«Проектная деятельность обучающихся в развитии духовно-нравственного потенциала младших школьников во внеурочной деятельности «Рождественский праздник»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Тема «Проектная деятельность обучающихся в развитии духовно-нравственного потенциала младших школьников во внеурочной деятельности «Рождественский праздник»
учитель музыки Савина Елена Игнатьевна МБОУ «Гимназия №24» г.Ульяновск.
Цели:
1.Обучающая – продолжить знакомство детей с русскими народными праздниками, обычаями и традициями; показать самобытность русского народа, проявляющуюся в народном творчестве.

2.Развивающая- развивать проектную деятельность учащихся начальной школы;
3.Воспитательная - воспитывать уважительное отношение к истории, национальному наследию.

Оборудование: индивидуальные проектные карты обучающихся с заданиями по мастер-классам («Рождественская открытка», «Рождественский сувенир», «Рождественские игры», наглядный материал, фонограммы, фортепиано, ИКТ)
Литература: сайт «Мой компас»
Методы и приемы обучения: метод целеполагания метод постановки вопросов методы работы с текстом
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая
Ход открытого мероприятия:
Рассказ о проекте.
Мы посчитали, что рождественский концерт будет интереснее составить из тех материалов, которые найдут сами ребята. Скоро Новый год и Рождество, поэтому мы решили вместе с детьми поработать над творческий проектом «Рождественский концерт».Таким образом, тема выбрана.Участники проекта - четвероклассники.
2.Постановка цели работы.
Сбор информации о рождественском празднике.
Развитие умения пользоваться разными источниками информации(словари, энциклопедии, Интернет).
Умение структурировать материал
Высказывать и доказывать гипотезы.
Уметь доказывать и защищать свои идеи.
3.Гипотеза.
Изучая духовно – нравственные культурные традиции, я лучше узнаю духовную культуру народа.
4. Идет непосредственно исследовательская работа.
Смысл заключается в том, чтобы собрать как можно больше материалов о праздновании Рождества как на Руси, так и во всем мире. К собранным материалам относятся загадки, стихи, песни, колядки, игры, картинки. Сегодня Вы увидите фрагмент рождественского концерта.
5.Весь собранный материал подлежит структурированию, т. е. классификации.
Мы создаем несколько копилок по различным направлениям (загадки, стихи, песни, колядки, игры, картинки ).
6.Подготовка сценария рождественского концерта.
Изюминка в том, что не мы, а дети предлагают из собранного материала номера для концерта - творческого продукта.
7.Защита проекта «Рождественский концерт».
Ежегодное выступление в школе, на конкурсе «Рождественская звезда», на рождественских конкурсах в Ульяновской областной филармонии.

2. «Рождественский поезд» - интерактивная игра
1 СТАНЦИЯ – «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ОТКРЫТКА»
В 1777 году “Парижский почтовый альманах” сообщил о возможности пересылки по почте “открытых приветствий и поздравлений на самые различные случаи гравированными карточками”. Самая первая фабричная рождественская открытка была создана в 1794 году английским художником Добсоном. Она изображала зимний пейзаж и счастливое семейство под ёлкой. Уже в 1800 году нашелся предприниматель, организовавший продажу таких карточек, а в начале XIX века к рождественским открыткам добавились новогодние и "валентинки".





Мастер-класс. Перед вами – листы белой бумаги – заготовка нашей открытки. Ножницами осторожно вырежьте колокольчик. Разукрасьте его по своему усмотрению. Раскрасьте надпись «С РОЖДЕСТВОМ!». Согните , чтобы получилась открытка. По середине открытки с внутренней стороны наклейте колокольчик. Подпишите открытку тому, кому вы ее хотите подарить.














2 СТАНЦИЯ – «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СУВЕНИР»
Вам потребуются:
- бумажная круглая заготовка - карандаш - ножницы - стэплер - цветные карандаши, краски или фломастеры для украшения
Инструкция:
2. Сделайте надрезы по нанесенным красным линиям. Заштрихованную область вырежьте и удалите. 3. Украсьте ангела по собственному вкусу. 4. Осторожно отверните назад края платья ангела, скрепите стэплером. Поделка готова!

