Психолого-педагогические условия реализации ООП ДО в контексте ФГОС
МКДОУ «Новохоперский центр развития ребенка – детский сад №1»
«Психолого-педагогические условия реализации ООП ДО»
(консультация)
Выполнила: педагог-психолог Рябых К.С
2015 г.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях (социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие).
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды (п. 3.1 ФГОС ДО).
Требования
Социальная ситуация развития Образовательная среда
Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
Обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
Способствует профессиональному росту педагогических работников;
Создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
Создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
Психолого – педагогические условия для успешной реализации образовательной программы дошкольного образования
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого –педагогические условия (п.3.2.1 ФГОС ДО), которые гарантируют охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.
Психолого – педагогические условия
Уважительное отношение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей с друг другом в разных видах деятельности
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
Защита детей от всех форм физического и психического насилия
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей
П. 3.2.5 ФГОС ДО – условия соответствуют специфике дошкольного возраста и предполагают:
1. Обеспечение эмоционального благополучия:
- через непосредственное общение с каждым ребенком;
- через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей:
- через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- через недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным национально – культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные возможности здоровья;
-развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешить конфликтные ситуации со сверстниками;
-развитие умения детей работать в группе сверстников.
4. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и боле опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития ребенка):
- через создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно- эстетического развития детей;
- через поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
-через оценку индивидуального развития детей.
4. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Требования к развивающей предметно – пространственной среде в контексте с ФГОС ДО
П.3.3 ФГОС ДО – развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста:
В соответствии с особенностями каждого возрастного периода;
Охраны и укрепления их здоровья;
Учета особенностей и коррекции недостатков их развития (п.3.3.1 ФГОС ДО).
№ пп Требования к развивающей предметно- пространственной среде
1 Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
Двигательную активность детей;
Возможность для уединения (п. 3.3.2. ФГО ДО);
Реализацию различных образовательных программ;
В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условий;
Учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
Учет возрастных особенностей детей (п. 3.3.3 ФГОС ДО)
2 Развивающая предметно- пространственная среда должна быть:
Содержательно- насыщенной;
Трансформируемой;
Полифункциональной;
Вариативной;
Доступной;
Безопасной (п.3.3.4 ФГОС ДО)
3 Развивающая предметно – пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно- эстетическое развитие;
Физическое развитие
4 Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности:
В младенческом возрасте (2 мес. – 1 г) – непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами, познавательно- исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно- двигательные игры.
В раннем детстве (1г-3г) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями, восприятие смысла музыки, стихов, сказок, рассматривание картинок, двигательная активность.
Для детей дошкольного возраста (3г-8л) – игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная
Характеристика развивающей предметно – пространственной среды (п.3.3.4 ФГОС ДО)
№ пп Характеристика предметно – пространственной среды Содержание
1 Насыщенность среды должна соответствовать:
Возрастным возможностям детей,
Содержанию Программы Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами. Насыщенность среды обеспечивает:
Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
Двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
Возможность самовыражения детей
2 Трансформируемость пространства Возможность изменения предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей
3 Полифункциональность материалов Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
Наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности
4 Вариативность Наличие различных пространств, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей
5 Доступность Доступность для воспитанников, в том числе для детей ОВЗ, детей – инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
Свободный доступ детей, в том числе с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
Исправность и сохранность материалов и оборудования
6 Безопасность Соответствие всех элементов предметно – пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их пользования
Развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с детскими видами деятельности
