
№16.12,
16.24, 16.26,
16.38.
13/15 Решение задач. Решение задач по теме «Закон Гука. Равнодействующая». Знать основные понятия, определения, формулы по теме.
Уметь работать с физи-ческими величинами, вхо-дящими в формулы на-хождения силы тяжести, веса тела, силы упругости (Закон Гука), равно-действующей; объяснять примеры проявления сил; работать с приборами. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. Выражать результаты в системе СИ. §16, описание лабораторной работы №7 «Конструирова-ние динамо-метра и нахож-дение веса тела», №16.23,
16.34.
14/16 Лабораторная работа №7. «Конструирование динамометра и нахождение веса тела». Конструирование динамометра и нахождение веса тела. Уметь пользоваться динамометром, градуировать шкалу динамометра. Лабораторная работа, наличие рисунка, пра-вильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. №16.18,
16.28, 16.29,
16.39.
14/17 Сила трения скольжения. Сила трения скольжения. Коэффициент трения. Знать определение силы трения, причины силы трения, трения скольжения.
Уметь измерять значение силы трения, приводить примеры проявления сил трения. Ответы на во-просы в ходе урока. Фрон-тальный опрос. Решение задач различного типа и уровня слож-ности. Выражать результаты в системе СИ. §17 (п.1),
№18.13,
18.38, 18.39,
18.56.
15/18 Сила трения покоя и качения. Сила трения покоя и качения. Почему поет скрипка и зачем смазывают дверные петли? Сила трения скольжения или сила трения покоя? Знать определение силы трения, причины силы трения, понятия трения качения, трения покоя.
Уметь измерять значение силы трения, приводить примеры проявления сил трения. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. Выражать результаты в системе СИ. §17 (пп.2-5),
№18.17,
18.35, 18.41,
18.53.
15/19 Решение задач. Решение задач по теме «Силы трения». Знать основные понятия, определения, формулы по теме.
Уметь работать с физи-ческими величинами, вхо-дящими в формулы на-хождения силы трения; объяснять примеры проявления сил трения в окружающей жизни. Решение задач различного типа и уровня сложности. §17, описание лабораторной работы №8 «Измерение коэффициента трения скольжения», №18.15, 18.37, 18.42, 18.57.
16/20 Лабораторная работа №8. «Измерение коэффициента трения скольжения». Измерение коэффициента трения скольжения. Уметь определять коэффициента трения скольжения при помощи динамометра, строить график зависимости силы трения от силы нормального давления. Лабораторная работа, наличие таблицы, пра-вильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. №18.15,
18.37, 18.42,
18.57.
16/21 Обобщающий урок по теме «Движение и взаимодействие тел». Движение и взаимодействие тел. Знать основные понятия, определения, формулы по теме «Движение и взаимодействие тел».
Уметь работать с физи-ческими величинами, входящими в формулы, объяснять примеры проявления сил трения в окружающей жизни. Решение задач различного типа и уровня сложности. Задания на соответствие. Физический диктант. Повторить
§12-17, по тетради просмотреть решение задач по теме «Взаимодей-ствие тел».
17/22 Контрольная работа
№4 .
«Взаимодействие тел». Движение и взаимодействие тел. Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 18-32. Контрольная работа № 4.
«Взаимодей-ствие тел». 17/1 Давление твердых тел. Давление. Единицы давления. Знать определение и фор-мулу давления, единицы измерения давления, зави-симость давления от си-лы, действующей на опо-ру и площади опоры.
Уметь применять полу-ченные знания для реше-ния задач и объяснения жизненных примеров. Рассчитывать давление и силу давления на твердую поверхность. Приобретать опыт работы с источниками информации (энциклопедиями, научно-популярной литературой, Интернетом и др.) и применять компьютерные технологии при подготовке сообщений. Участвовать в дискуссии на тему «Давление в природе и технике». Применять закон Паскаля для объяснения передачи давления жидкостями и газами. Приводить доказательства существования атмосферного давления. Участвовать в беседе на тему «Устройство и принцип действия приборов для измерения давления». Объяснять причины плавания тел в жидкостях и газах. Исследовать зависимость силы Архимеда от объема вытесненной жидкости. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Читать таблицы и графики. Вычислять силу Архимеда. Измерять силу Архимеда. Исследовать условия плавания тел.
