Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.10 Обществознание (включая Экономику и Право) для специальности 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта


Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА №9»
(ГБПОУ КАТ № 9)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОУД.10
Обществознание (включая Экономику и Право)
для специальности 23.02.03.
Техническое обслуживание и ремонт автомобильноготранспорта
Базовая и углублённая подготовка среднего профессионального образования
МОСКВА
2015

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 8 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 37
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 38


Аннотация к рабочей программе дисциплины «Обществознание (включая Экономику и Право)
1.1. Область применения программы: Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание (включая Экономику и Право)» далее дисциплина именуется «Обществознание» является частью профессиональной образовательной программы по реализации среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» составленной в соответствии с Примерной программой учебной дисциплины «Обществознание (включая Экономику и Право)», автор – Важенин А.Г.., одобренной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» протокол №3 от 21 июля 2015 г. с учётом технического профиля получаемого образования
1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП: учебная дисциплина «Обществознание» является частью дисциплин общеобразовательного цикла среднего (полного) общего образования.

3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
характеризовать основные социальные объекты, определять их сущностные признаки, закономерности их развития, общие черты и различия;
находить и анализировать причинно-следственные связи между социальными процессами и явлениями, определять их характер и закономерности их развития;
осуществлять поиск, отбор и анализ социальной информации, её преобразование, сохранение и передачу;
анализировать социально – экономические, политические, культурные процессы протекающие в современном обществе, причины их возникновения, вектор их развития и их социальные акторы;
характеризовать социальные структуры (касты, классы, страты) современного общества, их функции и роль в развитии современного общества;
характеризовать политические процессы, происходящие в современном обществе, характеризовать субъектов политической деятельности (партии, движения, лидеры), определять и характеризовать их программы и политические цели;
анализировать экономические процессы, характеризовать экономические системы, экономические интересы участников хозяйственной деятельности, экономические институты общества, мотивы поведения субъектов хозяйственной деятельности в различных экономических системах, цели участников экономических отношений;
характеризовать различные правовые системы, правовые институты общества, характер и сферы их деятельности, функции и цели правовых институтов
характеризовать отрасли права – гражданское, уголовное, административное, трудовое и другие, сферы, принципы и особенности их применения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
тенденции развития современного общества как сложной динамической системы;
основные экономические закономерности развития общества, экономические институты общества, принципы их функционирования, мотивы поведения участников экономической деятельности, основные экономические законы и формы их проявления, основные исторически известные экономические системы и принципы их организации и функционирования, способы разрешения экономических противоречий, системы регулирования экономики и основные принципы функционирования микро и макроэкономики;
социальную структуру современного общества и социальные структуры прошлого, знать основные экономические, социальные и политические сферы общества, их предназначение, цели и функции, которые они реализуют в своей деятельности, социальные институты общества, понятия социальной мобильности- вертикальной и горизонтальной, определения социальной роли и социального статуса, основные конфессии современности и особенности их бытования и распространения, функции семьи в современных условиях;
понятие политической власти, политические системы современного общества, типологию партий, типы политических режимов, функции политической власти и её цели, партийные системы существующие в обществе, методы политической борьбы, роль СМИ в формирование политической власти, понятие политических движений и их классификацию, типы избирательных систем, способы достижения политической власти, формы политической агитации, типологию, социальный состав современных политических партий Российской Федерации;
понятие права, нормы права, способы изложения норм права, отрасли права, системы права, понятия санкции, источники права- правовой обычай, прецедент, договор, нормативно правовой акт, правовой гипотезы, правовой диспозиции, понятия обыденное правосознание, правовой нигилизм, профессиональное правосознание, правовой релятивизм, правовой идеализм, дефекты правосознания, деформация правосознания, события, юридический факт, дееспособность, субъект и объект правоотношений, знать понятия отклоняющегося (девиантное) и преступного (деликвентного) поведения, правомерное поведение, конформистское поведение, злоупотребление правом, привычное поведение, маргинальное поведение, правонарушение, вина, проступок, мотив, права и свободы гражданина, государственное право, административное право, гражданское право, трудовое право, уголовное право, уголовная ответственность, соучастие, необходимая оборона, грабёж, мошенничество, кража, презумция невиновности4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
- 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая и углублённая подготовка)
максимальная учебная нагрузка – 175 часов
обязательная аудиторная учебная работа – 117 часов
самостоятельная (внеаудиторная) работа – 58 часов
5. Тематический план
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о природе и человеке
Тема1.1.1. Природа человека, врождённые и приобретённые качества.