3 СТАНЦИЯ
« КАЛЕЙДОСКОП ИНТЕРЕСНЫХ ДЕЛ»
1 игра – разгадайте ледяное послание
Расставь буквы согласно условным обозначениям.

2 игра – отгадайте рождественские загадки:
На горе стоит свеча, в ней молитва горяча. (Храм)
Чего у Бога нет, а у нас есть? Одежду грязь пачкает, а душу? (Грех)
Сотворен из земли, а жил как мы. (Адам)
На волнах качается, в нём вся жизнь спасается. (Ковчег)
Взвесить нельзя, смерить нельзя, а жить без того нельзя. (Душа)
Спиной к стене, а лицом к избе. (Икона)
Что выше колокольни? (Крест)
Синее море, хрустальные берега, а посередине утка. (Лампада)
Нет головы, а есть уши, нет рта, а есть язык. (Колокол)
Четыре орла одно яйцо снесли, и весь мир питается. (Евангелие)
Правильно разгадав кроссворд, в выделенном столбце ты прочтёшь, как называется самое главное зимнее торжество - православный двунадесятый праздник:
3 игра – Рождественский кроссворд

1. Путники долго на перепись шли, В городе места они не нашли: Под Вифлеемом - голая степь, Стал им приютом убогий ...
2. Пещера, ясли, сена стог, Cегодня на земле родился ...
3. В храмах лик поющих воспевает: "Дева днесь Пресущественнаго ..."
4. Эта песнь, мы знаем так, Называется - ...
5. В тёмном небе сияла тогда, Путь освещая, святая ...
6. Простые люди весть узнали. В ночи, когда ещё не пели петухи, Они к яслям Младенца поспешали И Бога прославляли ...
7. Из далёких стран восточных мудрецы пришли Смирну, ... и ладан принесли.
8. За звездою, появляясь из дорожной синевы, На верблюдах едут в Вифлеем ...
9. Над Вифлеемом ангелы летали. Их песнопенья сердцу доставляли сладость. И «Слава в вышних Богу!» воспевали, А людям возвещали ...

4 игра – Рождественский сугроб
Сложи снежинки вместе, чтобы получились слова, связанные с Рождеством. Среди них ты найдёшь название городов, где родился, где жил Богомладенец Христос, имена родителей Иисуса Христа и волхвов, которые пришли поклониться рождённому Богу.


