Статья КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
К РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА
Гурова Валентина Павловна
канд. пед. наук, заслуженный учитель РФ, зав. кафедрой
естественных наук Муниципального автономного
образовательного учреждения лицея №23,
г. Калининград, Россия.
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
АННОТАЦИЯ
В статье раскрыта важность и перспектива формирования мотивационной компетенции старшеклассников - как интегральной характеристики школьника, включающей представление о его способностях и умениях познавать и понимать собственные мотивационные состояния в различных образовательных ситуациях, анализировать и оценивать собственные ценности и цели в образовательной среде. Разработана и обоснована модель процесса формирования мотивационной компетентности, в основу которой положен компетентностный подход к образованию, деятельностное и мыследеятельностное его содержание.
Ключевые слова: компетентностный подход; мотивационная компетентность; метапредметы; мыследеятельностное содержание.
COMPETENCE-BASED APPROACH
TO THE DEVELOPMENT OF MOTIVATIONAL COMPETENCE OF HIGHF SCHOOL STUDENTS
Gurova Valentina
Candidate. ped. Sciences, honored teacher of the Russian Federation,
Head of the Department of Natural Sciences of the Autonomous Municipal educational institution lyceum №23, Kaliningrad, Russia.
ABSTRACT
The article shows the importance and the prospect of formation of motivational competence of high school students - as an integral characteristic of the student, including the idea of his skill and ability to know and understand their own motivational states in various educational situations, analyze and evaluate their own values and goals in the educational environme
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Выдвинутая на современном этапе цель образования – развитие личности не означает, что воспитание оказывается более значимым по сравнению с обучением. Меняется смысл учебной деятельности: усвоение знаний мы воспринимаем теперь не как цель, а как одно из средств, причем ведущее средство, развития личности. В связи с этим возникает вопрос: чему и как учить? Одним из ответов на этот вопрос времени является идея компетентностного личностно ориентированного образования.
Компетентностный подход в образовании выдвигает на первое место не просто информированность ученика, а его умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности. Для общеобразовательной школы актуальным является наличие и развитие у школьника универсальных уче6ных действий, которые соотносятся с блоками его когнитивных, креативных, коммуникативных и мировоззренческих личностных качеств [3].
Требования к образовательным результатам – предметным, метапредметным и личностным, сформулированные во вводимом Федеральном Государственном образовательном Стандарте, укореняют в качестве приоритета деятельности общеобразовательной школы развитие способностей учащихся.
Появление в образовании компетентностного подхода связывают с именем известного британского психолога Дж. Равена. Им впервые обращено внимание на психологическую природу компетентности, на проблемы формирования компетентности на разных возрастных ступенях развития человека, рассматриваются условия, необходимые для формирования и развития компетентности.
Компетентность включает в себя не только интеллект, но и эффективное поведение, способности, внутреннюю мотивацию. Разработанная Дж. Равеном модель предполагает, что при любой попытке описать поведение следует учитывать ценности как интегральный компонент поведения человека, не отделяя ценностный фактор от оценки способностей. По мнению ученого, необходимо использовать двухэтапную оценочную процедуру, первой стадией которой является измерение ценностей личности. И только затем можно оценивать, сколько относительно независимых компонентов компетентности проявляет человек спонтанно, преследуя значимые для него цели. Таким образом, в рассмотрении сущности компетентности Дж. Равен опирается на понятия «мотивация», «целеполагание», «поведение» [5].
Согласно модели Дж. Равена, отдельные виды компетентности могут в разных ситуациях выступать в качестве компонентов определенной компетентности и наоборот [5, С.259]. Эти компоненты компетентности разделены на когнитивные (определение препятствий на пути достижения целей), аффективные (удовольствие от работы) и волевые (настойчивость, решимость, воля). Опытным путем было установлено, что развитие новых навыков, умений и видов компетентности происходит в зависимости от тех целей, которые значимы для индивида в настоящее время [5, С.297]. По мере взросления развиваются не все компетентности, а преимущественно те, которые определяются ценностными установками индивида. Чем старше становится человек, тем большую значимость в формировании и развитии компетентности приобретают не его способности, а ценностные установки. Мотивация является интегральной частью компетентности. Мотивация побуждает людей проявлять такие виды компетентности, как инициатива, лидерство и эффективная работа в сотрудничестве с другими, что является весьма актуальным.