Тема 1.1.2. Человек , индивид, личность
Тема 1.1.3. Бытие и сознание, деятельность и потребности
Тема 1.1.4. Общение и познание
Тема 1.1.5. Духовный мир человека
Тема 1.2.1. Общество как сложная система
Тема 1.2.2. Развитие общества и природная среда
Тема 1.2.3. культура и цивилизация
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества
Тема 2.1.1. Духовная культура личности и общества
Тема 2.2.1. Наука и образование
Тема 2.2.2. Образование в современном мире
Тема 2.3.1. Мораль, искусство и религия в современном мире
Раздел 3. Экономика
Тема 3.1.1. Экономика и экономическая наука
Тема 3.1.2. Типы экономических систем
Тема 3.1.3. Экономика семьи
Тема 3.2.1. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Тема 3.2.2. Спрос и предложение
Тема 3.2.3. Роль фирм в экономической жизни общества
Тема 3.2.4. Функции государства в экономике
Тема 3.3.1. ВВП, его структура и динамика
Тема 3.3.2. Рынок труда и безработица
Тема 3.3.3. Деньги, банки, инфляция
Тема 3.4.1. Становление рыночной экономики в России
Тема 3.4.2. Микро и макроэкономика
Тема 3.4.3. Место России в системе международного разделения труда
Раздел 4. Социальные отношения
Тема 4.1.1. Социальные отношения
Тема 4.1.2. Социальная роль
Тема 4.1.3. Социальный статус и престиж
Тема 4.2.1. Социальный контроль, социальные нормы и санкции
Тема 4.2.2. Социальный конфликт
Тема 4.3.1. Социальная стратификация в современной России
Тема 4.3.2. Молодёжь как социальная группа
Тема 4.3.3. Этнические общности
Тема 4.3.4. Семья как малая социальная группа
Раздел 5. Политика как общественное явление
Тема 5.1.1. Властные и политические отношения в обществе
Тема 5.1.2. Государство: сущность, признаки, функции
Тема 5.1.3. Формы государства, политические режимы, типологии политических режимов
Тема 5.2.1. Личность и государство, политическое общество
Тема 5.2.2. Гражданское общество и государство
Тема 5.2.3. Политические процессы в гражданском обществе
Тема 5.2.4. Политические партии и движения, их классификации
Тема 5.2.5. Политическая культура и роль СМИ в политической системе общества. Избирательная система.
Раздел 6. Право
Тема 6.1.1. Правоотношения в социальной структуре общества.
Тема 6.1.2. Основные формы права. Нормативные правовые акты
Тема 6.1.3. Структура правовых отношений
Тема 6.2.1. Конституционное право. Основы конституционного строя
Тема 6.2.2. Правоохранительные органы РФ. Судебная система
Тема 6.2.3. Понятия гражданства
Тема 6.2.4. Основные конституционные права и обязанности граждан
Тема 6.3.1. Гражданское право и гражданские правоотношения
Тема 6.3.2. Семейное право и семейные правоотношения
Тема 6.3.3. Трудовое право и трудовые правоотношения
Тема 6.3.4. Административное и уголовное право
Тема 6.4.1. Международное право
6. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей/ учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования М.: ОИЦ «Академия» ОАО Московские учебники, 2011
2.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей естественнонаучного, гуманитарного профилей. Практикум. М.: ОИЦ «Академия», Московские учебники, 2011
3.Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. М.: ОИЦ «Академия» ОАО Московские учебники, 2011
7. Итоговая аттестация в форме зачёта
8. Разработчик
ГБПОУ КАТ № 9 Преподаватель А.А. Попов
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Обществознание (включая Экономику и Право)»
1.1. Область применения программы: Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание (включая Экономику и Право)» далее дисциплина именуется «Обществознание» является частью профессиональной образовательной программы по реализации среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» составленной в соответствии с Примерной программой учебной дисциплины «Обществознание (включая Экономику и Право)», автор – Важенин А. Г., рекомендованной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., с учётом технического профиля получаемого образования
1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП: учебная дисциплина «Обществознание» является частью дисциплин общеобразовательного цикла среднего (полного) общего образования, направленная на формирование общих компетенций, рассматриваемые ФГОС как результат образования, выражающийся в овладении наиболее социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция формируется и реализуется как понимание роли и места и социальной значимости своей профессии в системе экономики России
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция формируется и реализуется как изучение и использование способов и методов достижения предельной экономической и социальной эффективности деятельности работника в условиях рыночной экономики
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция формируется и реализуется как усвоение навыков аналитического мышления и поведенческих, оценочных стереотипов поведения человека в системе рыночных отношений
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция реализуется как формирование жизненно устойчивой потребности к поиску и объективной экономической, профессиональной, культурной, социальной и любой другой информации, позволяющей эффективно осуществлять задачи личностного и профессионального развития в условиях системы экономического и социального выбора
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональн- ой деятельности. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция реализуется как формирование потребности в постоянном овладении современными формами и методами поиска и отбора информации экономического, профессионального и социального характера, умении находить, извлекать, отбирать и анализировать профессиональную информацию, организовывать, сохранять, преобразовывать и передавать её, имея своей целью совершенствование профессиональных, деловых качеств.
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция реализуется в форме изучения и практического применения способов и приёмов взаимодействия с окружающими, владение навыками работы в группе, использование знаний социальной и конфликтной психологии в процессе общения, изучение, освоение и владение различными социальными ролями, с учётом изучаемой дисциплины учащийся должен уметь представлять себя, коллектив в условиях межкультурного общения, использовать полученные знания и навыки по проблемам межнациональных и социальных конфликтов в диалоге культур и социального общения
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция реализуется как формирование устойчивой потребности личности учащегося к самореализации, лидерству, соревновательности, и однов-
ременно чувству ответственности за результаты работы руководимой им группы команды, бригады.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификац-ии. Применительно к изучаемой дисциплине, данная общая компетенция реализ- уется как формирование у учащихся устойчивой, жизненной потребности в повышении общего социально – культурного, профессионального и личностного уровня развития, что является базовым условием профессионального, социального и личного успеха учащихся в процессе жизнедеятельности, позволяя успешно конкурировать на рынке труда, действуя в соответствии с общей и личной выгодой
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Применительно к изучаемой дисциплине, данная общая компетенция реализуется как формирование потребности постоянно анализировать экономические процессы происходящие в обществе, их развитие, усложнение, смену, акцентируя внимание учащихся на необходимость постоянного повышения уровня их профессиональной компетенции, овладения смежными специальностями, повышение общекультурного уровня знаний в сфере экономики, трудовых отношений, развития и формирования новых потре-
бностей общества, направлений развития научно – технического прогресса в сфере их профессиональной деятельности, что объективно требует постоянного
углубления знаний и профессиональной компетенции участников экономических отношений
ОК 10 Исполнять воинскую обязанность в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношества). Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетентность реализуется как формирование сознательного стереотипа правового и гражданского поведения личности и формирования высокой правовой культуры, а также воспитания чувства патрио-
тизма, преемственности и гордости за ратный подвиг народов России в годы Великой Отечественной войны, осознание как потребность (долг) и обязанность защищать своё Отечество, частью которой является прохождение воинской службы.
