Доклад на тему: «Проектная деятельность, как средство формирования ключевых компетенций»
Представление опыта работы
«Проектная деятельность,
как средство формирования ключевых компетенций»
Симоненко Ирина Ивановна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов» г. Невинномысска
«Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться».Леонардо да Винчи
Основным направлением национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является работа с интеллектуально одаренными детьми. Предлагается начать эту работу с младшего школьного возраста, вовлекая детей в исследовательскую и проектную деятельность. Сегодня – это перспектива в работе с одаренными детьми. Основной тезис нового современного обучения – «Я знаю, для чего я познаю мир, я могу применить свои знания, я умею добывать новые и успешно делаю это самостоятельно», - прямым образом относится к проектной деятельности, что подчеркивает ее особое значение в процессе развития воспитанника.
Определим, что сейчас понимают под терминами проект.
Проект - это замысел, план. Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающих их проектами.
В 1920-х годах в школах России использовался этот метод как средство развития учащихся, но в 1930 годы метод проектов постановлением ЦК ВКП(б) был признан вредным и ошибочным. В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе.
Учреждение дополнительного образования детей является одним из элементов системы образования. И мы считаем, что нашим учреждениям наравне с общеобразовательными школами и гимназиями на современном этапе развития образования отводится большая роль в формировании у детей проектной компетенции. Для этого есть все предпосылки: в системе дополнительного образования, во-первых, образовательная деятельность направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, на профессиональное самоопределение, адаптацию воспитанников к жизни в обществе, формирование их общей культуры; во-вторых, учитываются запросы детей, потребности семьи, национально-культурные традиции; в-третьих, создаются условия для раскрытия творческого потенциала детей; в-четвертых, организуются и проводятся массовые мероприятия с детьми.
Педагогом дополнительного образования работаю на Станции юных натуралистов с октября 1987 года, имею высшую квалификационную категорию.
Веду учебный процесс по двум программным направлениям: «Юные натуралисты» и «Зоология».
Цель моей образовательной деятельности:
Создание условий обучения, воспитания и развития личности ребенка средствами познавательной, творческой, практической эколого- биологической деятельности.
Задачи:
Привлекать обучающихся к научно-практической деятельности, способствующей профессиональному определению, оказывать помощь в овладении ключевыми исследовательскими компетентностями.
Помочь детям использовать полученные знания в повседневной жизни.
Развивать критическое и творческое мышление.
Воспитать активных и ответственных граждан посредством включения обучающихся в исследовательскую, научно-практическую деятельность.
Вся наша жизнь - череда различных проектов.
Кредо моей педагогической деятельности: научить ребенка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты, помочь стать успешным человеком.
Современный человек должен быть инициативен, самостоятелен. Он должен уметь находить и анализировать информацию: уметь выбирать необходимое, делать вывод и использовать в повседневной жизни полученные сведения и умения. То есть ему должны быть свойственны такие качества, как ответственность и продуктивность. Кроме того, он должен уметь приспосабливаться к изменениям в социальной среде, адаптироваться к ним.
Наблюдения показывают, что даже при незначительной выраженности творческих способностей в условиях творческой среды обучения и воспитания обучающиеся показывают положительную динамику своего развития. Я считаю, что одна из главных задач образовательной деятельности в детском объединении заключается в том, чтобы воспитанник на занятии испытывал удивление, интерес, озадаченность неразгаданной проблемы, радость самостоятельно сделанного открытия.
Я стараюсь рассмотреть в каждом из своих учеников его достоинства. Верю, что каждый ребенок талантлив.
Например, Ярушников Максим – Всероссийский сетевой проект «Юный тимирязевец» 2012- 2013 г. – Диплом «Лучший тимирязевец 2012- 2013 года», краевой слет «Школа лесной экологии» апрель 2013 года г. Пятигорск тема «Изучение видового состава насекомых г. Невинномысскаграмота, городской этап краевой конференции «Эколого – краеведческие проблемы Ставрополья» ноябрь 2013 г.– Диплом 3 степени, лауреат 4 Международного конкурса исследовательских работ «Открываю мир» г. Чебоксары декабрь 2013 г.
Батагова Ванесса – краевой конкурс «Юннат» тема «Лекарственные растения в жизни человека» г. Пятигорск сентябрь 2013 г. – грамота, краевая конференция «Эколого - краеведческие проблемы Ставрополья» тема «Фитоэкология и человек»- ноябрь 2013 г.- грамота.
Дырива Виктория – участие во Всероссийском сетевом проекте «Бельчонок Тим» 2012 -2013 год
Ребенок от природы любознателен, то есть ему все «любо знать», все интересно, все хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. Это ли не явно выраженные врожденные исследовательские качества? С возрастом происходит трансформация исследовательской направленности. Ребенку приходится изучать и исследовать очень много заданного - запланированного разными программами и стандартами. И очень часто на исследование того, что вызывает наибольший интерес, просто нет ни времени, ни сил.
Исследовательские качества, конечно, совсем не угасают, но переходят, как бы в пассивный багаж. Действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование.
Процесс работы над проектом способствует воспитанию у обучающихся значимых ценностей (социальное партнерство, чувство ответственности, взаимопомощь, самоорганизация).
Мой опыт работы показывает, что в процессе обучения новое всегда притягивает воспитанников, но столкнувшись с трудностями, с однообразием, воспитанник постепенно теряет интерес и желание обучаться. И всем нам известно, что одних способностей и стараний педагога не достаточно. Должна работать связь педагог - обучающийся и обучающийся – педагог. Где ключевым звеном является не просто обучающийся как субъект, а обучающийся, активно проявляющий себя в этом процессе.
Анализируя свою деятельность, я столкнулась с рядом проблем.
Чтобы решить эти проблемы, активизировать и заинтересовать обучающихся, учебную исследовательскую деятельность условно делю на несколько групп. Вашему вниманию предлагаю определение понятий.
Однако учебное исследование и научное исследование имеют ряд различий.
Мы определили этапы работы над научным исследованием.
Обучающийся все основные этапы проходит самостоятельно, испытывая радость собственных открытий, а педагог является лишь консультантом. В процессе такой работы происходит развитие не только самостоятельности обучающегося, но и развитие образного мышления, памяти и логики, а также коммуникативных способностей (ребенок становится открытым и социально активным). Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества. Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий. Предлагаю свое представление о необходимых условиях работы над проектом.
Однако опыт работы показывает, что научной деятельностью способны заниматься не все обучающиеся. По данным исследований, вообще только 16% населения способны по-настоящему осуществлять данный вид работы. Поэтому важно уметь определять наиболее способных, одаренных ребят. Кстати, уровень успеваемости в школе не является показателем его реальных способностей к проведению исследования, так как факторов, влияющих на успеваемость, бывает много. Практика показывает, что даже человека без выдающихся способностей можно научить заниматься исследовательской деятельностью, но для этого необходимы личные качества: трудолюбие, любознательность, ответственность и желание что-то сделать. Все остальное зависит от педагога и правильной организации образовательной деятельности, а залогом успеха будет являться заинтересованность ребенка.
Существует несколько приемов, при помощи которых можно это сделать.
Таким образом, исследовательская деятельность направлена на интеллектуальное развитие личности, на формирование креативных способностей обучающихся, поэтому даже неудачно выполненный проект может нести большое педагогическое значение. На этапе самоанализа, а потом защиты, мы с ребятами подробным образом анализируют причины неудач. Понимание ошибок создаёт мотивацию к повторной деятельности.
Желание научить ребят тому, что знаю сама, зависит не только от наличий знаний, но прежде всего от умения сделать эти знания достоянием воспитанников. Одним из путей решения проблемы вижу в занятии проектной деятельности. Это позволяет сделать образовательный процесс более интересным и увлекательным, а у воспитанника появится желание учиться. В.А. Сухомлинский, выдающийся советский педагог-новатор, писал: «Эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира,- это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления…. Для ребенка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой».