«Проектно-исследовательская работа как форма развития творческого потенциала школьников»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Шушнур»
Муниципального района Краснокамский район
Республики Башкортостан











Доклад


на тему


«Проектно-исследовательская работа как форма развития творческого потенциала школьников»

















Подготовила: учитель биологии и химии
МБОУ СОШ с. Шушнур
Соина Римма Мансуровна

2015г.

Современное образование ориентировано на развитие личности. Сегодня нужен выпускник - самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.
Новый государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.
Современное общество, вузы в том числе, требуют умения самостоятельно ставить цели, получать информацию, критически анализировать ее, создавать собственные продукты деятельности. Эффективным средством для обеспечения личностного роста школьников является включение их в проектную деятельность.
Проектная деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Моей основной целью при организации проектной работы является формирование у школьников компетенций, определяющих становление личности, отвечающей запросам современного общества.
При этом я ставлю следующие задачи:
образовательные: вовлечь учащихся в активную исследовательскую деятельность. В процессе создания проекта сформировать определенные знания и умения;
развивающие: развивать информационные, коммуникативные, организаторские, лидерские навыки;
воспитательные: способствовать социализации личности по составляющим: адекватность самооценки, оценивание и анализ деятельности, понимание своей роли в коллективной деятельности.
Руководителю проекта необходимо осуществлять следующие направления совместной работы с детьми:
1. Осознание и оценивание учащимися тех навыков, качеств исследовательской деятельности, которыми они обладают. В зависимости от этого определяется характер деятельности учащихся.
2. Построение маршрута реализации проекта: определение проблемы, цели, шагов по ее достижению, распределение обязанностей участников проекта.
3. Направление, поддержка при поисковой деятельности.
4. Совместный анализ и рефлексия действий.
5. Выстраивание взаимодействия с другими людьми и организациями для решения поставленных задач.
Оценить степень реализации поставленных целей и задач можно, прослеживая развитие учащихся в течение длительного отрезка времени (несколько лет). Поэтому я стараюсь вовлекать ребят в проектную работу, начиная с 5 класса, и продолжать ее на протяжении всего времени их обучения.
В ходе работы над проектами у ребят формируются необходимые для учебы и личностного развития компетенции: учебно-познавательная, ценностно-смысловая, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования.
Тематика практических работ исследовательского характера по химии:
8класс:
1.Самая главная смесь в моей жизни.
2. Кто нас открыл? (химические элементы)
3. Мир из атомов.
4.Домашний эксперимент можно посвятить изучению «Изменение окраски индикаторов в кислой и щелочной среде».
5. Домашний опыт: наблюдение за изменением окраски вишнёвого варенья в растворе лимонной кислоты и питьевой соды.
9класс:
1.«Кристаллогидраты».
Домашний опыт: выращивание кристаллов меди. Насыпьте на дно стакана немного медного купороса и засыпьте его мелкой поваренной солью. Прикройте соль кружком, вырезанным из фильтровальной бумаги так, чтобы кружок касался стенок стакана. Сверху положите зачищенный наждачной бумагой кусочек железа (лучше всего кружок). Налейте в стакан насыщенный раствор поваренной соли, чтобы он закрыл железный кружок. Через несколько дней вы обнаружите в сосуде красивые красные кристаллы меди.
2. Определение химической активности кислот.
3.Исследование реакционной способности металлов.
4. Все о карбонатах
Домашний эксперимент можно провести по теме: «Определение временной жесткости воды».
10 класс
Полимеры: прошлое, настоящее, будущее.
Вот несколько интересных вопросов, которые можно задать учащимся и на основе которых затем сконструировать творческие задачи исследовательского типа:
1) На дверях некоторых химических лабораторий есть надпись: «Водой не гасить!» Чем можно гасить пожар в таких лабораториях?
2) Исходный факт: в Индии на площади стоит колонна, которая изготовлена около 1500 лет назад из железа. Уже много лет она не подвержена коррозии, несмотря на влажный и тёплый климат.
На обобщающих уроках используем ролевые игры с участием журналистов, представителей исследовательских групп - историков, экологов, физиков, химиков. Ребята с удовольствием принимают такую форму занятия. Нахождение первопричины представляется им исследованием, поиском принципиально новых, объективных знаний, смежных областей наук.
Эффективны также исследования - соревнования. Например, соревнование на лучшую шпаргалку.
Основным критерием выбора тематики проектов служит практическая значимость исследования для окружающих. В результате работы над проектами рождались различные продукты, которые далее использовались при ведении уроков химии, биологии, организации внеклассных мероприятий и так далее.
Как должен выглядеть современный проект исследования?
1.Тема исследования – это свёрнутое (сокращённое) описание изучаемого свойства объекта или явления.
2.Актуальность – важный элемент любого исследования, показывающий важность, значимость (социальную и/или личную). Для обоснования значимости исследования используются ссылки на работы или высказывания известных в обществе людей – учёных, политических деятелей, педагогов и др.
3.Цель исследования – это свёрнутое (сокращённое, сжатое) описание предполагаемого (планируемого) результата изучения объекта (явления). Например: «Выявить зависимость уровня заболеваемости дыхательных путей от количества вредных веществ, содержащихся в воздухе и предложить систему мер, направленных на снижение уровня заболеваемости».
4.Задачи исследования – это краткое описание действий, которые необходимо выполнить для достижения, намеченного в цели результата.
Например: «1. Выявить вредные вещества, содержащие в выхлопных газах автомобилей. 2. Рассчитать концентрацию вредных веществ во вдыхаемом воздухе, опираясь на количество вредных веществ, выбрасываемых одним, «усреднённым» автомобилем, и среднюю интенсивность движения. 3. Установить влияние на органы дыхания человека вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей. 4. Выявить связь заболеваемости органов дыхания от количества, содержащихся в воздухе вредных веществ».
Цель и задачи должны быть сформулированы чётко, лаконично, конкретно и понятно. Число задач не превышает пять.
5.Гипотеза – предположение о причинно-следственной связи между изучаемым в исследовании свойств и определёнными факторами среды.
6.Выводы в сжатом виде описывают основные результаты исследования.





Примеры практического выхода проектной деятельности учащихся по биологии:


Тема проекта
Продукт

1
Влияние табака и алкоголя на проростки растений
Исследовательская работа





2
« Мир лекарственных растений моего села».
Мини-справочник лекарственных растений.

3
Влияние СИЛКа на урожайность овощей
Опытническая работа

4
Учет численности дождевых червей на учебно-опытном участке.
Памятка, содержащая информацию о пользе дождевых червей.

5.
Влияние условий среды и фитонцидов на развитие плесени.
Исследовательская работа

6.
Живая фабрика в листьях
Проектная работа

7.
Опытническая работа на прикольном участке



Эффективность метода проектов в становлении личности, в профессиональном определении несомненна. Для многих ребят первые шаги в научной деятельности определили и дальнейший жизненный путь.










15