Рабочая программа по литературному чтению УМК Планетав знаний 1 класс (структура программы с учётом требований ФГОС)


РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
РЕКОМЕНДОВАНОЗаместитель директора по приказом по МБОУ
к утверждению наУВР МБОУ СОШ СОШ с. Мокрое от
заседании МО учителейс. Мокрое «____ »_______20__г.
__________________________/______________/ №_____
Протокол №_____ отФИО
«____ »_______20__г.«____ »_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы села МокроеЛебедянского муниципального района
Липецкой области
Шпиры Натальи Евгеньевны
(ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ)
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»
1 класс
2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной взаимосвязи с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи :— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
— формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
— развитие воображения, творческих способностей;
— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
— обогащение представлений об окружающем мире.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.
Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.
В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.
Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений.
Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.
Художник — творец, он создаёт свой мир по особым законам.
Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах.
Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.
Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.
Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.
В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует её развитию.
На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.
В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм создаёт определённую инерцию речевого «движения», «ведёт за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.
Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.
В четвёртом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определённое место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.
В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных факторов. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.
Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.
Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.
Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.
Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.
Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт. Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ с.Мокрое рабочая программа на 128часов (4 часа в неделю, 32 учебные недели): из них 92 часа отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте, 36 часов – урокам литературного чтения.
В приложении к рабочей программе «Тематическое планирование» конкретизируются даты проведения уроков, темы каждого урока и основные виды учебной деятельности учащихся.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будет сформировано:
-  положительное отношение к урокам литературного чтения;
-  адекватное  восприятие содержательной оценки своей работы учителем.
Учащиеся получат возможность для формирования:
-  внимания к красоте окружающего мира, к красоте природы России;
-  осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям своего народа, соей семьи;
-  внимания к соотношению поступка и внутреннего состояния человека, к нравственному содержанию поступков;
-  эмоционального отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
-  воспринимать на  слух художественное произведение;
-  сознательно,  плавно,  правильно читать целыми словами;
-  объяснять смысл названия произведения;
-  читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
-  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Учащиеся получат возможность научиться:
-  высказывать своё отношение к героям произведения, с помощью учителя.
Творческая    деятельность
Учащиеся научатся:
-  выразительно читать и учить наизусть стихотворения.
Учащиеся получат возможность научиться:
-  сочинять рассказы по рисункам;
-  сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся получат возможность научиться:
-  выделять рифмы в тексте стихотворения;
-  чувствовать ритм стихотворения;
-  различать сказки, стихотворения, рассказы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
-  организовывать своё рабочее место;
-  устанавливать и соблюдать очерёдность действий, работая в паре;
-  осуществлять контроль правильности, выразительности чтения текстов;
-  вносить необходимые изменения, дополнения в свою работу4-  в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
  Учащиеся получат возможность научиться:
-  понимать цель выполняемых действий;
-  адекватно оценивать правильность выполнения задания;
-  в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать её в процессе работы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
-  ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
-  понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, картин;
-  выделять непонятные слова и находить их значение в словаре  учебника (под руководством учителя);
-  сравнивать литературные произведения по  жанру, героев разных произведений по характеру, поступкам.
Учащиеся получат возможность научиться:
-  самостоятельно находить нужную информацию в учебнике;
-  выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
-  выбирать задание,тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;
-  знакомиться с новой книгой, её автором, названием, иллюстрациями;
-  группировать литературные произведения по жанрам;
-  сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
-  отвечать на  вопросы по содержанию текста, задавать вопросы для уточнения непонятного;
-  объяснять смысл названия произведения;
- высказывать своё отношение к героям произведений, их поступкам;
-  выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
-  участвовать в коллективном обсуждении;
-  соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Учащиеся получат возможность научиться:
-  выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью;
-  внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание;
-  быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
-  договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
-  строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наша речь (14 ч)
Здравствуй, школа!
Мы теперь не просто дети — мы теперь ученики.
Мы живем в России. Наш общий язык — русский. Как мы общаемся. Язык мимики и жестов. Как зарождалась речь. Устная и письменная речь. Предложение. Знаки препинания. Предмет и слово. Слоги. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звуки речи. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударение. Ударный слог.
Алфавит (78 ч)
Звук и буквы алфавита. Обычные буквы — специальные знаки.
Большая буква в именах людей и кличках животных. Использование слов он, она, оно.
Слова с противоположным значением. Парные звонкие и глухие согласные звуки:
Большая буква в географических названиях. Сочетания букв жи–ши.
Слова: в, на, за, над, под, к, с,и др.
Буквы е, ё — показатели мягкости предшествующих согласных звуков.
Диалог. Речевой этикет. Устное народное творчество.
Мягкий знак — показатель мягкости предшествующего согласного звука,
Разделительный мягкий знак — ь. Две роли мягкого знака в русском языке.
Разделительный твердый знак. Прямое и переносное значение слов.
Сочетания букв ча-ща и чу-щу. Шипящие согласные звуки
Алфавит. Необычные азбуки. Из истории букварей.
Сказки-диалоги о животных. Ребятам о зверятах.
Сказки в сказке. Внеклассная (проектная) работа.
Страна Вообразилия (14 ч)
С.Михалков (из Ю.Тувима) «Азбука»; В.Левин «Маленькая песенка о большом дожде», «Обыкновенная история»; К.Чуковский «Храбрецы», «Тараканище», «Скрюченная песенка»; Д.Родари «Лежебока»; В.Лифшиц «Тимоша»; И.Токмакова «Пряничные человечки»; М.Карем «На травке»; В.Хотомская «Аист»; Ю.Тувим «Чудеса», «Пляска»; Д.Самойлов «Сказка»; Б.Заходер ((из Я.Бжехвы) «На Горизонтских островах»;О.Мальдельштам «Телефон»; О.Дриз «Юла»; В.Лунин «Жук»; Н.Матвеева «Молчание листика» (отрывок), «Было тихо». Песенки, считалки, загадки разных народов мира.
Сказки о животных (12 ч)
Народные сказки: «Лиса и рак», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и волк», «Конь и лиса», «Как кролик взял койота на испуг», «Гиена и черепаха».
Авторские сказки: К.Ушинский «Лиса и козел», Дж.Харрис «Сказки дядюшки Римуса» (отдельные главы), Н.Заболоцкий «Как мыши с котом воевали», Д.Биссет «Лягушка в зеркале», А.Усачев «Пятно», Б.Сергуненков «Сладкая трава».
«Природа и мы»(10ч)Г.Балл «Кружавинка»,М.Пришвин «Осеннее утро», «Черемуха», А.Блок «Зайчик», Н.Рубцов «Воробей»,Л.Толстой «Орел», «Какая бывает роса натраве»,Е.Чарушин «Как Томка научился плавать», А.Барто « Думают ли звери?», В.Жуковский «Жаворонок».
Семейное чтение: К.Чуковский «Тараканище», «Федорино горе»; русские народные сказки : «Петушок-золотой гребешок», «Лиса и заяц»; Дж.Харрис «Сказки дядюшки Римуса»; Ш.Перро «Кот в сапогах»; А Усачев «Королевская дворняжка»; Л.Толстой «Слон», «Котенок»; В.Бианки «Рассказы о животных».
Навык и культура речи
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному правильному чтению целыми словами, преодоление возможных пропусков и замены слогов, искажения и повторения слов, развитие внимания к верной постановке ударений, точному прочтению окончаний слов, изменению силы голоса, выдерживанию паузРабота с текстом и книгой
Формирование умения озаглавливать текст, понимать смысл заглавия. Обучение поиску значений отдельных непонятных слов и словосочетаний в словаре-справочнике, помещённом в учебнике.
Формирование умений: выбирать из предложенного списка слова, необходимые для характеристики героев и отношения к ним; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; выделять в тексте с помощью учителя нужные фрагменты; воспроизводить сюжет по вопросам педагога Первоклассники учатся отличать художественное произведение (творение автора) от реальной жизни, обращать внимание на отношение писателя к героям.Развитие познавательного интереса ребёнка к объектам окружающего мира, внимания к личному жизненному опыту.
Обучение определять с помощью учителя и высказывать своё отношение к прочитанному, давать оценку поступкам героев с опорой на собственный опыт.
Обучение знакомству с книгой: её автором, названием произведения, иллюстрациями.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Формирование умения сочинять продолжение прочитанного произведения, отдельных сюжетных линий, короткие истории на заданную тему, рассказы по рисункам.
Первоклассники учатся под руководством учителя выразительно читать стихотворения, учить их наизусть, участвовать в «живых» картинах, коротких инсценировках.
Литературоведческая пропедевтика
Первоклассники знакомятся: со сказкой (народной и авторской); стихотворением; рассказом; малыми фольклорными жанрами; а также со стихотворной рифмой.
Учатся находить рифмы в конце стихотворных строк, получают представление о ритме на уровне прохлопывания в ладоши двусложных размеров, знакомятся с понятиями «автор» и «герой произведения», учатся включать их в свою речь.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (БУКВАРЬ)

п/п Дата Тема урока Основные виды учебной деятельности
план факт
факту Наша речь (14 ч)
1 01.09 Здравствуй, школа. Познакомить с маршрутным листом по теме «Наша речь». Знакомство с символикой нашей Родины. Россия – многонациональная страна.
Язык мимики и жестов. Восприятие и понимание звучащей речи.
История зарождения устной и письменной речи.
Объяснение названия видов речи. Средства устного общения и возникновение речи. Отличия устной и письменной речи.
Понятие о предложении. Знакомство со схемой предложения (пиктограммы).
Различная интонация, предложения в устной речи. Знаки препинания в конце предложения – точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Разведение понятия предмет и слово. Введение понятия звуковая схема слова. Определение звука в слове.
Понятие о слоге. Определение количества слогов в слове. Дополнение слогов до слов.
Понятие о звуках речи. Введение понятия «гласные звуки», «согласные звуки». Обозначение гласного звука зеленой фишкой.
Введение понятия «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук». Обозначение согласных синими и зелёными фишками. Сравнение звуков по твёрдости и мягкости.
Знакомство со знаками ударения. Смысл различительная роль ударения в русском языке.
Различие звука и буквы. Обозначение звуков различными буквами.
2 02.09 Мы теперь не просто
дети - мы теперь ученики. 3 03.09 Мы живём в России. Наш общий язык – русский. 4 04.09 Как мы общаемся. 5 08.09 Как зарождалась речь 6 09.09 Устная и письменная речь 7 10.09 Предложение 8 11.09 Знаки препинания 9 15.09 Предмет и слово 10 16.09 Слоги 11 17.09 Звуки речи (гласные и согласные) 12 18.09 Звуки речи (твёрдые и мягкие согласные). 13 22.09 Ударение (ударный слог). 14 23.09 Звуки и буквы Алфавит (78 ч)
15 24.09 Звук [а].
Буквы А, а. Маршрутный лист по теме «Алфавит», знакомство со звуком [а] и буквой А. А – слог, А – слово. Составление схемы предложения.
Знакомство со звуком [у] и буквой У. У – слог, У – слово. Составление схемы вопросительного предложения.
Работа с алфавитной лентой. Работа со схемами слов, деление слов на слоги.
Знакомство с буквами – знаками. Знаки препинания. Знаки действия сложения, вычитания. Музыкальные знаки. Работа с алфавитной лентой. Специфичное использование букв А и У.
Парные (по твёрдости – мягкости) согласные звуки [м], [м'] и буквы М, м. Чтение слогов и двусложных слов.Знакомство со звуками [н], [н'] и буквами Н, н. Работа со схемой предложения.
16 25.09 Звук [у].
