Организация психолого-педагогических условий для развития и саморазвития воспитанников детского дома


Создание психолого-педагогических условий для развития и саморазвития воспитанников детского дома педагог-психолог Фадина Л.В. Профессиональные позиции педагога и психолога имеют серьезные различия Психолог – специалист по неодинаковости. ( по меткому замечанию А. Г. Асмолова). Его задача – помочь ребенку построить путь индивидуального, своеобразного развития. Педагог – специалист по выравниванию. Задача педагога помочь каждому ученику усвоить заданный учебный стандарт, одинаковый для всех. Для психолога оценочные суждения- неприемлемыми, в педагогической деятельности - без них не обойтись. Педагог стремиться количественно оценить любую деятельность. Психолог не может и не хочет рассматривать продукты своего труда таким образом. «Мишенью» работы психолога выступает эмоционально-мотивационная сфера личности ребенка. Педагог воздействует прежде всего (а иногда – и только лишь) на когнитивную сферу.Педагоги и психологи по-разному относятся к детям. Позицию педагога в отношениях с детьми можно обозначить «напротив», психолога – как «рядом», или «в стороне». Оптимизация социальной среды подростков Обеспечить подростку чувство любви и принятия окружающими;Побуждать понимать себя, других людей, причины и последствия своего поведения, ставить цели, думать над способами их достижения;Побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию в значимых для него видах деятельности- учебе, общении со сверстниками и взрослыми, спорте и т.д.Предоставлять условия для развития возрастных новообразований;Соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Объективные трудности педагога в работе с подростками ПедагогС одной стороны необходимо принимать подростков такими какие они есть;С другой- справляться со своими собственными чувствами- раздражением, гневом, обидой, вызванными с переносом на них сложных чувств; с ненормативным поведением подростковС третей – находить формы педагогического воздействия, по степени авторитарности соответствующие возрастным особенностям учащихся. Кризис- состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности в дискретный момент развития личности.Кризисной называют ситуацию, когда человек сталкивается с препятствиями в реализации важных жизненных целей и не может справится сситуацией с помощью привычных средств. Критическая ситуация- это вид социальной ситуации; она складывается в результате одномоментного сильного или слабого, но Длительного психологического травматизирования совокупностью событий внешнего или внутреннего мира. Может отображаться на когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах. Ее проявлениями являются : стресс, фрустрация, психологический кризис, внутриличностный конфликт, ситуационные реакции на эмоциональные раздражители Упражнения Развитие эмпатии Упражнение «К.У.Б.О.У»Повышение уровня взаимодействия в группе (доверия, уважения, привязанностей) Упражнение «Никто из вас не знает, что я…»Регуляция психического и эмоционального состояния Упражнение «Поросячьи бега»Упражнение на релаксацию Дать возможность подросткам проявления чувств.Подросток должен иметь возможность кому-нибудь доверить свои чувства. Психолог- оказать ему помощь в проявлении и осознании своих чувств - абсолютное принятие его взрослым. Психологическое сопровождение подростков во время кризиса Оказать помощь подросткам в понимании того, что с ними происходит.Развитие рефлексии (умение вести внутренний диалог). Как помочь подростку в депрессивном состоянии Подросток должен быть уверен, что огорчать может его поведение, но это не отразится на любви к нему. Найдите время для полноценного общения с подростком, чтобы он мог рассказывать вам о своих делах, мыслях, обо всем, что для него значимо.Не отмахивайтесь от ребенка, когда ему трудно, даже если ли вам кажется, что дело пустяковое, а его чувства временны. Разговаривайте с ребенком. Помогите ребенку разобраться в своих чувствах и отношениях.Если депрессивное состояние прогрессирует и усиливается и подросток с безнадежностью смотрит в будущее, то в такой стадии депрессии наравне с психологической помощью необходимо и медицинское вмешательство. Если ваш ребенок начал употреблять алкоголь или наркотики, также срочно обратитесь за помощью к специалистам. Будьте внимательны к окружению вашего ребенка. Ограничивайте в какой-то степени его свободу. Если ребенок будет знать, что он любим и может доверять вам, то он прислушается к вашим советам и не оставит без внимания ваши предостережения Как создать благоприятный психологический климат в группе?Принципы поведения руководителя, педагога, психолога(по В.Г. Ольшанскому) Открытость, непринужденность общения.Понимание, способность войти в положение другого. Гласность. Отказ от оценки личности. Анализ фактов.Не приказ, а ориентация на проблему.Сослагательность, а не категоричность. Мероприятия по созданию благоприятного психологического климата Диагностика переживания критических ситуаций, нервно-психических состояний и выявление внутриличностных конфликтов.Психологическое консультирование Проведение ПМПК школьных и представление на РПМПК Тренинги: «Игрового взаимодействия» Е.А. Леванова, А.Г. Волошина, В.А. Плешаков, А.Н. Соболева, И.О. Телегина;«Развитие личности школьника» Е. Лепешова;«На пороге взрослой жизни» К. Фопель;«Тренинг развития жизненных целей» (тренинг коммуникативных навыков, тренинг развития эмпатии, коррекции социального поведения) Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г. Трошихина Е.Г. Индивидуальные консультации Информативные стендыСотрудничество с педагогами, при проведении совместных мероприятий: педсоветов, методъобединений и др. 1. М.Р. Битянова. Организация психологической работы в школе. М. Генезис 2000 г.2. 2. М.Р. Битянова. Психолог как лидер. Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога. Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 44/2003. 3. И.В.Вачков. Групповые методы в работе школьного психолога. г. Ось-89 2002 г.В.А.Родионов. М.А.Ступницкая. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль 2002 г. 4. И.А. Баева. Тренинги психологической безопасности в школе. С.-П. «Речь» 2003 г.Н. Семаго. Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающей работе с неуспевающими детьми при различных типах отклоняющегося развития. Газета"Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 40/2003. 5. Т. Громова. Чужой среди своих. Газета "Школьный психолог" Издательского дома"Первое сентября", № 43/2003 6.Психологическая листовка. Как создать развивающий климат в группе? Принципы поведения руководителя, педагога, психолога. (по В.Б. Ольшанскому) 7.Газета"Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 42/2004.Автор всех схем – О. Ракова. Технический редактор – А.Раков. 8.О.В. Хухлаева. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися.- М.: Генезис, 2007 Литература: