Конспект занятия по развитию речи: Составление описательного рассказа Зима (старшая группа).


Конспект занятия на тему : Составление описательного рассказа «Зима»
(старшая группа).
Задачи: учить при описании событий указать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые и сложные);учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает, воспитатель записывает рассказ); активизировать и расширять словарь о зиме; формировать умения выкладывать предмет из самодельных снежков, развивать воображение, память; прививать любовь к поэтическому слову.
Материал: мяч, снежки самодельные.
Ход занятия
1.
Послушайте загадку: Белое покрывало весь мир одело ( снег).
Сегодня мы будем придумывать рассказ о зиме. Вспомните, что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времён года?
Ответы детей.
Какой снег зимой?
Ответы детей.
Когда мы идём по снегу, что с ним происходит?
Дети: Хрустит, скрипит.
Какая бывает погода зимой?
Дети: Холодная, снежная, вьюжная. Морозная
Что происходит зимой с деревьями?
Дети: Они отдыхают, спят, укрывшись снегом.
Как живут зимой птицы и звери?
Дети: Зимующие птицы не бояться снега, но большой мороз им бывает холодно, поэтому птицам надо помогать.
Какими словами можно сказать о зиме, какая она?
Дети: Снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная….
А сейчас придумайте рассказ о зиме. Опишите, какое бывает зимой солнце, какая погода. Используйте в своих рассказах слова о зиме, погоде и снеге, которые вы сейчас подобрали. Сегодня я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в уголок для родителей, чтобы они увидели, чему вы научились.
Записываю 2-3 рассказа.
ФизминуткаИгра . Одна половина детей изображает снежинки, другая- ветер.
При повторении игры дети меняются местами.
2.Предлагаю детям послушать стихотворение « Снегопад»
День настал
И вдруг стемнело
Свет зажгли
Глядим в окно.
Снег ложиться
Белы –белый
Отчего же так темно?
3.Дидактическое упражнение «Как сказать одним словом»
Дети стоят в кругу ,бросаю ребёнку мяч говорю замёрзшая вода-ребёнок лёд, падает снег –(снегопад), сильная метель –(вьюга), снег прилип к деревьем – (вьюга),расписные окна зимой –(изморозь)ит.д.
4.Вспомнить пословицы о зиме:
Зима без мороза не бывает.
Береги нос в большой мороз.
Снег глубок –год хорош.
5.Дидактическая игра: «Выполни рисунок»
Предлагаю детям из самодельных снежков выложить простой рисунок ёлку, дом, тучу и т.д.