Буквы У, у. 17 29.09 Закрепление изученного. 18 30.09 Обычные буквы – специальные знаки. 19 01.10 Звуки [м], [м']. Буквы М, м. 20 02.10 Звуки [н], [н']. Буквы Н, н. 21 06.10 Большая буква в именах людей и кличках животных. Использование большой буквы. Правила написания слов с большой буквы.
Повторить понятие «звук» и «буква», «слог». Характеристика гласных , согласных звуков, их отличие, правила написания собственных имён.
Знакомство со звуком [о] и буквой О. Сильная и слабая позиция гласного звука [о].
Знакомство со звуком [э] и буквой Э. Слогообразовательная роль гласной буквы. Понятия: «ударные гласные», «безударные гласные».
Объяснение значения слов «он», «она», «оно». Соотнесение рисунков и слов. Слова обозначают предмет. Работа с чистоговорками.
Работа с алфавитной лентой, составление звуковой схемы, знакомство с цветами радуги, повторение гласных и согласных букв.
Знакомство со звуками [р], [р'] и буквами Р, р. Работа со стихотворением и выделение данного звука в тексте.
Знакомство со звуками [л], [л'] и буквами Л, л. Деление текста на предложения.
Работа с алфавитной лентой. Чтение слов и слогов, различающихся одним звуком. Знакомство с именами полными и краткими.
Классификация букв на гласные и согласные. Работа с алфавитной лентой, знакомство с новой рубрикой «Зоопарк в Букваре». Знакомство с понятием «палиндром». Решение ребусов.
Знакомство со звуком [ы] и буквой Ы. Особенность гласного звука [ы]. Работа со схемами слов. Объяснение значений слов. Составление предложений.
Знакомство со звуком [и] и буквой И. Буква «И» показатель мягкости предшествующего согласного.
22 07.10 Закрепление изученного. 23 08.10 Звук [о].
Буквы О, о. 24 09.10 Звук [э].
Буквы Э, э. 25 13.10 Использование слов он, она, оно. 26 14.10 Закрепление изученного. 27 15.10 Звуки [р], [р']. Буквы Р, р. 28 16.10 Звуки [л], [л']. Буквы Л, л. 29 20.10 Закрепление изученного. 30 21.10 Закрепление изученного. 31 22.10 Звук [ы].
Буква ы. 32 23.10 Звук [и].
Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой «и». 33 27.10 Закрепление изученного. 34 28.10 Слова с противоположным значением. 35 29.10 Звук [й'].
Буквы Й, й. Работа с алфавитной лентой, сравнение записи слов и их значения, составление предложений с этими словами. Тренировка в чтении слов с мягкими согласными звуками.
Работа с алфавитной лентой, работа с таблицей по определению предметов – «один», «много». Определение слов противоположным значением.
Знакомство со звуком [й'] и буквой Й. Особенность согласного звука [й'].
Работа с алфавитной лентой. Определение количества слогов, работа с предложением. Большая буква в именах собственных.
Знакомство со звуками [б], [б'] и буквами Б, б. Сравнение в словах звуков по твёрдости и мягкости, звонкости и глухости.
Знакомство со звуками [п], [п'] и буквами П, п. Сравнение в словах звуков по твёрдости и мягкости, звонкости и глухости.
Работа с алфавитной лентой. Составление схемы предложения, деление слов на слоги, постановка ударения, выделение в слове мягких согласных звуков. Работа над интонацией логическим ударением в вопросительных предложениях.
Работа с алфавитной лентой. Сильная и слабая позиция парных согласных звуков «б» - «п».
Знакомство со звуками [в], [в'] и буквами В, в. Сравнение в словах звуков по твёрдости и мягкости, звонкости и глухости.
Знакомство со звуками [ф], [ф'] и буквами Ф, ф. Сравнение в словах звуков по твёрдости и мягкости, звонкости и глухости.
Работа с алфавитной лентой. Знакомство с анаграммами, перестановка букв в слове. Работа над предложением. Деление текста на предложения.
Работа с алфавитной лентой. Наблюдение за сильной и слабой позицией согласных звуков «в» и «ф».