1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Учебная дисциплина «Обществознание» предназначена для изучения данного предмета в учреждениях начального и среднего профессионального реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, в соответствии с Рекомендациями по реализации и организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовате-льных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных образовательных станда-ртов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образован-ия (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), обществознание в учреждениях начального профессионального образования (далее - НПО) и среднего профессионально-го образования (далее – СПО) изучается с учётом профиля получаемого профессионально-го образования.
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» (включая Экономику и Право) обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в политкультур-ном мире;
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознан-но принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистиче-ские и демократические ценности;толерантное сознание и поведение в политкультурном мире, готовность и способн-ность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитыв-ая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достиже-ния; эффективно разрешать конфликты;
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостояте-льной, творческой и активной деятельности; сознательное отношение к непрерывн-ому образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятель-ности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельно-сть; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деяте-льности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деят-ельность, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбе-режения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей:
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владением умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархи-ческие и другие связи социальных объектов и процессов;
сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспект-ивах развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогноз-ировать последствия принимаемых решений;
сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звень-ев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественно-го развития.
Программа учебной дисциплины «Обществознание» ориентирована на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, её духовно – нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей гражданина и человека;
овладением умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимыми для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование у учащихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между представителями разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом
формирование базовых, общих компетенций как суммы методов, навыков, знаний, набора способов деятельности, направленных на получение конечного продукта в форме высококвалифицированного специалиста-профессионала, соответствующего требованиями, соответствующего требованиям предъявляемым современным и перспективным рынком труда.
В процессе реализации Программы учебной дисциплины «Обществознание» происхо-дит оформление межпредметных связей с другими общеобразовательными дисципли-нами – История, Основы философии, Психология общения и профессиональными учебными дисциплинами – Правовое обеспечение профессиональной деятельности, Безопасность жизнедеятельности; целью реализации этих связей является выход на конечный продукт обучения учащегося – формирование востребованного рынком профессионально и социально компетентного специалиста системы АТП.В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
характеризовать основные социальные объекты, определять их сущностные признаки, закономерности их развития, общие черты и различия;
находить и анализировать причинно-следственные связи между социальными процессами и явлениями, определять их характер и закономерности их развития;
осуществлять поиск, отбор и анализ социальной информации, её преобразование, сохранение и передачу;
анализировать социально – экономические, политические, культурные процессы протекающие в современном обществе, причины их возникновения, вектор их развития и их социальные акторы;
характеризовать социальные структуры (касты, классы, страты) современного общества, их функции и роль в развитии современного общества;
характеризовать политические процессы, происходящие в современном обществе, характеризовать субъектов политической деятельности (партии, движения, лидеры), определять и характеризовать их программы и политические цели;
анализировать экономические процессы, характеризовать экономические системы, экономические интересы участников хозяйственной деятельности, экономические институты общества, мотивы поведения субъектов хозяйственной деятельности в различных экономических системах, цели участников экономических отношений;
характеризовать различные правовые системы, правовые институты общества, характер и сферы их деятельности, функции и цели правовых институтов
характеризовать отрасли права – гражданское, уголовное, административное, трудовое и другие, сферы, принципы и особенности их применения
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

успешного выполнения типичных социальных ролей, взаимодействия с социальными, экономическими, политическими, правовыми институтами общества;
совершенствования и углубления собственной познавательной деятельности;
осуществления самостоятельного поиска информации, критического восприятия расхожих мнений, представлений, социальных мифов;
решения практических задач, возникающих в процессе жизнедеятельности – общения, трудовых, семейных, социальных и других отношений;
оценки происходящих событий и поведения различных социальных групп с точки зрения их экономических, политических, социальных интересов, оценки поведения людей с точки зрения соответствия их деятельности нормам морали и права
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
осуществления конструктивного взаимодействия с другими членами общества – общения с представителями другой религиозной культуры, других политических убеждений
для поиска компромисса в процессе взаимодействия с людьми имеющими другие политические, религиозные, социальные, корпоративные ценности
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
тенденции развития современного общества как сложной динамической системы;
основные экономические закономерности развития общества, экономические институты общества, принципы их функционирования, мотивы поведения участников экономической деятельности, основные экономические законы и формы их проявления, основные исторически известные экономические системы и принципы их организации и функционирования, способы разрешения экономических противоречий, системы регулирования экономики и основные принципы функционирования микро и макроэкономики;
