Технологическая карта урока по русскому языку Как определить спряжение глагола по ударному личному окончанию
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Мосинцева Людмила Ильинична
Предмет: русский язык
Класс: 4
Четверть: 3
Тип урока: Урок объяснения нового материала с использованием ИКТ.
Тема урока Как определить спряжение глагола, если окончание ударное.
Цель: Развитие умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.
Задачи урока
Познавательные: дать представление о I и II спряжении глаголов; познакомить с окончаниями I и II спряжения глаголов; сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов; формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения.
Развивающие: развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями; развивать связную речь учащихся при устных ответах, в работе с предложением; логическое мышление, память.
Воспитательные (мировоззренческие): воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.
Планируемый результат обучения Познавательные УУД: сформировать умение определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение аргументировать свое предположение.
Регулятивные УУД: формировать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение учиться и способность к организации своей деятельности.
Личностные УУД: формировать умение принимать внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к урокам русского языка, испытывать интерес к различным видам учебной деятельности.
Форма проведения урока Фронтальная, работа в парах
Образовательные технологии Здоровьесберегательные, игровые, проблемного обучения, уровневой дифференциации
Ресурсы:
Основные: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык. Учебник для 4 класса, 2 часть. – М.: Баласс, 2013г;
Интернет – ресурсы: http://school2100.com/
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1 2 3 1
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Откройте тетрадь.
- Запишите дату.
- Напишите «Классная работа».
- Выделяем графически все орфограммы, пишем и проговариваем.
- И как всегда, отрабатываем с вами каллиграфические навыки.
2. Словарная работа.
1. Игра «Знаешь ли ты басни И. Крылова?».
Учитель читает строчки из басен, а дети должны вставить пропущенные слова.
а) Попрыгунья _____________________ лето красное пропела…
б) Пускай же говорят ____________________:
«Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на Слона!»
в) За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит ___________________________?
г) Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с ______________________ глаз не сводит.
– Какие слова записали? Какую орфограмму выделили? Стрекоза, собаки, петух, ворона (слова на слайде вместе с картинками). Ученики посмотрели друг на друга и пожелали друг другу доброго утра.
Ученики открывают тетрадь и записывают дату и «Классную работу», выделяя орфограммы.
Ученики работают со словарными словами.
Ответы учеников.
Ответы учеников. Познавательные УУД
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
III. Формулирование проблемы. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
1 3 3
- О какой части речи мы говорили на последних уроках русского языка? (О глаголе).
- Что мы о нём знаем? (устный рассказ по опорным словам, которые представлены на доске).
- Я предлагаю найти эту часть речи в предложениях, выполнив задание.
На доске записаны символы (цифры и буквы):
– Соедините стрелками нужные цифры и буквы и сформулируйте цель урока.
- Уточните, какое это окончание.
- Подумайте, какова же тема урока? («Как определить спряжение глагола, если окончание ударное»).
Научиться определять спряжение глагола по окончанию.
Ответы учеников.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Уметь работать в паре.
IV. Развитие учебно – языковых и речевых умений. 4 5 6 1 3 2
1. – Чтобы определить спряжение глагола с ударным личным окончанием, можем воспользоваться опорными словами.
Учитель записывает опорные слова на доске:
1. Работа в учебнике.
- А теперь поработаем в учебнике и попробуем применить наши знания при выполнении заданий.
2. Упр. 251.
- Прочитайте отрывки из стихотворений И.А.Бунина.
- Найдите и подчеркните все глаголы в настоящем времени, поставьте ударение.
- Для выполнения задания нужно вспомнить, на какие вопросы отвечают глагола настоящего времени. (Что делает? Что делают?)
- Давайте проверим, какие глаголы настоящего времени вы нашли.
- А теперь выпишите в тетрадь глаголы только с ударным окончанием.
- Проверяем.
- Поставьте ударение, выделите окончания, определите спряжение.
- Пользуйтесь опорными словами, которые представлены на доске.
Физминутка.
- Продолжаем тренироваться, и выполняем упражнение 252.
3. Упр. 252 .
- Прочитайте про себя все предложения и вместо точек вставьте подходящие по смыслу глаголы в нужной форме.
- Проверяем.
- Теперь вам необходимо выписать несколько предложений в тетрадь.
- 1,2,4 предложения выписывают ребята, на чьей парте лежит жёлтая карточка.
- 2,3,5 предложение выписывают ученики, на чьей парте лежат зелёные карточки.
- Найдите в предложениях глаголы. Поставьте ударение, выделите окончание, определите спряжение.
- Проверяем.
- А теперь возвращаемся ко 2 предложению. Давайте составим схему.
- Проверяем.
Все народы берегут традиции своих предков. [ ____ ]. Ученики работают в учебнике.
2 ученика читают вслух по одному отрывку.
Ответы учеников.
Ученики выполняют проверку, отвечая по очереди с места.
Ответы учеников.
Выписывание предложений в тетрадь.
Ученики находят в предложении глаголы, выделяют окончание и определяют спряжение.
Ученики составляют схему 2 предложения.
Проверка. Регулятивные УУД
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
V. Итог урока.
4 4
Игра «Определи спряжение».
- Ребята, я буду называть вслух глагол, а вы попробуете определить спряжение. Если я назову глагол 1 спряжения – вы показываете сигнальную карточку с римской цифрой I? если глагол 2 спряжения- карточку с цифрой II.
Идёшь, шумят, поёшь, шуршит, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говорит, кричит.
- А теперь проверим.
- Давайте подведём итог.
– Как же определить спряжение глагола, если окончание ударное?
- А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке.
- У вас на парте лежат карточки с утверждениями. Заполните таблицу.
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- В чём испытывали затруднения?
- Как дополнение, на обратной стороне карточки с таблицей есть стихотворение – памятка «Как определить спряжение глагола с ударным личным окончанием». 1. Выделить окончание.
2. Определить спряжение
-е- -и-
- ут-, -ют--ат-, -ят-
I спр. II спр.
Ученики заполняют таблицу.
Рассуждения детей VI. Рефлексия. - Заполните таблицу.
Утверждения Знак «+» или « -»
Тема урока мне понятна. Я достиг цели урока. Урок мне понравился. - Как дополнение, стихи для всех на обратной стороне доски:
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И ещё на ударение
Обрати внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение. Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока. VII. Домашнее задание. 1. Записать 4-5 пословиц или поговорок о весне и определить спряжение глагола.
2. Составить и записать 4-5 предложений о весне и определить спряжение глагола (мини – рассказ о весне). Ученики самостоятельно выбирают домашнее задание.