36 30.10 Закрепление изученного. 37 10.11 Звуки [б], [б']. Буквы Б, б. 38 11.11 Звуки [п], [п']. Буквы П, п. 39 12.11 Закрепление изученного. 40 13.11 Парные звонкие и глухие согласные звуки. 41 17.11 Звуки [в], [в']. Буквы В, в. 42 18.11 Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф. 43 19.11 Закрепление изученного. 44 20.11 Закрепление изученного. 45 24.11 Звуки [г], [г']. Буквы Г, г. Знакомство со звуками [г], [г'] и буквами Г, г. Звонкость и глухость согласного звука.
Знакомство со звуками [к], [к'] и буквами К, к. Звонкость и глухость согласного звука.
Работа с алфавитной лентой. Слова, отвечающие на вопрос, – какой. Слова с противоположным значением.
Работа с алфавитной лентой. Деление текста на предложения. Слова, отвечающие на вопрос – кто?, что? Составление словосочетаний в предложении.
Знакомство со звуками [д], [д'] и буквами Д, д. Работа с алфавитной лентой.
Знакомство со звуками [т], [т'] и буквами Т, т. Работа с алфавитной лентой.
Работа с алфавитной лентой. Чтение пар слов различающихся буквами «г» и «к». Сильные и слабые позиции согласных «г» и «к».
46 25.11 Звуки [к], [к']. Буквы К, к. 47 26.11 Закрепление изученного. 48 27.11 Закрепление изученного. 49 01.12 Звуки [д], [д']. Буквы Д, д. 50 02.12 Звуки [т], [т']. Буквы Т, т. 51 03.12 Закрепление изученного. 52 04.12 Большая буква в географических названиях. Работа с алфавитной лентой, распределение букв на две группы: буквы большие, буквы маленькие, парные звонкие и глухие согласные. Написание всех случаев слова с большой буквы. Большая буква в географических названиях.
Знакомство со звуком [ж] и буквой Ж. Особенности согласного звука [ж].
Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш. Особенности согласного звука [ш].
Работа со звуковыми карточками. Произношение и обозначение слов с сочетанием «жи», «ши».
Работа с алфавитной лентой, распределение букв на две группы: буквы большие, буквы маленькие, парные звонкие и глухие согласные. Распределение парных согласных на две группы.
Знакомство со звуками [з], [з'] и буквами З, з. Твёрдость и мягкость согласного звука
Знакомство со звуками [с], [с'] и буквами С, с. Устный опрос. Твёрдость и мягкость согласного звука
Работа с алфавитной лентой, работа с вопросами - Какой? Что делали? Что? Сильные и слабые позиции согласных. Звукобуквенный анализ слов.
53 08.12 Звук [ж].
Буквы Ж, ж. 54 09.12 Звук [ш].
Буквы Ш, ш. 55 10. 12 Сочетания «жи» и «ши». 56 11.12 Закрепление изученного. 57 15.12 Звуки [з], [з']. Буквы З, з. 58 16.12 Звуки [с], [с']. Буквы С, с. 59 17.12 Закрепление изученного. 60 18.12 Слова в, на, за, над, под. Распределение букв на две группы: гласные звуки, согласные звуки, звонкие парные согласные, глухие парные согласные. Работа с текстом. Слова В. НА, ЗА, НАД, ПОД – несут различную смысловую нагрузку, использование их в речи.
Знакомство с буквой Е, е и буквой Ё,ё.
Буквы «е» и «ё» - показатели мягкости предшествующих согласных звуков.
Определение слова «этикет». Речевой этикет. Формы обращения. Анализ поступков с описанием правил вежливого человека.
Работа с алфавитной лентой, обозначение мягкости согласного звука гласными буквами. Буквы «Е», «Ё» - йотированные.
Знакомство с сочетанием звуков [й'у] и с буквой Ю. Буква «ю» - показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Буква «Ю» - йотированная.
Знакомство с сочетанием звуков [й'а] и с буквой Я. Буква «Я» - йотированная.
