Рабочая программа по ИЗО для 5 — 7 классов по ФКГОС ООО-2004
Муниципальное образование Белоглинский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 Белоглинского района»
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от __ августа 2015 года протокол № 1
Председатель _______И.В.Рогинская
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИЗО
Уровень образования (класс) основное общее образование, 5 - 7 классы
Количество часов – 102 ч.(5 класс- 34часа, 6 класс – 34 часа, 7 класс – 34 часа)
Учитель Ильинова Наталья Вячеславовна
Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» под редакцией Б. М. Неменского,5-е издание, М.: Просвещение, 2009 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 - 7 классов соответствует требованиям и положениям ФКГОС-2004, основной образовательной программы МБОУ СОШ №15 и составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФКГОС-2004);
-авторской программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»5-е издание, М.: Просвещение, 2009г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Цель:
формирование нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное, безобразное в жизни и искусстве, художественно-творческой активности, художественных знаний, умений, навыков;развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры;
знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству.
Общая характеристика учебного курса
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себе все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно - прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы
6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и последовательного приобретения навыков и умений.
Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Описание места курса в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 105 ч для обязательного изучения изобразительного искусства на базовом уровне в 5-7 классах, из расчета 1 ч в неделю. В учебном плане МБОУ СОШ №15 – 34 учебные недели.
Таблица тематического распределения часов
№
п/ пРазделы, темы.
Количество часов
5кл. 6кл.
7кл.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 1. Древние корни народного искусства. 8 2. Связь времен в народном искусстве. 8 3. Декор-человек, общество, время. 10 4 Декоративное искусство в современном мире. 8 Изобразительное искусство в жизни человека 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка. 8 2. Мир наших вещей. Натюрморт. 8 3. Вглядываясь в человека. Портрет. 10 4. Человек и пространство. Пейзаж. 8 Дизайн и архитектура в жизни человека
1. Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в раду пространственных искусств 8
2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств 8
3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека 11
4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры.Образ человека и индивидуальное проектирование 7
34 34 34
Итого 102
Содержание учебного предмета
5 класс ( 34 часа)
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
I четверть — Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве. Декор русской избы. Внутренний мир русской избы. Орнамент как основа декоративного украшения. Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды(обобщение темы)
IIчетверть — Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Роль народных промыслов в современной жизни. Связь времен в народном искусстве.
IIIчетверть — Декор - человек, общество, время.
Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе. Одежда говорит о человеке. О чем рассказывают гербы и эмблемы. Символы и эмблемы в современном обществе. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
IVчетверть —Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (кукла). Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (ваза). Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (панно). Декоративно-прикладное искусство в жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
5 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
· - истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
· - особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
· - семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
· - несколько народных художественных промыслов России;
Учащиеся должны уметь:
· - пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.)
· - различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);
· - различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
· - умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
· - уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
· - умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
· - создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой ( предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
· - владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.
6 класс ( 34 часа)
Изобразительное искусство в жизни человека
Iчетверть – Виды изобразительного искусства и основы образного языка Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок - основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.
IIчетверть- Мир наших вещей. Натюрморт. Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира- натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
IIIчетверть – Вглядываясь в человека. Портрет.
Образ человека - главная тема искусства. Конструкция головы человека и её пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительность образа. Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты.
IVчетверть – Человек и пространство в изобразительном искусстве Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж — большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
· - о месте и назначении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
· - о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;
· - о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
· - основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;
· - ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве;
· - особенности творчества и значение русских художников-портретистов, мастеров портрета и натюрморта;
· - основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;
· - о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
Учащиеся должны уметь:
· - пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
· - видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
· - видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
· - создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
· - активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
• восприятия и оценки произведений искусства;
• самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки
7 класс (34 часа)
Дизайн и архитектура в жизни человека
Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек Художник — дизайн — архитектура.
Искусство композиции — основа дизайна и архитектурыОсновы композиции в конструктивных искусствахГармония, контраст и выразительность плоскостной композиции,или «Внесём порядок в хаос!».
Прямые линии и организация пространства.Цвет — элемент композиционного творчества.Свободные формы: линии и тоновые пятна.Буква — строка — текстИскусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.В бескрайнем море книг и журналов
Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусствОбъект и пространство
От плоскостного изображения к объёмному макету.Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.Конструкция: часть и целое
Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность
Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне
Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человекаГород сквозь времена и страны
Образы материальной культуры прошлого.Город сегодня и завтра
Пути развития современной архитектуры и дизайна.Живое пространство городаГород, микрорайон, улица.Вещь в городе и дома
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура
Организация архитектурно-ландшафтного пространства.Ты — архитектор!
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектированиеМой дом — мой образ жизниСкажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.Интерьер, который мы создаём.
Пугало в огороде, или... Под шёпот фонтанных струй.Мода, культура и ты
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.Встречают по одёжке.Автопортрет на каждый день.Моделируя себя — моделируешь мир.
