Рабочая программа по математике УМК Планетав знаний 1 класс (структура программы с учётом требований ФГОС)
РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНОУТВЕРЖДЕНО
РЕКОМЕНДОВАНОЗаместитель директора приказом по МБОУ
к утверждению напо УВР МБОУ СОШ СОШ с. Мокрое от
заседании МО учителейс. Мокрое «__»_______20__г.
__________________________/______________/№_____
Протокол №_____ отФИО
«____ »_______20__г.«____ »_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы села МокроеЛебедянского муниципального района
Липецкой области
Шпиры Натальи Евгеньевны
(ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ)
ПО МАТЕМАТИКЕ
УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»
1 класс
2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
В результате обучения математике реализуются следующие цели:
1)использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2)овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3)приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
5)приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Задачи:
учебные:
формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах, принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
формирование на доступном уровне устного счета, письменных вычислений, использование рациональных способов вычислений, применение этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).
развивающие:
развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психологических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
развитие логического мышления – основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
формирование на доступном уровне общественных представлений об изучаемых математических понятий, способах представления информации, способах решения задач.
общеучебные:
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
формирование на доступном уровне умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу — он поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяется на несколько тем.
Отбор содержания опирается на Федеральный государственный стандарт начального общего образования. При этом учитываются необходимость преемственности с дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные потребности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей учащихся.
При отборе содержания учитывался принцип целостности содержания, согласно которому новый материал, если это уместно, органично и доступно для учащихся, включается в систему более общих представлений по изучаемой теме. Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта «Планета знаний». Так, тема «Величины, измерение величин» в начале 2-го класса поддерживается в курсе «Окружающий мир» изучением темы «Приборы и инструменты». Знакомство с летоисчислением и так называемой «лентой времени» в курсе математики 3 класса обусловлено необходимостью её использования при изучении исторической составляющей курса «Окружающий мир».
Важное место в курсе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем.
Использование опережающего обучения позволяет в соответствии с принципом целостности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему более общих представлений. Это способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения. На уровне отдельных упражнений: наблюдения над свойствами геометрических фигур, формулирование (сначала с помощью учителя, а позже самостоятельно) выводов, проверка выводов на других объектах. На уровне отдельных уроков: сопоставление и различение свойств предметов, количественных характеристик (сопоставление периметра и площади, площади и объёма и др.), выявление общих способов действий (например, «открытие» правила перестановки чисел в сумме).
Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе — принцип вариативности — который реализуется через деление материала учебников на инвариантную и вариативную части.
Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся. Инвариантная часть обеспечивает усвоение предметных умений на уровне требований, обязательных для всех учащихся. В учебниках ориентиром обязательного уровня освоения предметных умений могут служить упражнения в рубрике «Проверочные задания» (1, 2 классы) и «Проверяем, чему мы научились» (3-4 классы).
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; задания на дополнительное закрепление обязательного материала; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся.
Значительное место в курсе отводится развитию пространственных представлений учащихся. Своевременное развитие пространственных представлений помогает ребенку успешно адаптироваться в социальной и учебной среде и влияет на усвоение базисных алгоритмов, которые облегчают его взаимодействие с лавиной информации, которая обрушивается на него в современном обществе. Психологами установлено, что развитие пространственных представлений особенно эффективно для развития ребенка до достижения им 9-летнего возраста.
Особое значение задача развития пространственных представлений младших школьников получает в связи с проблемами обучения так называемых правополушарных детей, к которым относятся не только левши, но и дети, одинаково хорошо владеющие и левой, и правой рукой, а также правши с семейным левшеством. Психологические программы коррекции развития этих детей во многом опираются на развитие пространственных представлений.
Неравномерный темп развития дошкольников, индивидуальные особенности развития детей порождают большие сложности при обучении 6-летних детей. В целях обеспечения условий для развития каждого первоклассника в курсе математики выделен длительный адаптационный период, соответствующий по времени 1-й четверти обучения. В учебнике для 1 класса этот период представлен системой заданий, нацеленных на развитие пространственных представлений учащихся. Адаптационный период дает учителю возможность выровнять уровень дошкольной подготовки учащихся и подготовить их к дальнейшему обучению, интенсивной учебной нагрузке.
В учебниках развитие пространственных представлений реализуется через систему графических упражнений (1 класс), широкое использование наглядных моделей при изучении основного учебного материала, обучение моделированию условий текстовых задач, повышенному вниманию к геометрическому материалу.