Решать задачи. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. §18, №20.15, 20.28, 20.31, 20.46.
18/2 Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Манометры. Как зависит давление газа от объема и температуры? Насосы. Знать формулу для вычисления давления; формулировку закона Паскаля.
Уметь объяснять давле-ние жидкостями и газа-ми, зная положения МКТ, пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач, объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни. Ответы на вопросы в ходе урока. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. §19, №21.1, 21.4, 21.12, 21.32.
18/3 Зависимость давления жидкости от глубины. Зависимость давления жидкости от глубины. Требования к уровню подготовки учащихся к уроку 35.
Уметь пользоваться формулой для вычисления давления жидкости в зависимости от глубины. Ответы на во-просы в ходе урока. Фрон-тальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. §20 (п.1),
№21.14,
21.24, 21.36,
21.65.
19/4 Решение задач. Решение задач по темам «Давление твердых тел», «Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Зависимость давления жидкости от глубины». Знать формулу для вы-числения давления твёр-дых тел, давления жид-кости в зависимости от глубины; формулировку закона Паскаля.
Уметь объяснять давле-ние жидкостями и газами, зная положения МКТ; ис-пользовать формулы и за-коны при решении задач; с их помощью объяснять природные явления, примеры из жизни. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности.
Проверочная работа по темам. §18-20;
№21.20,
21.38, 21.40,
21.70.
19/5 Закон сообщающихся сосудов. Закон сообщающихся сосудов. Шлюзы. Давление в океанических глубинах. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды с различными жидкостями. Знать определение сообщающихся сосудов, теорию расположения уровней жидкостей в сосуде, зная плотности жидкостей; применение сообщающихся сосудов в быту, жизни (устройство шлюза, водомерного стекла и др.). Ответы на вопросы в ходе урока. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. §20 (п. 2-6),
№21.11,
21.21, 21.46,
21.67.
20/6 Решение задач. Решение задач по теме «Зависимость давления жидкости от глубины. Закон сообщающихся сосудов». Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 35-38. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. Проверочная работа по темам. §20, №21.27, 21.37, 21.47, 21.68.
20/7 Атмосферное давление. Атмосферное давле-ние. Опыты по обна-ружению и измере-нию атмосферного давления. Баро-метры. Как зависит атмосферное давле-ние от высоты? Мяг-кий и надежный щит. Магдебургские полу-шария. Почему барометр «падает»? Знать, что воздух имеет вес, почему у Земли есть атмосфера, способы измерения атмосферного давления.
Уметь вычислять вес воздуха в помещении; объяснять опыт Торричелли; переводить единицы давления. Ответы на вопросы в ходе урока. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. §21, №22.12, 22.30, 22.33, 22.46.
21/8 Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Выталкивающая си-ла. Закон Архимеда. Доказательство за-кона Архимеда для тела произвольной формы. Легенда об Архимеде и гидростатическое взвешивание. Знать, что на любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, уметь вычислять по формуле. Беседа по материалу урока. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. §22, №23.14, 23.25, 23.34, 23.50.
21/9 Решение задач. Решение задач
по теме «Выталкивающая сила. Закон Архимеда». Уметь вычислять выталкивающую силу по формуле. Решение задач различного типа и уровня сложности. Проверочная работа. §22, №23.17, 23.37, 23.38, 23.60.
22/10 Плавание тел. Условия плавания однородных тел. Знать условия плавания однородных тел.
Уметь объяснять жизненные вопросы по теме. Ответы на вопросы в ходе урока. Фронтальный опрос. Решение задач различного типа и уровня сложности. §23 (п. 1),
№23.18, 23.29, 23.39,
23.58.
22/11 Решение задач. Решение задач по теме «Плавание тел». Требования к уровню подготовки учащихся
к уроку 43. Решение задач различного типа и уровня сложности. Проверочная работа. №23.35,
23.36, 23.42,
23.57.
23/12 Воздухоплавание. Плавание судов. Воздухоплавание. Плавание судов. Управляемые воздушные шары. Уметь применять теорию плавания тел, теорию Архимедовой силы к плаванию судов и воздухоплаванию через знание основных понятий: водоизмещение судна, ватерлиния, грузоподъёмность. Беседа по материалу урока. Презентации учащихся. Фронтальный опрос. §23 (пп.2-4), описание лабораторной работы №9 «Закон Архимеда и гидростати-ческое взвешивание», №23.61,
23.68.
