Рабочие программы обучения на дому по АООП 3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2009 г. Индивидуальное обучение на дому организовано согласно следующим документам: выписка из протокола ВК №155 и рекомендации ПМПК.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:
Л.А. Кузнецова «Технология». «Ручной труд» 3 класс. Учебник для специальных коррекционных учреждений VIII вида. Просвещение, 2012 года
Обучение труду в 3 классе направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с глиной и пластилином;
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами;
работа с проволокой и металлоконструктором;
работа с древесиной.
В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.
Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
На уроках труда решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению.
Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.
Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.
С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе может включать все содержание программы или 1—2 блока.
В последнем случае содержание оставшихся блоков дополняется или остается без изменений (если в учебную подгруппу подобраны учащиеся с более низкими способностями).
Возможно дополнение программы путем разработки школой блоков с другим содержанием: растениеводство, животноводство, работа с кожей и кожезаменителями, вязание, плетение, уборка помещений.
В зависимости от конкретных условий, складывающихся в предстоящем и последующем учебном году, школа может подбирать вариант данной учебной программы на определенный срок (один-два года).
Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских или в мастерской ручного труда с подгруппами учащихся. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом.
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
значение производства товаров для жизни людей;
сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;
знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Место курса в учебном плане
Определено согласно структуры учебного плана, рекомендуемое письмом Министерства образования Иркутской области от 1.08.2016г. №35-37 – 7751/16
На изучение курса отводится по 0,25 ч в неделю- 8,5 часов в год.
Содержание программы
Работа с природным материалом (многодетальные объемные изделия)
Практические работы
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.
Работа с бумагой
Практические работы
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.
Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.
Работа с проволокой
Практические работы
Экскурсия в слесарную мастерскую.
Выплавление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
Работа с древесиной
Практические работы
Экскурсия в столярную мастерскую.
Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для изделий из природных материалов и макетов, сделанных в 1 и 2 классах.
Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой.
Изготовление по образцу плечиков для одежды из круглой палочки и проволоки, колышков из палочек квадратного сечения для комнатных цветов. Выполнение изделий по показу учителя.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой.
Работа с природным материалом
Практические работы
Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).
Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.
Работа с металлоконструкторомПрактические работы
Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение приемов работы ключом и отверткой.
Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9. Составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз).
Разборка собранных изделий.
Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трех планок 2 (зубья). Разборка изделий. Слабые учащиеся делают только лопатку.
Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырех-пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Сборка стола по образцу из большой пластины (крышка), малого плато (царга), четырех планок 5 (ножки). Разборка стола. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
Сборка по образцу и техническому рисунку стула из малого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы. Разборка. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.
Работа с бумагой и картоном
Практические работы
Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
Изготовление елочных игрушек.
Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.
Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.
Работа с бумагой и картоном
Практические работы
Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.
Изготовление обложки для проездного билета.
Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.
Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.
Работа с текстильными материалами
Практические работы
Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.
Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).
Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.
Работа с древесиной
Практические работы
Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп.
Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с применением соединения деталей на гвоздях (стол, стул, кресло, кровать).
Самостоятельное изготовление по образцу из полуфабрикатов несложных игрушек-лопаток, носилок, корабликов.
Технические сведения. Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий из древесины — детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Работа буравчиком и отверткой. Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе (подбор необходимых деталей). Подбор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древесины акварельными красками и гуашью.
Работа с бумагой и картоном (объемные изделия из картона)
Практические работы
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.
Работа с текстильными материалами
Практические работы
Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.
Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.
Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.
Работа с металлоконструкторомПрактические работы
Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плато, четырех пластин 11, четырех уголков и двух скоб (средних). Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака. Слабые ученики выполняют работу по заделу.
Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Технические сведения. Повторение сведений, обозначенных в третьей четверти.
Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.
Работа с древесиной.
Практические работы
Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению вагончика, тележки, машины. Слабые учащиеся выполняют изделия по образцу.
Технические сведения. Повторение сведений, обозначенных в третьей четверти.
Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.
Межпредметные связи
Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.
Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов.
Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.Учащиеся должны уметь:
самостоятельно ориентироваться в задании,
сравнивать образец с натуральным объектом;
составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
подбирать материалы и инструменты;
придерживаться плана при выполнении изделия;
осуществлять необходимые контрольные действия;
делать отчет о последовательности изготовления изделия;
делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам
учителя с употреблением в речи технических терминов;
анализировать свое изделие и изделие товарища; ориентироваться при выполнении
плоскостных и объемных работ, правильно располагать детали, соблюдать пропорции;
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и
слов, обозначающих пространственные отношения предметов;
осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки.
Учащиеся должнызнать:
правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем, ножницами,
иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами;
свойства материалов: бумаги, ткани, древесины, металла;
приемы соединения деталей;
названия инструментов;
элементарные сведения о профессиях: слесаря, столяра, швеи.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п Дата Тема урока Кол-во часов
план факт 1 29.09 Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. 1
2 27.10 ТБ. Изготовление аппликации из засушенных листьев "Птица" 1
3 1.12 Работа с бумагой и картоном. Изготовление аппликации из обрывной бумаги "Медведь" 1
4 12.01 Изготовление объёмных изделий из природного материала по выбору "Черепаха, утка, зайчик" 1
5 9.02 Буквы Л, С, О, В из проволоки 0,5
6 16.03 Виды ручных стежков и строчек. Строчка прямыми стежками. "Образцы, сшитые строчкой косого стежка" 1
7 20.04 Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка. "Прихватка" 2
8 18.05 Конструирование объёмных игрушек на основе геометрических тел "Матрёшка из конусов"
1
Литература
Л.А. Кузнецова«Технология. Ручной труд»3 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Просвещение, 2012г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2009 г. Индивидуальное обучение на дому организовано согласно следующим документам: выписка из протокола ВК №155 и рекомендации ПМПК.
Физическая культура является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми учащимися.
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
коррекция и компенсация нарушений физического развития;
развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;
укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
коррекционная направленность обучения;
оптимистическая перспектива;
комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
Учителю физического воспитания необходимо разбираться в структурах дефекта аномального ребенка; знать причины, вызвавшие умственную отсталость; уровень развития двигательных возможностей; характер двигательных нарушений.
Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.
В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры, для 4 класса — пионербол.
Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей двигательных качеств.
Уроки лыжной подготовки как обязательные занятия проводятся с 3 класса сдвоенными уроками при температуре не ниже 12°С (для средней климатической зоны). Занятия на коньках (дополнительный материал) проводятся в 3—4 классах. При проведении уроков по лыжной подготовке, занятий на коньках особое внимание должно быть уделено соблюдению техники безопасности и охране здоровья школьников.
Последовательность и сроки прохождения программного материала, количество времени на различные разделы программы определяются учителем в графике распределения материала по видам, в планах на каждую четверть и в поурочных планах.
В зависимости от конкретных региональных и климатических условий учителям разрешается изменить выделенный объем времени на прохождение различных разделов программы.
Одним из ведущих требований к проведению уроков физкультуры в начальных классах является широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.
Учащимся подготовительного класса оценки не выставляются, но устно они поощряются учителем за старание, за правильное выполнение упражнений, участие в игре.
У учителя физкультуры должна быть следующая документация: программа, годовой план-график прохождения учебного материала, тематический план на четверть, поурочные планы-конспекты.
В начальной школе исключительно важное значение имеет организация и проведение «Дней здоровья», внеклассной работы по типу «Веселых стартов»
.Все занятия по физкультуре должны проводиться в спортивных залах, приспособленных помещениях, на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований. В целях контроля в 1—4 классах проводится два раза в год (в сентябре и мае) учет двигательных возможностей и подготовленности учащихся по бегу на 30 м, прыжкам в длину и с места, метанию на дальность.
Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.
Место курса в учебном плане
Определено согласно структуры учебного плана, рекомендуемое письмом Министерства образования Иркутской области от 1.08.2016г. №35-37 – 7751/16
На изучение курса отводится по 0,25 ч в неделю. В год – 8,5 ч.
Вид программного материала Содержание программы
Основы знаний Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание.Название снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках.Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Строевые упражнения Построение в колонну, шеренгу по инструкции учителя. Повороты на месте (направо, налево) под счет. Размыкание и смыкание приставными шагами. Перестроение из колонны по одному в колонну по два через середину зала в движении с поворотом. Выполнение команд: «Шире шаг!», «Реже шаг!»
