Рабочая программа по алгебре БУП 2004 7-9 классы
Муниципальное образование Ейский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 г. Ейска
муниципального образования Ейский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31.08. 2015 года протокол № 1
Председатель _________Л. Д.Касьяненко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По алгебре
Уровень образования – основное общее образование (7-9 классы)
Количество часов – 340ч.
Учитель: Ряденцева Марина Владимировна
Программа разработана на основе программы «Алгебра. Сборник рабочих программ 7-9 классы» Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2010
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 7-9 классов разработана в соответствии с нормами Федерального Закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениями) к результатам освоения основной образовательной программы, ФКГОС начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089), а также в соответствии с основными направлениями программ, включённых в структуру основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №7 Ейска (утверждена решением педагогического совета от 31.08.2015 года, протокол № 1), с учётом авторской программы общеобразовательных учреждений «Алгебра. Сборник рабочих программ 7-9 классы» Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2010 учителем математики Ряденцевой М.В. и рассчитана на реализацию за 340 часов в год (7 класс- 3 часа в неделю, 8 класс -4 часа в неделю, 9 класс- 3 часа в неделю).
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально- трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности , способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности , ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В курсе алгебры 9 класса расширяются сведения о свойствах функций, познакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции; систематизируются и обобщаются сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, формируется умение решать неравенства вида ах2 + bх + с>0 ах2 + bх + с<0, где а0; вырабатывается умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем; даются понятия об арифметической и гео метрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида; знакомятся обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; вводятся понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №7 всего на изучение учебного предмета алгебра в 7-9 классах отведено 340 часов в год. Из них: 7 класс- 102 часа 3 часа в неделю; 8 класс- 136 часов 4 часа в неделю; 9 класс- 102 часа 3 часа в неделю.
Содержание учебного материала
класс
1.Выражения,тождества,уравнения Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений.
Статистические характеристики.2.Функции Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и её график. Линейная функция и ее график. Вычисление значений функций по формуле. График функции. Линейная функция и её график.
3.Степень с натуральным показателем Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х²; у=х³ и их графики. 4.Многочлены Многочлен. Сложение, вычитание многочленов. Сложение и вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители. 5.Формулы сокращённого умножения
Формулы (а+в)2=а2+2ав+в2, (а+в)3=а3+3а2в+3ав2+в3; (а+в)(а2-ав+в2)=а3+в3.Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.
6. Системы линейных уравнений
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
7. Повторение
8 класс
1.Рациональные дроби
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у=kх и её график.
2.Квадратные корни
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближённого значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у=√х , её свойства и график.
3.Квадратные уравнения
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
4.Неравенства
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
5.Степень с целым показателем. Элементы статистики
Степень с целым показателем и её свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.
6.Повторение.
9 класс
1.Свойства функций. Квадратичная функция.
Функция. Свойства функций. Квадратный трёхчлен. Разложение квадратного трёхчлена на множители. Функция у=ах2+вх+с, её свойства и график. Степенная функция.
2.Уравнения и неравенства с одной переменной.
Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
3.Уравнения и неравенства с двумя переменными.
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение текстовых задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
4.Прогрессии.
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-ого члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
5.Элементы комбинаторики и теории вероятности.