23/13 Лабораторная работа №9. «Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание». Экспериментальная проверка закона Архимеда. Уметь измерять объём тела с помощью мензурки, осуществлять перевод единиц измерения; вычислять значение выталкивающей – Архимедовой – силы. Лабораторная работа, наличие рисунка, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. §23, описание лабораторной работы №10 «Условия плавания тел и жидкости»,
№23.23, 23.32.
24/14 Лабораторная работа №10. «Условия плавания тел и жидкости». Экспериментальная проверка закона Архимеда. Знать условия, при которых тело тонет, всплывает, плавает внутри или на поверхности жидкости.
Уметь проводить эксперимент по проверке условий плавания, записывать результаты в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и её результатах. Лабораторная работа, наличие таблицы, рисунка, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. №23.40,
23.69.
24/15 Обобщающий урок по теме «Давление. Закон Архимеда. Плавание тел». Давление. Закон Архимеда. Плавание тел. Знать основные поня-тия, определения, фор-мулы и законы по теме «Давление. Закон Архи-меда. Плавание тел».
Уметь применять тео-рию к решению задач и объяснять жизненные вопросы по теме. Решение задач различного типа и уровня сложности. Физический диктант. Повторить
§18-23, по тетради про-смотреть реше-ние задач по теме «Давле-ние. Закон Архимеда. Плавание тел».
25/16 Контрольная работа
№5. «Давление. Закон Архимеда и плавание тел». Давление. Закон Архимеда. Плавание тел. Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 34 – 48.
Контрольная работа № 5. «Давление. Закон Архимеда и плавание тел». 25/1 Простые механизмы. Простые механизмы. Блоки. Наклонная плоскость. Знать простые механизмы, их виды, назначение.
Уметь применять эти знания на практике для объяснения примеров. Приобретать опыт работы с источниками информации (энциклопедиями, научно-популярной литературой, Интернетом и др.) и применять компьютерные технологии при подготовке сообщений. Участвовать в дискуссии на тему «Применение простых механизмов в быту и технике». Объяснять «золотое правило» механики. Исследовать условия равновесия рычага. Измерять КПД наклонной плоскости. Экспериментально сравнивать изменения потенциальной и кинетической энергий тела при движении по наклонной плоскости. Вычислять КПД простых механизмов. Вычислять работу силы. Вычислять мощность.
Беседа по материалу. §24 (пп. 1-3),
№25.6, 25.7,
25.8, 25.34.
26/2 «Золотое правило» механики. «Золотое правило» механики. Неподвижный блок. Подвижный блок. Гидравлический пресс.
Знать «золотое правило» механики, условия равновесия рычага. Уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул. Фронтальный опрос.
§24 (пп. 4-7),
№25.25, 25.35, 25.36, 25.37.
26/3 Рычаг. Условие равновесия рычага. Рычаг и «золотое правило» механики. Как найти центр тяжести тела? Правило моментов. Знать определение рычага, плечо силы, условие равновесия рычага.
Уметь применять эти знания на практике для объяснения примеров. Экспериментально определять условие равновесия рычага. Фронтальный опрос.
§25, №25.10,
25.30, 25.32,
25.44.
27/4 Решение задач. Решение задач по теме «Простые механизмы». Знать определение рычага, плечо силы, момент силы, условие равновесия рычага.
Уметь применять эти знания на практике для объяснения примеров в природе, быту и технике. Проверочная работа. §24-25, описание лабораторной работы №11 «Изучение условия равновесия рычага»,
№25.14, 25.27.
27/5 Лабораторная работа №11. «Изучение условия равновесия рычага». Экспериментальная проверка правила моментов. Уметь объяснять устройство и чертить схемы простого механизма (рычаг), решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага. Лабораторная работа, наличие таблицы, рисунка, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. №25.31, 25.41, 25.45, 25.47.
28/6 Механическая работа. «Золотое правило» механики и механическая работа. Мощность. Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения механической работы.