социальную структуру современного общества и социальные структуры прошлого, знать основные экономические, социальные и политические сферы общества, их предназначение, цели и функции, которые они реализуют в своей деятельности, социальные институты общества, понятия социальной мобильности- вертикальной и горизонтальной, определения социальной роли и социального статуса, основные конфессии современности и особенности их бытования и распространения, функции семьи в современных условиях;
понятие политической власти, политические системы современного общества, типологию партий, типы политических режимов, функции политической власти и её цели, партийные системы существующие в обществе, методы политической борьбы, роль СМИ в формирование политической власти, понятие политических движений и их классификацию, типы избирательных систем, способы достижения политической власти, формы политической агитации, типологию, социальный состав современных политических партий Российской Федерации;
понятие права, нормы права, способы изложения норм права, отрасли права, системы права, понятия санкции, источники права- правовой обычай, прецедент, договор, нормативно правовой акт, правовой гипотезы, правовой диспозиции, понятия обыденное правосознание, правовой нигилизм, профессиональное правосознание, правовой релятивизм, правовой идеализм, дефекты правосознания, деформация правосознания, события, юридический факт, дееспособность, субъект и объект правоотнош-ений, знать понятия отклоняющегося (девиантное) и преступного (деликве-нтного) поведения, правомерное поведение, конформистское поведение, злоупотребление правом, привычное поведение, маргинальное поведение, правонарушение, вина, проступок, мотив, права и свободы гражданина, государственное право, административное право, гражданское право, трудовое право, уголовное право, уголовная ответственность, соучастие, необходимая оборона, грабёж, мошенничество, кража, презумция невиновн-ости.В процессе изучения дисциплины «Обществознание (включая Экономику и Право)» в системе предметов общеобразовательного цикла учащиеся должны овладеть общеучебны-ми компетенциями – самоорганизации, самообучения, информационной и коммуникатив-ной. Общеучебная компетенция определяется как способность и готовность субъекта эффективно сорганизовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Общеучебные компетенции относятся к общему кругу учебных предметов и образовательных областей и моделируют деятельность учащегося для его полноценной жизни в будущем.
Общеучебные компетенции
Общеучебные компетенции Содержание, навыки и умения
Самоорганизация Это совокупность компетенций учащегося в сфере учебной и трудовой деятельности направленных на выбор целевых и смысловых установок для своих действий и поступков, принятие решения. Данные общеучебные компетенции обеспечивают механизм самоопределения учащегося в ситуа-
циях учебной и иной деятельности. Навыки и умения – выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной зад-
ачи; сравнение полученных результатов с учебной задачей; владение разл-
ичными способами самоконтроля; умение определять содержание своей учебной деятельности; определять проблемы собственной учебной деятельности и корректировать его объёмы; определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины
Самообучение Это совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методо-
логической деятельности, куда входят способы организации целепологан-
ия, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изуч-
аемым объектам учащийся овладевает креативными навыками: добывани-
ем знаний, овладение приёмами познавательной деятельности, действиями в нестандартной ситуации. Навыки и умения – определять причинно- след-
ственные связи между сторонами объекта; выполнять сравнения по анало-
гии; осуществлять опровержение аргументов; решать проблемные задачи; комбинировать известные средства для решения новых проблем; проводи-
ть работу исследовательского характера; владеть навыками анализа и син-
теза; осуществлять мысленный эксперимент
Самообучение Это совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методо-
логической деятельности, куда входят способы организации целеполаган-
ия, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изуч-
аемым объектам учащийся овладевает креативными навыками: добывани-
ем знаний, овладение приёмами познавательной деятельности, действиями в нестандартной ситуации. Навыки и умения – определять причинно- след-
ственные связи между сторонами объекта; выполнять сравнения по анало-
гии; осуществлять опровержение аргументов; решать проблемные задачи; комбинировать известные средства для решения новых проблем; проводи-
ть работу исследовательского характера; владеть навыками анализа и син-
теза; осуществлять мысленный эксперимент
Информационная Это совокупность компетенций учащегося в сфере поиска, отбора, анализа, необходимой информации, её преобразования, сохранения и передачи. Навыки и умения- составлять конспект текста, выступления; составлять рецензию на ответ; выполнять реферативные работы; выбирать стиль изложения в соответствии с задачами текста, использовать исходя из учеб-
ной задачи, различные виды моделирования; составление тезисов, конспе-
ктирование; работа с основными компонентами учебника; использование справочной и дополнительной литературы; подбор и группировка материа-
лов; составление планов различных видов; создание текстов различных типов; владение различными формами изложения текста; составление на основе текста таблицы, схемы, графика; владение цитированием и различн-
ыми видами комментариев; подготовка реферата, доклада
Коммуникационная Это совокупность потенций учащегося в сфере личного общения, организ- ации взаимодействия и сотрудничества с окружающими, достижения взаи-
мопонимания и организация совместной деятельности с другими людьми. Навыки и умения – владение приёмами риторики; владение различными формами устных публичных выступлений; владение культурой речи; спос-
обность вести дискуссии; организация совместной деятельности; оценка разных точек зрения; владение приёмами действий в ситуациях общения, умение искать и находить компромиссы
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины:
С учётом технического профиля учебного заведения занятия по предмету «Обществознание» ориентированы на рассмотрение проблем современной экономики России и зарубежных стран, акцентируется внимание учащихся на проблемы технического и экономического развития и технической модернизации России, на состояние отечественной науки и отечественного изобретательства, особое внимание уделяется вопросам трудового права, трудовых отношений в современной России, профильная составляющая данного предмета общеобразовательного цикла реализуется через развитие межпредметных связей – совместн-ые круглые столы по истории отечественного Автопрома, истории конструкторской мысли в России, а также ориентации самостоятельной работы учащихся на рассмотрение проблем современного развития системы АТП.
