Рабочая программа по окружающему миру УМК Планетав знаний 1 класс (структура программы с учётом требований ФГОС)
РАССМОТРЕНО иСОГЛАСОВАНОУТВЕРЖДЕНО
РЕКОМЕНДОВАНОЗаместитель директора приказом по МБОУ
к утверждению напо УВР МБОУ СОШ СОШ с. Мокрое от
заседании МО учителейс. Мокрое«____ »_______20__г.
__________________________/______________/ №_____
Протокол №_____ отФИО
«____ »_______20__г.«____ »_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы села МокроеЛебедянского муниципального района
Липецкой области
Шпиры Натальи Евгеньевны
(ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ)
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»
1 класс
2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
1)понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2)сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3)осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4)освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5)развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Задачи:
•систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
•формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
•знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
•социализация ребёнка;
•развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
•воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
•формирование самостоятельной познавательной деятельности;
•развитие мышления, воображения и творческих способностей;
•формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
•формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
•формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
•формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
•формирование основ экологической культуры;
•патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и места человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.
Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей страны. Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование .Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.
В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-м классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.
Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.
Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.
В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.
Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ с.Мокрое рабочая программа рассчитана на 64 часа в год (из расчёта 2 часа в неделю).
В приложении к рабочей программе «Тематическое планирование» конкретизируются даты проведения уроков, темы каждого урока иосновные виды учебной деятельности учащихся.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
понимание необходимости бережного отношения к природе;
могут быть сформированы:
понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
понимание своей сопричастности к жизни страны, Липецкой области (региональный компонент);
понимание красоты окружающего мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
называть характерные признаки времен года;
различать и называть части растений;
ухаживать за комнатными растениями;
выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные Вологодской области (региональный компонент);
различать и называть основные части тела человека;
называть органы чувств и рассказывать об их значении;
приводить примеры культурных и дикорастущих растений Липецкой области, диких и домашних животных (региональный компонент);
рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей) на примерах животного мира Липецкой области (региональный компонент).
Учащиеся получат возможность научиться:
различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
называть основные возрастные периоды жизни человека;
рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
рассказывать о способах движения и питания животных;
рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
рассказывать, как развивается растение из семени;
выращивать растение одним из изученных способов.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
выражать приветствие, благодарность, просьбу;
выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
приводить примеры видов труда людей;
узнавать герб и флаг России, называть ее столицу, узнавать герб Липецкой области, называть её центр город Вологду (региональный компонент);
различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).
Учащиеся получат возможность научиться:
различать виды эмоционального состояния человека;
воспроизводить гимн России.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.
Учащиеся могут научиться:
осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
Познавательные
Учащиеся научатся:
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
называть и различать окружающие предметы и их признаки;
устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).
Учащиеся могут научиться:
осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
участвовать в диалоге при выполнении заданий;
оценивать действия одноклассников.
Учащиеся могут научиться:
осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Пришла пора учиться (13 часов)
Что изучает предмет «Окружающий мир». Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель – ученик, ученик – ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.
Человек (13 часов)
Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение. Человеку важно быть здоровым. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний. Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т.п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.
Природа в жизни человека (23час)
Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе. Времена года. Временные периоды6 год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Мир растений. Строение растения (на примере цветкового)6 корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения. Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека. Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека. Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.
Человек среди людей (15 часов)
Наша страна – Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну. Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома. Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома. Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказывать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.
Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна). 7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ Дата Тема урока Основные виды учебной деятельности
план факт Пришла пора учиться (13 часов)
1 03. 09 Вводный урок. Что такое окружающий мир. Рассказывать, что изображено на иллюстрации в учебнике.
Отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации).
Называть и различать окружающие предметы и их признаки.
Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и различия.
Группировать предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые в школе).
Устанавливать правильную последовательность событий (с опорой на рисунки).
Наблюдать на экскурсии признаки ранней осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени.
Объяснять значение некоторых дорожных знаков.
Обсуждать значение правильной организации распорядка дня.
Знакомиться с одноклассниками (работа в парах).
Ориентироваться в школе (находить свой класс, свое место в классе).
Обсуждать правила общения со сверстниками и взрослыми в школе, дома, на улице и выполнять их.
Задавать вопросы сверстникам и взрослым по заданной теме (работа в парах и проектная деятельность).
Выделять то, что уже усвоено и что подлежит усвоению (с опорой на маршрутные листы).
Работать в малых группах (в парах).
Находить (с помощью учителя) нужную информацию в справочнике учебника.
Моделировать дорогу от дома до школы (возможные опасности и правила безопасного поведения).