В рамках компетентностного подхода используется еще одно понятие – «компетенция». Компетенции определены как общая способность, основанная на знаниях, ценностях, склонностях, которая даёт возможность установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для решения проблемы. Таким образом, компетенция – это способность человека менять в себе то, что должно измениться как ответ на вызов ситуации с сохранением некоторого ядра, которое включает целостное мировоззрение и систему ценностей.
По мнению отечественных ученых (А.Г. Каспаржак, Д.А. Иванов, В.К. Загвоздкин и др.), компетентностный подход является способом достижения нового качества образования. Он определяет направление изменения образовательного процесса, приоритеты, это содержательный ресурс развития [1]. Компетентностями принято называть сегодня интегративную характеристику качеств человека (работника), ориентированных на решение реальных задач, определяемых его должностью (полномочиями, правами).
Ключевые компетентности – наиболее общие (универсальные) выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Наиболее востребованные и разработанные психологической и педагогической наукой компетентности: компетентность в решении проблем (задач) и коммуникативная компетентность. Решение проблем – единственная ключевая компетенция. Компетентным является человек, который способен практически разрешать нестандартные, значимые для себя ситуации, используя для этого знания, умения, способности, опыт и т.д.
Таким образом, понятие компетентности включает не только когнитивную составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др. [1 С.158-167].
Мотивационная сфера школьника включает, как известно, цели, потребности, мотивы, стремления и другие компоненты [2]. В старшем школьном возрасте ребенку присуще стремление познавать не только окружающий мир, но и себя, свой внутренний мир. Эта направленность в психической деятельности имеет огромное значение для развития школьника в целом. Поэтому можно утверждать, что на этом возрастном этапе важно создать условия для развития у школьника способности познавать себя в целом и познавать свою мотивационную сферу, которая играет стержневую роль в становлении его как индивидуальности и как личности.
На наш взгляд, мотивационная компетенция - это интегральная характеристика школьника, включающая представление о его способностях и умениях познавать собственную мотивацию (учебной и других видов деятельности), понимать собственные мотивационные состояния в различных образовательных ситуациях, анализировать и оценивать собственные ценности и цели в образовательной среде [3]. Компетентный (в области мотивации учения) старший школьник должен знать сущность мотивации - цели, ценности, мотивы, стремления, которые побуждают его быть активным в учении, а также уметь анализировать свои мотивационные состояния и оценивать их, уметь управлять своими мотивационными состояниями.
Один из главных приоритетов Федерального Государственного образовательного Стандарта - гарантия качества обучения и воспитания. Решить эту проблему можно, реализуя идею личностно-ориентированного образования, перейдя от предметно-центристского к дето-центристскому принципу обучения. Каждый педагогический коллектив должен понять и признать, что надо идти не от заданности учебных планов и программ и подстраивания ученика под них, а от образовательных возможностей и потребностей личности ребенка.
Переход в соответствии со Стандартом на новое образовательное содержание – деятельностное и мыследеятельностное (лишь такое содержание позволит получить требуемое качество образования) не может быть осуществлён в рамках характерной для классно-урочной системы информационно-заданиевой формы образовательного процесса. Подготовка учащихся в таких вопросах как постановка целей, формулирование задач – и не только учебных, а так же в освоении способов рефлексии, моделирования процессов и явлений и т.д. не может быть осуществлена в жестко заданных временных рамках. Необходимо внедрять в работу школы синтетические формы организации образовательного процесса, обеспечивающих как освоение учащимися основ научных знаний в рамках предметного преподавания, так и способов осуществления мышления и деятельности, и при этом обеспечивающих развитие способностей учащихся [6].
В настоящее время в отечественном образовании начали интенсивно развиваться разные направления интегративной работы, возникло много разных типов интеграции, в том числе – метапредметный подход [4]. Метапредметы это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.
Мною было проведено исследование, включающее определение ведущих ценностей старшего школьника и разработана модель процесса формирования мотивационной компетентности, опираясь на метапредметный, мыследеятельностный подход к образованию.
Статический вариант модели включает диагностический, целевой, содержательный, процессуальный и аналитический компоненты. В них содержатся представления о целях формирования мотивационной компетентности, о педагогических средствах воздействия на мотивацию учения и организации деятельности старшеклассников по развитию способностей самопознания и самосовершенствования мотивации учения. Динамический вариант разработанной модели представляет, во-первых, последовательность специальных ситуаций, направленных на интеграцию опыта педагога и опыта старшеклассника по развитию компетентности в области мотивации учения, а также рефлексивных ситуаций, во-вторых, несколько условно выделенных этапов, соответствующих уровням развития мотивационной компетентности: 1 этап - развитие мотивации учения; 2 этап - развитие способностей к самопознанию мотивации учения; 3 этап - развитие способностей к самосовершенствованию мотивации.