61 22.12 БуквыЕ, е и Ё, ё. 62 23.12 Буквы е, ё – показатели мягкости предшествующих согласных звуков. 63 24.12 Диалог. Речевой этикет. 64 25.12 Закрепление изученного. 65 12.01 Буквы Ю, ю. 66 13.01 Буквы Я, я. 67 14.01 Устное народное творчество. Песня. Знакомство с народной песней. Особенности народной песни. Чтение «Колыбельной» песни, объяснение названия.
Работа с алфавитной лентой. Повторение гласных букв и гласных звуков. Работа с предложением.
Знакомство с буквой ь. Особенность буквы – Ь. Мягкий знак показатель мягкости предшествующего согласного.
Работа с алфавитной лентой. Сравнение слов по их написанию, произношению. Уточнение значения слов. Определение мягких согласных звуков. Звукобуквенный анализ слова - «Лось».
Работа с алфавитной лентой. Мягкий знак показатель мягкости предшествующего согласного. Мягкий знак – разделительный знак.
Работа с алфавитной лентой. Работа с текстом. Нахождение слов с разделительным мягким знаком. Мягкий знак показатель мягкости.
Особенности разделительного твёрдого знака, сравнение его с мягким знаком.
Работа с алфавитной лентой. Работа с текстом. Определение твёрдого знака в словах и его роли, работа с кроссвордом.
68 15.01 Закрепление изученного. 69 19.01 Буква Ь. 70 20.01 Закрепление изученного. 71 21.01 Разделительный мягкий знак. 72 22.01 Две роли мягкого знака в русском языке. 73 26.01 Разделительный твёрдый знак. 74 27.01 Закрепление изученного. 75 28.01 Звуки [х], [х']. Буквы Х, х. Знакомство со звуками [х], [х'].и буквами Х, х. Пробуем сочинять двустишие – буриме.
Знакомство со звуком [ц] и буквами Ц, ц. Особенность буквы «Ц».
Работа с алфавитной лентой. Работа с текстом. Звукобуквенный анализ слова – «Куница».
Объяснение слова – «путаницы». Подбор рифмующихся строк. Восстановление путаницы.
Особенности звука [ч'] Прямое и переносное значение слов. Сочетание ЧА, пиши с гласной А, ЧУ с гласной У.
Особенности буквы Щ. Сочетание ЩА, пиши с гласной А, ЩУ с гласной У.
Какие звуки в русском языке всегда мягкие, Какие звуки в русском языке всегда твёрдые, какие буквы не обозначают звуков, какие буквы показывают мягкость предшествующих согласных, какие буквы могут обозначать одновременно два звука.
76 29.01 Звук [ц]. Буквы Ц, ц. 77 02.02 Закрепление изученного. 78 03.02 Весёлые путаницы. 79 04.02 Звук [ч']. Буквы Ч. ч. 80 05.02 Звук [щ']. Буквы Щ, щ. 81 09.02 Шипящие согласные буквы. 82 10.02 Закрепление изученного. Повторение всех букв русского алфавита. Знакомство с словарями, энциклопедиями. Путешествие по городу Алфавитинску.
Работа с алфавитной лентой. Объяснение слов Азбука и Алфавит. Значение Алфавита. Работа с текстом. Использование алфавита (поликлиника, классный журнал, библиотека, в играх).
Повторение алфавита разными способами. Алфавит – в стихах детских поэтов.
Знакомство с текстом «Из истории букварей». Работа с познавательной информацией.
Знакомство с произведением, обсуждение. Чтение сказки-диалога в парах.
Знакомство с произведением, обсуждение, лексическая работа. Выборочное чтение, инсценирование.
Знакомство с произведением, обсуждение, лексическая работа. Объяснение смысла пословицы.
Чтение рассказа, лексическая работа, объяснение смысла названия произведения, ответы на вопросы по содержанию, выборочное чтение, пересказ фрагмента текста, нарисовать словесную картину.
Знакомство с произведением, выделить в тексте непонятные слова, выбрать нужное слово из предложенного в учебнике списка, пересказ фрагмента текста под руководством учителя. Нарисовать словесный рисунок.