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
7 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна,тенденции современного конструктивного искусства; конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
моделировать в своём творчестве основные этапы художественно
производственного процесса в конструктивных искусствах;
Учащиеся должны уметь:
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
использовать разнообразные художественные материалы;
Виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.
Методические приемы: освоение возможностей художественных материалов, деловые игры на уроке, отработка изобразительных техник, коллективное творчество, домашние задания (рисование, просмотр телевизионных передач, подбор и чтение литературы, работа с интернетом), беседы, восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала и работ учащихся, межпредметные связи. Индивидуально выполняются фрагменты общей работы, коллективно - их организация в единое целое.
Проверка знаний учащихся
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, промежуточного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1.Активность участия.
2.Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3.Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4.Самостоятельность.
5.Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности1.Викторины
2.Кроссворды
3.Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4.Тестирование
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Тематическое планирование
Разделы программы Темы Основное содержание по темам
5 класс (34 часа)
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Древние корни народного искусства (8ч) Древние образы в народном искусстве Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер
Орнамент как основа декоративного украшения
Орнамент как основа декоративного украшения. Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций ( линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).
Декор русской избы Использование орнамента для декоративного оформления элементов архитектуры. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и образном строе избы
Внутренний мир русской избы Единство пользы и красоты в организации пространства дома.
Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда
Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки Крестьянская вышивка - сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение.
Народный праздничный костюм
Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Крестьянский костюм – образная модель мироздания. Защитно-охранительное значение орнамента в народном костюме.
Народные праздничные обряды, праздники Роль декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев,«Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка»
Связь времен в народном искусстве (8 ч) Древние образы в современных народных игрушках
Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек).
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма
Роль народных промыслов в современной жизни Прееммственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве
Связь времён в народном искусстве
Связь времён в народном искусстве. Приёмы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов (дымковская и филимоновские игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома). Отличие произведений традиционного искусства от профессионального декоративно-прикладного искусства
Декор, человек, общество, время (10 ч)
Зачем людям украшения Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов
Декор и положение человека в обществе Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта
Одежда говорит о человеке Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Напоминание о том, что суть декора - выявить социальный статус людей
О чем рассказывают гербы и эмблемы История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Символика цвета и изображение в геральдике. Части классического герба.
Символы и эмблемы в современном обществе. Значение геральдического искусства в жизни современного общества
Декоративное искусство в современ-
ном мире (8 ч)
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека. Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства
Современное выставочное искусство Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды ДПИ
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства Этапы работы над произведением ДПИ
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире
6 класс ( 34 часа)
Изобразительное искусство в жизни человека
Виды изобрази
тельного искусства и основы их образного языка (8ч)
Изобразительное искусство в семье пластических искусств Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве
Рисунок -основа изобразительного творчества Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности
Линия и ее выразительные возможности Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, В. Серова
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное - светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой
Цвет. Основы цветоведенияОсновные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов.
Цвет в произведениях живописи Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность мазка. Фактура живописи. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. Д. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Хризантемы»; К. Коровин, «Цветы и фрукты»; «На берегу моря»
Объемные изображения в скульптуре Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др., их выразительные возможности. Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В. Серова
Основы языка изображения Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения
Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч) Реальность и фантазия в творчестве художника Изображение как познание окружающего мира иотношения к нему человека. Реальность и фантазияв творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения
Изображение предметного мира - натюрморт Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков
Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости
Освещение. Свет и тень Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине
Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. .Творчество А. Дюрера, В. Фаворского
Цвет в натюрморте Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен: И. Машков, «Синие сливы»; А. Матисс, «Красные рыбки»; К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника
Выразительные возможности натюрморта Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Вгляды-
ваясь в человека. Портрет.
(10 ч)
Образ человека - главная тема искусства. Портрет как образ определённого реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин
Конструкция головы человека и её пропорции. Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта
Изображение головы человека в пространстве. Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль). Материалы: черная тушь, гуашь, бумага
Графический портретный рисунок и выразительность образа. Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова
Портрет в скульптуре. Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова
Сатирические образы человека. Изображение сатирических образов литературных героев (бумага формата А4, черная акварель или гелиевая ручка)
Образные возможности освещения в портрете. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Портрет в живописи. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVH-X1X веках, в XX веке. Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, О. Кипренского, В. Серова, М. Врубеля
Роль цвета в портрете. Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура
Великие портретисты. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Презентация рефератов на тему «Художники-портретисты и их произведения»
Человек и пространс-
тво в изобразительном искусстве
(8 ч) Жанры в изобразительном искусстве. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры
Изображение пространства. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века
Правила линейной и воздушной перспективы. Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Пейзаж — большой мир. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Пейзаж настроения. Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Освещение в природе. Роль колорита в пейзаже-настроении.Беседа по пейзажам К. Моне, П. Сезана, И. Грабаря, К. ЮонаПрирода и художник. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень.
Городской пейзаж. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Обобщение материала учебного года
7 класс (34 часа)
Дизайн и архитектура в жизни человека
Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 ч) Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!»
Объёмно-пространственная и плоскостная композиции.
Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции (все вариации рассматриваются на примере упражнений с простейшими формами — прямоугольники, квадраты).
Прямые линии и организация пространства
Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущённость.
Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.
Цвет — элемент
композиционного
творчества.
Свободные формы:
линии и тоновые
пятна Функциональные задачи цвета вконструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент.
ритм цветовых форм, доминанта.
Выразительность линии и пятна.интонационность и многоплановость.
Буква — строка —текст. Искусство
шрифта Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста.
Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. Логотип.
Когда текст и изображение вместе.Композиционные основы макетирования в графическом дизайне
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность.
Стилистика изображений и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
В бескрайнем море книг и журналов.
Многообразие форм графического дизайна Многообразие видов графического дизайна: от визитки до книги.
Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология.
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!»
Объёмно-пространственная и плоскостная композиции.
Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции (все вариации рассматриваются на примере упражнений с простейшими формами — прямоугольники, квадраты).
Прямые линии и организация пространства
Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущённость.
Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.
В мире вещей и зданийХудожественный язык конструктивных искусств
(8 ч)Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при взгляде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертёж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр или шар, кольцо — цилиндр и т. д. Понимание учащимися проекционной природы чертежа.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объёме и применение в пространственно-макетных композициях.
Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, образующих дом. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции.
Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.
Важнейшие архитектурные элементыздания
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.).Использование элементов здания в макете архитектурного объекта.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объёмов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов.
Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота — наиболее полное выявление функции вещи.
Форма и материал
Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника — от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.
Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искус ствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре.
Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета его нахождения в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.
Город и человек
Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
(11 ч)
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. живописные этюды части города, создание узнаваемого силуэта города из фотоизображений; практическая работа: фотоколлаж из изображений произведений архитектуры и дизайна одного стиля).
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна Архитектурная и градостроительная революция XX века. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.
Вещь в городе и дома.
Городской дизайн Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.
Интерьер и вещь в доме.Дизайн пространственно-вещной среды интерьера
Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера.
Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера.
Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера.
Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.)
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства Город в единстве с ландшафтно- парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Технология макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно- ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и т. д.). Ты — архитектор!Замысел архитектурного проекта и его осуществление
Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей.
Природно-экологические, историко- социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в процессе коллективного макетирования чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
(7 ч)
Мой дом — мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом Мечты и представления о своём будущем жилище, реализующиеся в архитектурно-дизайнерских проектах.
Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом — мой образ жизни. Учёт в проекте инженерно-бытовых и сани- тарно-технических задач.
Интерьер, который мы создаём
Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика.
Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование). Создание многофункционального интерьера собственной комнаты. Способы зонирования помещения.
Пугало в огороде, или... Под шёпот фонтанных струй Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы и мини-пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки.
Икебана как пространственная композиция в интерьере.
Мода, культура и ты.Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода.
Психология индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием.
Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
Встречают по одёжке
Автопортрет на каждый день
Психология индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода.
Молодёжная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в одежде. Стереотип и китч.
Лик или личина? Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажис- тики и парикмахерского стилизма. Бо- ди-арт и татуаж как мода.
Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик ри- лейшенс», технологией социального
поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.
Моделируя себя — моделируешь мир (обобщение темы) Человек — мера вещного мира. Он — или его хозяин, или раб. Создавая «оболочку» — имидж, создаёшь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаёшь мир и своё завтра.
Роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной составляющей, формирующей его социокультурный облик.
Мой дом — мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом Мечты и представления о своём будущем жилище, реализующиеся в архитектурно-дизайнерских проектах.
Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом — мой образ жизни. Учёт в проекте инженерно-бытовых и сани- тарно-технических задач.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Печатные пособия
- Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» под редакцией Б. М. Неменского,5-е издание, М.: Просвещение, 2009 год.
Учебники:
- Горяева. Н. А., Островская. О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014г.
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: учебник. 6 кл. / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013г.
- А. С. Питерских, Г. Е. Гуров. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.7 класс» / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014г.
Экранно-звуковые пособия
6 Виды изобразительного искусства. Графика – искусство рисунка
7 Искусство театра, литературы, музыки, изобразительного искусства. ТеатрПрезентация
6,7Пропорции головы человека в деталях Видеофрагмент
6Виды изобразительного искусства Видеофрагмент
Технические средства обучения
1. Компьютер:
- Системный блок
- Монитор
- Активные колонки
- Сетевой фильтр
2. Мультимедийный проектор:
- Универсальный потолочный крепеж
- Кабель (15 м)
3. Экран (навесной, размеры 1,53 x 1,53 м)
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm www. SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.
http://.schol-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал
http://festival.1september.ru/ - Авторские программы и разработки уроков
http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира
http://festival.1september.ru/ - Викторины
http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал
http://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художнико http://art.festival.1september.ru/ - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"
http://.draw.demiart.ru - Уроки рисования
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания районного
методического объединения учителей изобразительного искусства
от _____________ 2015года № 1
__________ /Зинченко Г.И./
подпись руководителя МО Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________ Ильинова_Н.В._
подпись ФИО
_________________ 2015 года