РОль ШМО в формировании управленческой компетентности учителя 
Роль ШМО в формировании управленческой компетентности учителя
Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать».  (В.А. Сухомлинский)
Где же взять это драгоценное время, чтобы не обеднеть духовно, ведь общество предъявляет современной школе серьёзные требования. Сегодня учителю необходимо учиться рационально и эффективно использовать рабочее время, уметь планировать и правильно организовывать свою деятельность, ведь по новым стандартам мы учим этому своих учеников. И здесь велика роль коллектива, в котором работает учитель.  Я могу сказать, что коллективу учителей нашего ШМО присуще взаимовыручка, поддержка, совместное творчество, нацеленное на результат. 
Социальный портрет учителя ШМО гуманитарно-эстетического цикла МБОУ «Средняя щкола «18»
В состав методического обьединения  входят 12  учителей ; из них 
11 -  имеют высшее педагогическое образование, 2 – высшую квалификационную категорию, 7 учителей – первую, 3-соответствие. 
 1 учитель  награждён знаком «Отличник образования РФ», 1 учитель «Почётной грамотой МО Нижегородской области»
Коллектив опытный:  большинство педагогов   имеют большой педагогический стаж более  20 лет- 6 чел., более 30 лет-2 чел. более 40- 1чел. 
 Есть в коллективе два молодых учителя Сорокина Е.М., Коноплёва               Валентина  Витальевна, стаж которых соответственно 3 и 1 год.,Методическая работа ШМО организована в соответствии с планом работы школы, с основными требованиями к работе ШМО, разработанными в «Положении о методическом объединении» и функциональными обязанностями  руководителя МО. Мы строим свою работу  в соответствии с единой методической темой образовательного учреждения.
Цели и  задачи ШМО – создание условий для совершенствования профессиональной компетентности учителя, способствовать развитию его творческого потенциала, направленного на повышение эффективности и качество работы,
Несмотря на свой опыт, учителя систематически повышают свою квалификацию, обучаясь на различных курсах. Мы помним слова К.Д.Ушинского: «Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель», 
Ещё одной из форм повышения профессионального уровня является участие педагогов  в школьных,  городских конференциях и  семинарах (Титова И.И., Столетова О.С., Гималетдинова И.М.,  Сорокина Е.М.,Астафимова Л.В.)
В соответствии с методической темой ШМО  каждый педагог работает  над личной темой самообразования . В последние два года все педагоги отчитывались по выбранной теме на заседаниях МО, обменивались опытом работы по своей проблеме, показывали внеклассные мероприятия в рамках предметной недели. Несмотря на систематическую работу по данному вопросу, отмечаем, что темы по самообразованию не актуальны,  устаревшие . И,  к  сожалению, формальны  Вот например, «Использование дифференцированного обучения на уроках», «Развитие творческого интереса у учащихся», «Воспитание патриотизма и чувства долга» и т.д.
С целью совершенствования технологии организации управленческой деятельности учителя на уроке в прошлом году мы провели анкетирование с вопросом  «Какие трудности возникают у преподавателя  при введении стандартов нового поколения и их реализации?»  Выяснилось, что большинство коллег испытывают затруднения
Во-первых, большинству учителей трудно перестроить  себя под новые задачи стандарта второго поколения, увидеть собственные профессиональные дефициты и выстроить пути их решения.
Во-вторых, трудно педагогам, работающим по традиционным образовательным программам, выполнять требования  по организации образовательного процесса в рамках системно- деятельносного подхода.
В- третьих, трудно педагогу спланировать свою собственную деятельность по формированию у учащихся универсальных учебных действий(УУД)
В- четвёртых, трудно организовать и проводить иные, нетрадиционные формы учения (практические и лабораторные занятия, уроки-семинары, урок-защиты проектов и т.д) 
.  И мы в этом году решили «поменяться». Договорились начать взаимопосещения уроков в методический день, проводить открытые современные уроки (ПО одному уроку в четверть!), где можно увидеть управленческую деятельность  учителя  классом. А потом проводить совместный анализ уроков. В процессе данной работы у учителя формируется умение прогнозировать результаты, развивается адекватная оценка и самооценка педагогической деятельности.