1.5. Количество часов, отведённое на освоение программы общеобразовательной дисциплины, в том числе:
максимальная учебная нагрузка – 175 часов
обязательная аудиторная учебная работа – 117 часов
самостоятельная (внеаудиторная) работа – 58 часов
1.6. Изменения, внесённые в рабочую программу по сравнению с примерной программой по общеобразовательной дисциплине «Обществознание (включая Экономику и Право)»
Резерв учебного времени в объёме 9 часов распределяется с учётом специфики учебного процесса и технического профиля учебного заведения, необходимости усвоения учащимися наиболее сложных разделов программ курса следующим образом:
2 часа резерва учебного времени отводятся на тему «Введение в обществознание»;
2 часа резерва учебного времени используются в форме обобщающего урока после изучения Раздела 2-«Основы знаний о духовной культуре человека и общества»;
2 часа резерва учебного времени используются в форме обобщающего урока после изучения Раздела 4-«Социальные отношения»;
2 часа резерва учебного времени используются в форме обобщающего урока после изучения Раздела 5-«Политика как общественное явление»;
1 час резерва учебного времени используются в конце второго семестра обучения в форме обобщения и повторения материала в процессе проведения зачёта
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание (включая Экономику и Право)
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 175
Максимальная аудиторная учебная нагрузка (всего) 117
в том числе: Практические занятия -
Контрольная работа -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 58
в том числе: выполнение реферата 10
работа с учебной и справочной литературой 38
создание презентаций 10
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины “Обществознание» (включая экономику и право)
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, самостоятельная работа учащихся Объём часов Уровень освоения
Введение Предмет учебной дисциплины обществознание. Обществознание как агрегатное обобщение знаний о предпосылках возникновения и направлениях развития человеческого сообщества. Методы изучения общества- общие и специфические. Социальные закономерности 2 1
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Предмет исследования и методы изучения общества Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о природе и обществе 16 Тема 1.1.1. Природа человека, врождённые и приобретённые качества: Человек как продукт биологической и социальной эволюции Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюц-ии. Взаимоотношение многообразных начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное 2 1
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Факторы антропосоциогенеза»
Тема 1.1.2.Человек, индивид, личность Личность как субъект общественной жизни. Социализация и воспитан-ие личности. Поведение. Самовоспитание и саморегуляция. Свобода и ответственность. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Личность и её социальные свойства» Тема 1.1.3. Бытие и сознание, деятельность и потребности Бытие человека. Творческая природа человека. Предназначение человека. Цель и смысл человеческой жизни. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Сознание, виды деятельности» Тема 1.1.4. Общение и познание Понятие «общение», многообразие видов общения, функции общения. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Истина. Интуи-ция. Критерии истины. Познание и творчество. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Виды познания и общения» Тема 1.1.5.Духовный мир человека, цель и смысл жизни человека Духовный мир человека. Мировоззрение человека. Ценности. Цель и смысл человеческой жизни. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе – стратегия благополучия, успеха и самореализации 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Духовная культура общества» Тема 1.2.1.Общество как сложная система: Понятие общества и сферы его существования Понятие общества и его характерные признаки. Общество как сложная агрегатная структура человеческого общежития. Многообразие классификаций общества. Важнейшие институты общества. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Структура и система общества» Тема 1.2.2.Развитие общества и природная среда Общество как результат сложного коллективного взаимодействия соц-иальных, материальных и духовных форм деятельности человека. Про-тиворечие как двигатель развития общества. Многообразие форм социального изменения – эволюция, реформирование, революция 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Факторы развития общества» Тема 1.2.3.Культура и цивилизация, типологии обществ, прогнозы развития общества Понятие общественного прогресса, регресса, дегрессии, стагнации. Цивилизация и формация. Типы общества – традиционное, индустриа-льное, постиндустриальное (информационное) 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Формация и цивилизация» Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества 10 Тема 2.1.1. Духовная культура личности и общества Понятие духовной культуры её формы и разновидности – народная, массовая, элитарная. Значение духовной культуры в жизни общества. Экранная культура как продукт информационного общества. Средства массовой информации. Молодёжная культура. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Формы бытия духовной культуры» Тема 2.2.1.Наука и образование в современном мире: Роль науки в условиях современности Специфика науки как части культуры и вида духовного производства. Естественные и социально- гуманитарные науки. Наука и общество. Возрастание роли науки в условиях НТР. Особенности современной науки. Ответственность учёного перед обществом. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Классификация наук» Тема 2.2.2.Образование в современном мире Образование как способ передачи знаний. Цели и функции образования Основные элементы системы образования. Образование как ценность. Система образования в России. Самообразование. Образование и самореализация. Государственные гарантии в получении образования. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Структура образования в РФ» Тема 2.3.1. Мораль, искусство и религия в современном мире Мораль. Основные принципы и нормы морали. Моральный идеал. Мораль и её роль в регуляции социального поведения. Этика и этическ-ие нормы. Религиозная картина мира. Ранние формы религии. Миров-ые религии. Религия и мораль. Религия и политика. Искусство как вид духовного производства. Виды искусства. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Духовная культура общества» Повторно - обобщающее занятие Основы знаний о духовной культуре общества 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Конспект Раздел 3. Экономика 26 Тема 3.1.1. Экономика и экономическая наука. Экономика как научная дисциплина и хозяйственная деятельность. Собственность, её социально- экономическая сущность. Формы собственности. Цели экономической деятельности. Основные вопросы экономики. Блага и потребности, их виды. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Выбор и альтернативная стоимость. Маржина-льная теория стоимости. Общая и предельная стоимость. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Тема 3.1.2. Типы экономических систем Понятие экономической системы общества. Исторические формы экономических систем. Традиционные экономические системы, рыночная экономическая система, централизованная, распределительн-ая система 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Экономические системы и их признаки» Тема 3.1.3.Экономика семьи Рациональный потребитель. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Кривая Лоренца и эффект Джини. Семейный бюджет российской семьи. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Семейный бюджет» Тема 3.2.1. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике Товар и его свойства. Потребительная стоимость и стоимость. Товарн-ое производство. Рынок, его сущность и функции. Рыночное равновес-ие. Типы рынков – совершенный и несовершенный 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Типы рынков» Тема 3.2.2. Спрос и предложение Спрос, виды спроса, факторы влияющие на спрос, величина спроса, закон спроса. Эластичность спроса по цене и доходу. Предложение факторы влияющие на предложение, эластичность предложения по цене, рыночное равновесие и равновесная цена, четыре правила равновесной цены. Конкуренция и её виды. Рынок чистой монополии, олигополии, монополистической конкуренции 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Виды конкурентной борьбы» Тема 3.2.3. Роль фирм в экономической жизни общества – издержки, выручка, прибыль Фирма как ведущее звено экономики. Типы фирм. Издержки фирмы и их виды. Бухгалтерская и экономическая прибыль. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Экономическая и бухгалтерская прибыль»
Тема 3.2.4. Функции государства в экономике – налоги, бюджет, гос.долг, инвестиции Прямое и косвенное государственное регулирование экономики. Нало-ги, элементы налога, принципы налогообложения, налоговый мультип-ликатор, гос. бюджет, бюджетный дефицит, гос. долг, фискальная политика государства 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Структура налогов» Тема 3.3.1. ВВП, его структура и динамика Макроэкономика и микроэкономика. Характеристика СНС. Показатели СНС и их расчёты: ВВП и его структура. Факторы роста и торможения ВВП. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Структура ВВП» Тема 3.3.2. Рынок труда и безработица Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложе-ния труда. Профсоюзы и государство на рынке труда. Безработица, виды безработицы, социальные последствия безработицы 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Формы безработицы» Тема 3.3.3. Деньги, банки, инфляция Деньги, виды денег, банки и банковская система, функции банков, виды операций банков – пассивные, активные, забалансовые, банковс-кий процент, инфляция- причины, виды и последствия инфляции, антиинфляционное регулирование 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Функции денег в обществе» Тема 3.4.1. Становление рыночной экономики в России Осуществление рыночных преобразований в России. Особенности современной экономики в России. Россия в мировой экономике. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Этапы развития рынка в России (современный этап)» Тема 3.4.2. Микро и макроэкономика Микро и макроэкономические отношения 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Конспект Тема 3.4.3.Место России в системе международного разделения труда Мировая экономика на современном этапе, интеграционные процессы на современном этапе, их особенность, экономика России на современ-ном этапе, проблемы участия РФ в международном разделении труда 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Международное разделение труда» Раздел 4. Социальные отношения 20 Тема 4.1.1. Социальные отношения Социальные отношения. Социальные общности и группы. Социальные институты. Социальная стратификация, социальная мобильность, её виды, социальная структура современного общества 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Структура социальных отношений» Тема 4.1.2. Социальная роль Социальная роль, классификация соц. ролей в обществе. Ролевой кофликт. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей личности. Социальные роли личности в семье и трудовом коллективе. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Типология социальных ролей» Тема 4.1.3.Социальный статус и престиж Понятие социального статуса. Статусный набор. Иерархия статусов. Виды статусов. Статусная идентичность. Личный статус. Лидеры и аутсайдеры. Престиж. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Виды социальных статусов» Тема 4.2.1. Социальный контроль, социальные нормы и санкции Девиантное поведение, заблуждения и нонконформизм. Деликвентное поведение. Аномия. Криминальное поведение. Профилактика негативных форм девиантного поведения. Опасность наркомании, алкоголизма. Виды социальных санкций. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Виды социальных санкций» Тема 4.2.2. Социальный конфликт Понятие социального конфликта. Динамика конфликта. Типология конфликта. Функции конфликта. Рефлексия кризиса в аспекте конфликта. Пути разрешения социальных конфликтов. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Формы и динамика социальных конфликтов» Тема 4.3.1. Социальная стратификация в современной России Понятие страты. Теория социальной стратификации. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, религиозные, поселенческие группы в современной России. Каналы мобильности в современной России. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Страты в современной России» Тема 4.3.2. Молодёжь как социальная группа Социология молодёжи, специфика положения молодёжи на рынке труда, особенности молодёжных субкультур на рынке труда 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Молодёжная культура» Тема 4.3.3. Этнические общности Межнациональные отношения. Причины этносоциальных конфликтов, пути их разрешения. Межконфессиональный диалог. Конституционные принципы национальной политики в РФ 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Этнос и этнические общности» Тема 4.3.4. Семья как малая социальная группа Историческая эволюция семьи – нуклеарная семья, родственная семья. Семья и брак. Исторические формы брака. Кризисные явления в системе семейных отношений на современном этапе. Неполные семьи. Проблема отношений между поколениями. Современная демографическая ситуация в РФ. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Исторические формы семьи и брака» Повторно-обобщающее занятие Проблемы социальных отношений в современном мире 2 Самостоятельная работа студента 1 Конспект Раздел 5. Политика как общественное явление 18 Тема 5.1.1. Властные и политические отношения в обществе Понятие власти. Типы власти. Структура и агенты власти. Ресурсы и процесс властвования. Виды власти. Легитимность власти. Политическая система общества. Структура и функции политической системы общества. Типология политической власти. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Государственные органы власти в РФ» Тема 5.1.2. Государство: сущность, признаки, функции Государство как политический институт. Основные признаки государс-тва. Внешние и внутренние признаки государства. Особенности функций современных государств. Межгосударственная интеграция 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Функции государства» Тема 5.1.3. Формы государства, политические режимы, типологии политических режимов Формы государства. Формы правления. Формы государственного устройства. Понятие и структура политических режимов. Типология политических режимов. Проблемы переходного периода в построении демократического общества. Правовое государство, понятие и признаки. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Типы политических режимов» Тема 5.2.1. Личность и государство, политическое общество Понятие «политической элиты». Современные концепции политическ-их элит. Политический лидер. Типы политического лидера. Современн-ые теории лидерства. Лидеры и ведомые. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Типы политического лидерства» Тема 5.2.2. Гражданское общество и государство Понятие гражданского общества, его характерные черты. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества в России. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Политическая структура гражданского общества» Тема 5.2.3. Политический процесс в гражданском обществе Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Политич-еский абсентизм, его причины и опасность. Избирательные компании в современной России 2 2
Самостоятельная работа студентов 1 Таблица «Типы политического участия» Тема 5.2.4. Политические партии и движения, их классификация Сущность и структура политической партии. Типология политических партий. Партийные системы. Типология партийных систем. Партийная система современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Критерии партийной политики – типология партий» Тема 5.2.5. Политическая культура и роль СМИ в политической системе общества. Избирательная система. Понятие политической культуры общества и её функции. Компоненты политической культуры. Типы политической культуры. Политическая культура России. Роль СМИ в формировании политической культуры общества. Избирательная система, типы избирательных систем 2 2
Повторно – обобщающее занятие Обобщение знаний по разделу Политика 2 2
Самостоятельная работа студентов 1 Обобщение знаний Раздел 6. Право 25 Тема 6.1.1. Правоотношения в социальной структуре общества Понятие и признаки права. Право в системе моральных норм. Правоотношения. Системы права: основные институты, отрасли права. Правосознание и правовая культура. Правовые нормы. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Право и правовые отношения в обществе» Тема 6.1.2. Основные формы права. Нормативные правовые акты. Система норм права и её элементы. Частное и публичное право. Отрасли права и их институты. Источники права. Понятие и формы реализации права. Применение норм права и толкование норм права. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Формы права и правовых отношений» Тема 6.1.3. Структура правовых отношений. Понятие и основные виды правомерного поведения. Противоправное поведение. Юридический конфликт. Понятие и виды правонарушений. Юридическая ответственность, понятие и виды. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Структура правовых отношений» Тема 6.2.1. Конституционное право. Основы конституционного строя. Понятие конституционного права. Понятие и юридические свойства конституции. Основы конституционного строя РФ. Система государст-венных органов РФ. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президенства. Местное самоуправление. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Основы конституционного строя России» Тема 6.2.2. Правоохранительные органы РФ. Судебная система Прокуратура РФ. МВД РФ. Министерство юстиции РФ. Органы Федеральной службы безопасности РФ. Адвокатура. Нотариат. 2 2
Самостоятельная работа студента. 1 Таблица «Структура судебной системы РФ» Тема 6.2.3. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства РФ. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Гражданство и гражданское право» Тема 6.2.4. Основные конституционные права и обязанности граждан Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса. Право на благоприятн-ую экологическую среду. Обязанность защиты Отечества. Основния отсрочки от военной службы. Права и обязанности налогоплательщика. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Права и обязанности гражданина РФ» Тема 6.3.1. Гражданское право и гражданские правоотношения. Понятие гражданского права и гражданское законодательство. Гражданские взаимоотношения. Защиты гражданских прав. Юридичес-кое лицо. Право собственности и другие вещные права. Общие положе-ния об обязательствах. Общие положения о гражданско – правовых договорах. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинст-во, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Сфера функционирования гражданского права» Тема 6.3.2. Семейное право и семейные правоотношения Понятие семейного права и семейного законодательства. Заключение и прекращение брака. Недействительность брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Сфера действия семейного права» Тема 6.3.3.Трудовое право и трудовые правоотношения Источники трудового права РФ. Понятие трудового договора. Трудов-ые отношения. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Труд-овая дисциплина. Охрана труда. Трудовые споры и конфликты. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Сфера применения трудового права» Тема 6.3.4. Административное и уголовное право Административные правонарушения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголо-вной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключа-ющие уголовную ответственность. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Сферы применения административно- уголовного права» Тема 6.4.1. Международное право Международное право и источники международного права. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Структура международного права» Обобщение и повторение материала, зачёт Краткий анализ основных разделов курса дисциплины «Обществозна-ние» ( включая экономику и право) 1 2
Самостоятельная работа студента Работа с конспектами, презентациями, сообщениями
Подготовка сообщений, защита пилотных проектов и презентаций, представление рефератов ВСЕГО 117 часов 3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «История»
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству студентов;
- пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.)
- экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО): видеофильмы (кинофильмы), диафильмы, диапозитивы-слайды, транспаранты);Техническое средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор- интерактивная доска
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся
1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей/ учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования М.: ОИЦ «Академина» ОАО Московские учебники, 2014
2.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей и специальностей естественнонаучного, гуманитарного профилей. Практикум. М.: ОИЦ «Академия», Московские учебники, 2014
3.Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. М.: ОИЦ «Академия» ОАО Московские учебники, 2014
Интернет ресурсы:
http://school- collection.edu.ruДля преподавателей
1. Абдулаев М.И. Обществознание М.: 2010
2. Самыгин С.И., Горбова Г.А. Основы социологии и политологии М.: 2010
3. Назаренко С.В. Социология СПб.: 2009
4. Огородников В.П., Сидоров Н.М. Политология СПб.: 2009
5. Конфисахор А.Г. Психология власти СПб.: 2009
6. Драч Г.В., Штомпель О.М., Штомпель Л.А., Королёв В.К. Культурология СПб,: 2010
7. Михайлов Л.А. Концепции современного естествознания СПб.: 2010
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов общественной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований
Результаты обучения
(основные умения, усвоенные знания) Коды формируемых общеучебных и общих компетенций Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения: объяснять роль общественных наук в развитии человеческой цивилизации, ориентироваться в движущих силах исторического процесса, устанавлива-ть логические внутренне присущие причинно- следственные связи между общественными процессами и явлени-ями, выявлять цивилизационные вект-оры исторического процесса и их акто-ров, характеризовать роль личности в общественном процессе, типизирова-ть определённые общественные явлен-ия, анализировать политические и ре-лигиозные движения, определять сист-емообразующие элементы обществен-ного развития ОК 1. – ОК 10.
Самоорганизация
Информационная фронтальный опрос, письменная самостоятельная работа
решать познавательные задачи, состав-лять элементарные схемо – конспекты общественных событий, описывать сп-ецифические особенности историческ-ого процесса различных цивилизаций ОК 1. – ОК 10.
Самоорганизация
Информационная фронтальный опрос, письменная самостоятельная работа, решен-ие исторических задач, оценка работы над компаративными сх-емо-конспектами, оценка сооб-щений и докладов
выявлять узловые события обществен-ного процесса, характерные особенно-сти исторической среды обитания этн-осов, особенности окружающей их ср-еды, проблемы социогенеза и этногенеза человеческого сообщества ОК 1. – ОК 10.
Информационная
Самообучение письменная самостоятельная ра-бота, зачетное практическое зан-ятиесравнивать общественные процессы, характер и параметры развития общес-тва в социальном и историческом разр-езе, иллюстрировать их на примерах ОК 1. – ОК 10.
Самообучение
Информационная письменная самостоятельная ра-бота, практическое занятие, тес-тированиеопределять основные характеристики и параметры развития общества в социальном и историческом разрезе, иллюстрировать их на примерах ОК 1. – ОК 10.
Информационная
Творческая фронтальный опрос
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, причинах и сле-дствиях исторических процессов и яв-лений, анализировать глобальные общ-ественные проблемы и возможные по-следствия принятия данных решений ОК 1. – ОК 10.
Творческая
Самообучение комбинированный метод – фро-нтальный опрос, решение исто-рических задач, составление ис-торического кроссворда, задан-ие на составление ответа по мет-оду «фэншбоу»
изучать изменения, происходящие в человеческом сообществе в процессе его исторического развития находить информацию о субъектах историческ-ой деятельности в различных источни-ках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и кр-итически её оценивать ОК 1. – ОК 10.
Информационная
Творческая
Самообучение письменная самостоятельная работа
Знания: основные положения теорий историче-ского развития и закономерностей: фо-рмационной, цивилизационной, инсти-туцианальной и др. ОК 1. – ОК 10.
Информационная устный фронтальный опрос, пи-сьменная самостоятельная раб-отасоциальные структуры общества в их историческом развитии, исторически сложившиеся социальные институты, персоналии исторических деятелей мировой и отечественной истории, характер причин обусловивших разви-тие исторического процесса ОК 1. – ОК 10.
Информационная
Самообучение устный фронтальный опрос, оценка подготовленных сообщ-ений учащихся
сущность социальных процессов: воз-никновение и формирование примити-вных форм человеческого общежития, причины усложнения его форм и перехода к государственному бытию, процесс развития форм государствен-нности и власти, причины появления идеальных форм выражения человече-ского бытия – религии, искусство и др., причины социальных катаклизмов – войн, революций и т.п. и исторически обусловленные методы разрешения противоречий; ОК 1. – ОК 10.
Информационная
Самообучение устный фронтальный опрос
вклад выдающихся (в том числе отечественных) учёных в развитие социальных наук; ОК 1. – ОК 10.
Информационная устный фронтальный опрос, оц-енка подготовленных сообщен-ий, докладов, выполненных пр-езентацийобществоведческой терминологии ОК 1. – ОК 10.
Информационная оценка работы над словарём обществоведческой терминоло-гии