Презентация по обществознанию на тему Культура. Этика. Биоэтика


Тема:Культура. Этика. Биоэтика.«Наука без совести опустошает душу». Франсуа Рабле.Автор - Макеева Д.В. Цель занятия: Повторить ранее изученные понятия;познакомиться с понятиями «этика», «биоэтика» и т.д.;дать представление о культурных процессах, идущих в современном обществе;сформировать мнение об этике и биоэтике;продолжить формирование целостной картины восприятия мира; развитие мышления, памяти, внимания, устной и письменной речи;воспитание культуры общения. Актуальность темы: Общество быстро меняется. Процессы глобализации уже, вероятно, не остановить. В таких условиях появляются новые моральные вопросы, вызывающие неоднозначную реакцию общества. План занятия:Повторение изученной темы;Изучение новой темы;Закрепление изученного;Подведение итогов. Тема занятия связана с историей, социологией, политологией, философией, генетикой… Но почему же мы изучаем её на обществознании? Культура. Этика. Биоэтика. Повторение прошлой темы. Задание – выбрать верный(е) вариант(ы) ответа.Да или нет Культура - это…А) система правовых отношений в обществе;Б) созданный человеком материальный и духовный мир;В) созданный природой материальный мир. Культура - это…А)созданный человеком материальный и духовный мир;Б)цивилизация;В)уровень развития какого- либо общества. Почему были сделаны такие выводы?Однозначное ли слово «культура»? *** Запишите в рабочую тетрадь слова, которые ассоциируются у Вас с понятием «культура». Культура Запишите слова, которые ассоциируются у Вас с понятием «культура». Можем ли мы заменить слово «культура» словом «цивилизация»?Что такое цивилизация? Культура = цивилизация Определите и отметьте в рабочей тетради, в какой строке говорится о культуре как о цивилизации: А) «В наше время лидерам по выращиванию злаковых культур являются Россия, Польша, Украина и Белорусь».Б) «О судьбе российской культуры споры идут очень давно...»В) «Телеканал «Культура» планирует несколько поменять программу передач на выходные…» Культурные ценности:- материальные;- духовные. Охарактеризуйте каждый из типов ценностей. Определить типы ценностей. красота религия деньги Память о героях правда одежда мир *Определите функции культуры. Прочтите текст в рабочей тетради и запишите номера тех предложений, под которыми записаны функции культуры. РФ – многонациональное государство. Что на это указывает?Что такое национальная культура? Культура. Этика. Биоэтика. Этика – это наука о морали. Одно из направлений современной этической мысли – биоэтика. БИОЭТИКА – это направление, рассматривающее проблемы в новейших областях медицины. Медицинская этика как составляющая медицины существует и развивается не одно тысячелетие. До настоящего времени сохранили свою значимость многие нормы и требования, которые предъявлялись к врачам эпоху Гиппократа и в эпоху Возрождения. Революция в биологии и медицине повлекла за собой проблемы, ранее не знакомые обществу. Этапы развития биоэтики. Первый этап (Античность). Сократ (469- 399 гг. до н.э.). Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) Гиппократ Косский (460г. –377 гг. до н.э.) Что такое «Клятва Гиппократа»?Что Вам известно о медицине в Древнем Риме и Греции? Второй этап (Средневековье).Буддизм, христианство, ислам.Приблизительно схожие идеи – не вредить, творить добро. Третий этап (Новое время, Европа)Первый в России Московский университет был открыт в 1755г. Медицинский факультет начал работу 1758г. Большую роль в развитии медицинской этики в России сыграли труды декана медицинского факультета Московского университета М.Я. Мудрова. Четвертый этап (Этика, биоэтика)Принципы биоэтики – соблюдение автономии индивида,свободы воли и выбора,информированного согласия. Основные проблемы биоэтики. Изменение поведения с помощью «шоковой терапии»,Генная инженерия,Суррогатное материнство,Этика аборта,Клонирование,Трансплантация органов,Продажа детей,Изменение пола,Искусственное продление жизни,Эвтаназия и т.