Изучению величин помимо традиционного для начального курса математики значения (раскрытие двойственной природы числа и практического применения) отводится важная роль в развитии пространственных представлений учащихся. Важную развивающую функцию имеют измерения в реальном пространстве, моделирование изучаемых единиц измерения, развитие глазомера, измерение и вычисление площади и объёма реальных предметов, определение скорости пешехода и других движущихся объектов и т. д., а также решение задач прикладного характера.
Измерение реальных предметов связано с необходимостью округления величин. Элементарные навыки округления измеряемых величин (до целого количества сантиметров, метров) позволяют учащимся ориентироваться в окружающем мире, создают базу для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Формирование вычислительных навыков и применение этих навыков для решения задач с практическим содержанием традиционно составляет ядро математического образования младших школьников. В курсе большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устных вычислений, без которых невозможно эффективное усвоение письменных алгоритмов вычислений.
В процессе обучения формируются следующие навыки устных вычислений: сложение и вычитание однозначных чисел (таблица сложения); умножение однозначных чисел (таблица умножения) и соответствующие случаи деления; вычисления в пределах 100; сложение и вычитание круглых чисел; умножение круглых чисел на однозначное число; умножение и деление на 10, 100, 1000; деление круглых чисел в случаях, сводимых к таблице умножения (например, 240 : 30).
Обучение письменным алгоритмам вычислений не отменяет продолжения формирования навыков устных вычислений, а происходит параллельно с ними. Особое внимание при формировании навыков письменных вычислений уделяется прогнозированию результата вычислений и оценке полученного результата. При этом используются приёмы округления чисел до разрядных единиц, оценка количества цифр в результате и определение последней цифры результата и другие.
Учебники предоставляют широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов вычислений. Особое внимание уделяется оценке возможности применения разных способов вычислений и выбору наиболее подходящего способа вычислений.
Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких задач важную роль играют понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой). Обучение моделированию ситуаций начинается с самых первых уроков по математике (еще до появления простейших текстовых задач) и продолжается до конца обучения в начальной школе.
Обучение по данной программе нацелено на осознанный выбор способа решения конкретной задачи, при этом осваиваются как стандартные алгоритмы, так и обобщенные способы решения типовых задач, а также универсальный подход, предполагающий моделирование условия и планирование хода решения задачи в несколько действий.
При изучении геометрического материала учащиеся овладевают навыками работы с чертёжной линейкой, угольником, циркулем, учатся изображать плоские и пространственные геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Сравнивая геометрические фигуры, учатся классифицировать их, выдвигать гипотезы о свойствах фигур, проверять свои гипотезы. Используют геометрические представления при решении задач практического содержания и при моделировании условий текстовых задач.
В целом материал инвариантной и вариативной частей нацелен на освоение не только предметных умений, но и метапредметных умений (коммуникативных, регулятивных, познавательных).
Широкий спектр заданий направлен на формирование умений работать с информацией. Учащиеся выделяют существенную информацию из текста, получают информацию из рисунков, таблиц, схем, диаграмм, дополняют таблицы данными, достраивают диаграммы, сопоставляют информацию, представленную в разных видах, находят нужную информацию при выполнении заданий на информационный поиск и в процессе проектной деятельности.
Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность); контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы; моделировать условия задач; планировать собственную вычислительную деятельность, решение задачи, участие в проектной деятельности; выявлять зависимости между величинами, устанавливать аналогии и использовать наблюдения при вычислениях и решении текстовых задач; ориентироваться в житейских ситуациях, связанных с покупками, измерением величин, планированием маршрута, оцениванием временных и денежных затрат.
Оценить достижения учащихся в освоении метапредметных умений к концу каждого года помогут задания рубрики «Умеешь ли ты…».
Учебники предоставляют возможности и для личностного развития школьников.
Большое значение для воспитания адекватной самооценки имеет возможность свободного выбора заданий (задания из вариативной части учебника, материалы рубрик «Выбираем, чем заняться», «Играем с Кенгуру»). Поначалу учащиеся выбирают задания, основываясь на своих интересах, но со временем обучаются оценивать трудность предлагаемых заданий и выбирать задания с учетом собственных возможностей.
Строчки литературных произведений, репродукции картин известных художников, используемые в учебниках, помимо знакомства с именами их создателей, дают возможность пробудить в ребёнке ощущение единства, неразрывности мировой культуры, помогают создать представление о математике как части общечеловеческой культуры и ощутить себя причастным к ней, дают пищу воображению, интуиции, творческому импульсу
Предмет «Математика» представляет собой один из базовых курсов образовательной области «Математика и информатика». Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал.
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ с.Мокрое рабочая программа рассчитана на 128 часов в год (4 часа в неделю).