Выбирать форму участия в проектной деятельности.
Объяснять значение изучения предмета «Окружающий мир»;
объяснять значение правил поведения в школе и на улице;
рассказывать значение школы в жизни детей;
Оценивать своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе школы, на улице.
2 05.09 Россия - Родина моя
Ты и твое имя. 3 10.09 Твоя школа (экскурсия по школе) 4 12.09 Урок-игра.
Твоя школа. 5 17.09 Во дворе школы (экскурсия) 6 19.09 Во дворе школы.
Не шути с огнём. 7 24.09 Вот и лето прошло (экскурсия) 8 26.09 Урок-путешествие. Вот и лето прошло. 9 01.10 Дорожные знаки и светофор.
Дорога в школу. 10 03.10 Урок-путешествие.
Дорога в школу. 11 08.10 Безопасность на улице.
Экскурсия «Осень». 12 10.10 Урок-путешествие. Осень. 13 15.10 Твой распорядок дня .Человек (13 часов)
14 17.10 Как ты рос. Моя
семья. Объяснять значение правил личной гигиены и выполнять их.
Составлять устный рассказ из 2-3 предложений (по заданной теме).
Воспринимать свойства предметов с помощью органов чувств,
объяснять, как с помощью органов чувств различать предметы и их признаки, сопоставлять признаки предметов и органы чувств.
15
16 22.10
24.10
Как ты воспринимаешь мир. 17 29.10 Твоё тело. Объяснять значение правильного питания.
Объяснять значение физкультуры и спорта, выполнять упражнения утренней зарядки, придумывать свои упражнения.
Составлять меню.
Выбирать одежду, соответствующую сезону и обстоятельствам.
Оценивать свое эмоциональное состояние и выполнять элементарные приемы управления собой. Различать эмоциональные состояния людей.
Осваивать нормы поведения при работе в парах, оценивать свое поведение и поведение партнера в процессе выполнения задания в парах.
Находить дополнительную информацию в справочнике, в учебнике.
Выполнять задания, тренирующие внимание и память в разнообразных видах деятельности.
Подбирать фотографии родственников и устанавливать последовательность по возрастным признакам (с помощью членов семьи).
Участвовать в коллективной подготовке выставки рисунков, создании фотоальбома, стенда с сообщениями, выставке костюмов на тему «Одежда» (проектная деятельность по выбору)
18 31.10 Как ты питаешься. 19 12.11 Твоя одежда. 20 14.11 Твоя одежда. 21
22 19.11
21.11 Будь здоров! 23 26.11 Твоё настроение 24 28.11 Твоё настроение 25 03.12 Будь внимательным! 26 05.12 Будь внимательным! Природа в жизни человека (23час)
27
10.12
Полна природа удивленья. Различать объекты живой и неживой природы.
Приводить примеры различных явлений природы; сравнивать объекты и явления природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе, с иллюстрациями.
Классифицировать объекты живой и неживой природы по разным признакам.
Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовой материал, характеризующий времена года.
Называть части растения; сравнивать части растений, выделяя общие и отличительные признаки; описывать растения по признакам (цвет, форма, размер).
Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, травам, выделять отличительные особенности лиственных и хвойных деревьев.
Приводить примеры дикорастущих и культурных растений, растений леса, луга, сада, огорода, ядовитых растений.
Характеризовать поведение наблюдаемых животных.
Приводить примеры насекомых, рыб, птиц и зверей, называть основные признаки каждой группы; определять принадлежность животных к группам по тому или иному признаку.
Объяснять различие между дикими и домашними животными.
Составлять Красную книгу (по материалам учебника и рабочей тетради), дополнять ее.
Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.
Распределять роли при выполнениизадания в парах, фиксировать правильные ответы и ошибки в таблице, оценивать количество ошибок.
Получать информацию с помощью схем и рисунков.
Самостоятельно проводить простейшие опыты; делать выводы на основе наблюдаемых явлений.
Проводить опыты по проращиванию семян фасоли, черенков домашних растений, луковиц; вести наблюдения; фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради
Выбирать форму участия в проектной деятельности
28
29 12.12
17.12 Вода и воздух.
Вода и воздух. 30 19.12 Осторожно
гололёд!
Экскурсия «Зима». 31 24.12 Зима.
Безопасность на льду. 32 26.12 Времена года. 33 14.01 Как устроено растение. 34 16.01 Как устроено растение. 35
21.01 Растительный мир Липецкой области.
Деревья, кустарники, травы. 36 23.01 Красная книга Липецкой области.