Учащимся старших классов было предложено написать сочинение «Моя программа развития», в котором они должны были рассказать о том, к чему стремятся в учении и почему, что они делают для достижения желаемого, что они хотели бы развить в себе. Было предложено 14 ценностей, из которых учащиеся должны были выбрать пять, представляющих для них наибольшую значимость: 1) - общее представление о мире; 2) - глубокие познания в какой-либо области или по предмету; 3) - отметка (оценка знаний); 4) -способы познания (свои познания, анализ, синтез, решение проблемы); 5) - процесс выполнения задания; 6) - результаты выполнения задания; 7) -сотрудничество; 8) - общение; 9)- цели учения; 10) - сознание того, что я с каждым годом становлюсь более образованным; 11) - культурные люди, окружающие меня; 12) - интересный ученический коллектив; 13) - школа, класс, оборудование, соответствующее современным требованиям; 14) - другие (дополнить самостоятельно).
Анализ полученных данных показал, что из ценностей учения наибольшее предпочтение отдано: результатам выполнения заданий (58%), общению (58%), глубоким прочным знаниям (50%), сознанию того, что я становлюсь образованнее с каждым годом (35,45%), целям учения (34,54%), способам познания (31%). Учащиеся 10 - 11 классов в своих мини – сочинениях представляли свои индивидуальные программы, куда включены текущие цели: развитие мотивации самопознания, совершенствования; формирование знаний о человеке, его индивидуальности и личности; формирование знаний о способах самопознания; развитие рефлексивных процессов; формирование умений самопознания, адекватной самооценки; развитие навыков определения своего пути образования; развитие способности понимать себя, свои возможности, реализовать себя в неординарных ситуациях; развитие умений самоконтроля и самооценки в учебной деятельности, в жизненных ситуациях. Учащиеся ставят цели: хорошо учиться, получать глубокие знания, поступить в вуз, поехать за границу для совершенствования знаний иностранного языка и другие. В экспериментальных классах практически каждый ученик настойчив в достижении цели, не довольствуется полученным результатом, что бы ни делал, пытается выполнить лучше, чем раньше. Для 70% учащихся главное в жизни – это переживание радости успеха вследствие достижения высоких результатов. В своих индивидуальных программах они ставят как близкие, так и отдалённые, перспективные цели.
Работа со старшеклассниками даёт возможность сделать вывод, что учащиеся осознают то, что побуждает (мотивирует) их к деятельности. Это: результат деятельности; перспективы, которые связаны с достижением цели; отношение цели к предыдущему результату; средства достижения цели.
Реализация задач исследования подтвердила выдвинутую гипотезу и позволила сделать заключение, что проблема формирования мотивационной компетентности в старшем школьном возрасте чрезвычайно важна и перспективна. В современных условиях, когда жизнь общества подвержена различным стрессам, каждому школьнику необходимы компетенции не только в области мотивации, но и других психических явлений, что позволит сохранить психическое здоровье и сделать жизнь полноценной.
Формирование мотивационной компетентности, формирование и развитие мыследеятельностной личности – одна из главных задач педагога на современном этапе развития общего образования.
Список литературы:
Акулова О.В., Писарева С.А. Компетентностный подход к обновлению школьного образования как необходимое условие интеграции России в мировое сообщество//Педагогика новому веку: идеи на будущее... Герценовские чтения 1999: Межрегиональный сборник научных трудов /Под ред. А.П.Тряпицыной и др. В 2-х ч. - Ч.1. – СПб, 2000. - С.158-167.
Гребенюк О.С, Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. – Калининград: Янтарный сказ, 2000.
Гурова В.П. Формирование мотивационной компетентности у старшеклассников в учебно-воспитательном процессе. – Автореф. дис. канд. пед. наук. – Калининград. КГУ. 2005. - 22 с.
Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов./ Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт. 2001. - Серия «Мыследеятельностная педагогика», 2001. – 288 с.
Равен Дж. Компетентность в современном обществе (выявление, развитие и реализация). – М.: Когито Центр, 2002.
Устиловская А.А. Метапредмет «Задача»: Учебное пособие для педагогов. – М.: НИИ Инновационных стратегий развития общего образования, Пушкинский институт. – Серия «Мыследеятельностная педагогика», 2011. – 272 с.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315