В приложении к рабочей программе «Тематическое планирование» конкретизируются даты проведения уроков, темы каждого урока и основные виды учебной деятельности учащихся.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предполагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение к урокам математики;
адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.
Учащиеся получат возможность для формирования:
познавательной мотивации, интереса к математическим заданиям повышенной трудности;
умения адекватно признавать свои собственные ошибки.
Предметные
Учащиеся научатся:
называть, записывать и сравнивать числа от 0 до 100;
представлять двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
считать до 20 в прямом и обратном порядке;
выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток (сложение и вычитание десятков, сложение двузначного числа с однозначным, вычитание однозначного числа из двузначного);
выполнять сложение и вычитание с числом 0;
правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность)
решать простые текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание;
распознавать изученные геометрические фигуры (отрезок, ломаная; многоугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник) и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку;
измерять длину заданного отрезка;
находить длину ломаной и периметр многоугольника
Учащиеся получат возможность научиться:
решать задачи в 2 действия по сформулированным вопросам;
вычислять значение числового выражения в 2-3 действия рациональными способами (с помощью группировки слагаемых или вычитаемых, дополнения чисел до ближайшего круглого числа);
сравнивать значения числовых выражений.
МетапредметныеРегулятивные
Учащиеся научатся:
Отслеживать цель учебной деятельности;
Учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
Проверять результаты вычислений и исправлять найденные ошибки.
Учащиеся получат возможность научиться:
Оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности;
Планировать шаги по устранению пробелов (знание состава чисел)
Познавательные
Учащиеся научатся:
Анализировать условие задачи;
Сопоставлять схемы и условия текстовых задач
Устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий;
Осуществлять синтез числового выражения, условия текстовой задачи;
Сравнивать и классифицировать изображенные предметы и геометрические фигуры по заданным критериям
Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными.
Учащиеся получат возможность научиться:
Наблюдать и делать выводы о результатах вычислений;
Видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений
Выполнять вычисления удобным способом;
Конструировать геометрические фигуры из заданных частей, достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
Сопоставлять информацию, представленную в разных видах;
Выбирать задание из предложенных , основываясь на своих интересах.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий , сравнивать полученные результаты , выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;
Задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
Организовывать взаимопроверку выполненной работы;
Высказывать свое мнение при обсуждении заданной темы.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие свойства предметов и групп предметов (10часов)
Свойства предметов (форма, цвет, размер). Сравнительные характеристики предметов по размеру: больше - меньше, длиннее - короче, выше – ниже, шире – уже.Сравнительные характеристики положения предметов в пространстве: перед, между, за; ближе – дальше, слева – справа. Сравнительные характеристики последовательности событий: раньше – позже. Сравнительные количественные характеристики групп предметов: столько же, больше, меньше, больше на…, меньше на… .Числа и величины (30 часов)
Счёт предметов. Названия, запись, последовательность чисел до 100. Сравнение чисел (знаки сравнения). Числовой ряд, взаимное расположение чисел в числовом ряду (следующее число, предыдущее). Чётные и нечётные числа. Десятичный состав двузначных чисел. Масса, единицы массы (килограмм). Вместимость, единицы вместимости (литр).
Арифметические действия (45 часов)
Сложение, вычитание (смысл действий, знаки действий). Переместительный закон сложения. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Таблица сложения в пределах 10. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток. Сложение и вычитание с числом 0. Выражение (сумма, разность), значение выражения. Равенство, неравенство. Названия компонентов сложения и вычитания (слагаемые, уменьшаемое, вычитаемое). Нахождение значения выражения без скобок. Рациональные приёмы вычислений (перестановка и группировка слагаемых).
Текстовые задачи (15 часов)
Развитие способности понимания текста, содержащего числовые данные. Моделирование текста, содержащего числовые данные. Структура и элементы текстовой задачи (условие, вопрос, числовые данные, неизвестное). Краткая запись условия, восстановление условия задачи по краткой записи. Решение текстовых задач: нахождение суммы и остатка, увеличение (уменьшение) на несколько единиц, нахождение слагаемого.
Геометрические фигуры и величины (20 часов)
Пространственные отношения (выше – ниже, длиннее – короче, шире – уже, перед, за, между, слева – справа). Отрезок, ломаная, прямая линия, кривая. Измерение длины отрезка, изображение отрезка заданной длины. Многоугольники: квадрат, прямоугольник, треугольник. Круг. Длина. Единицы длины (сантиметр). Длина ломаной. Периметр многоугольника. Площадь (на уровне наглядных представлений).