Общеразвивающие упражнения без предметов Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении.Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки.Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами. Комплексы упражнений со скакалками. Комплексы с набивными мячами
Элементы акробатических упражнений Перекаты в группировке. Из положения лежа на спине «мостик». 2—3 кувырка вперед (строго индивидуально)
Ходьба Ходьба в различном темпе, с выполнениями упражнений для рук.Ходьба с контролем и без контроля зрения.
Бег Понятие высокий старт. Медленный бег до 3 мин (сильные дети). Бег в чередовании с ходьбой до 100 м. Челночный бег (3×5 м). Бег на скорость до 40 м. Понятие эстафетный бег (встречная эстафета).
Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений). Перестроение из круга в квадрат по ориентирам. Ходьба до различных ориентиров. Повороты направо, налево без контроля зрения. Принятие исходных положений рук с закрытыми глазами по команде учителя. Ходьба вперед по гимнастической скамейке с различными положениями рук, ног (одна нога идет по скамейке, другая — по полу). Прыжок в высоту до определенного ориентира. Дозирование силы удара мячом об пол с таким условием, чтобы он отскочил на заданную высоту: до колен, до пояса, до плеч. Ходьба на месте под счет учителя от 15 до 10 с, затем выполнение данной ходьбы с определением времени.
Подвижные игры «Два сигнала», «Запрещенное движение».
Игры с элементами общеразвивающих упражнений «Шишки, желуди, орехи», «Самые сильные», «Мяч — соседу».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке
- подготовка спортивной формы к занятиям, переодеваниям.
- название снарядов и гимнастических элементов.
- понятие о правильной осанке ходьбе, беге, метании, прыжках.
- значение утренней зарядке.
- правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Учащийся должны уметь:
-выполнять комплексы общеразвивающих упражнений и корригирующих упражнений.
Календарно- тематическое планирование
№ Дата Тем урока кол-во часов
По плану факт 1 15.09 Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. 1
2 13.10 Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки. 1
3 17.11 Простые комплексы обще развивающих и корригирующих упражнений 1
4 15.12 Комплекс упражнений с обручами. 1
5 26.01 Комплекс упражнений с гимнастическими палками. 1
6 2.03 Комплекс упражнений со скакалками. 1
7 6.04 Перекаты в группировке. Из положения лежа на спине «мостик», 2-3 кувырка вперед . 1
8 4.05 Подвижные игры. Игры с элементами обще развивающих упражнений. 1,5
Используемая литература
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 8-е издание - М.: «Просвещение», 2009 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2009 г. Индивидуальное обучение на дому организовано согласно следующим документам: выписка из протокола ВК №155 и рекомендации ПМПК.
Целью данной программы является:
коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств детей;
воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
осуществлять связь с другими учебными предметами, жизнью;
готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками;
учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:
побуждать у учеников интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, изменению величин;
закладывать основы математических знаний, умений.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу включены математика и применение математических знаний:
овладение началами математики (понятием «числа», вычислениями, решением простых арифметических задач и др.);
овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.);
развитие вкуса и способности использовать математические знания для творчества.
Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- В.В. Эк. Математика. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение. – 2002.
Место курса в учебном плане
Определено согласно структуры учебного плана, рекомендуемое письмом Министерства образования Иркутской области от 1.08.2016г. №35-37 – 7751/16
Объём учебного времени в 3 классе составляет 2 часов в неделю, 68 часов в год.
Содержание программы
Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания).
Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (×). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.
Таблица умножения числа 2.
Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
- Соотношение: 1 р. = 100 к.
- Скобки. Действия I и II ступени.
- Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см.
- Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами).
- Единицы (меры) времени — минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).
- Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию).
- Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
- Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения,
деления.
- Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения.
- Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью
циркуля.
- Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат.
- Многоугольник. Вершины, углы, стороны.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
числовой ряд 1 — 100 в прямом и обратном порядке;
смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;
порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;
единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;
порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
Учащиеся должны уметь:
считать, присчитывать, отсчитывать по единице и равными числовыми группами по 2. 5. 4, в пределах 100;
откладывать на счетах любые числа в пределах 100;
складывать и вычитать числа и пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений.
использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
различать числа, полученные при счете и измерении;
записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;
определять время по часам (время прошедшее, будущее);
находить точку пересечения линий;
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Примечания.
1. Продолжать решить примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток с подробной записью.
2. Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путем использования таблицы умножения.
3. Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году.
4. Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых – умножение или деление.
Календарно-тематическое планирование
№ п\пНаименование разделов, тем Кол-во часов Дата план Дата факт
Нумерация (Повторение) – 3 часа 1 Нумерация чисел в пределах 20. 1 7.09 2 Числа четные и нечетные. 1 8.09 3 Числа однозначные и двузначные, их состав.
Сравнение чисел. 1 14.09 Сложение и вычитание без перехода через десяток. (Повторение) – 6 часов 4 Нуль в качестве компонента сложения и вычитания. 1 15.09 5 Сложение и вычитание без перехода через разряд.
Компоненты при сложении и вычитании. 1 21.09 6 Меры времени: час, сутки. 1 22.09 7 Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. 1 28.09 8 Меры стоимости: рубль (р.), копейка (к.). 1 29.09 9 Меры длины: см, дм. 1 5.10 Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток – 5 часов 10 Дополнение однозначного числа до 10.
Разложение однозначного числа на 2 числа. 1 6.10 11 Прибавление числа 9, 8, 7 1 12.10 12 Прибавление чисел 6, 5, 4, 3, 2. 1 13.10 13 Мера емкости: 1 литр, 1 килограмм. 1 19.10 14 Переместительное свойство сложения. 1 20.10 Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток – 3 часа. 15 Разложение двузначных чисел на десятки и единицы. 1 26.10 16 Вычитание числа 9, 8, 7. 1 27.10 17 Вычитание чисел 6, 5, 4, 3, 2. 1 9.11 Углы, Многоугольники – 1 час. 10.11 18 Виды углов. Построение.
Вершины, стороны, углы многоугольника. 1 16.11 Умножение и деление – 7 часов 19 Понятие об умножении как сложении одинаковых слагаемых. Знак умножения.
Запись и чтение действия умножения. 1 17.11 20 Таблица умножения числа 2. Название компонентов и результата умножения в речи учителя. . Таблица деления на 2. 1 13.11 21 Таблица умножения числа 3.
Таблица деления на 3. 1 24.11 22 Таблица умножения числа 4.
Таблица деления на 4. 1 30.11 23 Таблица умножения чисел 5 и 6. 1 1.12 24 Таблица деления чисел 5 и 6. 1 7.12 25 Таблица умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и деления на 2, 3, 4, 5, 6. 1 8.12 Сотня – 7 часов. 26 Нумерация. Получение ряда круглых десятков. Сравнение чисел в числовом ряду. 1 14.12 27 Меры стоимости. 1 р. =100 к., 50 к.
Меры длины. 1 м = 100 см.
Единица массы: центнер. 1 ц = 100 кг. 1 15.12 28 Разряды: единицы, десятки. Разрядная таблица. 1 21.12 29 Присчитывание и отсчитывание по 2 до 20, по 3 до 30. 1 22.12 30 Присчитывание и отсчитывание по 4 до 40, по 5 до 50. 1 11.01 31 Меры длины: 1 см, 1 дм, 1 м.
Меры времени. 1 сут. = 24 ч. 1 год = 12 мес.
Календарь. Названия месяцев. 1 12.01 32 Окружность, круг. Построение окружности. 1 18.01 Сложение и вычитание без перехода через десяток – 13 часов 33 Сложение и вычитание круглых десятков.
Примеры со скобками. 1 19.01 34 Сложение круглых десятков и однозначных чисел:
60 + 4, 4 + 60. 1 25.01 35 Вычитание круглых десятков и однозначных чисел: 64 - 60, 64 – 4. 1 26.01 36 Сложение двузначных чисел и однозначных:
64 + 3, 3 + 64. 1 1.02 37 Вычитание однозначного числа из двузначного:
63 – 2. 1 2.02 38 Сложение круглых десятков и двузначных чисел:
57 + 40, 40+57. Вычитание круглых десятков из двузначных чисел: 57 – 40. 1 8.02 39 Сложение двузначных чисел: 42 + 25. 1 9.02 40 Вычитание двузначных чисел: 58 – 27. 1 15.02 41 Получение круглых десятков и сотни сложением двухзначного числа с однозначным: 38 + 2, 98 + 2. 1 16.02 42 Вычитание однозначного числа из круглых десятков: 40 – 6.
Вычитание однозначного числа из 100. 1 22.02 43 Вычитание двузначного числа из круглых десятков.
Вычитание двузначного числа из 100. 1 1.03 44 Уменьшение числа на несколько единиц.
40, 35. 40 – 5 = 35. 1 2.03 45 Составление примеров на вычитание по примеру на сложение: 22 + 78 = 100.
100 – 22 = 78. 1 9.03 Числа, полученные при счете и измерении – 3 часа. 15.03 46 Числа, полученные при измерении.
Меры стоимости: р., к.
Меры длины: м, дм, см. 1 16.03 47 Решение примеров на меры стоимости. 1 22.03 48 Меры времени: 1ч = 60 мин.
Определение времени в минутах.
24 ч = 1 сут. 12 мес. = 1 год. 1 23.03 Деление на равные части. Деление по содержанию – 4 часа. 49 Деление на равные части и по содержанию. 1 29.03 50 Деление на 2 равные части и по2, на 3 равные части и по 3. 1 30.03 51 Деление на 4 равные части и по 4, на 5 равных частей и по 5. 1 5.04 52 Решение простых задач на нахождение произведения и частного. 1 6.04 Порядок арифметических действий – 8 часов 53 Сложение и вычитание в пределах 100. 1 12.04 54 Действия I и II ступени в примерах без скобок 1 13.04 55 Действия I и II ступени в примерах со скобками. 1 19.04 56 Решение примеров с именованными числами. 1 20.04 57 Простые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. 1 26.04 58 Решение составных задач. 1 27.04 59 Меры длины и времени. Решение задач. 1 3.05 60 Календарь. Порядок месяцев. 1 мес. = 30 сут. 1 4.05 Повторение – 8 часов. 10.05 61 Нумерация чисел.
Сравнение чисел. 1 11.05 62 Разряды: десятки, единицы.
Составление и решение примеров. 1 17.05 63 Примеры со скобками.
Компоненты сложения и вычитания. 1 18.05 64 Сравнение выражений.
Деление на равные части и по содержанию. 1 24.05 65 Действия I и II ступени. 1 25.05 66 Меры стоимости, веса, емкости. Решение составных задач.
Определение времени по часам. 1 67 Прямая. Луч. Отрезок.
Окружность. Круг. Виды углов. 1 68 Прямоугольник. Квадрат. Многоугольники. 1
Используемая литература:
В.В. Эк. Математика. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение. – 2002.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2009 г. Индивидуальное обучение на дому организовано согласно следующим документам: выписка из протокола ВК №155 и рекомендации ПМПК.
Чтение является важным и жизненно необходимым навыком. Но навык полноценного чтения формируется у учащихся медленно и с большим трудом.
Изучение литературного чтения в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
-овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Уроки чтения в 3-ем классе организуются как уроки объяснительного чтения. Объяснительное чтение предполагает полное и подробное объяснение учителем содержания прочитанного. В процессе объяснительного чтения решаются следующие задачи:
совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения;
расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире;
формирование положительных личностных качеств учеников;
развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом;
формирование элементарных литературоведческих представлений;
формирование элементов самостоятельной читательской активности.
Уроки чтения проводятся с учётом особенностей развития третьеклассников с нарушением интеллекта.
Учебно-методический комплекс:
С.Ю.Ильина, Л.В. Матвеева-Лунёва «Чтение», 3 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:. – 6-е изд. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2011. – 207 с.:ил.
Место курса в учебном плане
Определено согласно структуры учебного плана, рекомендуемое письмом Министерства образования Иркутской области от 1.08.2016г. №35-37 – 7751/16
Объём учебного времени в 3 классе составляет 1 час в неделю, 34 часа в год.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
· осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
· трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
· отвечать на вопросы по прочитанному;
· высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
· пересказывать содержание прочитанного;
· устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
· наизусть 5—8 стихотворений.
