Урок литературного чтения. Тема : Животные в нашем доме. Урок обобщение по разделу.
Урок литературного чтения.
Тема : Животные в нашем доме. Урок обобщение по разделу.
Класс: 3д.
Учитель: Мигранова Фания Фаритовна.
Цели урока:
Образовательные:
Закрепление полученных знаний по произведениям раздела.
Развивающие:
Развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, развивать умение анализировать, обобщать; содействовать формированию навыков чтения: беглости, правильности, сознательности и выразительности; умению пользоваться различными видами чтения: выборочным, в темпе скороговорки; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, чёткого произношения слов, соблюдение пауз, логических ударений, придание голосу нужной эмоциональной окраски.Воспитывающие:
Воспитание нравственности через анализ художественного произведения, его содержание, говорить о любви к домашним животным. Воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, работе в паре, группе.
Оборудование: компьютер, презентация , карточки.
Ход урока:
Организационный момент.
Мы сегодня не одни, Гости на урок пришли. Повернитесь поскорей, Поприветствуйте гостей!
Начнём урок с речевой разминки: Я скажу себе, друзья, Не боюсь я никогда Ни диктанта, ни контрольной, Ни стихов и ни задач, Ни проблем, ни неудач. Я спокоен, терпелив, Сдержан я и не хмурлив, Просто не люблю я страх, Я держу себя в руках. (слайд №1.)
Доброе утро и солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
-Какие правила должны соблюдать на уроке?
(Говорить четко и ясно. Отвечать полным ответом. Выслушивать вопросы до конца.
Не выкрикивать. Высказывать своё мнение.) -Чтобы узнать тему урока, заполним кроссворд.
1) Русский писатель, педагог, путешественник. Автор произведения «Охотники и собаки». (Борис Степанович Житков) (слайд №2.)
2)Детский писатель, поэт и переводчик. Автор произведения «Ханг и Чанг».
(Юрий Иосифович Коринец) (слайд №3.)
3)Первоначальная кличка кота героя произведения Константина Паустовского.(Ворюга) (слайд №4.)
4)Булат Окуджава поэт и композитор говорил об этой поэтессе: «Ей повезло, она открыла волшебную страну, не выдумала, а открыла. Она населила её живыми жителями» (Юнна Мориц) (слайд №5.)
5)Морская «профессия» опасная и романтическая, способное прославить имя, в представлении Тома Сойера. (Пират) (слайд №6.)
6)Кличка трёхногой собаки в произведении Виктора Драгунского.(Антон Дыхов) (слайд №7.)
7) С чего началась дружба слонов и дельфинов в произведении Юнны Мориц.(с улыбки) (слайд №8.)
8)Из какого произведения отрывок: тащил, тащил пока не стащил всю клеёнку, вместе с ней лампу, 2 чернильницы, 1 графин с водой о вообще всё , что было разложено на столе (Медведко. Дмитрий Мамин-Сибиряк) (слайд №9.) - Какое слово получилось в столбике? (хором) (слайд №10.)
2) Сообщение темы и цели урока.
- Итак, тема урока «Животные в нашем доме». (слайд №11.) Мы вспомним произведения, изученные в разделе, обобщим и систематизируем свои знания, а также узнаем много интересного.
- Как можно назвать животных, живущих в доме?
А)Питомец: воспитанник, приемыш, выкормыш. (слайд №12.)
- Почему?
- Воспитанник- нужно животных воспитывать,
- приемыш-приняли,
- выкормыш- когда говорят про человека так «выкормыш семьи» это в отрицательном значении, а животное конечно мы обязаны кормить.
Б)Братья наши меньшие. (слайд №13.)
- Почему братья? (Потому что всякое живое существо на земле является нашим собратом. )- Почему меньшие?( Потому что они слабее и мы должны о них заботиться и защищать.)
Оказывается: раньше в старину братьями нашими меньшими называли людей невысокого общественного положения, нуждающиеся в защите и помощи. А потом , в начале 20века, когда дрессировщики братья Дуровы дрессировкой доказали, что у животных есть разум, так стали называть животных.
В)Четвероногие друзья: близкий человек, приятель, доброжелатель. (слайд №14.)
Вспомним, какие произведения мы встречали в разделе «Животные в нашем доме».
- про собак, которые воровали вещи друг у друга, но и умели извиняться и прощать... Виктор Драгунский «Дымка и Антон»
- про ёжика... Валентин Берестов «Прощание с другом»
- про двух собак, которые воспитывали друг друга... Юрий Коринец «Ханг и Чанг»
- про славного медвежонка... Дмитрий Мамин-Сибиряк «Медведко»
- про клеста, которого держали в клетке... «Капитан Клюквин» Юрий Коваль. (слайд №15.)
- как клёст оказался у рассказчика?
- почему рассказ называется «Капитан Клюквин»?
- Мы работали по группам.
1 группа: находила описание Капитана Клюквина.
2 группа: отношение автора к Капитану Клюквину, какие чувства испытывал автор к герою.
3 группа: характер клеста.
4 группа: к данным эпитетам должна была подобрать из текста существительные.
Плохонькая зима
Огненный Капитан Клюквин
Бузинная жёрдочка
Деревянный конь
Клюквенный цвет
Смоляное семечко
Солнечное пятно
Убогая песня
Пасмурная осень
Весёлый характер
Гитарные вечера
- вот сейчас вы вспомните, подготовитесь , а потом проверим, какая группа работала дружно и активно
- время прошло, посмотрим, какая группа лучше справится с заданием... (дети сделали картинный план к этому произведению. Сейчас Саша читает план, у кого подходящий рисунок – тот и выходит вперёд со своим рисунком.)Капитан Клюквин. Автор Юрий Коваль.