Работа с данными (8 часов)
Виды информации: текст, рисунок, схема, символьная запись. Сопоставление информации, представленной в разных видах. Таблица (строка, столбец). Табличная форма представления данных. Чтение и заполнение таблиц.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ Дата Тема урока Основные виды учебной деятельности
план Факт 1-е полугодие
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10
ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ (4 ЧАСА)
1 01.09 Знакомство с учебником Сравнивать изображённые предметы, находить сходства и различия.
Пересчитывать предметы на рисунке, сравнивать количество предметов в группах (больше, меньше, столько же).
Различать геометрические фигуры.
Выявлять закономерность в чередовании узоров, воспроизводить и продолжать узор по образцу
2 02.09 Как мы будем сравнивать 3
04.09 Как мы будем считать 4 05.09 Что мы будем рисовать СРАВНИВАЕМ ПРЕДМЕТЫ (4 ЧАСА)
5 08.09 Сравниваем фигуры Соотносить количество предметов на рисунке и количество символов (точек, палочек) в тетради.
Сравнивать форму, цвет, размер изображённых предметов.
Упорядочивать изображённые предметы по размеру.
Моделировать геометрические фигуры (треугольник, четырёхугольник) из подручного материала (карандаши, счётные палочки).
Ориентироваться в таблице (различать строки и столбцы).
Выявлять закономерность в расположении изображённых предметов в таблице, «заполнять» пустые клетки таблицы в соответствии с этой закономерностью.
Задавать друг другу вопросы при работе в парах
6 09.09 Сравниваем форму и цвет 7 11.09 Больше, меньше. Выше, ниже 8 12.09 Длиннее, корче. Шире, уже СЧИТАЕМ ПРЕДМЕТЫ (6 ЧАСОВ)
9 15.09 Числа 1, 2, 3. Соотносить названия чисел с количеством предметов и с цифрами.
Тренировать письмо цифр.
Моделировать цифры из проволоки и с помощью рисунков (геометрических фигур).
Устанавливать последовательность рисунков в соответствии с логикой сюжета.
Определять положение фигур в таблице, чисел в числовом ряду с помощью слов (после, перед, за, между).
Использовать порядковые числительные в речи.
Прогнозировать результат игры (в паре) и выстраивать стратегию игры.
Наблюдать за положением чисел, обозначающих парные предметы, в числовом ряду.
Классифицировать предметы в группе по разным признакам (форма, цвет, размер).
Соотносить положение чисел в таблице и схем, задающих порядок движения по клеткам таблицы
10 16.09 Числа 4, 5. 11 18.09 Расставляем по порядку.
12 19.09 Числа 6, 7. 13 22.09 Числа 8, 9. 14 23.09 Числа от 1 до 9. СРАВНИВАЕМ ЧИСЛА (7 ЧАСОВ)
15 25.09 Больше. Меньше. Столько же Сравнивать числа: 1) разбивая предметы в группах на пары, 2) с помощью числового ряда.
Читать равенства и неравенства, использовать знаки >, <, = при письменной записи равенств и неравенств.
Увеличивать и уменьшать число на 1, называя следующее и предыдущее число.
Восстанавливать пропущенные числа в числовом ряду.
Определять с опорой на рисунки, на сколько больше (меньше) предметов в одной группе по сравнению с другой.
Наблюдать на рисунках и схемах закономерность увеличения и уменьшения чисел в числовом ряду, делать выводы.
Моделировать данные текстовой задачи с помощью символов.
Моделировать разрезание фигуры на части. Предлагать разные способы разрезания.
Соблюдать очерёдность действий при выполнении заданий в паре
16 26.09 Сравниваем числа 17 29.09 Равенство и неравенство 18 30.09 Увеличиваем на 1 19 02.10 Уменьшаем на 1 20 03.10 Сравниваем числа с помощью числового ряда
21 06.10 Больше на… Меньше на… РИСУЕМ И ИЗМЕРЯЕМ (10ч + 5ч закрепление)
22 07.10 Продолжаем знакомство Различать отрезок, ломаную, замкнутую и незамкнутую линии, отличать многоугольник от других ломаных.
Проводить с помощью линейки прямые линии, ломаные, отрезки.
Измерять длину отрезка (в сантиметрах) с помощью измерительной линейки.
Тренировать письмо цифр.
Сравнивать числа от 0 до 10.
Увеличивать и уменьшать числа на 1.
Восстанавливать пропуски в числовом ряду, пропущенные числа в неравенстве.
Ориентироваться на листе бумаги, выполняя указания учителя.
Описывать линии, используя слова прямые, кривые, пересекаются, не пересекаются.
Наблюдать за свойствами геометрических фигур, определять сходства и различия, делать выводы.
Моделировать процессдвиженияна числовом луче.
Сравнивать «на глаз» длины отрезков на бумаге в клетку.
Строить симметричное изображение на бумаге в клетку.
Распределять роли при работе в парах.
23 09.10 Проводим линии 24 10.10 Отрезок и ломаная25 13.10 Многоугольники 26 14.10 Рисуем на клетчатой бумаге 27 16.10 Ноль и десять 28 17.10 Измеряем длину 29 20.10 Измеряем отрезки 30 21.10 Числовой луч 31 23.10 Вспоминаем, повторяем 32
33
343536 24.10
27.10
28.10
30.10
31.10 Повторение УЧИМСЯ СКЛАДЫВАТЬ И ВЫЧИТАТЬ (14 ЧАСОВ)
37 10.11 Складываем числа… Составлять числовые равенства, иллюстрирующие состав однозначных чисел.
Использовать знаки + и – для записи сложения и вычитания.
Выполнять сложение и вычитание в пределах 10 с опорой на наглядность разной степени абстрактности (рисунки, схемы, геометрические модели чисел).
Использовать при сложении знание переместительного закона, при вычитании взаимосвязь сложения и вычитания.
Восстанавливать равенства: подбирать пропущенные числа, выбирать знак + или – в соответствии со смыслом равенства.
Решать задачи в 1 действие на нахождение суммы и остатка.
Читать схемы, иллюстрирующие количество предметов. Классифицировать предметы в группе по разным основаниям.
Соотносить количество изображённых предметов со схемой, схему с числовым равенством, числовое равенство с рисунком.
Обозначать количество предметов символами.
Наблюдать за перестановкой слагаемых в равенствах, за взаимосвязью действий сложения и вычитания, делать выводы, использовать их при вычислениях.
Моделировать состав чисел с помощью геометрических фигур на бумаге в клетку.
Читать схемы, иллюстрирующие движение.
Конструировать геометрические фигуры (достраивать до заданных фигур, выбирать составные части из предложенного набора).
Предлагать несколько вариантов решения комбинаторной задачи.
Наблюдать за чередованием чётных и нечётных чисел в числовом ряду.
Исследовать свойства чётных и нечётных чисел на геометрических моделях
38 11.11 Вычитаем числа 39 13.11 Считаем до трёх 40 14.11 Два да два – четыре 41 17.11 Отличное число 42 18.11 «Секрет» сложения 43 20.11 Самое красивое число 44 21.11 Семь дней недели 45 24.11 Складываем... и вычитаем 46 25.11 Сколько ног у осьминога 47 27.11 Загадочное число 48 28.11 Десять братьев 49 01.12 Чет или нечет 50 02.12 Вспоминаем, повторяем УВЕЛИЧИВАЕМ И УМЕНЬШАЕМ (10 ЧАСОВ)
51 04.12 Увеличилось или уменьшилось? Выбирать арифметическое действие в соответствии со смыслом ситуации, вопроса, условия задачи.
Выполнять сложение и вычитание в пределах 10 с опорой на схемы (числовой луч, модель числового ряда).
Считать двойками до 10 и обратно, опираясь на знание о чередовании чётных и нечётных чисел в числовом ряду.
Прибавлять и вычитать 3, 4 с опорой на модель числового ряда.
Выполнять вычисления по частям (прибавить 3 — то же самое, что прибавить 1 и 2).
Составлять на основе вычислений таблицу сложения, пользоваться таблицей сложения как справочным материалом.
Моделировать условие текстовой задачи с помощью простой схемы (1 символ — 1 предмет).
Использовать обобщенные способы вычислений (чтобы прибавить число 2 к нечётному числу, нужно назвать следующее нечётное число и т.д.).
Соотносить равенство со схемой движения по числовому лучу. Изображать схему движения по числовому лучу в соответствии с заданным равенством.
Составлять цепочки чисел в соответствии с правилом (например, каждое следующее число на 3 больше предыдущего).
Участвовать в парной работе, корректно оценивать активность партнёра, правильность его ответов
52 05.12 Плюс 2. Минус 2 53 08.12 Считаем парами 54 09.12 Чудо-числа55 11.12 Ура! Путешествие… 56 12.12 Увеличиваем числа 57 15.12 Уменьшаем числа 58 16.12 Рисуем и вычисляем 59 18.12 Больше или меньше? На сколько? 60 19.12 Вспоминаем, повторяем РИСУЕМ И ВЫРЕЗАЕМ (4 ЧАСА)
61 22.12 Вырезаем и сравниваем Выполнять вычисления в пределах 10.
Объяснять сходство и различие квадрата и ромба, квадрата и прямоугольника.
Различать квадраты и прямоугольники среди других четырёхугольников.
Вырезать симметричные фигурки из сложенного листа бумаги.
Определять опытным путем (с помощью сгибания) число осей симметрии у квадрата.
Определять на глаз ось симметрии равнобедренной трапеции, круга, прямоугольника, ромба. Обсуждать число осей симметрии у этих фигур.
Определять, верно ли построено симметричное изображение.
Находить равные фигуры среди изображённых: на глаз, с помощью кальки, с помощью измерений
Выполнять вычисления в пределах 10.
Решать задачи на нахождение суммы и остатка.
Наблюдать над результатами арифметических действий и делать выводы: при сложении двух одинаковых чисел получается чётное число; при сложении соседних чисел в ответе — нечётное число; при вычитании соседних чисел в ответе — 1. Контролировать результаты вычислений с опорой на результаты наблюдений.
Оценивать свои умения складывать числа в пределах 10 (рабочая тетрадь)
Применять знания и умения в нестандартной ситуации (определять закономерность в чередовании чисел и восстанавливать пропуски; соотносить условие задачи со схемой; составлять цепочку преобразований на основе схемы в таблице; зрительно выделять заданные фигуры на геометрическом чертеже).
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Любимое число».
Оценивать свое продвижение в учебном материале и демонстрировать знания по каждой теме с опорой на маршрутный лист в начале книги.
62 23.12 Рисуем и сравниваем 63
64 25.12
26.12 Повторение 2-е полугодие
ЧИСЛА ДО 100
ДЕСЯТКИ (3 ЧАСА)
65 12.01 Что такое десяток Обозначать круглые числа двумя цифрами. Называть круглые числа.
Выполнять вычисления в пределах 10 без наглядных опор (рабочая тетрадь).
Наблюдать за положением круглых чисел в числовом ряду (каждое десятое число).
Обсуждать значение слова «десяток», приводить примеры использования слова «десяток» в реальной жизни.
Различать число монет и число копеек
66 13.01 Считаем десятками 67 15.01 Считаем шаги КАК «УСТРОЕНЫ» ЧИСЛА (11 ЧАСОВ)
68 16.01 Знакомьтесь: числа от 11 до 20 Выполнять вычисления в пределах 10 без наглядных опор.
Обозначать числа второго десятка двумя цифрами. Различать десятки и единицы в записи двузначных чисел. Называть двузначные числа.
Сравнивать двузначные числа, ориентируясь: 1) на порядок называния при счёте, 2) на положение в числовом ряду, 3) на количество знаков в записи числа.
Решатьзадачи (нетиповые) с опорой на рисунки.
Восстанавливать пропуски в числовом ряду.
Восстанавливать деформированные равенства (подбирать пропущенное слагаемое знак арифметического действия).
Распознавать на рисунках обозначение десятков и обозначение единиц.
Моделировать десятичный состав двузначных чисел. Узнавать двузначные числа в окружающей действительности и правильно называть их (номер дома, квартиры, этаж, номер автобуса и т.д.).
Наблюдать за известными свойствами числового ряда на примере двузначных чисел. Распространять известные приемы вычислений на двузначные числа.
Наблюдать за сложением одинаковых слагаемых.
Устанавливать закономерность построения сложных узоров и продолжать узор.
Находить ось симметрии геометрической фигуры, строить симметричные изображения.
Конструировать геометрические фигуры из заданного набора, достраивать геометрические фигуры
69 19.01 Следующее и предыдущее число 70 20.01 Прибавляем по одному… и вычитаем 71 22.01 Вспоминаем чет или нечет 72 23.01 Перебираем числа 73 26.01 Вспоминаем, повторяем 74 27.01 Ведем счет дальше 75 29.01 Сколько десятков? Сколько единиц? 76 30.01 Как можно сравнивать числа 77 02.02 Записываем по порядку 78 03.02 Вспоминаем, повторяем ВЫЧИСЛЯЕМ В ПРЕДЕЛАХ 20 (14 ЧАСОВ)
79 05.02 Плюс 10 Складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток.
Осваивать сложение и вычитание с числом 0.
Решать задачи в несколько действий с опорой на рисунок.
Осознанно выбирать знак арифметического действия для решения задачи.
Восстанавливать пропущенные числа и знаки действий в цепочке так, чтобы из одного числа получить другое.
Определять длину ломаной: 1) измерять длину звеньев и вычислять длину ломаной; 2) вычислять длину ломаной по числовым данным.
Сравнивать длины ломаных с помощью измерений и вычислений.
Вычислять периметр многоугольника.
Определять площадь геометрической фигуры в заданных единицах (клетках тетради, одинаковых квадратах и др.). Сравнивать площади фигур.
Читать данные таблицы.
Восстанавливать условие задачи по табличным данным.
Отмечать результаты вычислений в таблице.
Достраивать фигуры до квадрата.
Проводить ломаные через заданные точки разными способами.Узнавать исходную фигуру в заданной комбинации геометрических фигур.
Ориентироваться в рисунке-схеме местности и вычислять длину пути заданного: а) описанием, б) рисунками.
Группировать монеты так, чтобы получить заданную сумму.
Принимать участие в учебных играх, прогнозировать результаты хода, определять стратегию игры.
80 06.02 Минус 10 81 09.02 Изменилось ли число? 82 10.02 Как прибавить число? 83 12.02 Составляем суммы 84 13.02 Как вычесть число? 85 23.02 Вычисляем по цепочке 86 24.02 Вспоминаем, повторяем 87 26.02 Длина ломаной88 27.02 Периметр 89 02.03 Площадь 90 03.03 Вспоминаем, повторяем 91
92 05.03
06.03 Повторение ПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА (12 ЧАСОВ)
93 09.03 Что такое задача Рассуждать, является ли текст задачей.
Придумывать вопросы, исходя из данных задачи.
Определять данные по условию задачи, дополнять краткую запись условия числовыми данными.
Восстанавливать условие задачи по краткой записи, табличным данным.
Выполнять сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток: 1) круглых чисел, 2) двузначного числа с однозначным.
Использовать перестановку слагаемых для рационализации вычислений.
Сравнивать двузначные числа, ориентируясь на десятичный состав.
Решать задачи в несколько действий (нахождение суммы и остатка), задачи на увеличение/уменьшение на несколько единиц.
Составлять выражение для нахождения суммы нескольких слагаемых с опорой на рисунок.
Записывать данные задачи в форме таблицы.
Оценивать результат вычислений, отвечая на вопросы: «Хватит ли…», «Можно ли…» и др.
Ориентироваться в рисунке-схеме, определять длину пути.
Придумывать задания на вычисления при работе в паре.
Выполнять вычисления по аналогии (складываем/вычитаем десятки так же как однозначные числа).
Сравнивать площади фигур, занимающих нецелое число клеток (с помощью кальки, наложением).
Наблюдать за изменением формы фигуры и изменением ее площади.
Измерять с помощью сантиметровой ленты длину шага. Округлять результаты измерения длины до сантиметров (выбирая ближайшее число). Сравнивать результаты измерения длины (в сантиметрах)
Классифицировать величины (длина, масса, время)
94 10.03 Как записать задачу короче? 95 12.03 Покупаем и считаем 96 13.03 Легкие вычисления 97 16.03 Решаем задачи по действиям 98 17.03 Больше на… Меньше на … 99 19.03 Находим значения выражений 100 20.03 Рассаживаем и считаем 101 31.03 Сравниваем двузначные числа 102
02.04 Измеряем и сравниваем 103 03.04 Величины 104 06.04 Вспоминаем, повторяем А ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ? (16 ЧАСОВ)
105 07.04 Слагаемые и сумма Выполнять сложение и вычитание двузначных чиселв пределах 100 без перехода через десяток.
Сравнивать значение выражений.
Восстанавливать деформированные равенства.
Решать задачи в 1 действие на нахождение слагаемого.
Осознанно выбирать знак арифметического действия для решения задачи и составлять выражение, опираясь на схему.
Решать задачи в 2 действия на нахождение суммы и остатка. Рассуждать при решении задач: «Сколько всего прибавили», «Сколько всего вычли».
Составлять выражение для решения задачи в несколько действий на нахождение суммы и остатка.
Использовать рациональные приемы вычислений: 1) дополнение до десятка при сложении, 2) группировка слагаемых, 3) группировка вычитаемых.
Понимать и использовать в речи термины «сумма», «слагаемые», «разность», «выражение», «значение выражения».
Комбинировать числовые данные для получения заданной суммы.
Наблюдать за вычислениями, находить закономерность в столбиках вычислений, использовать эту закономерность как общий способ вычислений.
Читать схемы, иллюстрирующие отношение данных как «частей к целому».
Обосновывать расстановку чисел на схеме, опираясь на отношение данных как «частей к целому».
Находить логические ошибки при расстановке чисел на схеме (нарушение соотношения данных как «частей к целому»).
Соотносить схему с условием задачи, выбирая подходящую схему из предложенных.
Конструировать прямоугольник из частей, выбирая их из заданных. Строить многоугольник и ломаную по заданным вершинам.
Различать плоские и объёмные предметы, плоские и объёмные геометрические фигуры. Узнавать объёмные геометрические фигуры в предметах окружающей обстановки.
Соотносить размеры предметов (высота книжки и книжной полки, размеры консервной банки и коробки).
Определять число кубиков в изображенной композиции, учитывая невидимые и видимые неполностью.
Строить симметричные изображения относительно нескольких осей.
Обсуждать с товарищем задание, обмениваться мнениями, выражать согласие и несогласие с мнением товарища.
Выполнять взаимопроверку вычислений, корректносообщать об ошибках товарища.
Выполнять вычисления в пределах 100 без перехода через десяток. Решать задачи в 1 действие на увеличение/уменьшение. Соотносить схему с условием задачи, выбирая подходящую схему из предложенных.
Определять приблизительно площадь криволинейной фигуры с помощью палетки.
Применять знания и умения в нестандартной ситуации (восстанавливатьпропуски в цепочке вычислений; соотносить символы с условием задачи; восстанавливать двойное неравенство).
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Симметрия»: приводить примеры симметричных предметов (составлять список, подбирать иллюстрации); вырезать из сложенного листа бумаги симметричные фигуры; доказывать несимметричность предметов с помощью зеркала и др.)106 09.04 Сколько всего? Сколько из них? 107 10.04 Прибавляем десятки 108 13.04 Вычитаем десятки 109 14.04 Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность 110 16.04 Сколько прибавили? Сколько вычли? 111 17.04 Дополняем до круглого числа 112 20.04 Вычисляем удобным способом 113 21.04 Десятки с десятками, единицы с единицами 114 23.04 Решаем задачи 115 24.04 Вспоминаем, повторяем 116 27.04 Плоские и объемные предметы 117 28.04 Развиваем смекалку 118
119
120 30.04
04.05
05.05 Повторение ПОВТОРЯЕМ, ЗНАКОМИМСЯ, ТРЕНИРУЕМСЯ (8 ЧАСОВ)
121 07.05 Комплексное повторение изученного.Десятки. Называть, записывать, сравнивать двузначные числа.
Выполнять сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток.
Решать задачи на нахождение суммы, остатка, слагаемого, увеличение/уменьшение на несколько единиц.
Выбирать задания из вариативной части.
Участвовать в учебных играх, устанавливать очерёдность действий, соблюдать правила общения при работе в парах.
Решать комбинаторные и нестандартные задачи.
Изображать числа с помощью рисунков.
Конструировать геометрические фигуры.
122 08.05 Сложение и вычитание.
Комплексное повторение изученного. 123 11.05 Числа от 1 до 100.
Комплексное повторение изученного материала по теме «Сложение и вычитание в пределах 100». 124 12.05 Итоговая проверочная работа за год. РЕЗЕРВ 4 ЧАСА
8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебники и учебные пособия:
1. М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. «Математика». В 2-х частях - М.: АСТ, «Астрель». 2013г.
2.М.Г.Нефёдова. Рабочая тетрадь к учебнику «Математика». В 2-х частях – М.: АСТ, «Астрель». 2014г.
Методические пособия для учителя:
1.М.И.Башмаков. Обучение в 1 классе по учебнику «Математика». - М.: АСТ, «Астрель». 2014г.
2.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях Серия: Стандарты второго поколения. Изд. Просвещение,2013.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Серия: Стандарты второго поколения. Изд. Просвещение,2013.
Программа 1 класса обеспечивается учебно-методическим комплектом:
М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. «Математика». В 2-х частях - М.: АСТ, «Астрель». 2013г.
М.Г.Нефёдова. Рабочая тетрадь к учебнику «Математика». В 2-х частях – М.: АСТ, «Астрель». 2014г.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. Наборы счётных палочек.
2. Наборы муляжей овощей и фруктов.
3. Набор предметных картинок.
4. Наборное полотно.
5. Строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр. 6. Демонстрационная оцифрованная линейка.
7. Демонстрационный чертёжный треугольник.
8. Демонстрационный циркуль.
9. Палетка.
Интернет ресурсы:
--Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. режим доступа: http:// school-collection.edu.ru- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).-режим доступа:http://nsc. 1septeber.ru/urok- Презентации уроков « Начальная школа».-Режим доступа:http://nachalka.infoIaboutI193
- Официальный сайт УМК «Планета знаний» .-Режим доступа: http://planetaznaniy.astrel.ru/