Содержание программы
Техника чтения
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Понимание читаемого Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
Развитие устной речи
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы
Календарно-тематическое планирование
№
п/п Тема урока
кол-во
часов Дата
план факт
Сентябрь начинается школьным звонком. 1 Г. Белова «Мы хотим учиться» 1 7.09 2 В. Сухомлинский «Лисёнок – первоклассник» 1 14.09 3 С. Баруздин «Стихи о человеке и его часах» 1 21.09 4 В. Голявкин «Как я под партой сидел» 1 28.09 Вспомним лето. 5 Г. Демченко «Луг». Е. Серова «Одуванчик» 1 5.10 6 По И. Соколову – Микитову «Незабудки» 1 12.10 7 И. Соколов – Микитов «Рассвет в лесу» 1 19.10 8 С. Козлов «Ливень» 1 26.10 9 По Л. Воронковой «Жаркий день» Т. Днепровская «Летний дождь» 1 9.11 Осенняя пора. 10 По В. Пескову «Листья опадают с клёнов» 1 16.11 11 По В. Бианки «Осени щедрые дары» 1 23.11 12 По Я. Тайцу «В поле» 1 30.11 13 «Два лентяя». Сказка. 1 7.12 14 Н. Сладков «Осень на пороге» 1 14.12 15 И. Мазнин «Посмотри, как день прекрасен» 1 21.12 Здравствуй, школа! 16
Т. Чинарёва «Здравствуйте!» 1 28.12 17 В. Берестов «Где право, где лево» 1 11.01 18
В. Драгунский «Что любит Мишка» 1 18.01 19 По М. Коршунову «Петя и его жизнь» 1 25.01 20
К. Чуковский «Мойдодыр» 1 1.02 Люби всё живое. 21 Л. Толстой «Котёнок» 1 8.02 22 В. Орлов «Учёный кот» 1 15.02 23 Л. Толстой «Птичка» 1 22.02 24 Внеклассное чтение Рассказы Л.Н.Толстого для детей. 1 1.03 25 М. Пришвин «Ребята и утята» 1 15.03 26 Г. Снегирёв «Берёза» 1 22.03 27 В. Бианки «Ёж – спаситель» 1 5.04 28 Р. Фраерман «Мальчик в лесу» 1 12.04 29 А. Барков «Шустрик» 1 19.04 30 Г.Снегирёв «Как птицы и звери к зиме готовятся» 1 26.04 31
В. Сутеев «Яблоко» 1 3.05 32 Внеклассное чтение. Рассказы Л. Н. Толстого из «Русской азбуки». 1 10.05 Учимся трудиться. 33 С. Михалков «Важные дела» 1 17.05 34
По В. Крупину «Как Ваня грядки полол» 1 24.05 Используемая литература
С.Ю.Ильина, Л.В. Матвеева-Лунёва «Чтение», 3 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы – составители:. – 6-е изд. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2011. – 207 с.:ил.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2009 г. Индивидуальное обучение на дому организовано согласно следующим документам: выписка из протокола ВК №155 и рекомендации ПМПК.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку.
Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.
Обучение русскому языку в 3 классе носит элементарно - практический характер. В процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких.
В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов, действий, признаков.
Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект: А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. Русский язык 3 класс. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва: «Просвещение»,2002г.- 216с.) Цель программы обучения:
- расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;
- подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.
Задачи программы обучения:
целенаправленное обучение учащихся устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;
формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
совершенствование произносительной стороны речи;
формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
уточнение, расширение и активизация словарного запаса.
Место курса в учебном плане
Определено согласно структуры учебного плана, рекомендуемое письмом Министерства образования Иркутской области от 1.08.2016г. №35-37 – 7751/16
Общий объём учебного времени в 3 классе составляет 2 часов в неделю, 68 часов в год.
Содержание программы
Повторение
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
Слово
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
- называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая?
какое? какие?;
- нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение
их к словам, обозначающим предметы;
- подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
- согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со
словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться
словарем, данным в учебнике.
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать,доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Связная письменная речь
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно). Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя. Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
Письмо и чистописание
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:
1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;
2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;
3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;
4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;
5-я группа — э, х, ж, к;
письмо заглавных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Устная речь
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному
плану (серии картинок).
