«Применение рефлексии в образовательном процессе»
Методическая разработка
«Применение рефлексии в образовательном процессе»
В лингвистике первая часть сложных слов (само–) означает направленность чего-нибудь на самого себя. А потому знакомая фраза «начинай с самого себя» приобретает наиболее актуальный оттенок. И, действительно, прежде чем попытаться сформировать или воспитать в наших учениках что-либо, необходимо сначала проанализировать свою собственную работу. Важность и необходимость анализа своей деятельности очевидна.
Большинство педагогов едины во мнении, что, чтобы осуществлять самоконтроль, школьникам сначала следует осознать контроль учителя и взаимоконтроль как объективные явления педагогического процесса. Отсюда на данном этапе обучения основным методом формирования самоконтроля и самоанализа является педагогическое наблюдение и коррекция со стороны учителя. По мнению педагогов, учитель на уроке является тем, кто учит осознать и мотивировать свою учебную деятельность, воспринимать информацию, составлять план ответа, анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять главное, учит вести познавательную деятельность индивидуально, в паре, в группе. Учитель наблюдает за работой детей, беседует с ними, создает различные и развивающие ситуации. Воспринимая педагога как образец, школьники в свою очередь психологически стараются ему соответствовать, следовательно, контролировать и организовывать собственную деятельность. Однако в идеале учащимся самим необходимо знать и понимать, какая информация им нужна для решения той или иной учебной задачи, каковы могут быть способы ее решения. Для этого на уроках идет ссылка на используемые источники, ребята сами проговаривают и объясняют свои решения, часто самостоятельно формулируют тему урока или необходимые проблемные вопросы, работают в группах по плану новой темы.
Если обобщить все приемы, наиболее часто применяемые педагогами для развития необходимых качеств, то можно назвать:
Различные виды взаимопроверки учениками;
Оценивание устных ответов одноклассников;
Выбор заданий учениками в зависимости от уровня сложности;
Различные формы взаимообучения.
Все они ведут к формированию рефлексии.
Тезаурус
Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Рефлексия – размышление, самонаблюдение; принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных знаний и поступков.
Самоанализ – процесс и результат рефлексии учащихся по поводу собственной деятельности с целью ее улучшения.
Самоанализ – умение осознать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки.
Самоконтроль – сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления с некоторыми субъектными нормами и представлениями.
Самооценка – элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.