Направления образовательной деятельности Вид помещений Оснащение
Познавательно- исследовательская деятельность
Сенсорное развитие Игровые комнаты групп Объекты для исследования в действии (доски-вкладыши, мозаика, палочки Кюизенера, наборы кубиков и др.);
Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения
Познавательное развитие Методический кабинет, игровые комнаты Объекты для исследования в действии (наборы для опытов с водой, воздухом, светом, магнитом, песком, коллекции);
Образно – символический материал (наборы картинок, календари природы, карты, атласы, глобусы и т.д.);
Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек
Формирование элементарных математических представлений Игровые комнаты групп Объекты для исследования в действии (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша);
Образно- символический материал (головоломки, лабиринты);
Нормативно – знаковый материал (календарь, карточки, кубики с цифрами, линейки и т.д.);
Развивающие игры с математическим содержанием;
Домино, шашки, шахматы
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей Методический кабинет, игровые комнаты групп Образно – символический материал;
Нормативно –знаковый материал;
Коллекции;
Настольно –печатные игры;
Электронные материалы (видео –фильмы, слайды различной тематики);
Справочная литература (энциклопедии)
Коммуникативная деятельность
Развитие свободного общения со взрослыми Методический кабинет, игровые комнаты групп Картотека словесных игр;
Настольные игры (лото, домино);
Нормативно- знаковый материал;
Игры на развитие мелкой моторики;
Развивающие игры (вкладыши, шнуровки и др.);
Алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию, мнемотоблицы для заучивания стихов;
Художественная литература для чтения самими детьми;
Картины, иллюстрированный материал, плакаты для рассматривания;
Игры – забавы
Развитие всех компонентов устной речи детей Методический кабинет, игровые комнаты групп Восприятие художественной литературы и фольклора
Формирование целостной картины мира
Развитие литературной речи
Приобщение к словесному искусству Методический кабинет, все помещения групп, музыкальный зал, участок Художественная литература для чтения детям и чтения самим детям;
Справочная литература (энциклопедии);
Ауди- и видеозаписи литературных произведений;
Образно- символический материал (игры, пазлы);
Различные виды театров;
Ширма для кукольного театра;
Детские театральные костюмы, атрибуты для костюмов и постановок;
Игрушки – персонажи;
Игрушки – предметы оперирования;
-алгоритмы (схемы) для обучению рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов;
Картотека подвижных игр со словами;
Картотека словесных игр;
Картотеки потешек, загадок. Пословиц и других форм литературного творчества;
Книжные уголки в таблицах;
Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек
Игровая деятельность
Развитие навыков и умений игровой деятельности Игровые комнаты вех групп, участок учреждения Игрушки – персонажи и ролевые атрибуты;
Игрушки – предметы оперирования;
Маркеры игрового пространства;
Полифункциональные материалы;
Игры для интеллектуального развития детей;
Строительный материал;
Конструкторы;
Детали конструктора;
Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми Все пространства учреждения Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
Настольные игры, соответствующие тематике;
Альбомы «Правила группы», «Правила безопасности»;
Игрушки – персонажи и ролевые атрибуты;
Игрушки – предметы оперирования;
Маркеры игрового пространства;
Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности Все помещения групп Иллюстрированный материал, плакаты для рассматривания;
Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
Дидактические наборы соответствующей тематики;
Этнокалендарь;
Фотоальбомы воспитанников;
Коллекции;
Образно – символический материал (наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов, для ее иерархической классификации);
Нормативно- знаковый материал
Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу Игровые комнаты всех групп Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
Дидактические наборы соответствующей тематики;
Справочная литература;
Образно- символический материал (наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов, для иерархической классификации);
Этнокалендарь;
Фотоальбомы воспитанников;
Коллекции;
Нормативно- знаковый материал
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
Приобщение к правилам безопасного поведения Все помещения ДОУ Иллюстрированный материал, картины, плакаты для рассматривания;
Видеофильмы детей;
Дидактические наборы соответствующей тематики;
Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
Энциклопедии;
Игрушки – предметы для оперирования;
Игрушки –персонажи и ролевые атрибуты;
Маркеры игрового пространства
Передача детям о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства Игровые комнаты всех групп, участок детского сада Иллюстрированный материал, картины, плакаты для рассматривания;
Видеофильмы для детей;
Дидактические наборы соответствующей тематики;
Игрушки – предметы оперирования;
Игрушки –персонажи и ролевые атрибуты;
Полифункциональные материалы;
Настольные игры соответствующей тематики;
Строительный материал;
Конструкторы;
Детали конструктора;
Художественная литература для чтения детям и рассматривание самими детьми по теме «Безопасность»
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациями Все пространства учреждения, участок учреждения Иллюстрированный материал, картины, плакаты для рассматривания;
Видеофильмы для детей;
Дидактические наборы соответствующей тематики;
Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
Энциклопедии;
Игрушки – предметы оперирования;
Игрушки – персонажи и ролевые атрибуты;
Маркеры игрового пространства;
Строительный материал;
Конструкторы и его детали;
Настольные игры соответствующей тематики;
Информационно- деловое оснащение ДОУ по теме;
Настольные игры по теме
Конструирование из разного материала
Развитие навыков и умений конструктивной деятельности Методический кабинет, игровые комнаты групп Образно- символический материал (наборы картинок, календари погоды, природы, карты, атласы, глобусы и тд.);
Строительный материал;
Напольные конструкторы и его детали;
Плоскостные конструкторы;
Бумага, природные и бросовые материалы;
Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Развитие навыков и умений трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд, труд в природе) Все помещения групп, музыкальный зал, участок учреждения Игрушки – предметы оперирования;
Маркеры игрового пространства;
Атрибуты для сюжетно- ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа» и др.;
Полифункциональные материалы;
Материалы для аппликации, конструирования из бумаги;
Природные, бросовые материалы;
Материалы, учитывающие интересы девочек и мальчиков
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам Все пространство учреждения, участок учреждения Игрушки- предметы оперирования;
Маркеры игрового пространства;
Полифункциональные материалы;
Образно- символический материал;
Настольно- печатные игры по теме;
Материалы, учитывающие интересов для мальчиков и девочек
Музыкальная деятельность
Развитие навыков и умений музыкально- художественной деятельности;
Приобщение к музыкальному искусству Игровые комнаты, музыкальный зал Музыкальный центр,
Пианино;
Разнообразные музыкальные инструменты для детей;
Подборка аудизаписей с музыкальными произведениями;
Пособия, игрушки и атрибуты;
Ширма для кукольного театра;
Детские и взрослые костюмы;
Детские хохломские стулья и стол;
Шумовые коробочки;
Дидактические наборы по теме;
Детские рисунки по темам концертов артистов детской филармонии
Изобразительная деятельность
Развитие навыков и умений изобразительной деятельности детей (рисование¸ лепка, аппликация, художественный труд) Игровые комнаты групп, участок учреждения Слайды с репродукциями картин;
Материалы и оборудование для продуктивной деятельности (лепки, аппликации, рисования);
Природный и бросовый материал;
Иллюстрированный материал, картины, плакаты;
Настольно –печатные игры на освоение цвета, формы, величина и типа «Ассоциации» и др.);
Альбомы художественных произведений;
Художественная литература с произведениями;
Изделия с народными промыслами;
Скульптуры малых форм (глина, дерево);
Игрушки, муляжи. Гербарии, коллекции семян растений
Развитие детского творчества Приобщение к изобразительному искусству Игровые комнаты групп, участок учреждения Слайды с репродукциями картин;
Альбомы художественных произведений;
Художественная литература с иллюстрациями;
Иллюстрированный материал, картины и плакаты;
Изделия народных промыслов;
Скульптуры малых форм (глины, дерево)
Двигательная деятельность
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) Физкультурный зал, игровые помещения групп, участок учреждения Музыкальный центр;
Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, ОРУ);
Картотеки подвижных игр;
Картотека по валеологии;
Тренажеры;
Атрибуты для спортивных игр;
Игровые комплексы;
Качели, карусели;
Материалы, учитывающие интересы девочек и мальчиков
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании Физкультурный зал, все помещении групп, участок учреждения Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, ОРУ);
Настольно- печатные игры по теме;
Игры на ловкость;
Тренажеры (велосипед и др.);
Фитбол;
Атрибуты для спортивных игр;
Игровые комплексы;
Качели, карусели
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей Все пространство учреждения, участок учреждения Развивающие игры;
Художественная литература;
Игры на ловкость;
Дидактические игра на развитие психических процессов (мышление, внимание, память, воображение);
Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, ОРУ);
Картотеки подвижных игр;
Тренажеры;
Атрибуты для спортивных игр;
Игровые комплексы;
Качели
Воспитание культурно- гигиенических навыков Все помещения групп участок учреждения Алгоритмы запоминания последовательности КГН;
Художественная литература;
Игрушки- персонажи;
Игрушки- предметы оперирования;
Маркеры игрового пространства;
Настольные игры соответствующей тематики;
Иллюстрированный материал, картинки, плакаты
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Все помещения групп, участок учреждения Иллюстрированный материал, картинки, плакаты;
Настольные игры соответствующие тематики;
Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
Игрушки- персонажи;
Игрушки – предметы оперирования;
Физкультурно- оздоровительное оборудование;
Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, ОРУ);
Картотеки подвижных игр;
Картотека игр по валеологии;
Картотека «Игры, которые нас лечат»