Уметь применять формулу к решению задач. Беседа по материалу. §26 (пп.1,3),
№26.10,
26.23, 26.29,
26.45.
28/7 Мощность. Мощность. Выражение для мощности через силу и скорость. Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения мощности.
Уметь применять формулу к решению задач. Фронтальный опрос. Проверочная работа.
§26 (пп.2),
№26.15,
26.32, 26.35,
26.50.
29/8 Коэффициент полезного действия механизмов. КПД простых механизмов. Как рассчитать КПД? Знать определение, формулу, единицы измерения КПД.
Уметь применять теорию к решению задач. Беседа по материалу. Фронтальный опрос.
§27 (пп.1-2);
№27.11,
27.18, 27.20,
27.28.
29/9 Решение задач. Коэффициент полезного действия механизмов. Знать определение КПД, причину нарушения «золотого правила» механики.
Уметь рассчитывать КПД рычага, блока, наклонной плоскости. Проверочная работа. §27,
описание лабораторной работы №12 «Нахождение центра тяжести плоского тела», №27.12, 27.14.
30/10 Лабораторная работа №12. «Нахождение центра тяжести плоского тела». Экспериментальная проверка – нахождение центра тяжести плоского тела. Уметь работать с лабораторным оборудованием. Лабораторная работа, наличие рисунка, модель, вывод. №27.13, 27.21, 27.22, 27.31.
30/11 Механическая энергия. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Механическая энергия. Знать понятия энергии (кинетической и потенциальной), обозначение, формулы и единицу измерения.
Уметь решать задачи с применением изученных формул; объяснять преобразования энергии на примерах. Беседа по материалу. Фронтальный опрос.
§28 (пп.1-2),
№28.14,
28.15, 28.19,
28.30.
31/12 Закон сохранения механической энергии. Закон сохранения механической энергии. Когда механическая энергия сохраняется? Знать понятия энергии (кинетической и потенциальной), обозначение, формулы и единицу измерения, формулировку Закона сохранения и превращения энергии.
Уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять преобразования энергии на примерах. §28 (пп. 3-4),
№28.20,
28.21, 28.26,
28.39.
31/13 Решение задач. Решение задач по теме «Механическая энергия». Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 50-62. Беседа по материалу. Фронтальный опрос.
Проверочная работа. §28, описание лабораторной работы №13 «Определение КПД наклонной плоскости».
32/14 Лабораторная работа №13. «Определение КПД наклонной плоскости».
Определение КПД наклонной плоскости. Знать определение, формулу, единицы измерения КПД.
Уметь применять теорию к решению задач; экспериментально определять КПД наклонной плоскости. Лабораторная работа, наличие рисунка, пра-вильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. №28.18,
28.25, 28.34,
28.43.
32/15 Обобщающий урок по теме «Работа и энергия». Повторение темы «Работа и энергия». Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения механической работы, мощности, энергии.
Уметь применять формулы к решению задач; применять эти знания на практике для объяснения примеров в природе, быту и технике. Беседа по материалу. Фронтальный опрос. Повторить
§24-28, по тетради повторить решение задач по теме.
33/16 Контрольная работа
№6. «Работа и энергия». Контроль знаний и умений. Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 50-64. Контрольная работа № 6. «Работа и энергия». 33/17 От великого заблуждения к великому открытию. История попыток изобретения вечного двигателя. Их роль в открытии закона сохранения энергии. Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 1-65. Беседа по материалу. Презентация по теме. §28 (п.5).
34/67 Подведение итогов учебного года.
Элементы содержания всего курса физики 7 класса. Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 1 – 65. 68 Использованный материал:
Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. - М.: «Просвещение», 2010.
Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011.
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы. – М.: Дрофа, 2008 (Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике. 7-9 классы).
Программы для общеобразовательных учреждений. Л.Э.Генденштейн, В.И.Зинковский. Физика. 7-11 классы. - М.: Мнемозина, 2010.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году государственной итоговой аттестации по физике.
М.Л. Корневич. Календарно-тематическое планирование. Преподавание физики в 2007-2008 учебном году. Методическое пособие МИОО. - М.: «Московские учебники», 2007; сайт ОМЦ ВОУО: Методическая помощь. Физика.
Рабочие программы 7 – 11 класса. Издательство «Глобус», Волгоград, 2009.