3.Рождество- это значит радость, Рождество – это значит мир, Рождество – это значит надо Всех простить, как Христос простил. Рождество- это значит людям, Доступ к Богу открылся вновь. Петь , играть, веселиться будем, Прославляя Христа любовь.
4.Загадки[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Кто придумать этот мир Так чудесно смог? Жизнь Кто людям подарил, Ну, конечно, . (Бог) Горы, травы и цветы, И лесов краса – Это все подарок нам От Господа- (Отца) Он в хлеву рожден был Девой, Ангел об этом возвестил, Что в яслях, в пещере серой Лежит Младенец – Божий . (Сын)
5. Песня В.Шишкарева «В ночном саду»
В ночном саду прозрачно и светло Стоит наш мирный дом Проходит ангел, белое крыло Мелькает за окном Припев: В пещере ослик кушает овес, В яслях лежит Христос. Осленок носом тянется к Нему, Звезда глядит во тьму. Мария держит Сына на руках. Иосиф греет чай. Вот ангел им сказал о пастухах: "Сейчас придут, встречай!" Припев. Волхвы дары свои Ему несут. За ними важно вслед Верблюды длинноногие идут. Звезда им дарит свет. Припев.
6. Ф.М.Достоевский «Божий дар»
Крошку-Ангела в сочельник Бог на землю посылал: «Как пойдешь ты через ельник,– Он с улыбкою сказал, – Елку срубишь, и малютке Самой доброй на земле, Самой ласковой и чуткой Дай, как память обо Мне».
И смутился Ангел-крошка: «Но кому же мне отдать? Как узнать, на ком из деток Будет Божья благодать?» «Сам увидишь», – Бог ответил. И небесный гость пошел. Месяц встал уж, путь был светел И в огромный город вел.
Всюду праздничные речи, Всюду счастье деток ждет... Вскинув елочку на плечи, Ангел с радостью идет... Загляните в окна сами, – Там большое торжество! Елки светятся огнями, Как бывает в Рождество.
И из дома в дом поспешно Ангел стал переходить, Чтоб узнать, кому он должен Елку Божью подарить. И прекрасных и послушных Много видел он детей. – Все при виде Божьей елки, Всё забыв, тянулись к ней.
Кто кричит: «Я елки стою!» Кто корит за то его: «Не сравнишься ты со мною, Я добрее твоего!» «Нет, я елочки достойна И достойнее других!» Ангел слушает спокойно, Озирая с грустью их.
Все кичатся друг пред другом, Каждый хвалит сам себя, На соперника с испугом Или с завистью глядя. И на улицу, понурясь, Ангел вышел «Боже мой! Научи, кому бы мог я Дар отдать безценный Твой!»
И на улице встречает Ангел крошку, – он стоит, Елку Божью озирает, – И восторгом взор горит. «Елка! Елочка! – захлопал Он в ладоши. – Жаль, что я Этой елки не достоин И она не для меня
Но неси ее сестренке, Что лежит у нас больна. Сделай ей такую радость, – Стоит елочки она! Пусть не плачется напрасно!» Мальчик Ангелу шепнул. И с улыбкой Ангел ясный Елку крошке протянул.
И тогда каким-то чудом С неба звезды сорвались И, сверкая изумрудом, В ветви елочки впились. Елка искрится и блещет, – Ей небесный символ дан; И восторженно трепещет Изумленный мальчуган...
И, любовь узнав такую, Ангел, тронутый до слез, Богу весточку благую, Как бесценный дар, принес.
7. Песня О.Буровой «Рождество»
















Самоанализ проекта учителем
Характеристика учащихся и мотивировка отбора учебного материала для данного проекта. Проект выполнен с участием 4- х классов, их 84 человека, уровень учащихся по диагностике в основном средний. Есть дети, примерно 15%, выше среднего уровня. Учебный материал выбран с учетом интересов учащихся, доступности данного возраста, умение этих детей работать с информацией.
Место разбираемого мероприятия в системе уроков по изучаемой теме. В начальной школе очень много времени уделяется проектной деятельности как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Данный проект – один из вариантов внеклассной работы с обучающимися.
Обоснование образовательной, развивающей, воспитательной целей мероприятия. При работе преследовались следующие цели: 1.Обучающая – продолжить знакомство детей с русскими народными праздниками, обычаями и традициями; показать самобытность русского народа, проявляющуюся в народном творчестве. 2.Развивающая- развивать проектную деятельность учащихся начальной школы; 3.Воспитательная - воспитывать уважительное отношение к истории, национальному наследию.
Оценка развития исследовательских умений и навыков, самостоятельного мышления учащихся на мероприятии. Именно исследовательские умения и формируются в ходе работы над проектом, что является наиболее ценным. Анализ, синтез, сравнение, оценка, умозаключение, классификация.
Мотивировка выбора применяемых на мероприятии методов.
Оценка соответствия методов целям и содержанию мероприятия, выполнению поставленной ТДЦ: методы соответствуют целям и содержанию проекта.
Удовлетворенность или неудовлетворенность учителем мероприятием. Удовлетворенность.
Интеграционные связи с ИЗО, технологией, ИКТ, историей, музыкой, литературой.
Самооценка как одно из условий творческого труда учителя. Наша проектная работа достигла поставленных целей. Конечный продукт - «Рождественский праздник» получился интересным, разноплановым.



Картинка 3 из 1144Картинка 3 из 1144поделки к новому годуРисунок 37поделки к новому годуподелки к новому годуРисунок 38поделки к новому году Рисунок 20 Заголовок 415