Деревья, кустарники, травы. 37 28.01 Как развивается растение 38 30.01 Как развивается растение 39
40 04.02
06.02 Растения в нашем классе. 41 11.02 Насекомые, птицы, рыбы, звери… 42 13.02 Насекомые, птицы, рыбы, звери… 43 25.02 Жизнь животных.
Животные моего края. 44 27.02 Урок-путешествие. Жизнь животных.
Красная книга Липецкого края. 45 04.03 Домашние животные. 46 06.03 Домашние животные. 47 11.03 Береги природу, человек!
Наш лес и пруды. 48 13.03 Урок – игра.
Береги природу, человек. 49 18.03 Защита проектов по теме «Растения» Человек среди людей (15 часов)
50 20.03 Наша Родина. Узнавать государственные символы России: гимн, герб и флаг.
Обсуждать многонациональность нашей Родины.
Рассказывать по рисункам об изменении облика Москвы, разнообразии населенных пунктов России.
Называть свой домашний адрес; пользоваться сведениями о своем домашнем адресе в случае необходимости.
Составлять рассказ о доме, улице и населенном пункте своего проживания.
Обсуждать значение семьи в жизни человека, поддерживать традиции семьи, уважать старших; рассказывать о составе семьи, о ситуациях взаимопомощи, о проведении совместного досуга.
Приводитьпримеры профессий людей.
Наблюдать за объектами неживой и живой природы; составлять описание объектов природы по плану; сравнивать ранее наблюдаемые явления в природе с тем, что происходит в настоящее время; объяснять причины некоторых наблюдаемых явлений; фиксировать результаты наблюдений и опытов в рабочих тетрадях.
Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.
Рассказывать, подбирать стихи и рисунки о временах года.
Сравнивать и классифицировать предметы (на примере транспорта).
Заполнять анкету в рабочей тетради (фамилия, имя, возраст, полный адрес).
Оценивать свои возможности по самообслуживанию и выполнению домашних обязанностей, самостоятельно выполнять некоторые обязанности в семье (одеваться, убирать свою постель, мыть посуду).
Оценивать свое поведение и поведение сверстников по отношению к окружающим людям, обсуждать правила культурного и безопасного поведения в школе, дома, на улице, на транспорте и выполнять их.
Обсуждать, как встречать и провожать гостей, дарить и принимать подарки.
Оценивать возможность возникновения опасных ситуаций, обсуждать правила их предупреждения.
Отличатьреальное от фантастического (на примере заданий с моделированием фантастической планеты).
Сочинять рассказ о путешествии (в паре), соблюдать очередность высказываний, продолжать тему, начатую партнером.
Находить информацию о городе (населенном пункте) своего проживания, о гербе города (областного центра, столицы края).
Самостоятельно использовать справочник, размещенный в учебнике.
Моделировать обстановку комнаты ученика.
Моделировать ситуации, при которых нужно обратиться в «Пожарную охрану», «Милицию», «Скорую помощь», участвовать в ролевых играх на тему «Безопасное поведение».
Участвовать в коллективной подготовке стенда или фотоальбома, изготовлении книжки-самоделки или сборе коллекции по теме «Люди и их занятия»
51 01.04 Урок - викторина. Наша Родина. 52 03.04 Наш дом. 53 08.04 Урок-экскурсия.
Наш дом.
Посещение сельской библиотеки 54 10.04 Наши родственники. 55 15.04 Хороший день. 56 17.04 Хороший день. 57 22.04 Экскурсия «Весна» .58 24.04 Весна.
Раннецветущие растения нашей местности. 59 29.04 Наша безопасность. 60 06.05 Наша безопасность. 61 08.05 Урок – путешествие.
Будем вежливы.
62 13.05 Будем вежливы. 63 15.05 Урок –экскурсия.
Мы едем, едем, едем… 64 20.05 Скоро лето 8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа 1 класса обеспечивается учебно-методическим комплектом:
Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. «Окружающий мир». - М.: АСТ, «Астрель». 2012г.
Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». В 2-х частях – М.: АСТ, «Астрель». 2014г.
Г.Г.Ивченкова. Обучение в 1 классе по учебнику «Окружающий мир». - М.: АСТ, «Астрель». 2014г.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).
Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).
Стандарт начального образования и документы по его реализации.
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам естествознания, магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т. п.).
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).
Географические и исторические настенные карты.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский.
Лупа.
Компас.
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений.Интернет ресурсы:
--Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. режим доступа: http:// school-collection.edu.ru- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).-режим доступа:http://nsc. 1septeber.ru/urok- Презентации уроков « Начальная школа».-Режим доступа:http://nachalka.infoIaboutI193
- Официальный сайт УМК «Планета знаний» .-Режим доступа: http://planetaznaniy.astrel.ru/