Во второй четверти этого года был проведён урок в 5 «В» классе Тюковой Татьяной Владимировной. Несмотря на всю сложность (класс с ОВЗ), урок проведён на высоком методическом уровне. Мы увидели, как учитель умело управлял классом, меняя одну форму работы на другую. Ребята были активны, организованы на поиск новой информации с использованием видеороликов. Но , к сожалению, на этом и остановились. Учителя называли свои причины , ссылаясь на загруженность и т.д. И на уроке  присутствовалоо всего три педагога, Обидно.
 Но мы стараемся!     И вчера  на заседании ШМО вновь был поднят этот вопрос. Договорились составить график открытых уроков на 2-е полугодие и график взаимопосещений.
Мы неоднократно поднимали вопрос о создании личного  сайта учителя, который способствует формированию управленческой компетентности учителя в работе с учащимися, коллегами, родителями.  Организует самого учителя, мотивирует его на творческую деятельность. На сегодняшний день 9 членов ШМО из 12 имеют свой собственный сайт, где они размещают свои авторские работы. Только в этом полугодии на сайтах наших учителей было опубликовано   45 работ. Их посетили в общей сложности 
4529  гостей.(вчерашние данные)
За последние два с половиной года работы ШМО гуманитарно-эстетического цикла было проведено 13 заседаний, где рассматривались самые разнообразные и актуальные вопросы, в решении которых принимали активное участие все члены ШМО . 
Следует отметить ответственность каждого из выступающих. Большинство выступлений сопровождается презентацией. Мы работаем , мы стараемся 
Вот некоторые из них: 
Новые формы и методы обучения в условиях ФГОС
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода и ФГОС. 
Протокол №2 от 6.11.2015г.
Формирование УУД на уроках как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения»
«Технологическая карта-залог хорошего урока»
Протокол № 3 от 09.01.2016г.
Программа развития УУД на ступени основного общего образования.
  Протокол № 4 от 26.02.2016 г.
Ежегодно выносим на обсуждение работу педагогов по организации и руководству НПК в школе и на муниципальном уровне. Принимали  решения об активном выявлении одарённых детей и работе с ними.  Но похвастаться в особо нечем.  В 2014-2015 уч.году принимали участие в работе НПК на школьном уровне 6 педагогов из 14Астафимова Л.В. -3 работы, Столетова О.С.-2 работы, Титова И.И., Рудая И.Г.Смирнова Е.В.и  Ерастова И.А.по одной работе. Только одна работа прошла на муниципальный уровень (МХК-Коробова Ан. 10 кл)
А в 2015-2016 уч. году всего два педагога Столетова О.С. и Астафимова Л.В.
подготовили  своих детей. Один из них Нуреев Ринат (8 «А» кл.) занял з-е  место на городском туре. Анализируя неудовлетворительную работу ШМО в этом направлении, в этом году коллеги прониклись значимостью этой работы и большинство заявились в этом году на участие. ( 10 чел.)
 
Работа по распространению передового педагогического опыта
Учителя понимают, что важно обобщать и распространять  передовой педагогический опыт. Обобщение опыта является одной из форм повышения и самовыражения профессиональных  и управленческих компетентностей. Решили создать банк разработок  с созданными технологическими картами и УУД
Заключение
На мой взгляд, правильно организованная работа методического объединения и создание комфортной нравственной атмосферы вселяют в педагога уверенность и желание творить, повышать свое профессиональное мастерство. Методическое объединение призвано создавать условия для раскрытия и развития инновационного потенциала педагогов, так как в хорошем психологическом климате, в теплом отношении, во внимании нуждаются не только ученики, но и учителя.