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
6.Повторение
Перечень контрольных работ
7 класс
1.Контрольная работа №1 по теме «Выражения. Тождества»
2. Контрольная работа №2 по теме «Уравнения»
3.Контрольная работа №3 по теме «Функции»
4.Контрольная работа № 4по теме «Степень с натуральным показателем»
5.Контрольная работа № 5по теме «Сумма и разность многочленов»
6. Контрольная работа № 6по теме «Произведение многочленов»
7.Контрольная работа №7 по теме «Формулы сокращённого умножения»
8. Контрольная работа №8 по теме «преобразование целых выражений»
9. Контрольная работа №6 по теме «Системы линейных уравнений»
10. Итоговая контрольная работа
8 класс
1.Контрольная работа №1 по теме «Рациональные дроби»
2.Контрольная работа №2 по теме «Произведение и частное дробей»
3.Контрольная работа № 3по теме «Квадратные корни»
4.Контрольная работа № 4по теме «Свойства арифметического квадратного корня»
5.Контрольная работа №5 по теме «Квадратные уравнения»
6. Контрольная работа №6 по теме «Дробные рациональные уравнения»
7. Контрольная работа №7 по теме «Свойства числовых неравенств»
8. Контрольная работа №8 по теме «Неравенства с одной переменной»
9. Контрольная работа №9 по теме «Степень с целым показателем»
10. Итоговая контрольная работа
9 класс
1.Контрольная работа №1 по теме «Квадратичная функция»
2.Контрольная работа №2 по теме «Степенная функция»
3.Контрольная работа № 3по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной»
4.Контрольная работа № 4по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными»
5.Контрольная работа №5 по теме «Арифметическая прогрессия»
6. Контрольная работа №6 по теме «Геометрическая прогрессия»
7. Контрольная работа №7 по теме «Элементы комбинаторики»
10. Итоговая контрольная работа
Тематическое планирование учебного материала
№п/пРазделы, темы Количество часов
Авторская программа Рабочая программа
7 класс 8 класс 9 класс
1 Выражения, тождества, уравнения 24 22 2 Функции 14 13 3 Степень с натуральным показателем 15 14 4 Многочлены 20 19 5 Формулы сокращенного умножения 20 19 6 Системы линейных уравнений 17 15 7 Рациональные дроби 23 30 8 Квадратные корни 19 26 Квадратные уравнения 21 28 9 Неравенства 20 23 10 Степень с целым показателем. Элементы статистики 11 13 11 Квадратичная функция 22 22
12 Уравнения и неравенства с одной переменной 14 14
13 Уравнения и неравенства с двумя переменными 17 17
14 Арифметическая и геометрическая прогрессии 15 15
15 Элементы комбинаторики и теории вероятностей 13 13
16 Повторение 39 10 16 21
Всего 324 102 136 102
Описание учебно- методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Список литературы для учащихся
Учебники :1. Алгебра 7 класс.
Авторы :Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк ,К.И.Нешков, С.Б.Суворова.
М.: «Просвещение»,2009 год
2.Алгебра 8 класс.
Авторы :Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк ,К.И.Нешков, С.Б.Суворова.
М.: «Просвещение»,2010 год
3.Алгебра 9 класс.
Авторы :Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк ,К.И.Нешков, С.Б.Суворова.
М.: «Просвещение»,2010 год
Литература для учителя
1. «Алгебра. Сборник рабочих программ 7-9 классы» Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2010
2. Алгебра. Дидактические материалы 7 класс. Авторы: Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова. М. : «Просвещение»,2009
3. Математика. Самостоятельные и контрольные работы( разноуровневые дидактические материалы). 7 класс. М. : «Илекса»,2009год
4. Алгебра. Дидактические материалы 8 класс. Авторы:В.И.Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк М. : «Просвещение»,2010
5. Математика. Самостоятельные и контрольные работы( разноуровневые дидактические материалы). 8 класс. М. : «Илекса»,2001год
6. Алгебра. Дидактические материалы 9 класс. Авторы:В.И.Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк М. : «Просвещение»,2010
7. Математика. Самостоятельные и контрольные работы( разноуровневые дидактические материалы). 9 класс. М. : «Илекса»,2010год
8.Тематический сборник тестовых заданий по алгебре для подготовки к государственной (итоговой) аттестации в новой форме. Базовый уровень. Под редакцией Е.А.Семенко, .Н.Белай, Г.Н.Ларкин, В.Н.Сукамлюк- Краснодар, «Просвещение-Юг»: 2009
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета:
технологии полного усвоения;
технологии обучения на основе решения задач;
технологии обучения на основе схематических и знаковых моделей;
технологии проблемного обучения.
В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Для информационно- компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
CD «Уроки алгебры» 7-8 классы. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки алгебры» 9 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия«Математика, 5-11»
Согласовано Согласованопротокол заседания МО заместитель директора
учителей математики МБОУ СОШ №7 г. Ейска
От «___»_______2015года _______ Ряденцева М.В.
Руководитель МО «___» ________2015 года
_______Романова Л.В.