д. Генная инженерия? Каково будущее биоэтики? Пока что мы можем только размышлять и строить логические выводы. Будущее науки в руках высокообразованных специалистов… Искусственное продление жизни? Всё живое на Земле подвержено старению и смерти… Естественно, человек задумывается о своём будущем и желает сохранить жизнь… Так, например,Tom Hussey создал ряд фотографий на эту тему под названием «Зеркало помнит» (2014). Современная наука позволяет сохранить молодость тела на срок более долгий, чем тот, который даёт природа. Наука также позволяет спасти жизнь смертельно больного…Возникает вопрос – имеем ли мы право менять ход жизни? Эвтаназия? Слова из Клятвы Гиппократа: "Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла". Врач не имеет права вредить пациенту. Но бывают случаи, когда появляется вопрос – сохранить ли жизнь страдающего тяжело больного или прервать её и страдания?! Подлежащая обсуждению дилемма состоит в следующем: предоставить ли больного технике и природе, обрекая его на тяжелую, долгую и болезненную смерть, или путем совершения или несовершения каких-то действий, помочь ему умереть. Пример из жизни: Доктор Краай, уже пожилой человек, был обвинен в 1965 г. в умышленном убийстве своего пациента и друга Фредерика Вагнера 81 года. К тому времени тот уже пять лет страдал болезнью Альцгеймера - распад высших корковых функций, никого уже не узнавал, не помнил себя и ничего не сознавал, мучился тяжелыми болями. Чтобы прекратить страдания друга, доктор Краай тайно, никого не уведомив, ввел тому тройную дозу инсулина. Вызванный ночью к больному, он зафиксировал его смерть. Когда истина вскрылась, доктора арестовали. Отпущенный под залог, он через две недели сделал инъекцию себе и ушел из жизни. Пример из жизни: 11 апреля 1989 г. суд города Олбани (США, штат Нью-Йорк) отменил собственное, принятое ранее решение прекратить искусственное питание Керри Куиз - 86-летней женщины, которая уже пять месяцев находилась в состоянии, квалифицированном врачами как необратимая кома. Первоначальное решение (о прекращении искусственного питания) было принято но настоянию родственников, которые аргументировали свое решение тем, что таково было желание самой Керри Кунз. Но 9 апреля, за два дня до решения суда, пациентка неожиданно для всех пришла в себя, начала говорить и понемногу кушать. Если при первоначальном вынесении вердикта суда учитывалось желание женщины быть отключенной от аппарата иск.питания, можно ли считать, что если бы она не пришла в себя и умерла, это было бы убийством?Можно ли было бы в этом случае кого-то привлечь к юридической ответственности? Суррогатное материнство? Технология суррогатного материнства запрещена в некоторых странах (Германия), но разрешена в России и на Украине. В каждой стране имеются особенности законодательства, по-разному нормирующие эту практику. Аборты? Вопрос о возможности проведения медицинского аборта, о допустимости, решается законодательно, в разных странах по-разному, в зависимости от светского или религиозного характера государства. Православие, католицизм, буддизм, индуизм и ислам отрицают возможность аборта, даже по медицинским показаниям. В большинстве светских государств считается, что телесная автономия женщины дает ей право распоряжаться своим организмом, а появление новой личности, обладающей правами, происходит в момент появления на свет. Поэтому во всех этих странах аборт разрешён. Видео «Я – колючий узелок в душе врача…» Клонирование? В 1987 году в СССР в лаборатории Л. М. Чайлахяна впервые из клетки эмбриона была клонирована мышь. Овечка Долли- официально первое клонированное животное (1997) В 2014 году создана искусственная матка, а которой был выращен ягнёнок. Это очередной вопрос, которого касается общественная мораль… Трансплантация органов? Трансплантация органов может спасти чью-то жизнь… В России прижизненное изъятие органов (в основном почки) допускается только от ближайших родственников, с обоюдного согласия участников. Пересадка органов от животных может подвергаться негативной оценке со стороны отдельных религиозных конфессий или их представителей. В частности, по тем или иным соображениям, для мусульман или иудеев неприемлемыми могут быть ткани и органы свиньи, а для индуистов — коровы. Завещание тела науке? * Фото из музеев тела человека в Москве и г.