МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА (ВЫСТУПЛЕНИЕ) ТЕМА «Духовно-нравственное воспитание—как основа успешной социализации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья».


Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Социально-технологический техникум

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
(ВЫСТУПЛЕНИЕ)
ТЕМА «Духовно-нравственное воспитание--как основа успешной социализации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья».
ПОДГОТОВИЛА: Пучкова Нина Яновна-педагог-организатор
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Социально-технологический техникум
ДАТА: 8 июня 2016года
г. Орехово-Зуево
2016
Духовно-нравственное воспитание-как основа успешной социализации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями развития.
Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, а в человеке цель воспитания составляет душа. Христианство даёт жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию".
Наш техникум в течение восьми лет работает над проблемами духовно- нравственного воспитания. Введение факультатива «Духовное краеведение Подмосковья» стало составной частью этого процесса. Хотя была обеспокоенность отсутствием фундаментальных знаний по основам катехизации и православной педагогики (с этой проблемой частично справилась после обучения на курсах повышения квалификации в «АСОУ»). Другим препятствием был невысокий личный духовный уровень. Поэтому воспитание учащихся осуществлялось параллельно с личным духовным становлением. И ещё один урок, усвоенный в процессе преподавания: не сетовать на детей, с которыми работаешь, что они не ходят в церковь, не молятся, Господь оценивает сердечную глубину и чистоту, и мы не знаем, какой будет Его оценка.
В этом учебном году приоритетным в работе факультативного курса стало обращение к образам русских православных святых как носителям огромного воспитательного потенциала. Жизнь святых угодников многие столетия являлась и в наше время является таким идеалом нравственного совершенства. Сегодня, как никогда, детям необходим высокий нравственный идеал, образец, которому они могут подражать.
Были определены основные цели при реализации программы: воспитание духовно-нравственной культуры чувства национальной гордости за славные дела предков, за свой народ;
формирование навыков сольного, хорового пения при исполнении музыкальных произведений духовной направленности;
содействие развитию связной речи, эмоционально-чувственной сферы детей;
Особенностью данной программы является введение в структуру урока музыки духовно-нравственного компонента, включение в тематическое планирование опорных тем праздничного цикла церковного календаря, традиционного для культуры России.
О высоком достоинстве музыки и философы и музыканты всех времен, блюстители нравов народных и воспитатели юношества. Занятия ими открывает нам целый мир звуков, мир новый обширный, прекрасный, благоустроенный, в котором и водворяет нас как его членов.
Всякое пение важного содержания и направления, а особенно пение церковное, составляет наилучшее средство к удалению дурных мыслей и преступных желаний, к отвлечению от вредных для души наслаждений.
Религиозная музыка и пение располагают людей ко взаимной любви и единомышлению. Хоровое пение служит выражением общих мыслей и общего настроения коллектива детей и соединяет их в один братский союз.
Интегрирующим компонентом является введение в урок музыки тем духовно-нравственного содержания на уровне межпредметной интеграции. Эмоциональное восприятие музыки предполагает развитие личностного отношения подростка к явлениям музыкального искусства, научит их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, формировать в них собственную музыкальную культуру как часть духовной культуры. Данная программа направлена на формирование духовно-нравственной культуры личности подростка: культуру чувств(способность к моральному резонансу, сопереживанию); культуру поведения, характеризующую конкретный способ осуществления в моральной практике помыслов ,знаний и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка; этикет как уровень приверженности правилам, регламентирующим форму, манеры ,стиль ,тон общения.
В хоровой коллектив отбираю самых незащищенных «уязвимых детей». Тщательный отбор песенного материала, педагогические беседы и рассказы о народных традициях оказывает живительное воздействие на их души.. В «Священном Писании» сказано: »Пойте Богу нашему, пойте, пойте Царю нашему, пойте, пойте все разумное» Эти слова относятся не только к
церковному пению. При разумном пении у детей повышается нравственная восприимчивость, потребность в духовности. Занятия фольклором позволяет сформировать у детей представление о возможности другой жизни, иного пути. Этот путь-пробуждение в людях доброты, любви и служение близким, путь к Храму.
Программа имеет коррекционно-развивающую, нравственную, эстетическую и социализирующую направленность. Тематика занятий расширяет кругозор, картину мира учащихся, приобщает детей к духовно-нравственным ценностям российского народа.
В последние годы мне часто приходиться посещать с детьми Храм. Наблюдаю и вижу как меняются дети: они становятся спокойнее. уравновешаннее, теплее и производят впечатление более защищенных. Начало нравственного, а потом и политического возрождения Русского народа, мы связываем с нашими детьми. Они- наш нравственный запас, наш потенциал, наше обновление.
Духовное и нравственное величие святых, их житие помогают показать средства искусства. Использование на занятии художественного слова, стихотворения, музыки, видеокадров создают особую эмоциональную обстановку, повышают мотивацию детей, заставляют размышлять над теми чертами характера, которые подняли реального человека на уровень святости.
Программа предусматривает обучение учащихся чтению, рассказыванию, декламации, публичным выступлениям. Православные праздники, тематические мероприятия духовно-нравственного содержания являются продолжением урока в форме внеклассного мероприятия, вписываясь в систему творческой деятельности подростка.
Особый интерес у детей вызывают «Открытые внеклассные мероприятия, в рамках факультатива «Духовное краеведение Подмосковья», на который приглашаются учащиеся, педагоги, психологи, работники опеки, специалисты, работающие с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. Такие мероприятия проходят раз в год. Подготовка к открытому мероприятию Православной культуры создаёт особую обстановку доверия, осознания причастности каждого к большому делу. На таких занятиях наиболее ярко раскрываются творческие способности детей. Коллективный анализ отрывков из произведения, отбор эпизодов, которые можно инсценировать, распределение ролей, репетиции способствуют развитию речи, культуры диалога, воспитанию ответственности.
В этом учебном году на часы православной культуры были посвящены таким темам, как «Российский батюшка», «Святые покровители семьи», «Батюшка Серафим», «Святые защитники Руси».
Обратимся к некоторым темам, которые раскрывались на Часе Православной культуры.
Примером для духовного и нравственного подражания является Преподобный Серафим Саровский. Он известен православным людям как добрый смиренный старец, готовый за ближнего отдать душу свою. Простота нрава, доступность и ровное, ласковое отношение ко всем, святость, воздержание - эти качества привлекали к нему людей ещё в дни земной жизни.
Образу святого посвящены стихи, фильмы, песни. С большим интересом дети смотрят анимационный фильм режиссера Сергея Антонова »Необыкновенное путешествие Серафимы», о девочке-сироте. которая живет в детском доме и как меняется ее жизнь благодаря встрече с батюшкой Серафимом, а затем рассуждают о жизни, поступках Батюшки Серафима и с востогом отзываются о фильме »Я в обсолютном шоке!»- восклицают они.» Такого мультфильма у нас еще не было!» Использование произведений искусства помогают детям понять духовное завещание великого старца жить по заповедям Божьим.
Неизгладимое впечатление на детей произвел фильм А.Мамонтова о жизни Афонского монастыря Ватопед, об удивительной монашеской республике, но еще более ярко о душах тех, кто ее населяет: святогорских русских монахов, приехавших на Афон тысячилетие тому назад. Об удивительной монашеской стране, об этом Уделе Пресвятой Богородицы, где присутствие ее осязаемо, о сятынях монастыря-чудотворных иконах и поясе Богородицы стал для детей образцом духовной чистоты и вершиной монашеского подвига.
Слушание песни в исполнении В.Толкуновой «Заповеди» помогает детям почувствовать актуальность Заповедей, связь прошлого и настоящего.
Важно, чтобы дети соотнесли жизнь святого старца с собственной жизнью, своих родных, знакомых. В результате совместной работы дети выращивают «Древо добродетелей», на котором будут представлены черты характера, присущие отцу Серафиму.
Час православной культуры, посвящённый святому - это праздник, во время которого дети реализуют свой творческий потенциал. Всегда участники факультатива с особым удовольствием участвуют в театрализованных сценках. Небольшие по объёму инсценировки доступны для запоминания нашим детям, остаются в памяти и в то же время позволяют учащемуся почувствовать себя артистом. А для зрителей – это яркая иллюстрация к рассказу о святом. Чем убедительнее сыграли артисты, тем легче зрителям участвовать в обсуждении.
Особое место в программе факультатива занимают новомученики - святые 20 века в земле Российской просиявшие. Россия! небесный свод, усеянный бесчисленными звёздами угодников Божьих.
Яркой звездой сияет среди них святая мученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна, которая прошла по русской земле как светлый луч добра и милосердия. Главным на занятии является показать детям духовную красоту княгини Елизаветы: милосердие, сострадание. Рассказ, беседа сопровождаются показом отрывков из фильма. Целостному восприятию образа Великой княгини помогает стихотворение князя Константина Романова «Я на тебя гляжу».
Большое значение имеет организация экскурсий. посещение которых способствует повышению духовно-нравственной культуры, успешной социальной адаптации детей с ОВЗ. Это и посещение храма Рождества Пресвятой Богородицы, участие в праздничных Богослужениях(в этом году особенно запомнился молебень об исцелении от вредных привычек), посещение Храма Христа Спасителя, участие в спортивных соревнованиях, посвященных Дню Православной молодежи на территории Храма(наша команда завоевала 3 место), участие в крестном ходе на Светлое Христово Воскресенье, поездка по Золотому кольцу России(Суздаль, Владимир, Александров, Сергиев-Посад).
«Вера без дел мертва». Стало традицией участие детей-сирот в благотворительных ярмарках, где наши воспитанники продают поделки, выполненные своими руками, и заработанные средства передают в Дом ребенка. Это своего рода практика социального служения.
Факультативные занятия способствовали сплочению ученического коллектива, развитию общей культуры, положительных личностных качеств.
Благодаря факультативным занятиям воспитанники коррекционных школ начинают размышлять об идеалах, на которые нужно ориентироваться.
Надеюсь, что уроки факультатива »Духовное краеведение Подмосковья» оставят след в душе детей, окажут влияние на формирование их личности, а образы святых станут для обучающихся нравственным, духовным ориентиром в жизни.
Учащийся из числа детей-сирот Николай Климов так отзывается об уроках, которые он извлек после изучения жития батюшки Серафима Саровского: «Берегись скверны, почитай своих родителей, иди к своей цели».