План.
Я купил клеста.
Первая песня Капитана .Огненный Капитан Клюквин веселил меня осенью.
Я учу Капитана Клюквина брать семечки из рук.
Подводный мир заворожил клеста.
Первые ноты.
Уверенный ручеёк.
Клетка на балконе.
Поход в парк.
Выбор Капитана Клюквина.
- вот какой картинный план получился! Молодцы, ребята!
-В апреле Клюквин совсем захандрил. Как рассказчик предоставил птице свободу выбора?
-легко ли было рассказчику на это решиться? (А вдруг птица улетит? Сможет он жить в лесу? Но у мальчика чуткое и доброе сердце, по-настоящему любит своего питомца, задумывается о будущем птицы)- Стала ли птица клёст другом для человека? Как вы об этом догадались? (У диких свой мир)
- А каких еще птиц держат дома? (канареек, чижиков, воронов, попугаев) В последнее время популярны вороны. Это не ворона, а ворон. Только не муж вороны, а птица другого вида.
-По каким признакам ворон и ворона отличаются друг от друга?
У нашей Эвелины оказывается была птица –какая послушайте. (слайд №16.)
Про своего хомяка расскажет Арина . (слайд №17.)
-для чего человек держит птиц дома?
Положительное влияние на человека: эстетическое удовольствие, пение снимает стресс. (слайд №18.)
Физкультминутка: песня «Мой котёнок.»
- Следующий питомец-это кошка.Какие вы знаете пословицы, поговорки, связанные с кошками.
У Мухтарова Арсена есть кот. Арсен расскажет о своём питомце. (слайды №19-24.)
Очень много сказочных и мультипликационных героев котов. Включаю музыку, узнайте произведение и кличку кота:
1)Кот Базилио и лиса Алиса.А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино».
2)Песенка кота Леопольда. «Приключения кота Леопольда».
3)Песенка кота Матроскина. Э Успенский «Дядя Фёдор, пес и кот».
В Древнем Египте к кошкам относились, как к божествам. Им уступали дорогу, выносили при пожаре. За случайное лишение жизни- смертная казнь. (слайды №25-34)
Памятники кошкам. В Петербурге есть памятник, посвященный кошкам, которые помогали бороться с крысами во время блокады Ленинграда в 1943 году. Крыс в осажденном городе было огромное количество, и они полчищами уничтожали запасы зерна. Если бы не кошки, возможно, в Ленинграде выжило бы намного меньше людей.
В Петербургском государственном университете есть памятник кошке, подвергавшейся опытам и помогавшей таким образом продвижению научного прогресса. 1 марта отмечают День кошек.
Стихотворение. «Про кошку» (Диана)
Что вы знаете про кошку?Всё, наверно, понемножку.Кошка первой входит в домИ живет подолгу в нем.
Тем, кто с кошкой добр и мягок,Может кошка другом стать.Но обидчику, однако,Может кошка сдачи дать
- Польза от кошек какая? (слайд №35.)
Положительное влияние кошек:
В присутствии кошек человек становится более расслабленным, спокойным.
Улучшается настроение.
Ловят мышей.
Лечат-кошкотерапия.
Домашние животные не только дома живут, но и во дворе.
(Ахметов Арсен ... , Данил... о собаке.)
Следующие питомцы - собаки.
Вспомним пословицы...
1) Санитары шли на верную смерть, подорвав более 300 танков, железнодорожные составы.
2) Собаки-санитары искали раненых, на спине перевозили медикаменты, перевязочный материал.
3) Охраняют границу.
4) Несут сторожевую службу.
5) Перевозят грузы.
6) Пасут овец.
7) Собака поводырь.
8) Собаки космонавты.
Памятники: за преданность, верность, храбрость.
Положительное: Также доказано, что простое общение с собакой, даже несколько минут в день, положительно влияет на здоровье человека. Учеными установлено, что при частом поглаживании питомца, происходит нормализация артериального давления. Люди, у которых живет собака, меньше подвержены стрессам и реже страдают нарушениями сна.
- Если вы решили взять питомца- это ответственное решение- к чему вы должны быть готовы?
(слайды №36, 37.)
кормить
расчесывать
чистить
мыть
выгуливать
воспитывать
заботиться о здоровье
- Из произведений данного раздела прочитайте выразительно любой понравившийся отрывок...
(Айшэн) Бездомная кошка. Алексей Дмитриев
Однажды я встретил бездомную кошку:- Как Ваши дела?- Hичего, понемножку...- Я слышал, что Вы тяжело заболели...- Болела.- Так, значит, лежали в постели?- Лежала на улице много недель -Бездомной, мне некуда ставить постель.Подумал я: "Странно, что в мире огромномHет места собакам и кошкам бездомным."- Вы слышите, кошка? Пойдёмте со мной -Темнеет, и значит, пора нам домой!Мы шли с ней по улице гордо и смело -Я молча, а кошка тихонечко пела.О чем она пела? Возможно, о том,Что каждому нужен свой собственный дом.
- Почему так происходит? Почему много бездомных кошек, собак? (бросают)
- Хочется вспомнить цитату из произведения «Маленький принц»
« Мы в ответе за тех кого приручили» (шёпотом повторим)
4. Итог урока.
- Подытожим наш урок. (слайд №38.) Каждый подумает, и сам себе поставит за работу оценку.
- Встаньте, кто поставил себе «5»,... «4»..., «3»...
- «Спасибо за урок, молодцы!» (слайд №39.)