Губен (Германия). Смена пола? Пластическая хирургия… Донателла Версаче Джослин Вайлденштейн Данные соц.опроса. Среди учащихся 1 курса колледжа (февраль 2014г.) был проведен соц.опрос , темой которого стали вопросы биоэтики… {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Да Нет Эвтаназия 60%40%Аборты 32%68%Пластика 80%20%Продление жизни92%8%Клонирование 50%50%Мед. эксперименты на животных68%32% Соц.опрос. Отметьте в таблице то, с чем Вы согласны. Итак, в биоэтике возникает противоречие между классическими принципами медицины и современными принципами самостоятельности личности. Врач не в состоянии нести всю полноту ответственности за принятие жизненно важных для пациента решений. В 2001 году МЗ РФ была принята Программа по биоэтике. Биоэтика является системным ответом на так называемые «проблемные ситуации» этико-правового характера, объективно возникающие под влиянием научно-технического прогресса в экологии, биологии и медицине, в частности — в современной клинической практике. Объясните фразу:«Наука без совести опустошает душу»,- Франсуа Рабле. Синквейн на тему «Биоэтика».1. Слово – биоэтика.2. Подобрать 2 прилагательных, которые его характеризуют (отвечают на вопрос – какая?)3. Подобрать 3 глагола, которые характеризуют понятие «биоэтика» (что делать?)4. Подобрать пословицу, поговорку или цитату, которая отражала бы смысл и характер данного слова (можно заменить определением понятия)5. Подобрать одно-два слова (не более) на основе своего мнения ( т.е. синонимы к термину «биоэтика»). Деловая игра Учащиеся делятся на 4 группы. За каждый этап каждая группа получает определенное условленное количество баллов. ***Победившая группа получает «5» за работу на занятии. 1 этап«вопрос – ответ» 1. Назовите животных, которые являются обычно подопытными для экспериментов. ***1 балл 2. Назовите фамилию ученого – генетика, который был осуждён в 1930-е годы в СССР за свою деятельность. ***2 балла 2 этап«Задача» Могут ли от брака голубоглазой женщины (рецессивный признак) с первой группой крови и кареглазого мужчины с четвертой группой крови, мать которого имела голубые глаза, родиться ребенок с голубыми глазами с первой группой крови? Ответ поясните. ***3 балла 3 этап«творческое задание» Создайте и представьте плакат на тему «Вопросы биоэтики».Стиль любой.Время – 15-20 минут.***5 баллов максимально. Выводы Оглашение результатов опроса в группе. ***Как Вы считаете, есть ли будущее у биоэтики?***Есть ли в ней смысл? Сегодня я узнал…Я понял…Было непонятно…Я знал раньше…Мне понравилось…Меня смутило… Будущее в наших руках Понравилось ли Вам сегодняшнее занятие?Да, я узнал много интересного. Настроение приподнятоеДа, но я уже всё знал раньшеЗанятие не вызвало положительных эмоций. Нет, мне не понравилось Тетрадь, §13Домашнее задание: ЛитератураБелкина Г.Л., Корсаков С. Н. И.Т.Фролов и становление отечественной биоэтики // Биоэтика и гуманитарная экспертиза: Комплексное изучение человека и виртуалистика. Вып. 3. Биоэтика в высшей школе, Т. Н. Павлова, 1998Биоэтика в школе, Биоэтика в школе, ч.2, 1996Биоэтика на рубеже тысячелетий. Обзор материалов V Всемирного конгресса по биоэтике— «Медицинское право и этика», № 2, 2001. — с. 12—22. Биоэтика: Проблемы и перспективы. // Вопросы философии, № 3, 1994Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 2 / Отв. ред. Ф.Г.Майленова. — МСгречча Элио. Биоэтика (учебник). — Изд. ББИ, 2001. Фукуяма Фрэнсис. Наше постчеловеческое будущее. Этика/ под ред. Гусейнова А.А., Дубко Е.А., М: Гардарики, 2000;Кропоткин Т.А., Этика, М: Издательство гуманитарной литературы, 2005;Этическая мысль// Научно-публицистические чтения, М: Гардарики, 2004;Словарь по этике/Под ред. Привалова С.А., К: Град, 2003.О различных проблемах биоэтики. Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского. //«Вопросы философии» (1994. № 3. С, 49-105).  Благодарю за сотрудничество!