Статья на тему Развитие творческих способностей у учащихся с ментальными нарушениями средствами внеурочной деятельности для успешной социализации их в обществе.
Дроняева О.А. воспитатель ГПД,
КГБОУ «Дивногорской общеобразовательной школы»
Развитие творческих способностей у учащихся с ментальными нарушениями средствами внеурочной деятельности для успешной социализации их в обществе.
Как считает В.И.Шевандрин, социализация - процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Одной из главных задач обучения детей с ментальными нарушениями является их социализация. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
Перед педагогами стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.
Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она очень важна в жизни детей с ментальными нарушениями. В процессе изготовления поделки у ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе такой вид прикладного творчества как декупаж.
Декупаж – особая техника декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения для защиты от внешних воздействий. Он позволяет, согласно нашим вкусам, выбрать лучшее из многочисленных образцов, вырезать понравившееся изображение и затем прикрепить его на декорируемый нами предмет.
Учащиеся 9 класса Дивногорской общеобразовательной школы имеют возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности посредством занятий внеурочной деятельности декоративно-прикладного творчества «Декупаж», которые проводятся мною на группе продленного дня. Целью занятий внеурочной деятельности стало не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах.
Занятия декупажем предоставляют ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Полученные знания и умения на внеурочной деятельности «Декупаж» могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и средством дополнительного заработка.
Ведущая идея моей программы внеурочной деятельности - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, творческой индивидуальности.
Основной задачей обучения и воспитания детей моего класса на занятиях внеурочной деятельности я определяю как воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков работы с различными материалами. В процессе занятий развиваю восприятие, мышление, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию, внимание, память. Уделяю много внимания развитию речи, обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи. Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей я считаю необходимым, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации ребенка с проблемами в развитии.
Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность детей на занятиях кружка создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.
Занятия внеурочной деятельностью позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильные дети выполняют более сложную конструкцию, менее подготовленным предлагается работа проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Особенно заинтересовала ребят работа с разделочными досками, которые мальчики сами делали на уроках технологии. Такие поделки всегда востребованы. Их можно подарить маме или бабушке, либо украсить свой домашний интерьер. Разделочные доски, изготовленные в прошлом и нынешнем учебном году, нашли своих покупателей на Краевой выставке прикладного творчества, были подарены ветеранам нашей школы на День Учителя в прошлом году.
Очень понравилась ребятам работа по декупажу стеклянных и пластиковых бутылок, подсвечников, цветочных горшков, изготовлению часов в стиле «Декупаж», СD диски заиграли в новом свете, став подставками под горячее. Создавая поделку, дети не просто повторяют и копируют то, с чем их знакомят, но вносят свое - выбирают способы конструирования и оформления поделки, салфетку для создания композиции, украшения. Ребенок становится художником, способным воплотить свои оригинальные замыслы, выразить свои внутренние особенности, фантазии и мечты.
В этом году я решила разнообразить тематику декоративно-прикладного творчества. В программу внеурочной деятельности «Страна Мастеров» вошли кроме декупажа так же роспись камней, работа с природными материалами и декорирование макаронными изделиями.
В этом году нами получены дипломы за участие в выставке работ из природного материала «Зеркало природы». Были представлены 3 работы, из них 2 работы отмечены дипломами I и II степени и памятными призами.
Заключение
Работа внеурочной деятельностью позволяет каждому ребёнку с ментальными нарушениями получать положительный опыт социализации, является одним из факторов, позволяющих обеспечивать успешную самореализацию ребёнка. Развивая творческие способности у таких детей, мы создаем условия для успешной адаптации в социуме.