Знакомство с определением этого жанра и загадками разных народов. Работа в парах. Актуализация личного опыта детей.
«Праздник Букваря», сценка «Театр живых букв», викторина на знание алфавита, необычные азбуки (фруктовые или сладкие, имён и цветов), расставляем книги по алфавиту.
83 11.02 Алфавит. 84 12.02 Необычные азбуки. 85 23.02 Из истории букварей. 86 24.02 Сказки-диалоги о животных. В.Бианки «Лис и мышонок». Н.Сладков «Кто как спит». 87 25.02 Н.Сладков «Волк и сова». Е.Чарушин. «Заяц и черепаха». 88 26.02 Ребятам о зверятах. Е.Чарушин «Лисята», И.Соколов-Микитов «Заяц-беляк». 89 02.03 Е.Чарушин. «Ёж». Г.Снегирёв. «Медвежонок». 90 03.03 «Сказки в сказке».
91 04.03 «Загадки». 92 05.03 Итоговый урок 7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ Дата Тема урока Основные виды учебной деятельности
план факт СТРАНА ВООБРАЗИЛИЯ (14 ЧАСОВ)
1 09.03 Знакомство с учебником. Рассказывать о прочитанном.
Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Соотносить новую информацию с прошлым опытом общения с книгой
Восприниматьна слух художественное произведение.
Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания.
Читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты.
Находить в тексте доказательства отдельных мыслей и чувств автора.
Объяснять смысл названия произведения.
Выбирать слова из списка для характеристики персонажа.
Находить рифмующиеся слова, прохлопывать ритм стихотворения.
Привлекать читательский и жизненный опыт для сопоставления с прочитанным.
Рисовать героев произведений.
Фантазировать, описывая внешний вид фантастических существ.
Сочинять истории, песенки, загадки.
Фиксировать в письменной форме результаты творческой деятельности.
Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения.
Оценивать свои эмоциональные реакции.
Конструировать монологическое высказывание.
Участвовать в диалоге. Аргументировать собственную позицию.
Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения.
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Загадки, считалки, скороговорки»: подбирать загадки, считалки, скороговорки на заданную тему, готовить книжку-самоделку, участвовать в коллективной подготовке стенда-выставки, принимать участие в конкурсе (викторине)
2 10.03 Игра с буквами. 3 11.03 С.Михалков. «Азбука». 4 12.03 Фантастические существа. 5 16.03 К.Чуковский. «Храбрецы».
В.Левин. «Маленькая песенка о большом дожде» 6 17.03 Стихотворный ритм (хорей)
Дж.Родари. «Лежебока».
В.Лифшиц. «Тимоша» 7 18.03 Стихотворный ритм (ямб)
«Купите лук».
В.Левин. «Обыкновенная история».
И.Токмакова. «Пряничные человечки». 8 19.03 Освоение рифмы
К.Чуковский. «Тараканище».
М.Карем.«На травке».
В.Хотомская. «Аист». 9 31.03 К.Чуковский. «Скрюченная песенка». 10 01.04 Считалки. 11 02.04 Ю.Тувим. «Чудеса».
Д.Самойлов. «Сказка»
Б.Заходер. «На Горизонтских островах». 12 06.04 О.Мандельштам. «Телефон».
О.Дриз. «Юла».
Ю.Тувим. «Пляска». 13 07.04 Загадки. 14 08.04 В.Лунин. «Жук».
Н.Матвеева. « Молчание листика».
Н.Матвеева. «Было тихо…» 15 09.04 Народные сказки.
«Лиса и Рак Выразительно читать литературное произведение.
Читать по ролям художественный текст.
Читать про себя, выделять в тексте основные смысловые части, озаглавливать их.
Отвечать на вопросы, используя текст.
Пересказывать текст кратко, развернуто.
Находить в тексте доказательства выражения мыслей и чувств автора.
Сравнивать персонажей произведения, определять авторское и свое отношение к ним.
Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку.
Рассказывать по предложенному плану.
Придумывать возможное развитие сюжета.
Раскрывать смысл слова в контексте художественного произведения.
Подбирать подписи к иллюстрациям в учебнике, опираясь на текст произведения.
Пересказывать текст от лица одного из героев произведения.
Инсценировать художественное произведение.
Оценивать высказывание, чтение товарища аргументировать свою позицию.
Включать в речь новые слова.
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Сказки»: подбирать сказки авторские, русские народные, сказки других народов;участвовать в коллективной подготовке инсценировки сказок
16 13.04 «Лиса и тетерев». 17
18 14.04
15.04 «Лисичка-сестричка и волк». 19 16.04 «Конь и лиса». «Как кролик взял койота на испуг». 20 20.04 «Гиена и черепаха». 21 21.04 Авторские сказки.
К.Ушинский. «Лиса и козёл». 22 22.04 Дж. Харрис. Главы из книги «Сказки дядюшки Римуса». 23 23.04 Н.Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали». 24 27.04 Д.Биссет. «Лягушка в зеркале». 25 28.04 А.Усачёв. «Пятно». 26 29.04 Б.Сергуненков. «Сладкая трава». ПРИРОДА И МЫ (10 ЧАСОВ)
27
28 30.04
04.05 Г.Балл. «Кружавинка»
М.Пришвин. «Осеннее утро». Выразительно читать художественное произведение по тексту и наизусть.
Объяснять смысл названия произведения.
Пересказывать текст подробно, выборочно.
Выделять нужные фрагменты текста Определять главную мысль произведения.
Описывать героев произведения, определять их состояние, отношение к ним автора.
Сопоставлять описания природы в произведениях разных авторов.
Создавать письменный текст.
Самостоятельно пользоваться словарем в конце учебника.
Включать новые слова в свою речь.
Определять свои возможности и интересы при выборе задания.
Оценивать чтение товарища.
Участвовать в диалоге, понимать позицию собеседника, аргументировать собственную позицию.
Знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями.
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Сказки»: подбирать сказки авторские, русские народные, сказки других народов;участвовать в инсценировке сказок
29 05.05 А.Блок. «Зайчик». 30 06.05 Н.Рубцов. «Воробей». 31 07.05 Л.Толстой. «Орёл». 32 11.05 Е.Чарушин. «Как Томка научился плавать». 33 12.05 А.Барто. «Думают ли звери?». 34 13.05 М.Пришвин. «Черёмуха». 35 14.05 В.Жуковский. «Жаворонок». 36 18.05 Л.Толстой. «Какая бывает роса на траве».
Резерв 3ч. 8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа обеспечивается следующим комплектом учебных и методических пособий.
Для учащихся:
1.Т.М.Андрианова. Букварь.-М.,АСТ, Астрель.
2.Т.М.Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю».-М.,АСТ, Астрель.
3.Э.Э. Кац. «Литературное чтение». Учебник для 1класса, – М., АСТ, Астрель ,2013г;
4.Э.Э. Кац . «Литературное чтение» 1 класс, Рабочая тетрадь – М., АСТ, Астрель,2014г.
Для учителя:
1.Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 – й классы. Учебно–методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ, Астрель, 2013г.
2.Т.М.Андрианова, В, А. Илюхина. Обучение в 1 классе по «Букварю»и «Прописям». М.,АСТ, Астрель.
3. Э.Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. - М., АСТ, Астрель, 2013г.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению
Словари по русскому языку: толковый, фразеологический, орфоэпический, этимологический и словообразовательный
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях
Детские книги разного типа из круга детского чтения.Портреты поэтов и писателей
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор
Экранно-звуковые пособия
Интернет ресурсы:
--Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. режим доступа: http:// school-collection.edu.ru- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).-режим доступа:http://nsc. 1septeber.ru/urok- Презентации уроков « Начальная школа».-Режим доступа:http://nachalka.infoIaboutI193
- Официальный сайт УМК «Планета знаний» .-Режим доступа: http://planetaznaniy.astrel.ru/