Повторение пройденного за год.
Календарно-тематическое планирование
№ урока Содержание материала Кол-во часов Кален-дарные сроки Факти-ческие сроки
1 Употребление простого предложения. 1 7.09 2 Большая буква в начале предложения, точка в конце. 1 8.09 3 Упражнения в написании предложений. 1 14.09 4 Составление предложений по картинкам с использованием данных слов. 1 15.09 5 Выделение предложений из текста и речи. 1 21.09 6 Составление рассказа из данных предложений. 1 22.09 7 Составление предложений по схемам. 1 28.09 8 Контрольный диктант по теме «Предложение».
Работа над ошибками. 1 29.09 9 Звуки и буквы. Звуко-буквенный состав слова. 1 5.10 10 Алфавит. Порядок букв в русской азбуке. 1 6.10 11 Гласные буквы. 1 12.10 12 Согласные буквы. 1 13.10 13 Деление слов на слоги. 1 19.10 14-15 Перенос части слова при письме. 2 20.10
26.10 16 Гласные и, е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. 1 27.10 17 Контрольная работа по теме «Перенос частей слова при письме» Работа над ошибками. 1 9.11 18 Ударение в слове. 1 10.11 19 Гласные ударные и безударные. 1 16.11 20-21 Различение твердых и мягких согласных. 2 17.11
23.11 22 Контрольная работа по теме «Гласные и согласные буквы».
Работа над ошибками. 1 24.11 23 Мягкий знак в конце слова. 1 30.11 24 Мягкий знак в середине слова. 1 1.12 25-26 Обозначение мягкости согласных. 2 7.12
8.12 27 Творческая работа. Запись предложений в нужном порядке. 1 14.12 28 Гласные после шипящих. Сочетания жи – ши. 1 15.12 29 Гласные после шипящих. Сочетания ча – ща. 1 21.12 30 Гласные после шипящих. Сочетания чу – щу. 1 22.12 31 Зрительно-предупредительный диктант по теме «Гласные после шипящих». 1 11.01 32-33 Парные звонкие и глухие согласные. 2 12.01
18.01 34 Проверочная работа по теме «Звонкие и глухие согласные». 1 19.01 35 Разделительный мягкий знак. 1 25.01 36-37 Перенос слов с разделительным мягким знаком. 2 26.01
1.02 38-39 Слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком на конце слова. 2 2.02
8.02 40 Контрольная работа по теме «Разделительный мягкий знак».
Работа над ошибками. 1 9.02 41-42 Употребление в речи слов, обозначающих названия предметов в различных формах в зависимости от связи с другими словами в предложениях (кого? чего? кому? чему? кем? чем? где?). 2 15.02
16.02 43 Контрольный диктант по теме «Слова, обозначающие названия предметов». 1 22.02 44 Работа над ошибками. 1 1.03
45-46 Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. названиях городов, сел, деревень, улиц. 2 2.03
9.03 47 Проверочная работа по теме «Большая буква в именах собственных». 1 15.03
48-49 Слова, которые обозначают действия предметов. 2 16.03
22.03 50 Контрольный диктант по теме «Слова, которые обозначают действия предметов». Работа над ошибками. 1 5.04 51 Слова, которые обозначают признаки предметов. 1 6.04 51 Сравнение двух предметов по их признакам. 1 12.04 53-54 Постановка вопросов к признакам предметов. 2 13.04
19.04 55 Контрольная работа по теме «Слова, которые обозначают признаки предметов». 1 20.04 56 Работа над ошибками. 1 26.04 57-58 Предлог, выделение его в тексте. 2 27.04
3.05 59-60 Распространение простых предложений. 2 4.05
10.05 61-62 Составление рассказа из данных предложений. 2 11.05 63 Контрольная работа по теме «Предложение». 1 17.05 64 Работа над ошибками. 1 18.05 65 Письмо предложений под диктовку с соблюдением изученных правил. 1 24.05 66-67 Слова с непроверяемой безударной гласной. 2 25.05 68 Контрольный диктант по теме «Правописание гласных и согласных». Работа над ошибками. 1 30.05 Используемая литература
А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. « Русский язык.» Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение»